Перечень показателей для тестирования в различных видах спорта 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень показателей для тестирования в различных видах спорта



(Постановление Государственного комитета СССР по физической культуре и спорту «О единой системе отбора перспективных спортсменов»

от 10 августа 1986 г.)

 

Вид спорта Бег на 30 м Непре­рывный бег, 5 мин Бег на месте, Юс Челноч­ный бег, 3x10 м Пры­жок в длину Пры­жок вверх Подтя­гивание в висе Бросок мяча
Гребля на бай­дарках и каноэ ++ ++ + ++ ++ + ++ ++

++ - Тестирование обязательно; + - тестирование необязательно.

Таблица 7

Количественные характеристики личностных профилей у представителей различных видов спорта

(юношеский вариант до 15 лет -для видов спорта с ранней специализацией)

(Постановление Государственного комитета СССР по физической культуре и спорту «О единой системе отбора перспективных спортсменов»

от 10 августа 1986 г.)

 

Вид     Личностные особенности, факторы (по Кеттелу) к    
спо­рта А В С D Е G Н I J О Q2 Q3 F2 Q4 F3
Гр. сла­лом 3-6 7-10 3-8 3-8 5-10 5-10 1-6 7-10 5-10 7-10 5-10 3-8 5-8 5-7 5-8

* - значения факторов выражены в стенах.

Примечание: А - доброжелательность, В - интеллектуальность, С - эмоцио­нальная устойчивость, D - уравновешенность, Е - доминантность, G - добросовест­ность, Н - решительность, I - сензитивность, J - сдержанность, О - самоуверен­ность, Q2 - социальный контроль, Q3 - самоконтроль, F2 - экстра-интраверсия, Q4 - оптимальный уровень мотивации, F3 - способность к мобилизации.


 


При отборе учащихся в группы НП гребного слалома следует обращать внимание на два основных показателя: тестирование фи­зических и психологических показателей.

В связи с тем, что научные исследования в гребном слаломе про­водились недостаточно, мы предлагаем принять за основу тестиро­вание для гребли на байдарках и каноэ (табл. 6).


В то же время для юношей, занимающихся гребным слаломом на начальном этапе, определены основные личностные характеристи­ки, на которые следует обращать внимание тренеру (табл.7).

В настоящее время нет научных рекомендаций по отбору детей в секции гребного слалома на основе антропометрических данных.



Гребля на байдарках и каноэ (слалом)


Организационно-методическая частъ_



 


Ниже мы приводим общие многолетние визуальные наблюдения. Примерная антропометрическая характеристика взрослого спорт­смена-байдарочника выглядит следующим образом. Это люди не­высокого роста, стройные, среднего телосложения, с разработанны­ми мышцами груди, спины, рук и бедер, имеющие хорошую коорди­нацию движений.

По сравнению со среднестатистическим гребцом по гребле на байдарках слаломист-байдарочник немного ниже, коренастее и рез­че. Слаломист-каноист выше, мощнее и сравним с гребцом по гребле на каноэ.

Нет научных данных по отбору детей и на основе психологиче­ских данных, а в гребном слаломе это важный показатель. Боязнь бурной воды и координация движений в разных плоскостях - основ­ные факторы этого показателя. У разных тренеров есть свои подхо­ды к определению этого показателя (тест на покидание лодки). Во всяком случае, следует обращать внимание на координацию движе­ний новичка в слабобурном потоке и при имитации работы с веслом на берегу.

В связи со специфическим материально-техническим обеспе­чением спортивной дисциплины набор групп НП имеет свои осо­бенности. Учащиеся спортивной школы 1-го года обучения долж­ны обязательно иметь возможность занятий в бассейне не менее двух часов в неделю, и далеко не всегда такие возможности имеет сама спортивная школа. Хороший вариант решения этого во­проса - набор групп на базе средней общеобразовательной шко­лы, имеющей бассейн. Кроме занятий непосредственно греблей, учащийся к концу 1-го года обучения должен обязательно уметь плавать. Контрольные нормативы при наборе в группы НП в на­стоящее время не устанавливаются. Тем не менее целесообразно провести в игровой форме ряд тестов, рассматриваемых с психоло­гической точки зрения, направленных на выявление следующих качеств:

- координация движений отдельных частей тела, гибкость, быст­
рота реакции (упражнения «ласточка», «мостик», стойки на руках,
голове и т.д.);

- принятие самостоятельных решений в различных ситуациях
(подвижные игры);

- упражнения на вестибулярный аппарат (кувырки, прыжок с
поворотом на 360° с закрытыми глазами, резкие повороты голо­
вой);

- пространственное воображение.


Проведение таких игровых тестов наиболее эффективно прово­дится на воде и суше в природных условиях, но можно проводить и в крытых спортивных помещениях.

Умение плавать, в случае набора в летний период группы с выез­дом в лагерь, обязательно. При наборе осенью и зимой в индивиду­альном порядке возможно зачисление в группы НП учащихся, не умеющих плавать, но имеющих хорошую координацию при работе в лодке при условии возможности обучения плаванию.

Наиболее важные врожденные качества, рассматриваемые с фи­зической точки зрения, при наборе групп НП следующие:

- координация положения туловища при движении в лодке или в
нестандартных ситуациях;

- положение рук и амплитуда их движения при гребле;

- разворот корпуса.

Следует отметить, что недостаточность вышеуказанных качеств не позволяет спортсмену достигать высшего спортивного мастер­ства в гребном слаломе.

Для решения задачи набора перспективных спортсменов целесо­образно применять следующую методику набора групп НП: при организации летних спортивно-оздоровительных лагерей и сборов проводить набор в них новичков до 50% от общего количества. При таком варианте основной отбор произойдет до 1 сентября, т.е. офи­циального срока набора новых групп.

4. КОМПЛЕКТОВАНИЕ УЧЕБНО-СПОРТИВНЫХ ГРУПП

Комплектование групп НП-2 и последующих лет обучения (табл. 8) осуществляется на основе переводных экзаменов и спортивных по­казателей. Немаловажную роль играет психологическая совмести­мость - особенно для командных гонок. Нормальным явлением счи­тается и то, что учащиеся одного возраста в различные периоды до­стигают одних и тех же спортивных показателей.

За основу отбора по квалификации можно принять таблицу, раз­работанную для гребли на байдарках и каноэ, но с корректировкой, особенно во время первичного этапа (табл. 9).

Несмотря на некоторую среднестатистическую разницу в антро­пометрических данных гребцов на байдарках и каноэ и гребцов-слаломистов, ниже приводится шкала оценки физического раз­вития гребцов на байдарках и каноэ, на которую можно ориенти-



Гребля на байдарках и каноэ (слалом)


Организационно-методическая частъ_



 


 

^

I я«о « О л С О § &а


О р. я о
* я я 8°§
е m
I

а-

=
еск
О

н я

s


5 ^

Я oo _ ft"

s ;>> ce

Н н h

О p r^

G

si*

о

am «

fe Я О

о •©- S

з g 5

Й Он ft

i в §

ill lie

я и я

о g a

5 я с

З s a

5Э О

о S О H (-H Ц

>я 5 О
Cl> о

5


II

 

о

§ §

н

§■ 1


ft

н ce

ft p"

о се >я

я ft к

о и Ч

. ft

fill

О я я сь

6 ,

S я

I!

о о

я ft

О ffl

О в-

р 3lft

ИР РЭ 2

S к о

HI

ft Я

се

К еа


Is

§ I

 

I f

s s зо

Iiil

I й I I

к g

о р §" я

-—| О <N О ■

П I

о я

ft О

о § о 3

о

се

я

5 g

я £

Рн

О

а

Рн

о

ЭЭ

О Q


II

о <l>

II

О Cl>

о 3

Я Я >

ы еа

О ft

я «

о <

о s <l>

« S я

Я S I

О g I

S^ о

о

Ls II

6 й

о ft

со
X
о я е § 8 и я I яо ^ Я гл

 


Таблица 9

Этапы отбора

(А.И. Журавлева, Н.Д. Граевская, 1993 г.)

 

 

Вид спорта Первичный этап Перспективный этап Предолимпий­ский этап Олимпийский этап
Возраст Квали­фикация Возраст Квали­фикация Возраст Квали­фикация Возраст Квали­фикация
Греб­ля на бай­дарках 11-13 лет   13-17 лет Ш юн. -1взр. 16-18 лет I взр. -КМС 19 лет и старше мс, мсмк, члены сб. РФ

роваться и слаломистам с определенной долей корректировки (табл. 10).

Размах рук - расстояние между кончиками пальцев правой и ле­вой рук, стоя спиной к стене.

Длина туловища (измеряется в положении сидя) - расстояние от пола до остистого отростка 7-го шейного позвонка.

Длина туловища с вытянутыми вверх руками (для каноистов изме­ряется стоя на коленях) - расстояние от пола до кончиков пальцев.

Длина туловища с вытянутыми вверх руками (для байдарочников измеряется сидя на полу) - расстояние от пола до кончиков пальцев.

Рабочая поза байдарочника - расстояние от стены до кончиков пальцев левой или правой руки при прижатом к стене противопо­ложном плече и раскрученном вперед плечевом поясе (движение - за водой).

Рабочая поза каноиста - расстояние от большого бугра бедрен­ной кости до кончиков пальцев руки с той же стороны (движение -за водой).

5. ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ГРЕБНОМУ СЛАЛОМУ В СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ

Планирование учебно-тренировочных занятий начинается с ана­лиза текущего состояния дел в отделении гребного слалома спортив­ной школы. При планировании учитываются различные факторы: количество и опыт тренерско-педагогического состава, количество групп различного уровня подготовки, материально-техническое обеспечение отделения гребного слалома, финансовые возможности


Таблица 10

Ориентировочная шкала оценки физического развития при наборе в учебные группы

(по Давыдову Ю.В., Созину Ю.М., 1986 г.)

 

Группы УТГ (13-14 лег) ГСС (15-16 лет) гвсм
Баллы
Юноши, байдарка
Рост, см
Размах рук, см
Длина туловища, см
Длина туловища с вытянутыми руками, см
Масса тела, кг
Мышечная масса, %
Рабочая поза                    
Девушки, байдарка
Рост, см
Размах рук, см
Длина туловища, см
Длина тулови­ща с вытянуты­ми руками, см

Окончание табл. 10

 

Группы УТГ (13-14 лет) ГСС(15-16 лет) ГВСМ
Баллы
Масса тела, кг
Мышечная масса, %
Рабочая поза                    
Каноисты
Рост, см
Размах рук, см
Длина туло­вища, см
Длина туло­вища с вытя­нутыми рука­ми, см
Масса тела, кг
Мышечная масса, %
Рабочая поза                    

ел



Гребля на байдарках и каноэ (слалом)


Организационно-методическая частъ_



 


спортивной школы, но самое главное - цели и задачи, ставящиеся перед гребцами-слаломистами. Главная цель - достижение наивыс­шего спортивного мастерства.

Каждое спортивное отделение имеет перспективное планирова­ние, рассчитанное на весь период обучения спортсмена в спортивной школе, но основное планирование ведется на основе годичного тре­нировочного цикла.

Макроцикл (МакЦ)

Для учебно-тренировочных групп первых лет и групп начальной подготовки макроциклом (МакЦ) является, как правило, годичный тренировочный цикл. Планирование учебно-тренировочного про­цесса этих групп осуществляется тренерско-преподавательским составом совместно с администрацией школы. Планированием учебно-тренировочного процесса групп УТГ-4, УТГ-5 и групп СС в основном является одноцикловая подготовка, при которой про­должительность макроцикла равна всему годичному циклу.

Годичный учебный план подразделяется, как правило, на четыре периода:

- переходный, направленный на активный отдых после основных
соревнований предыдущего сезона и решение организационно-пла­
новых вопросов следующего года;

- общеподготовительный, направленный на формирование у
спортсменов функциональной базы долговременного спортивного
роста;

- специально-подготовительный, направленный на создание пред­
посылок становления спортивной формы;

- соревновательный, направленный на подготовку спортсменов
к выступлению на соревнованиях.

Для отдельных спортсменов учебно-тренировочных групп 4-го и 5-го годов обучения и спортсменов групп спортивного совершен­ствования в годовом плане могут быть два и более МакЦ. Планиро­вание учебно-тренировочного процесса этих групп осуществляется чаще всего с участием самих спортсменов.

Мезоцикл (МзЦ)

Каждый период (макроцикл) подразделяется на мезоциклы, сис­тематизирующие отдельные этапы каждого периода. Мезоциклы подразделяются по смысловой направленности тренировочного процесса на втягивающий, накопительный, контрольно-подготови­тельный и соревновательный. Распределение сроков МзЦ осуществ­ляется от конца МкЦ. Длительность и учебно-тренировочная напол­няемость каждого МзЦ рассчитывается и составляется тренером ис­ходя из целей, планов и календаря соревнований.


В соревновательном периоде МзЦ столько, сколько и соревнова­ний. При больших временных перерывах между соревнованиями, кроме соревновательных МзЦ, включаются контрольно-подготови­тельные МзЦ.

В специально-подготовительном периоде планируются конт­рольно-подготовительные МзЦ. При больших временных периодах, в зависимости от календаря соревнований, включаются накопитель­ный или соревновательный МзЦ.

В общеподготовительном периоде планируются накопительные (базовые) и могут включаться контрольно-подготовительные МзЦ.

Мезоциклы состоят из блоков микроциклов.

Микроцикл (МкЦ)

МкЦ - это серия занятий, проводимых в течение нескольких дней и обеспечивающих комплексность решения задач, стоящих на дан­ном этапе подготовки. МкЦ бывают различного типа и продолжи­тельности. Так, например, в гребном слаломе при тренировках на воде наиболее распространенным МкЦ является следующий: 2 дня по две тренировки, 1 день - одна тренировка, 1 день - активный от­дых. Исходя из целей и задач, этот блок может быть изменен. Он может быть изменен в индивидуальном порядке и для отдельных спортсменов. Различают несколько типов МкЦ в зависимости от решения поставленных задач: ударный, развивающий, втягиваю­щий, разгрузочный, соревновательный, контрольный, восстанови­тельный. МкЦ строится исходя из недельной часовой нагрузки с уче­том различных видов подготовки (бег, ОФП, СФП, плавание, спортивные игры, лыжи и т.д.).

Микроцикл логичнее завершать контрольной тренировкой, на­правленной на закрепление приобретенных навыков и умений, не­много усложнив задание. Например, прохождение более сложного слива, пересечение более сложной струи, увеличение скоростных или объемных качеств, т. е. такого упражнения, которое спортсмен на предыдущих тренировочных этапах не выполнял.

В зимнее время бег заменяется лыжами, тренировки по гребле проводятся в бассейне и на специализированных тросовых концеп­тах и гребных тренажерах, а также применяются методы по разви­тию и совершенствованию общефизических, общефункциональных и скоростных качеств спортсмена. Как правило, в период школьных зимних и весенних каникул проводятся УТС и матчевые встречи в бассейнах. Построение тренировочных циклов проводится с учетом этого фактора.

Для каждого периода многолетней подготовки спортсмена выс­шего мастерства должен быть разработан индивидуальный план



Гребля на байдарках и каноэ (слалом)


Организационно-методическая частъ_



 


подготовки, основанный на главных целях и задачах. Учебно-трени­ровочный процесс на этапе спортивного совершенствования преду­сматривается и планируется образовательным учреждением совмест­но с тренером и спортсменом.

При планировании тренировочных нагрузок в микроциклах под­готовки необходимо учитывать:

1. Мощность и ритм физиологических процессов в организме
спортсмена в течение 1-2 недель тренировки характеризуется 4-7-
дневным подъемом интенсивности обменных процессов, которые за­
тем сменяются таким же 4-7-дневным снижением этих показателей.

2. Использование тренировочных занятий избирательной на­
правленности с разнообразной программой позволяет увеличить
нагрузку на 20-30% по сравнению с однообразной программой.

3. Необходимо учитывать, что различное сочетание тренировоч­
ных нагрузок оказывает различное влияние на развитие основных
энергетических процессов в организме спортсмена (табл. 11).

Таблица 11





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.133.198 (0.01 с.)