Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Можно выделить следующие формы и средства воспитательной работы с гребцами-слаломистами.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Информационно-познавательный. В эту группу входят лекции, чтение литературы и периодических изданий, посещение мест, имеющих исторический и другой интерес. Как одну из форм этой работы можно предложить следующее: перед поездкой дать нескольким учащимся тематические задания - подготовить информацию об исторических местах, музеях, природных памятниках и т.д. Наглядный пример. Важным элементом воспитательной работы является повседневный личный пример тренера, его жизненная и гражданская позиция. Важно, чтобы его заявленные ценности совпадали с реальными делами на практике. Тренер должен воспитывать морально-волевые качества учеников. Только эти качества обеспечивают трудолюбие, преодоление трудностей, стремление к победе. Важную роль наглядного примера играют ведущие спортсмены. Еще одним значимым элементом воспитательной работы являются стенды спортивной славы спортивных школ, музеи и различные памятные сооружения, связанные со спортом. Инструкторская и судейская подготовка- 1. СУДЕЙСКАЯ ПОДГОТОВКА VII ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПОДГОТОВКА Целью инструкторской и судейской подготовки является профессиональная ориентация и в дальнейшем подготовка тренеров-преподавателей по гребному слалому, а также формирование резерва добровольных помощников при ведении учебно-тренировочного процесса по гребному слалому. Выполнение общественных инструкторских и судейских обязанностей является для спортсмена элементом учебного процесса. Включать эту работу в учебный план тренеру достаточно сложно, но необходимо. Планирование и реализация этой группы теоретическо-практических занятий наиболее эффективно реализуется во взаимодействии с общественно-спортивными организациями. Старшему тренеру необходимо планировать участие спортсменов групп УТ и СС в семинарах, курсах, школах по подготовке судей и инструкторов, проводимых городскими, областными федерациями гребного слалома. Нелишне будет поучаствовать в подобных мероприятиях, проводимых федерациями других видов спорта (лыжные гонки, плавание, водный туризм и др.). Элементы этих видов спорта используются в учебном процессе по гребному слалому, а понимание общей структуры судейства в спорте и важности инструкторской подготовки приходят к учащимся быстрее. Еще одним важным аспектом необходимости серьезной судейской и инструкторской подготовки гребцов-слаломистов является то, что почти все крупные соревнования российского календаря, ввиду отсутствия гребных каналов, проводятся на естественных полигонах. Естественные полигоны расположены вдали от крупных городов, а порой и населенных пунктов. По этой причине в организации и обслуживании соревнований по гребному слалому почти всегда бывают задействованы сами спортсмены. Судейскую подготовку необходимо начинать с 1-го года обучения (табл. 25). Основная задача этих занятий - подготовка судей по гребному слалому различного уровня в зависимости от индивидуальных способностей учащихся. Теоретическое обучение заключается в изучении правил соревнований по гребному слалому - основа этой работы в группах начальной подготовки. Наиболее полное знание правил соревнований по этому виду спорта позволяет спортсмену уже с 1-го года занятий избежать ряда досадных ошибок во время подготовки и участия в соревнованиях. Практическая судейская подготовка в группах НП заключается в работе по подготовке соревнований (очистка территории в районе трассы, помощь в подготовке оборудования дистанции и т.п.). В учебно-тренировочных группах теоретическую подготовку спортсмены получают в виде разборов соревнований, различных ошибок спортсменов на соревнованиях и оценок этих ошибок судьями, а также совершенствование знаний правил и обязанностей судей на дистанции, старте, финише. Практическая подготовка учащихся заключается в помощи при постановке дистанции, оформлении места старта, финиша, зоны предстартового накопления, в практике судейства на соревнованиях в качестве судьи-контролера на связке, помощника судьи на старте и финише, помощи в работе секретариата и комендантской службы. В группах спортивного совершенствования теоретическая подготовка спортсменов заключается в изучении прав и обязанностей главных судьи и секретаря, начальника дистанции и дизайнера, коменданта; в планировании дистанций, разработке технической информации, составлении положений о соревнованиях. Практическая подготовка спортсменов групп СС заключается в практике судейства в качестве начальника дистанции, заместителя главного судьи или секретаря на соревнованиях школьного и городского уровней. Спортсмены-инструкторы (ШВСМ) участвуют в практической подготовке и реализации соревнований областного и зонального уровней. 2. ИНСТРУКТОРСКАЯ ПОДГОТОВКА Инструкторская подготовка гребцов-слаломистов также должна начинаться с 1-го года обучения (см. табл. 25). Основной целью этой подготовки является профессиональная ориентация учащихся, на- 80 _________________________________ Гребля на байдарках и каноэ (слалом) Таблица 25 Количественные показатели судейской и инструкторской подготовки (Булаев М. А., 2003 г.)
правленная на подготовку спортсменов-инструкторов, помощников-общественников и, главное, тренеров-преподавателей по гребному слалому. Следует учитывать, что далеко не каждый ведущий спортсмен в дальнейшем может стать инструктором и тренером. Чаще всего хорошие инструкторы получаются из средней (по спортивной подготовке) группы спортсменов. Основной задачей тренеров при работе с группами НП по инструкторской подготовке является выявление лидерских качеств и тех практических навыков у учащихся (ремонт лодок и оборудования, обустройство лагеря, желание и умение помочь товарищу и др.), которые способствуют стабильности коллектива и усвоению учебной программы в целом. Практические занятия по инструкторской подготовке заключаются в поручении тренером определенных заданий (или создании условий) учащемуся, способствующих выявлению, закреплению и развитию инструкторских качеств. В группах УТ инструкторская подготовка спортсменов заключается в помощи учащимся групп НП в освоении конкретных технических упражнений (эскимосский переворот и т.п.); помощи при подготовке учащихся групп НП к соревнованиям (подготовка снаряжения и лодок, объяснение тактико-технического задания и др.), помощи учащимся групп НП при обустройстве лагеря (при проведении УТС и соревнований в летнее время в полевых условиях и др.) и т. д. Распределением этих обязанностей занимается тренер, исходя из личных качеств спортсмена. В группах СС в инструкторскую подготовку спортсмена необходимо включать разработку конспектов занятий и индивидуального плана физической подготовки на мезоцикл и микроцикл; проведение учебно-тренировочных занятий в группах начальной подготовки и УТГ 1-2-го годов обучения; организацию и судейство школьных и городских соревнований по гребному слалому.
Инструкторская и судейская подготовка- В группах высшего спортивного мастерства и спортивного совершенствования спортсмены часть тренировок выполняют самостоятельно, проводят показательные выступления. Инструктором, имеющим право самостоятельно вести учебно-тренировочный процесс, может быть лицо, достигшее 18-ти лет, прошедшее определенную подготовку и допущенное к проведению занятий в соответствии с приказом. Несмотря на то что звания «Юный судья» и «Младший инструктор» в спорте отменены, школа или федерация могут по своему усмотрению применять эти понятия в учебной деятельности, закрепив это нормативно. В группах НП интерес ко всему новому проявляется наиболее полно и непосредственно, поэтому выполнение нормативов звания «Юный судья» происходит массово. Норматив на звание «Судья по спорту» выполняет, исходя из благоприятных условий обучения и личных качеств, как правило, 1/3 занимающихся. Норматив на звание «Судья I категории» чаще всего выполняют те спортсмены, которые решают связать свою судьбу со спортом. Исходя из многолетних наблюдений, лидерские качества, выявленные в группах начальной подготовки, в той или иной степени стабильно закрепляются у 25-30% учащихся учебно-тренировочных групп. Именно они, в своем большинстве, переходят в группы СС, что и увеличивает процент юношей и девушек, склонных к инструкторской работе в этих группах. Ведение инструкторской работы по приказу учебного заведения конечно же имеет меньший процент. Медицинское обеспечение _ 2. ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА VIII МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Целью медицинского обеспечения учебно-тренировочного процесса гребцов-слаломистов является создание системы обеспечения безопасности для жизни и здоровья спортсмена медицинскими средствами. 1. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ Цель медико-биологического контроля - получение информации о функциональном и физическом состоянии спортсмена. Организация и ответственность за обеспечение своевременного медицинского обследования учащихся спортивных школ возлагаются на руководителей спортивных школ и тренеров-преподавателей. Первичное и ежегодное медицинское обследование. Основной целью первичного и ежегодных углубленных медицинских обследований является оценка состояния здоровья, функционального состояния ведущих систем организма, физической подготовленности и психологического статуса. Дополнительное медицинское обследование назначают после перенесенных заболеваний и травм. Обследования включают антропометрические показатели, анкетирование, параклинические и другие методы. Этапный врачебно-педагогический контроль. Целью этапного контроля является определение кумулятивных изменений, возникающих в организме спортсмена по окончании каждого этапа годичного тренировочного цикла. Основной контроль ведется за функциональными системами, определяющими уровень спортивных достижений. Текущий и срочный врачебно-педагогический контроль. Основной целью текущего контроля является определение степени выраженности отставленных постнагрузочных изменений функционального состояния ведущих органов и систем организма. В современном спорте, рассматриваемом как многолетний технологический процесс, включающий определенный режим, высокие тренировочные и психологические нагрузки, восстановительные мероприятия являются одним из звеньев сложной цепочки учебного процесса, ведущей к высоким результатам. Спортивная медицина (Макарова Г.А., Локтев С.А) включает в восстановительные мероприятия три группы средств: педагогические, психологические и медико-биологические. Педагогические средства - это рационально построенный тренировочный процесс на всех этапах учебной работы: микроциклах, периодах и т.д. Педагогические средства восстановления включают в себя следующие компоненты: планирование нагрузок и построение процесса подготовки; соответствие нагрузок возможностям занимающихся; соответствие содержания подготовки этапу многолетней подготовки, периоду макроцикла и т.д.; рациональная динамика нагрузки в различных структурных образованиях; планирование упражнений, занятий микроциклов восстановительного характера; двигательные переключения в программах занятий и микроциклов; рациональная разминка на занятиях и соревнованиях; рациональное построение заключительных частей занятий; режим жизни и спортивной деятельности; условия для тренировки; условия для отдыха; сочетание работы (учебы) с занятиями спортом; постоянство времени тренировочных занятий, учебы, работы, отдыха; рациональное использование индивидуальных и коллективных форм работы; недопущение тренировок и соревнований при наличии заболеваний, острых и хронических травм; учет индивидуальных особенностей занимающихся. При нерационально построенном тренировочном процессе другие восстанавливающие средства являются неэффективными. Психологические средства - наиболее сложный компонент восстановительных мероприятий, качество которого зависит в основном от квалификации тренера, его жизненного опыта. Умение тренера понять, поддержать, настроить своего воспитанника в различных ситуациях - основная составляющая этого восстановительного средства. Гребной слалом включает в себя соревнования на личных и командных дистанциях, поэтому тренеру необходимо учитывать и такой важный психологический фактор, как взаимоотношения в команде. Психологические средства восстановления включают в себя следующие: психорегуляторные средства, аутогенную тренировку, психорегулирующую тренировку, мышечную релаксацию, Гребля на байдарках и каноэ (слалом) Меднцннское обеспечение _
внушение в состоянии бодрствования, внушенный сон-отдых, гипнотическое внушение, музыку и светомузыку, психогигиенические средства, психологический микроклимат в команде, взаимоотношения с тренером, хорошие отношения в семье с друзьями и окружающими, положительную эмоциональную насыщенность занятий, интересный и разнообразный досуг; комфортабельные условия для занятий и отдыха; достаточную материальную обеспеченность. Медико-биологические средства составляют наиболее обширную группу восстановительных средств, применяемых тренерами и специалистами. Эти средства включают в себя следующие факторы: возмещение дефицита жидкости в условиях спортивной деятельности; оптимизация питания и сна в условиях спортивной деятельности; реализация детоксикационной функции организма; гидро- и бальнео-процедуры (души, купания, ванны, воздушные процедуры и др.); частный и общий массаж; применение фармокологических средств (общетонизирующих, ноотропов, антигипоксантов и антиоксидан-тов, витаминов, иммуномодуляторов, препаратов пластического и энергетического действия и др.). Сбалансированное питание спортсмена, в том числе и гребца-слаломиста, необходимо организовать, следуя рекомендациям Института питания АМН СССР. Особенно это актуально во время проведения сборов. В летний период сборы команд спортивных школ проводятся, как правило, в полевых палаточных лагерях, где не всегда возможно организовать питание, руководствуясь вышеуказанными рекомендациями. В этом случае следует пользоваться рекомендациями Министерства образования РФ о суточном рационе питания юного туриста в походе. Витаминизация спортсменов используется во время напряженных тренировок, соревнований, а также в зимне-весенний период. Медико-биологические средства восстановления спортсменов проводятся в зависимости от уровня подготовленности учебных групп (НП, УТ, СС, ШВСМ), индивидуального состояния каждого спортсмена (переносимость того или иного вида восстановительных средств, травма и др.), а также в связи с периодом учебно-тренировочных занятий (УТС, соревнования, окончание микроциклов, периодов и года и др.). ному и анаэробному энергообразованию, препятствует перекисному окислению липидов, активизирует другие функциональные изменения. Применение тех или иных видов витаминов осуществляется только по рекомендации спортивного врача. Медицинская аптечка. При организации занятий в природной среде, при переездах на учебно-тренировочные сборы тренер должен иметь с собой медицинскую аптечку, знать действия находящихся в ней медицинских препаратов и приемы оказания доврачебной помощи. 4. ВОПРОСЫ ЛИЧНОИГИГИЕНЫ СПОРТСМЕНА Проблема личной гигиены гребца-слаломиста, как и представителей других видов спорта, рассматривается многоаспектно. Это гигиена питания, куда входят такие понятия, как качество продуктов питания, сбалансированность по калориям, белкам, углеводам и др. Занимающиеся в группах НП и УТ должны соотносить свои личные вкусы с необходимостью сбалансированного питания. Спортсмены групп СС и ШВСМ должны соотносить свое меню с рекомендациями тренера или врача команды, особенно на сборах и соревнованиях. Это предметы личной гигиены. У гребцов-слаломистов в данную группу входят и медикаментозные препараты, препятствующие нарушению эпидермиса кожи, потертостям и др. Это элементы одежды. У спортсмена на обычной тренировке, на сборах всегда должен быть сменный сухой комплект желательно несинтетической одежды, которую спортсмен одевает после занятий на воде. Тренировочную неопреновую одежду и обувь спортсмен должен регулярно тщательно мыть и сушить. Это меры предосторожности при ремонте лодок и весел. Стеклоткань и другие материалы лодок не должны попадать на тренировочную и повседневную одежду и другие предметы. 3. МЕДИКАМЕНТОЗНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Витаминизация. Прием витаминов - одна из форм восстановления спортсмена. Прием витаминов способствует образованию эритроцитов, гемоглобина, адреналина, соединительных тканей, аэроб- Система контроля при обучении гребному слалому-
IХ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРЕБНОМУ СЛАЛОМУ С ростом интенсивности и объема тренировочной нагрузки значимость контроля резко возрастает. Приближение нагрузок к фактическому порогу часто означает, что вопросы контроля - это не только рост тренированности, но и вопрос сохранения здоровья спортсмена. Поэтому необходимость контроля проходит через следующие ступени: по желанию - рекомендуется - обязательно. Система контроля включает в себя основные виды контроля: текущий, этапный, итоговый. 1. Текущий контроль проводится в течение одного занятия или 2. Этапный контроль проводится в конце этапа или периода под 3. Итоговый контроль проводится в конце годичного цикла. Яв Регулярный контроль за состоянием здоровья и уровнем подготовленности есть важнейшая часть учебно-тренировочного процесса. Понятие «контроль» включает в себя большую группу тестовых испытаний, которые помогают направить тренировочный процесс по наиболее эффективному пути. Для тренера-преподавателя система контроля физической, психологической и иных видов подготовленности спортсменов включает в себя следующее: 1. Контроль за состоянием здоровья Совместно с тренером осуществляется врачом ДЮСШ, учреждением дополнительного образования и специалистами врачебно-физ-культурного диспансера. Углубленное медицинское обследование рекомендуется проходить 2 раза в год, в конце подготовительного и соревновательного периодов. При заболевании спортсмена необходим своевременный и тщательный врачебный уход, организация дополнительного питания и витаминизации спортсменов. 2. Контроль за уровнем физической работоспособности и функцио Проводится в рамках текущего комплексного обследования. В него включаются тестовые забеги (в подготовительном периоде раз в месяц), тестирование силы мышц, скоростных и скоростно-силовых качеств. Определение скорости бега на уровне анаэробного порога, МПК, ЖЕЛ и т.п. 3. Контроль за техникой гребли Тесты при гребле (точность заданной линии движения, скорость на прямом участке бурной воды, техника захода на ворота и т.п.). 4. Контроль за уровнем психической работоспособности 5. Контроль (анализ) соревнований Цель выступления. Результат. Время и путь движения победителя и призеров. Систематизация ошибок. Причины ошибок. Место соревнований. Внесение корректировки. 6. Контроль административный Наблюдение за посещаемостью занятий, сохранение наполняемости групп, ведение необходимой документации. 7. Контроль морально-этический Одним из показателей системы подготовки спортсмена является степень дисциплинированности, культура поведения в быту, успеваемость в школе и неконфликтность в коллективе. Обеспечение безопасности _
X ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ Гребной слалом относится к спортивным дисциплинам с повышенным риском для жизни и здоровья спортсмена. При организации и ведении учебно-тренировочного процесса по гребному слалому необходимо выполнять комплекс мер, направленных на его безопасное ведение. Обеспечение безопасности при проведении учебно-тренировочного процесса в спортивной школе является одной из главных задач. Обеспечение безопасности при проведении учебно-тренировочного процесса делится на несколько групп. Первая - организационно-методические меры, являющиеся общими правилами соблюдения безопасности для всех видов спорта. Это обеспечение безопасности во время поездок, на транспорте, санитарно-гигиенические требования (бассейн, спортзал, тренажерный зал). В обязанности тренера входит: подпись акта о приемке спортивного сооружения в начале учебного года, получение инструктажа о работе в спортивном сооружении и инструктаж обучающихся о правилах проведения тренировочных занятий и во время проезда на тренировку и обратно. Второе - безопасность во время проведения учебно-тренировочных сборов. В обязанности тренера входит: инструктаж о правилах поведения учащихся на транспорте во время переезда, инструктаж о правилах поведения в местах проживания (в зависимости от условий: полевой лагерь, гостиница, частный сектор и т.д.) и др. Третье -безопасность при проведении учебно-тренировочных занятий на воде: инструктаж учащихся о действиях в зависимости от конкретной ситуации (бассейн, канал, занятия на гладкой, бурной воде и др.). Обеспечение безопасности при проведении учебно-тренировочных занятий по гребному слалому в закрытых помещениях и искусственных бассейнах, так же как и по другим видам спорта, должно удовлетворять ряду требований:
- нормативно-техническим: наличие акта приемки спортивного - санитарным: наличие в спортивном сооружении медицинского 1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙНА ЕСТЕСТВЕННЫХ ВО ДНЫХ ПОЛИГОНАХ При организации и проведении учебно-тренировочных занятий в природной среде нет технических требований, предъявляемых к месту занятий, как нет и инженеров по охране труда. Ответственность в этом случае возлагается на тренерско-преподавательский состав. Тренеру и инструкторскому составу необходимо максимально обеспечить меры безопасности при проведении тренировочных занятий в природной среде. К таким мерам относятся: инструктажи учащихся (во время их нахождения в полевых условиях и во время учебно-тренировочных занятий на воде с учетом их спортивной подготовки и инструкторских обязанностей, во время приготовления пищи в полевых условиях и др., в зависимости от условий); внимательный осмотр береговой линии с целью определения безопасных входов и выходов в воду; осмотр и пробное прохождение ведущими спортсменами характерных участков водной поверхности (валы, суводи, бочки, прижимы и др.); пробное прохождение каждой установленной тренировочной трассы; обеспечение береговой страховки и страховки с воды во время тренировочных занятий групп начальной подготовки; обеспечение необходимой страховки во время занятий учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования; обязательное Гребля на байдарках и каноэ (слалом)
назначение старшего (инструктора) в каждой группе, выходящей на тренировочное занятие; четкое определение тренировочного времени и места тренировки для каждой группы; контроль за своевременной сменой тренировочной одежды и обуви; определение мест для сушки одежды и обуви, ремонта лодок и приготовления пищи и др. Кроме того, тренер заранее должен знать: свои действия в экстренных случаях (оказание доврачебной помощи, способы транспортировки пострадавших, места оказания врачебной помощи и др.); способы хранения продуктов и приготовления пищи в полевых условиях и другие специфические навыки. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 2. ОКАЗАНИЕ ДОВРАЧЕБНОИ МЕДИЦИНСКОИ ПОМОЩИ И ДЕЙСТВИЯ ТРЕНЕРА ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ПР ОИСШЕСТВИЯХ В случае ухудшения состояния учащегося во время тренировочных занятий в закрытых и плоскостных спортивных сооружениях тренер обязан направить его в медицинский кабинет. Во время соревнований в подобных случаях тренер должен обратиться к врачу. Во время сборов при отсутствии медицинского работника тренер должен лично доставить спортсмена в ближайшее лечебное учреждение. При этом записать время обращения больного или пострадавшего, характер травмы или жалобы, принятые меры. При обращении в лечебное учреждение тренер должен записать его адрес и название, фамилию принимавшего врача, время приема и другие необходимые данные. В ряде случаев, когда явно классифицируется какое-либо недомогание или спортсменом получена травма, тренер должен оказать доврачебную помощь.
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.36.215 (0.01 с.) |