Предупреждение травматизма на занятиях и соревнованиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предупреждение травматизма на занятиях и соревнованиях



Понятие о травмах. Краткая характеристика травм на занятиях и соревнованиях по гребному слалому. Причины травм, их профилак­тика. Раны и их разновидности. Ушибы, растяжения, вывихи. Пере­ломы костей. Разрывы связок, мышц, сухожилий. Оказание первой доврачебной помощи.

Способы остановки кровотечений, наложение шины при перело­мах. Транспортировка пострадавшего.

Способы страховки на бурной воде. Приемы транспортировки спортсмена, находящегося в воде. Приемы транспортировки пере­вернутого судна. Приемы искусственного дыхания. Оказание первой доврачебной помощи.


 

 

Этапы подготовки спортсменов гребцов-слаломистов -

1.3. Краткие сведения о физиологии спортсмена. Влияние трени­
ровки

Мышечная деятельность - основа поддержания здоровья и рабо­тоспособности. Физиологические закономерности формирования двигательных навыков. Тренированность и ее физиологические по­казатели.

Самоконтроль и его значение в тренировочном процессе. Днев­ник самоконтроля. Объективные (ЧСС, вес тела, ЖЕЛ и др.) и субъективные (самочувствие, сон, аппетит) показатели самоконт­роля.

Предстартовая разминка в соревнованиях по гребному сла­лому.

1.4. Планирование спортивной деятельности
Планирование учебно-тренировочного процесса в гребном сла­
ломе. Перспективное, текущее и оперативное планирование.

Круглогодичная тренировка. Периоды и этапы годичного цикла тренировки, их задачи и содержание.

Учет тренировочных и соревновательных нагрузок. Дневник тренировок. Содержание дневника тренировок. Запись выполне­ния тренировочной нагрузки за недельный, месячный и годичный цикл.

7.5. Основы техники и тактики гребного слалома
Фазово-ритмовая структура гребка (подготовка к гребку, захват,

подтягивание, отталкивание, извлечение, выход из гребка).

Ритмовая структура гребка (соотношение между отдельными фазами) определяет режим чередования работы и отдыха на цикле гребка, а также режим взаимодействия весла и лодки с водой.

Динамическая структура гребка выражена в силовых характерис­тиках и отражает закономерности взаимодействия частей тела греб­ца между собой, а также всего тела с веслом и лодкой.

Основные звенья процесса обучения гребле.

Создание двигательной программы.

Предпосылки, благоприятствующие овладению техникой гребли на слаломных судах (врожденные способности, способности к вос­приятию специфических для слалома элементов, антропометриче­ские данные, двигательный опыт, установка, система подачи учебно­го материала).

Река и водное препятствие, их классификация. Параметры дис­танции.

Развитие навыков просмотра дистанции с берега. Развитие «па­мяти дистанции». Идеомоторная проработка дистанции. Просмотр прохождения дистанции соперниками. Определение ключевых мест дистанции.



Гребля на байдарках и каноэ (слалом)


Этапы подготовки спортсменов гребцов-слаломистов -



 


Определение вариантов и выбор технических способов прохож­дения каждых ворот. Тактическое построение прохождения всей ди­станции.

1.6. Правила соревнований по гребному слалому
Календарный план соревнований. Положение о соревнованиях.

Командная гонка. Квалификация, полуфинал, финал.

Правила соревнований, основные разделы. Права и обязанности участников.

1. 7. Основы туристской подготовки

Взаимосвязь гребного слалома и туризма. Водный туризм. Спортивные походы. Соревнования по водному туристскому много­борью.

Личное и групповое снаряжение. Одежда и обувь для проживания в полевых условиях, для участия в походе.

Организация туристского быта. Выбор места стоянки лагеря, организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря. Пра­вила разведения костра, заготовка дров, обеспечение водой. Приго­товление пищи на костре, посуда общая и личная. Должности в лаге­ре постоянные и временные. Безопасность в туризме.

2. Практическая подготовка

2.1. Общая и специальная физическая подготовка

В соответствии с закономерностями развития спортивного мас­терства годичный цикл тренировки юных спортсменов подразделя­ется на четыре периода: переходный (период относительной стаби­лизации спортивной формы), базовый (период повышения общефи­зической формы), подготовительный (период развития технических навыков), соревновательный (период поддержания спортивной фор­мы на оптимальном уровне и реализации ее в спортивных достиже­ниях).

На этапе начальной специализации учебно-тренировочных групп, наряду с быстрым ростом физических данных спортсмена, происходит и быстрый рост спортивного мастерства. На этом этапе спортивной подготовки происходит определение специализации у большинства спортсменов.

Продолжительность каждого периода годичного цикла трени­ровки зависит от возраста, квалификации и календаря соревнова­ний.

Особое внимание нужно уделить упражнениям на развитие реак­ции в различных ситуациях гребного слалома: упражнения с неожи­данной сменой темпа и очередностью заданий, упражнения на раз-


витие и укрепление вестибулярной системы, акробатические упраж­нения и занятия на растяжку мышц.

В большинстве видов спорта тренировочные нагрузки по харак­теру их энергообеспечения делятся на три вида: выполняемые в аэробном, смешанном (аэробно-анаэробном) и анаэробном ре­жимах.

Тренировочные нагрузки имеют свои биохимические, физиоло­гические и педагогические особенности, которые зависят от длины дистанции и скорости ее преодоления. Границей между аэробной и смешанной зонами нагрузки является анаэробный порог (АнП), при этом ЧСС находится в пределах от 150 до 170 уд./мин. Границей меж­ду смешанной и анаэробной зонами нагрузки считается критическая скорость (КС), при которой организм спортсмена выходит на уро­вень максимального потребления кислорода (ПК), что соответству­ет ЧСС =185 + 10 уд./мин. АнП отражает качественные метаболиче­ские изменения в организме и является переходным режимом энер­гообеспечения - от преимущественно аэробного к преимущественно анаэробному. Поэтому учет индивидуальной скорости, развиваемой при гребле, на уровне АнП у гребца-слаломиста позволит четко оп­ределить направленность тренировочного воздействия.

Приблизительный план микроцикла групп УТГ (базовый период) при шестиразовых тренировках в неделю

Понедельник - выходной.

Вторник - Развитие максимальной силы.

Бег - 5 км, комплекс ОРУ с гантелями легкого веса - 30 мин. Си­ловые упражнения с весом 70-100% от максимального. Упражнения на растяжку.

Среда - Развитие специальной выносливости.

Интервальный бег на отрезках, плавание, лыжи - 4-6 мин в 3-й зоне интенсивности.

Круговая тренировка в тренажерном зале - до 1 мин в 3-4 зонах интенсивности.

Четверг - Общая физическая подготовка.

Спортивные игры. Упражнения с собственным весом, ОРУ на гибкость, ловкость, координацию движений, растяжку мышц.

Пятница - Развитие скоростной выносливости и взрывной силы.

Бег на отрезках 60 и 100 м. Прыжки с места в длину.

Переменная гребля на тренажерах с контролем техники до 40 с.

Круговая тренировка с легкими весами длительностью 20-30 с.



Гребля на байдарках и каноэ (слалом)


Этапы подготовки спортсменов гребцов-слаломистов -



 


Суббота - Развитие общей выносливости (60-80% от max).

Равномерный бег, лыжный бег, плавание, гребля на гладкой воде, гребля на тросовом концепте или гребном тренажере в 1-2-й зонах интенсивности.

Упражнения на перекладине с собственным весом.

Воскресенье - Развитие силовой выносливости.

Кросс - 5 км, ОРУ с предметами. Интервальная гребля на греб­ном тренажере на отрезках до 2 минут.

Круговая тренировка, силовые упражнения с весом (40-60% от max), двухминутная работа - 3-4-я зоны интенсивности.

На каждом занятии в разминочной или заминочной части по ус­мотрению тренера должны быть включены упражнения на развитие координации, равновесия, ловкости, вестибулярного аппарата и обязательно на растяжку мышц (рекомендации научной группы НИИВКа).

Примерный перечень упражнений:

- медленное вращение головой в левую и правую сторону попере­
менно с закрытыми глазами;

- прыжки на месте с поворотом попеременно влево и вправо на
45-90-180-360° с закрытыми глазами;

- прыжки и бег с преодолением препятствий, с элементами враще­
ний и кувырков;

- кувырки вперед, назад, перекаты вправо и влево на матах с из­
менением скорости вращения туловища и амплитуды;

- выпрыгивания из глубокого приседа на месте с поворотом по­
переменно на 90-180-360° с закрытыми глазами;

- стойки на голове, руках. Ходьба на руках, «колесо» с опорой на
две и одну руку, «ласточка», «мостик», «коробочка»... и т.д.;

- упражнения на перекладине: подъем переворотом, выход силой
на левую и правую руку, на две руки одновременно, выход проги­
бом, подтягивание узким хватом (грудь тянуть к кистям), подтягива­
ние широким хватом (голова за перекладиной) и т.д.

2.2. Технико-тактическая подготовка

Основная цель технико-тактической подготовки на этапе началь­ной спортивной специализации - закрепить навыки работы слало­миста с веслом, лодкой и водой; достичь стабильности выполнения движений и устойчивости двигательного навыка.

Основные задачи этого этапа: закрепить в целом двигательную структуру гребка, закрепить навык сохранения равновесия и уп­равления лодкой на струе, обучить сохранению темпа гребли, сформировать специфические комплексы ощущений на бурной воде.


Этап начальной спортивной специализации можно считать за­конченным, если спортсмен на воде средней сложности сохраняет устойчивую структуру движений. Это будет свидетельствовать о том, что взаимодействие гребца с веслом, лодкой и водой достигло нужного уровня устойчивости и можно перейти к совершенство­ванию отдельных элементов движений и параметров техники сла­лома.

Рекомендуемые тренировки:

Тактика тренировочной и предстартовой разминки. Тактика и техника старта в личной и командной гонке. Финиш в личной и ко­мандной гонке.

Выбор линии движения судна на дистанции. Анализ вариантов линии движения. Анализ различных вариантов взятия ворот.

Тактика командной гонки. Тактика построения движения. Раз­мен судов. Движение лодки при взятии ворот «обратных и прямых», стоящих глубоко в улове или на струе.

Упражнения на логику мышления с ситуационной привязкой гребного слалома. Технико-тактические игровые тесты с различны­ми вариантами выполнения заданий.

2.3. Контрольные упражнения (табл. 18)

Показатели подготовки спортсменов учебно-тренировочных групп 1-2-го годов обучения

Спортсмены принимают участие в соревнованиях школы, горо­да, области, в индивидуальном порядке - на первенство федерально­го округа, России, Спартакиаде учащихся.

На этом этапе предусматривается подтверждение выполненных спортивных разрядов и выполнение более высоких нормативов. По окончании первого учебного года в группе УТГ у спортсменов долж­ны быть выполнены нормативы I юн. - III спортивного разряда по гребному слалому. По окончании второго учебного года у спортсме­нов должны быть выполнены нормативы III—II спортивных разрядов по гребному слалому. Спортсмены индивидуально входят в состав сборных команд школы, города, федерального округа.

Показателями технической подготовки на этапе УТГ 1-2-го го­дов обучения являются: уверенное владение техникой эскимосского оборота любым способом, использование крена в соревновательных условиях, прохождение трассы на соревнованиях с использованием различных элементов управления лодкой. Показателями физической подготовки являются: ежемесячная сдача контрольных нормативов по общефизической и специальной подготовке, овладение правиль-



Гребля на байдарках и каноэ (слалом)


Этапы подготовки спортсменов гребцов-слаломистов -



 


§■ з


s

X

I

£

i

L.

EQ О X В 01

X

H X

о


 

  отлично |   о о   о сч CN чо 10-12 |   45-50 | CN о ел 48,6 | 45,6 | 10 мин | 15 мин | 16 мин | 22 мин |
  о                                    
  =                                    
  хоро о ел ел       О CN     ел ел w-i О сч 5,00 СЛ гТ HHIM HHIM HHIM HHIM
  x                             <N с—   ^г <N
я •J. <к S"                                    
X it о                                    
я                                      
                                       
  о сч о ел   8-10 ел   ел w-i w-i CN w-i CN CN г^ [.00,0 58,0 5 мин 8 мин ж ж о 6 мин
                                    <N <N
  )ВЛ. о   ел   О w-i сч ел w-i   О   0,0   HHIM HHIM HHIM HHIM
  et С4!       ^^                     о гл  
  ;*>                               <N <N <N
Пол                  
                  а           S   S  
                    о                
                  ^^ <N             гл  
я                                    
s                     ж              
                      ж              
                                     
X                     .              
a. в;*> i> се" ■« 1)   екладин   екладин   iM, раз       лежа за              
  с   8-   8-           «              
X « S ■5 ж се   ж о   о   се" а   о S              
Кончро. S се i раз за 11 гивание н ■ раз к в висе д   м с перев   птанги ле   ж о S ж се   ние, 50 м нить   нить   нить
  JHJEE о а одтя о § голо HHIM одъе   a nw HHIM     се Ч о ж росс, апол ыжи, апол
  Рн S С   >>   С       Н     я   п 4 а

I


ной техникой выполнения всех контрольных упражнений, умение настраиваться и показывать максимальный результат на соревнова­ниях. Владение спортивной лексикой, оперирование понятиями «ме­тоды тренировки», «зоны интенсивности», «аэробные» и «анаэроб­ные» нагрузки. Умение осуществлять самоконтроль по пульсу.

3. УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ГРУППЫ (УТГ)

3-5-ГО ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ

(этап углубленной подготовки)

Задачи и преимущественная направленность тренировок:

- совершенствование техники и тактики гребного слалома;

- повышение функциональной подготовленности;

- развитие специальных физических качеств;

- освоение допустимых тренировочных нагрузок;

- приобретение и накопление соревновательного опыта;

- формирование спортсмена высокого класса.

Этап углубленной тренировки в гребном слаломе приходится на период, когда в основном завершается формирование всех функцио­нальных систем, обеспечивающих высокую работоспособность. Удельный вес специализированной подготовки неуклонно растет, и тренировочный процесс приобретает ярко выраженную спортивную специализацию. На этом этапе происходит окончательное определе­ние специализации спортсмена в отношении класса судов. В гребном слаломе доминирующее место занимают короткие многократно по­вторяющиеся упражнения, выполняемые сериями, направленные на отработку технического приема до автоматизма. Большое место за­нимают упражнения, направленные на быстрое восстановление ды­хания. Продолжается процесс совершенствования техники и такти­ки гребного слалома в сложных условиях. Все более значительная роль в совершенствовании технико-тактической подготовки отво­дится соревновательному методу.

На данном этапе подготовки важное место имеет рациональное планирование тренировочных нагрузок в годичном цикле. Распреде­ление нагрузки имеет волнообразный характер. Основополагающим является положение о том, что нагрузки должны быть адекватны возрастным особенностям спортсмена и ориентированы на уровень, характерный для высшего спортивного мастерства.

Примерное соотношение объемов годовой учебной и трениро­вочной нагрузки и распределений ее по месяцам представлено в таб­лицах 19 и 20.



Гребля на байдарках и каноэ (слалом)


Этапы подготовки спортсменов гребцов-слаломистов -



Таблица 19

Примерный график учебного года и распределение объемов подготовки по месяцам для УТГ 3-5-го годов обучения


№ п/п Виды подготовки Месяцы Периоды УТЗ-5
  Общее кол-во часов, в том числе: - на средства восстановления - медицинское обследование - контроль и соревнования 30 18 68
  Теоретическая и тактическая подготовка (ч), в том числе: - судейская и инструкторская - подготовка и ремонт снаряжения 42 30
  Психологическая подготовка и воспитательная работа, ч  
  Общее кол-во тренировочных часов  
  Общефизическая подготовка, ч - 40% от общего кол-ва тренировочных часов а) тренировки ациклического характера (силовые, на развитие координации, равновесия и др.) - 50% от общего времени ОФП б) тренировки циклического характера (кроссы, бег на лыжах, плавание и т. д.) - 50% от общего времени ОФП 131 131
б Специальная подготовка, ч - 60% от общего кол-ва тренировочных часов а) гребля в бассейне: - 21% от общего времени СФП б) гребля на гладкой воде: - 6% от общего времени СФП в) гребля на бурной воде: - 73% от общего времени СФП 81 26 377

 

                       
Переходно-           Специально-      
восстанови- Общеподготовительный подготови- Соревновательный
тельный           тельный      
                       
                       
     
  - - -   -   -        
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
- -           - - - - -
-   - - - - -   - - - -
      - -              

 


Примечания:

- учащиеся 3-го года обучения в УТГ в течение сезона должны принять участие в
2-3-х соревнованиях по ОФП и в 7-8-ми соревнованиях по гребному слалому;

- учащиеся 4-го года обучения в УТГ в течение сезона должны принять участие
в 2-4-х соревнованиях по ОФП или смежным видам спорта и в 9-10-ти соревнова­
ниях по гребному слалому;

- учащиеся 5-го года обучения в УТГ в течение сезона должны принять участие
в 3-6-ти соревнованиях по ОФП или смежным видам спорта и в 10-11-ти соревно­
ваниях по гребному слалому;

- разбивка специальной и общефизической подготовки спортсменов в летний
период дана примерно, у каждого тренера различных школ разбивка будет значи­
тельно отличаться от примерного плана;


 

- на этом этапе учебно-спортивной подготовки необходимо организовать не­
прерывный учебный процесс с учетом календаря сборов, соревнования и отпусков
тренеров отдельно для спортсменов, входящих в сборную города, федерального
округа и страны;

- в разделе «Специальная подготовка» указаны показатели, соответствующие
нормативной разбивке. Для спортсменов, входящих в составы различных сборных
команд, планирование нагрузок и разбивка часов осуществляется руководителями
соответствующих сборных команд;

- для спортсменов, выезжающих на летние сборы в качестве инструкторов с
группами НП и УТ первых лет обучения, указанная разбивка является пример­
ной.


58 _________________________________ Гребля на байдарках и каноэ (слалом)

Таблица 20

Учебный план для учебно-тренировочных групп 3-5-го годов обучения

(этап углубленной специализации)

 

№ п/п Тема занятий Кол-во часов
1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 Теоретическая подготовка Перспективы подготовки гребцов-слаломистов на этапе углубленной специализации Основы техники и тактики гребного слалома Общие основы методики обучения и тренировки в гребном слаломе Педагогический и врачебный контроль за состоянием организма Основы гигиены и первая доврачебная помощь Правила соревнований по гребному слалому 32 12 8 8
Итого  
2 2.1 2 2 2.3 2.4 Практическая подготовка Общая и специальная физическая подготовка Тактико-техническая подготовка Подготовка и ремонт снаряжения Контрольные упражнения и соревнования 262 +392 22 30 68
Итого  
  Углубленное медицинское обследование  
  Восстановительные мероприятия  
  Инструкторская и судейская подготовка  
Итого  
Всего  

Учебная программа УТГ

3-5-го годов обучения

(этап углубленной тренировки)

1. Теоретическая подготовка

1.1. Перспективы подготовки гребцов-слаломистов на этапе углуб­ленной тренировки

Принцип индивидуализации в подготовке гребцов-слаломистов. Построение тренировки с учетом возрастных особенностей, способ­ности и уровня подготовленности. Анализ прошедшего учебно-тре­нировочного этапа подготовки. Пути повышения спортивного мас­терства слаломистов.


 

 

Этапы подготовки спортсменов гребцов-слаломистов -



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.25 с.)