Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление процессом спортивной тренировки

Поиск

 

Управление спортивной тренировкой — это постановка реальной цели подготовки, реальных перспективных и текущих задач; определе­ние методов, средств и путей решения этих задач; организация учебно-тренировочного процесса и др.

В управление спортивной тренировкой входит:

— планирование тренировочного процесса;

— текущий контроль за процессом тренировки и состоянием трени­рованности;

— обобщение и анализ данных контроля и внесение необходимых коррективов в планирование (как в задачи плана, так и в способы их реализации).

В практике волейбола принято различать многолетнее, перспектив­ное, годичное и текущее планирование.

Многолетнее планирование охватывает обычно в среднем 12-15 лет и предусматривает последовательно этапы отбора и обучения, базовой тренировки и спортивного совершенствования.

Перспективное планирование обычно охватывает четырехлетний цикл, основу которого составляет календарь соревнований. Исходя из него определяются задания по годам, распределение средств трениро­вок, динамика тренировочных и соревновательных нагрузок, опреде­ляются периоды подготовки внутри годовых циклов и др.

 

 

В годовом плане более детально определяются задачи, средства, ме­тоды периодов подготовки, динамика тренировочных и соревнователь­ных нагрузок, организация тренировочного процесса и др.

Текущее планирование составляют месячные, недельные циклы, которые называют мезоциклами и микроциклами (содержание выше­перечисленных видов планирования подробно изложено в разделе 6.3.2.).

Текущий контроль за процессом тренировки волейболистов и состо­янием спортсменов включает:

— учет и анализ проделанной работы по дневникам тренера и спорт­смена, по журналам тренера, по графикам тренировочных нагрузок, отчетам научных групп и др.;

— оценку переносимости волейболистом тренировочной нагрузки на основании своевременной, объективной, исчерпывающей инфор­мации по данным тестирования подготовленности спортсмена, а также на основании педагогических наблюдений тренера и субъективных ощу­щений спортсмена;

— оценку функционального состояния организма волейболиста по данным медико-биологических проб(тестов);

— оценку уровня развития физических качеств и технико-тактической подготовленности волейболиста по данным регулярного тестирования;

— самоконтроль спортсмена;

— врачебный контроль, состоящий из ежегодного диспансерного обследования и тщательного осмотра врачами-специалистами (содер­жание и организация контроля за процессом тренировки и состоянием тренированности волейболистов подробно изложены в разделе 6.3.3.).

Методы контроля

Метод педагогического наблюдения используют в процессе занятий и соревнований. Тренер наблюдает за поведением занимающихся, их активностью, эмоциональным состоянием, дисциплиной, за качеством выполнения упражнений и заданий, за тем, как они переносят трени­ровочные и соревновательные нагрузки.

Метод объективной опенки рекомендуется для оценки качествен­ных сдвигов. Он базируется на применении различных регистрирующих приборов и приспособлений, кино, видеомагнитофонных и компью­терных записей, системы контрольных упражнений по видам подго­товки и контрольных заданий в соревнованиях.

Методы экспертных опенок используют для оценок тех показате­лей, которые не подвергаются объективной оценке (например, оценка действий при страховке, проявление инициативы, решительности и т.д.), а также для комплексной оценки подготовленности игроков по видам подготовки и участия в тренировочных занятиях и соревнованиях. Обычно применяют пятибалльную систему оценок («5» — отлично, «4» — хоро­шо, «З» — удовлетворительно, «2» — плохо).

 

 

 

Метод анализа и синтеза — основной метод педагогического конт­роля. Целесообразность и эффективность направляемой тренером дея­тельности прямо пропорциональна точности анализа данных педагоги­ческих наблюдений и учета, а также правильности синтеза, т.е. безоши­бочность применяемых тренером решений, получаемых на основе дан­ных анализа. Применение этого метода дает возможность непрерывно совершенствовать планирование подготовки. Например, годовой план подготовки корректируется столько раз в году, сколько имеется рабо­чих планов, так как анализ предыдущего рабочего плана дает возмож­ность внести коррективы при составлении очередного.

 

5.3. Физическая подготовка

 

Волейбол — ациклическая командная игра, где мышечная работа носит скоростно-силовой, точностно-координационный характер. При малых размерах и ограничении касаний мяча выполнение всех техни­ческих и тактических элементов требует точности и целенаправленнос­ти движений.

Двигательные действия заключаются во множестве молниеносных стартов и ускорений, в прыжках вверх на максимальную и оптималь­ную высоту, большом количестве взрывных ударных движений при дли­тельном, быстром и почти непрерывном реагировании на изменяющу­юся обстановку, что предъявляет высокие требования к физической подготовленности волейболистов.

Высокий уровень требований к физической подготовленности во­лейболистов объясняется и следующими факторами:

1. Качественно новый уровень развития волейболиста требует ново­го уровня развития физических качеств спортсмена (изменение правил соревнований, комплектование команд высокорослыми игроками; по­вышение атакующего потенциал за счет быстрых перемещений и повы­шенной скорости выполнения технических приемов с использованием всей длины сетки, игра тремя мячами и др.).

2. Постоянный рост уровня развития физических качеств — непре­менное условие для повышения тренировочных нагрузок.

В зависимости от возраста, подготовленности спортсменов, этапов и задач тренировки физическая подготовка изменяется, но во всех сво­их аспектах она необходима волейболисту, от начинающего до мастера высокого класса. С повышением спортивной квалификации роль физи­ческой подготовки ни в коей мере не снижается. Однако ее характер, применяемые средства и методы претерпевают изменения, выражаю­щиеся прежде всего в специальной направленности (табл. 14, 15).

По направленности и характеру воздействия применяемых средств физическая подготовка волейболистов делится на общую (ОФП) и спе­циальную (СФП).

 

 

Таблица 14

 

Принципиальное соотношение средств ОФП и СФП в многолетнем тренировочном процессе волейболистов (%)

 

Средства физической подготовки Квалификация
111-П разряд 11-1 разряд I р - мс МС - МСМК
Упражнения ОФП 70 - 80 50 - 60 30 - 40 20 - 30
Упражнения СФП 20 - 30 40 - 50 60 - 70 70 -80

Т а б л и ц а 15

Принципиальное соотношение средств ОФП и СФП в годичном цикле подготовки квалифицированных волейболистов (%)

 

Средства физической подготовки Периодизация годичного цикла
подготовительный период соревновательный период переходный период
Упражнения ОФП      
Упражнения СФП      

 

Общая физическая подготовка. Основной задачей ОФП является по­вышение работоспособности организма в целом. Частными задачами являются:

1. Разностороннее физическое развитие

2. Укрепление опорно-двигательного аппарата

3. Развитие физических качеств — силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

4. Повышение функциональных возможностей и уровня обменных процессов.

5. Повышение психологической подготовленности.

6. Создание условий для активного отдыха в период снижения тре­нировочных нагрузок.

Общая физическая подготовка может проводиться в самых разнооб­разных условиях: на стадионе, в гимнастическом зале, в лесу, в парке. Многие упражнения можно выполнять без специального оборудования мест занятий, используя гимнастические снаряды, различные отяго­щения, природные материалы и др.

Основными средствами ОФП волейболистов являются широкий круг общеразвивающих упражнений из других видов спорта: кроссовый бег и другие разновидности бега, упражнения с отягощениями, гимнасти­ческие упражнения и акробатика, спортивные и подвижные игры, пла­вание, лыжный бег и др.

Выбор этих средств неслучаен. Эти упражнения тотальны по своему воздействию, заставляют активно работать все органы и системы, что укрепляет всю мускулатуру, сердечно-сосудистую систему, улучшает

 

 

 

возможности органов дыхания, повышает общий обмен веществ в орга­низме.

Общая физическая подготовка проводится на 1 -м этапе подготови­тельного периода, в небольших объемах — на специальноподготовительном этапе и как средство активного отдыха на предсоревновательном этапе и в соревновательном периоде.

В группах занимающихся волейболом, где отсутствует четко выра­женная периодизация (команды коллективов физкультуры, вузов, спортивных клубов и др.) в начале годичного цикла подготовки прово­дится базовая подготовка (ОФП) с постепенным переходом к СФП. В период соревнований виды подготовки чередуются.

Специальная физическая подготовка. СФП является средством спе­циализированного развития физических качеств. Задачи ее более узки и более специфичны:

1. Развитие взрывной силы мышц ног, плечевого пояса, туловища;

быстроты перемещения и сложной реакции; скоростной, прыжковой, иг­ровой выносливости; акробатической и прыжковой ловкости, гибкости.

2. Совершенствование функциональных возможностей организма спортсменов.

3. Повышение психологической подготовленности.

4. Создание условий для восстановления организма после трениро­вочных и соревновательных нагрузок.

Основными средствами СФП являются: соревновательное упраж­нение «своего» вида спорта, а также подготовительные упражнения, сходные по своей двигательной структуре и характеру нервно-мышеч­ных усилий с движениями специализируемого упражнения. С помощью таких упражнений решаются две задачи: совершенствуются техничес­кие приемы и развиваются специальные физические качества.

Специальная физическая подготовка в основном, имеет место в го­дичном цикле подготовки на специально-подготовительном, предсоревновательном этапах и в небольшом объеме в соревновательном периоде.

 

Развитие физических качеств

 

Общая сила. Ни одно физическое упражнение не мыслимо без про­явления силы. Сила мышц в значительной мере определяет быстроту движения и способствует проявлению выносливости и ловкости.

Общая силовая подготовленность волейболистов характеризуется ком­плексным развитием силы мышц и мышечных групп. Она приобретается посредством выполнения разнообразных физических упражнений в про­цессе ОФП и является фундаментом для специальной силовой подготов­ки. Правильный подбор упражнений должен обеспечивать пропорцио­нальное развитие всех участвующих в соревновательном движении мышц или мышечных групп. Характерная черта развития силы — возможность избирательного воздействия на отдельные мышечные группы.

 

 

Применяя упражнения с отягощениями, необходимо учитывать уро­вень подготовленности спортсменов, их самочувствие в день трениров­ки, и нагрузка должна быть строго индивидуальна.

Взрывная сила. Выполнение большинства технических приемов в волейболе (подачи, нападающие удары и др.) требует проявления взрыв­ной силы. Поэтому, специальная силовая подготовка волейболиста дол­жна быть направлена прежде всего на развитие скоростно-силовых спо­собностей спортсменов.

Эффект скоростно-силовой тренировки зависит от оптимального возбуждения ЦНС, количества мышечных волокон, принимающих импульсы; расхода энергии при растягивании — сокращении мышц. Поэтому интервалы отдыха между сериями упражнений должны быть такими, чтобы восстанавливалась работоспособность организма спорт­сменов.

При развитии взрывной силы можно применять незначительные по весу отягощения, поскольку чрезмерное увлечение отягощениями сдер­живает прирост специальной силовой подготовленности, т.к. в этом случае нагрузка переносится на неспецифические мышечные группы. Вес отя­гощения должен составлять 10-40% от веса спортсмена.

В специальной силовой тренировке должен применяться главным образом тот режим работы, который соответствует режиму функцио­нирования мышц в игре, с тем, чтобы обеспечивать морфологические и биохимические адаптации (локально-направленное воздействие на­грузки). Упражнения должны выполняться с высокой скоростью сокра­щения мышц.

Скоростно-силовые способности совершенствуются на базе общей силовой подготовленности.

Наиболее приемлемыми для силовой подготовки являются:

— упражнения в преодолении собственного веса (приседания, под­тягивания, прыжковые упражнения и др.);

— упражнения с партнером (приседания, перетягивания и др.);

— упражнения с отягощением (с гирями, штангой, гантелями и др.);

основные и имитационные упражнения с небольшими отягоще­ниями (в тренировочном жилете, с манжетами на кистях, бедрах и т.д.).

 

Примерные упражнения для развития силы мышц рук и плечевого пояса

 

1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (варианты: одна кисть на другой; с поочередным сгибанием рук; с опорой на одну руку; с пооче­редным подниманием ног; с хлопком ладонями в момент отталкива­ния; с опорой на пальцы).

2. Передвижение на руках «отпрыгиванием», ноги поддерживает партнер.

3. Броски набивных мячей одной и двумя руками с разбега, с места, сидя на полу и т.д.

 

 

 

4. Жим штанги (варианты: с одновременным поворотом туловища; из-за головы; обратным или разноименным хватом; узким хватом).

5. Вырывание штанги.

6. Стоя на резиновом амортизаторе, сгибание рук в локтях до груди;

(варианты: поднимание рук вперед-вверх, в стороны — вверх, круго­вые вращения руками).

7. Ударное движение руки при нападающем ударе на блочном уст­ройстве или с резиновьм амортизатором.

 

Примерные упражнения для развития силы мышц туловища

 

1. Лежа на спине руки за головой — поднять (резко) туловище, с наклоном вперед до касания локтями пола.

2. То же, но руки в стороны ладонями вниз, ноги вместе, прямые — поднять ноги вверх и опустить их вправо, затем влево.

3. Партнер держит разведенные ноги за бедра, второй прогибается назад (руки за головой) и наклоняется вперед (вариант: с поворотом туловища в стороны).

4. Поворот туловища со штангой на плечах с наклоном в сторону, вперед (вариант: сидя).

5. Штанга на полу сбоку — поднять штангу на грудь и опустить с другой стороны.

6. Лежа на бедрах на скамейке, ступнями зацепиться за рейку, руки за головой — рывком прогнуться назад с поворотом туловища.

7. «Футбольный» удар головой по мячу в прыжке.

 

Примерные упражнения для развития силы мышц ног

 

1. Бег по лестнице (крутым склонам) вверх и вниз.

2. Приседания на одной ноге.

3. Перетягивание и отталкивание партнера.

4. «Петушиный» бой (оба партнера, прыгая на одной ноге, толкают­ся плечами).

5. Ходьба глубокими выпадами со штангой на плечах.

6. Пружинистая ходьба на носках со штангой на плечах.

7. Приседания со штангой на плечах (полуприсед; медленный присед).

8. Выпрыгивание со штангой на плечах.

9. В выпаде в сторону — перенос тяжести тела со штангой на плечах с одной ноги на другую.

10. Перенос партнера на плечах (спине).

Приведенные выше примерные упражнения предназначены для раз­вития мышечной силы ног, которая проявляется в прыгучести волейбо­листа.

Прыгучесть — это способность волейболиста прыгать оптимально высоко для выполнения нападающих ударов, подач, блокирования и вто-

 

 

рых передач в прыжке. Она зависит от силы мышц и скорости сокращения мышечных волокон. Для проявления прыгучести необходима взрывная сила.

Развитие прыгучести начинается с развития силы с помощью уп­ражнений общего воздействия, а в дальнейшем мышечную силу и ско­рость сокращения мышц рекомендуется развивать параллельно.

В специальной прыжковой подготовке рекомендуются:

а) прыжковые упражнения с отягощением и без отягощения (отя­гощения не более 40% от веса спортсмена);

б) основные упражнения по технике игры.

Количество прыжков с отягощением в одной серии — 10-20; про­должительность интервалов отдыха — 2-3 мин; количество серий — 5-6.

Для прыжковых упражнений без отягощения дозировки следующие:

продолжительность одной серии — 10-20 прыжков; интенсивность — без пауз между прыжками; интервал отдыха между сериями — 1-2 мин;

количество серий — 5-7 в тренировке.

 

Примерные упражнения для развития прыгучести

 

1. Прыжки с места, с разбега, доставая баскетбольный щит, кольцо.

2. Прыжки из глубокого приседа.

3. Прыжки с разбега с доставанием метрической разметки возможно выше.

4. Прыжки со скакалкой на двух ногах (варианты: с ноги на ногу; с продвижением вперед; на одной ноге; в приседе; высоко поднимая бедра).

5. Серийные прыжки вверх с места, с разбега с доставанием предмета.

6. Прыжки с разбега с ударом по подвешенному мячу.

7. Имитация нападающих ударов в прыжке с места и после разбега.

8. Имитация блокирования на месте и после перемещения.

9. Имитация блока, нападающего удара, блока, нападающего удара и т.д.

10. Нападающие удары через сетку после разбега с различных по траектории вторых передач.

Методы развития силы

 

1. Метод «до отказа» — многократное, относительно медленное вы­полнение упражнения с усилием на уровне 50-70% от максимального до значительного утомления.

2. Метод больших усилий — многократное выполнение одного и того же упражнения на уровне 80-95% от максимального уровня.

Эти методы используются в основном для развития силы мышц ног волейболистов со следующими дозировками: интенсивность — малая;

количество повторений в одной серии — до появления признаков мы­шечной усталости; число серий — 3-6 в одном занятии; паузы отдыха между сериями — 3-4 мин.

 

 

3. Повторный метод:

а) многократное преодоление непредельного сопротивления с пре­дельной скоростью (упражнения с малыми отягощениями, выполняе­мые в быстром темпе). Дозировка: число повторений в серии — 15-20;

интервал отдыха между сериями — 2-4 мин; количество серий — 5-6;

б) многократное преодоление непредельного сопротивления с не­предельным числом повторений, со сменой усилий, в пределах 50-80% от максимума. Дозировка: число повторений в серии — 10-15; интервал отдыха между сериями — 2-4 мин; количество серий — 4-6.

4. Метод круговой тренировки характерен последовательным про­хождением «станций», на которых выполняются упражнения опреде­ленного тренирующего воздействия. По направленности круговая тре­нировка может быть силовой, скоростно-силовой, скоростно-силовой в сочетании с технической подготовкой. Для каждой «станции» опреде­ленный, выбранный тренером метод скоростно-силовой подготовки с его дозировками.

5. Сопряженный метод характеризуется развитием силы и скоростно-силовых качеств в процессе выполнения технических приемов или их частей. Например: выполнение нападающего удара с отягощением на руках или ногах. Дозировки: интенсивность — высокая; продолжитель­ность одной серии — до появления признаков мышечной усталости;

отдых между сериями — 2-4 мин; количество серий — 4-7.

6. Интервальный метод (только для прыжковых упражнений без отя­гощения) — параметры физической нагрузки постоянны для одной тренировки.

 

Контрольные упражнения для определения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 807; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.104.17 (0.01 с.)