Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Группы видов спорта и минимальный Возраст зачисления детей в спортивные школы по этим видам спорта↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Группы видов спорта и минимальный возраст зачисления детей в спортивные школы по этим видам спорта (извлечения) (Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, расположенных на территории Российской Федерации)
Примечание. 1. Расчет приводится в академических часах (45 мин). 2. Учебно-тренировочный этап подготовки подразделяется на этап начальной специализации (1-й и 2-й годы обучения) и этап углубленной специализации (3-5-й годы обучения). Гребля на байдарках и каноэ (слалом)
Гребной слалом относится к сложно-техническим и сложно-координационным видам спорта. На основании нормативно-правовых основ, регулирующих деятельность учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, и в зависимости от материально-технического обеспечения спортивной школы, условий проведения занятий по специально-физической и другим видам подготовки, квалификации тренерско-преподавательско-го состава и другим факторам, влияющим на безопасность и качество ведения учебно-тренировочных занятий по гребному слалому, рекомендуется следующий количественный состав учебных групп (табл. 3). Распределение часов в процессе многолетней подготовки по этапам обучения, согласно нормативным актам, представлено в таблице 4. III ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ОТДЕЛЕНИЙГРЕБНОГО С ЛАЛОМА В СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ Основными формами учебно-тренировочного процесса (УТП) являются групповые тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, медико-восстановительные мероприятия, участие в соревнованиях, матчевых встречах, УТС, инструкторская и судейская практика. Основной формой занятия в школе является урок. По направленности выделяют следующие уроки: - учебные уроки: обучение технике гребли, координации движе - учебно-тренировочные уроки: развитие физических двигатель - тренировочные уроки: совершенствование техники, развитие - контрольный урок: контроль эффективности процесса подго Режим учебно-тренировочной работы определяется количеством учебных часов (академических) в неделю. Продолжительность одного занятия в группах НП не должна превышать 2 академических часа, а УТГ - 4. Во время проведения выездных лагерей, походов, однодневных или многодневных профильных мероприятий, а также УТС занятия должны строиться из расчета от 8 до 12 часов в сутки плюс полевые надбавки, если мероприятие осуществляется в полевых условиях. Гребля на байдарках и каноэ (слалом) Организацнонно-методическая частъ_
Кроме учебно-тренировочных занятий (УТЗ) по расписанию, учащиеся должны ежедневно заниматься утренней зарядкой, а также выполнять индивидуальные задания тренера. Увеличение тренировочных нагрузок и перевод в последующую группу обуславливается не только спортивным разрядом учащихся, но и выполнением учебной программы, контрольных переводных нормативов, состоянием здоровья. Учебные группы по видам гребли формируются с учетом пола, возраста и степени требований по спортивной подготовке и умению плавать. Занятия в группах НП и в УТГ проводятся групповым методом, а также индивидуально. На основе общих закономерностей учебно-тренировочного процесса в программе каждого этапа подготовки разработаны допустимые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок, определены задачи и преимущественная направленность занятий с учетом возрастных особенностей и должного уровня специальной подготовленности, характерной для спортсменов высокого класса. Эффективность тренировочного процесса зависит от рациональной организации занятий, выбора методов, оптимальной дозировки и тщательного учета индивидуальных особенностей занимающихся. В силу специфики гребного слалома организация спортивно-оздоровительных лагерей (для групп НП и УТ первых лет обучения) и учебно-тренировочных сборов (для групп УТ и СС) является обязательной и играет большую роль в подготовке гребцов-слаломистов. Именно во время летних спортивно-оздоровительных лагерей и учебно-тренировочных сборов на бурной воде закладывается основа технической подготовки спортсмена. Практика показывает, что спортсмен-слаломист, не выезжающий на летние мероприятия на бурной воде, останавливается в развитии, а в дальнейшем прекращает занятия этим видом спорта. Физическая подготовка. Физическая подготовка является основой спортивной тренировки. Она представляет собой целенаправленный процесс формирования физических качеств у спортсмена-слаломиста, к которым относятся: сила, выносливость, гибкость, ловкость, скоростные способности и др. Физическая подготовка разделяется на: общую физическую подготовку, направленную на разностороннее развитие физических качеств, и специальную физическую подготовку, направленную на развитие физических способностей, отвечающих специфике гребного слалома. Техническая подготовка. Техническая подготовка гребца-слаломиста направлена на формирование у спортсмена двигательных на- выков в избранном виде спорта. Общая техническая подготовка предполагает использование смежных видов спорта для расширения запаса технических навыков у спортсмена. В гребном слаломе это могут быть рафтинг, водный туризм (многоборье), кануполо, гимнастика и др. Специальная техническая подготовка направлена на формирование специфических для данного вида спорта двигательных навыков, на отработку индивидуальных особенностей техники спортсмена. Этот вид подготовки проводится на бурной воде, сложность которой зависит от квалификации спортсмена. Тактическая подготовка. Основу тактического мастерства составляют тактические знания, умения и навыки. Совершенствование тактического мастерства у спортсмена осуществляется через развитие его тактического мышления: анализ и разбор тренировочного занятия, работы на участке, на связке ворот, участия в соревнованиях и т.п. Различается индивидуальная и командная тактика. Специфика техники и тактики гребного слалома тесно связана с тренировкой памяти, концентрацией внимания, развитием пространственного воображения спортсмена (умение на берегу мысленно нарисовать модель прохождения трассы, произвести расчет гребков на дистанции). Поэтому данное положение обуславливается проведением ряда практических занятий в различной обстановке (в учебном классе - просмотр видеоматериалов, в природных условиях и т.д.). Основные занятия по усвоению техники и тактики гребного слалома должны проходить в бассейне в холодное время года и на открытой воде в теплый период. Возможность занятий в бассейне -одно из основных условий развития этой дисциплины в учебном учреждении на территории России в настоящее время. Занятия по общей физической подготовке ведутся в обычных спортивных и тренажерных залах. В теплое время года - на открытом воздухе и водных акваториях. Соревнования - важнейшая часть подготовки спортсменов всех возрастов. Соревновательная деятельность в гребном слаломе весьма интенсивна, и сильнейшие спортсмены стартуют на соревнованиях различного уровня в течение года до 30 раз (включая контрольные старты). Практически весь соревновательный сезон в гребном слаломе, особенно для групп УТ и СС, приходится на весенне-летний период. Соревнования в детских спортивных школах должны планироваться таким образом, чтобы по своей направленности и степени трудности они соответствовали задачам, поставленным перед спортсменами на данном этапе многолетней спортивной подготовки. Гребля на байдарках и каноэ (слалом) Организационно-методическая частъ_
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В ГРЕБНОМ СЛАЛОМЕ Эффективность обучения в гребном слаломе зависит как от правильного определения его задач и содержания, так и от способов их реализации, т.е. методов обучения. Подразделения методов обучения по характеру передачи и восприятия: Объяснительно-иллюстративный. Он заключается в том, что тренер-преподаватель сообщает спортсменам готовую информацию разнообразными средствами, а они, в свою очередь, воспринимают, осознают и закрепляют в своей памяти полученную информацию. Основными средствами при наших занятиях является рассказ, объяснение, беседа, учебные пособия, наглядные пособия (фильм, фото, схемы трасс, протоколы соревнований и т.д.). Непременным условием словесного общения тренера-преподавателя со спортсменом является взаимопонимание, вера в единство целей, умение наставника в беседе передать воспитаннику уверенность в своих силах, возможность победы при реализации им всего учебного плана. Этот метод самый распространенный и эффективно действует на всех этапах спортивной подготовки. Репродуктивный или идеомоторный. Этот метод тесно связан с предыдущим и чаще применяется в единстве друг с другом. Одно условие - первый должен обязательно предшествовать второму, так как знания, которые спортсмен получает в результате объяснительно-иллюстративного метода, не формируют у него необходимых навыков и умений, как пользоваться этими знаниями. Для этого нужно неоднократное повторение и воспроизведение определенных технико-тактических приемов. Основные средства метода - различные виды имитационных упражнений, выполнение движений гребца в лодке на суше, тренажерах, подводящие к правильному усвоению умений и навыков, необходимых слаломисту. Особенно важен этот метод на этапе начальной подготовки спортсмена. Проблемного изложения. При использовании этого метода тренер ставит перед спортсменом учебную проблему и показывает пути и конкретные способы ее решения. Например: взятие обратных ворот в четыре, в два, в один гребок. Ценность этого метода состоит в том, что спортсмену показывают варианты познания и решения проблемы. Спортсмен же получает возможность проследить за логикой доказательств, усваивать и запоминать не только готовые выводы, но и этапы решения проблемы. Этот метод наиболее эффективен на занятиях с учебно-тренировочными группами. Эвристический или частично-поисковый. Используется тренером в результате решения более сложных моментов. Он разбивает решение сложных задач на ряд более простых и доступных его ученикам, определяет пути решения и постепенно приближает учеников к самостоятельному решению основной задачи, т.е. всего задания в целом. Метод эффективен на учебно-тренировочном этапе и этапе спортивного совершенствования. Исследовательский. Нацеливает тренера на предложение спортсменам условий, в которых бы они могли, применяя ранее полученные знания, самостоятельно найти свои пути решения поставленных перед ними задач. Это позволяет формировать у спортсменов черты творческой деятельности. Тренер контролирует работу учеников, при необходимости корректирует ее, проверяет результат и затем организовывает их обсуждение. Метод эффективен на всех этапах учебно-тренировочного процесса. Практический. Один из самых распространенных в работе с гребцами-слаломистами. Предполагает многократное повторение движений, направленных на овладение элементами движения на воде в целом. Метод эффективен на всех этапах учебно-тренировочного процесса. Для успешного осуществления многолетней тренировки спортсменов гребного слалома на каждом этапе необходимо учитывать следующие методические положения: 1. Многолетнюю подготовку спортсменов всех возрастов следует 2. При построении учебно-тренировочного процесса необ 3. В процессе подготовки всех возрастных групп нагрузка должна 4. Неуклонный рост объема средств общей и специальной подго 18 _________________________________ Гребля на байдарках и каноэ (слалом) Таблица 5 Примерное соотношение объема средств общей и специальной физической подготовки в процессе многолетней тренировки гребцов-слаломистов, %
5. Необходимо обеспечить преемственность и увеличение объема 6. Следует строго соблюдать принцип постепенности в учебно- 7. Преимущественная направленность тренировочного процесса Основываясь на общих закономерностях учебно-тренировочного процесса, в программе для каждого этапа подготовки разработаны допустимые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок, определены задачи и преимущественная направленность занятий с учетом возрастных особенностей и должного уровня специальной подготовленности, характерной для спортсменов высокого класса. 3. ОТБОР УЧАЩИХСЯ ПРИ НАБОРЕ В ГРУППУ НП
Организационно-методическая частъ_ Таблица 6 Н н h О p r^ G si* о a m « fe Я О о •©- S з g 5 Й Он ft i в § ill lie я и я о g a 5 я с З s a 5 Э О о S О H (-H Ц
|я 5 II
о § § н §■ 1 ft н ce ft p" о се >я я ft к о и Ч . ft fill О я я сь 6, S я I! о о я ft О ffl О в- р 3lft ИР РЭ 2 S к о HI ft Я се К еа Is § I
I f s s з о Iiil I й I I
о р §" я -—| О <N О ■ П I о я ft О
о се я 5 g я £ Рн О а Рн о ЭЭ О Q II о <l> &я II О Cl> о 3 Я Я > ы еа О ft я « о < о s <l> «S я Я S I О g I S^ о о Ls II
Таблица 9 Этапы отбора (А.И. Журавлева, Н.Д. Граевская, 1993 г.)
роваться и слаломистам с определенной долей корректировки (табл. 10). Размах рук - расстояние между кончиками пальцев правой и левой рук, стоя спиной к стене. Длина туловища (измеряется в положении сидя) - расстояние от пола до остистого отростка 7-го шейного позвонка. Длина туловища с вытянутыми вверх руками (для каноистов измеряется стоя на коленях) - расстояние от пола до кончиков пальцев. Длина туловища с вытянутыми вверх руками (для байдарочников измеряется сидя на полу) - расстояние от пола до кончиков пальцев. Рабочая поза байдарочника - расстояние от стены до кончиков пальцев левой или правой руки при прижатом к стене противоположном плече и раскрученном вперед плечевом поясе (движение - за водой). Рабочая поза каноиста - расстояние от большого бугра бедренной кости до кончиков пальцев руки с той же стороны (движение -за водой). 5. ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ГРЕБНОМУ СЛАЛОМУ В СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ Планирование учебно-тренировочных занятий начинается с анализа текущего состояния дел в отделении гребного слалома спортивной школы. При планировании учитываются различные факторы: количество и опыт тренерско-педагогического состава, количество групп различного уровня подготовки, материально-техническое обеспечение отделения гребного слалома, финансовые возможности Таблица 10 Ориентировочная шкала оценки физического развития при наборе в учебные группы (по Давыдову Ю.В., Созину Ю.М., 1986 г.)
Окончание табл. 10
ел Гребля на байдарках и каноэ (слалом) Организационно-методическая частъ_
спортивной школы, но самое главное - цели и задачи, ставящиеся перед гребцами-слаломистами. Главная цель - достижение наивысшего спортивного мастерства. Каждое спортивное отделение имеет перспективное планирование, рассчитанное на весь период обучения спортсмена в спортивной школе, но основное планирование ведется на основе годичного тренировочного цикла. Макроцикл (МакЦ) Для учебно-тренировочных групп первых лет и групп начальной подготовки макроциклом (МакЦ) является, как правило, годичный тренировочный цикл. Планирование учебно-тренировочного процесса этих групп осуществляется тренерско-преподавательским составом совместно с администрацией школы. Планированием учебно-тренировочного процесса групп УТГ-4, УТГ-5 и групп СС в основном является одноцикловая подготовка, при которой продолжительность макроцикла равна всему годичному циклу. Годичный учебный план подразделяется, как правило, на четыре периода: - переходный, направленный на активный отдых после основных - общеподготовительный, направленный на формирование у - специально-подготовительный, направленный на создание пред - соревновательный, направленный на подготовку спортсменов Для отдельных спортсменов учебно-тренировочных групп 4-го и 5-го годов обучения и спортсменов групп спортивного совершенствования в годовом плане могут быть два и более МакЦ. Планирование учебно-тренировочного процесса этих групп осуществляется чаще всего с участием самих спортсменов. Мезоцикл (МзЦ) Каждый период (макроцикл) подразделяется на мезоциклы, систематизирующие отдельные этапы каждого периода. Мезоциклы подразделяются по смысловой направленности тренировочного процесса на втягивающий, накопительный, контрольно-подготовительный и соревновательный. Распределение сроков МзЦ осуществляется от конца МкЦ. Длительность и учебно-тренировочная наполняемость каждого МзЦ рассчитывается и составляется тренером исходя из целей, планов и календаря соревнований. В соревновательном периоде МзЦ столько, сколько и соревнований. При больших временных перерывах между соревнованиями, кроме соревновательных МзЦ, включаются контрольно-подготовительные МзЦ. В специально-подготовительном периоде планируются контрольно-подготовительные МзЦ. При больших временных периодах, в зависимости от календаря соревнований, включаются накопительный или соревновательный МзЦ. В общеподготовительном периоде планируются накопительные (базовые) и могут включаться контрольно-подготовительные МзЦ. Мезоциклы состоят из блоков микроциклов. Микроцикл (МкЦ) МкЦ - это серия занятий, проводимых в течение нескольких дней и обеспечивающих комплексность решения задач, стоящих на данном этапе подготовки. МкЦ бывают различного типа и продолжительности. Так, например, в гребном слаломе при тренировках на воде наиболее распространенным МкЦ является следующий: 2 дня по две тренировки, 1 день - одна тренировка, 1 день - активный отдых. Исходя из целей и задач, этот блок может быть изменен. Он может быть изменен в индивидуальном порядке и для отдельных спортсменов. Различают несколько типов МкЦ в зависимости от решения поставленных задач: ударный, развивающий, втягивающий, разгрузочный, соревновательный, контрольный, восстановительный. МкЦ строится исходя из недельной часовой нагрузки с учетом различных видов подготовки (бег, ОФП, СФП, плавание, спортивные игры, лыжи и т.д.). Микроцикл логичнее завершать контрольной тренировкой, направленной на закрепление приобретенных навыков и умений, немного усложнив задание. Например, прохождение более сложного слива, пересечение более сложной струи, увеличение скоростных или объемных качеств, т. е. такого упражнения, которое спортсмен на предыдущих тренировочных этапах не выполнял. В зимнее время бег заменяется лыжами, тренировки по гребле проводятся в бассейне и на специализированных тросовых концептах и гребных тренажерах, а также применяются методы по развитию и совершенствованию общефизических, общефункциональных и скоростных качеств спортсмена. Как правило, в период школьных зимних и весенних каникул проводятся УТС и матчевые встречи в бассейнах. Построение тренировочных циклов проводится с учетом этого фактора. Для каждого периода многолетней подготовки спортсмена высшего мастерства должен быть разработан индивидуальный план Гребля на байдарках и каноэ (слалом) Организационно-методическая частъ_
подготовки, основанный на главных целях и задачах. Учебно-тренировочный процесс на этапе спортивного совершенствования предусматривается и планируется образовательным учреждением совместно с тренером и спортсменом. При планировании тренировочных нагрузок в микроциклах подготовки необходимо учитывать: 1. Мощность и ритм физиологических процессов в организме 2. Использование тренировочных занятий избирательной на 3. Необходимо учитывать, что различное сочетание тренировоч Таблица 11 Планирование тренировочного занятия Каждый МкЦ состоит из отдельных тренировочных занятий. Тренировочные занятия различаются по величине нагрузки. Занятия подразделяются на: - ударные - с максимально возможной нагрузкой; - развивающие - нагрузка около 80% ударного занятия; - поддерживающие - нагрузка около 60% ударного занятия; - втягивающие - нагрузка около 40% ударного занятия; - активизирующие - нагрузка около 20% ударного занятия. Тренировочное занятие независимо от продолжительности и направленности имеет три основные части: подготовительную, основную и заключительную. Подготовительная часть - это разминка. В ее задачи входит подготовка организма к нагрузке, разогревание мышц и связок, выведение на более высокий уровень функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем. По времени разминка занимает 15-20% от продолжительности всей тренировки. Задачами основной части тренировки является повышение тренированности организма, формирование физических качеств (силы, выносливости, ловкости, скорости, гибкости) и совершенствование технико-тактических способностей. По времени основная часть занимает 60-80% от продолжительности тренировки. Гребля на байдарках и каноэ (слалом) Организационно-методическая частъ_
Задачами заключительной части тренировки является снятие физической и психологической напряженности, накопившейся в ходе тренировки. По времени эта часть занимает 5-10% от продолжительности тренировки. При планировании тренировочного дня и отдельного занятия необходимо учитывать тот факт, что существуют вполне определенные сочетания нагрузок различной направленности, усиливающие кумулятивный тренировочный эффект. Нужно грамотно планировать программу занятия, учитывая следующие характеристики: - время выполнения (продолжительность) упражнения; - интенсивность упражнения (мощность работы, скорость); - число повторений тренировочных упражнений; - продолжение интервалов отдыха; - характер отдыха в паузах (интервалах) между упражнениями. Общее распределение нагрузки по основным разделам подготовки на различных этапах спортивной деятельности в гребном слаломе практически совпадает с греблей на байдарках и каноэ (табл. 12). 6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА Это один из основных вопросов организации учебно-тренировочного процесса. По техническому обеспечению гребной слалом можно отнести к сложнотехническим спортивным дисциплинам. Главным спортивно-техническим сооружением, служащим для специализированной подготовки к проведению соревнований, является специализированный гребной канал. На нем гребцами-слаломистами отрабатывается специальная техническая подготовка и частично специальная физическая. В России пока таких каналов нет. Для тренировочного процесса в некоторых городах используют приспособленные водосбросные каналы электростанций или других гидротехнических сооружений, а также участки рек, по своим природным характеристикам частично удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к специализированным каналам. Для общефизической подготовки используется обычный спортивный зал с игровым и гимнастическим инвентарем и тренажерный зал. Для занятий в тренажерных залах используются обычные тренажеры. Есть попытки создания специализированных тренажеров для гребного слалома. Но промышленностью они пока не в 0 в I© о S Ю
О X С S
|