Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Положительные сочетания тренировочных нагрузок

Поиск

(Н.И. Волков, Е.А. Разумовский)

 

 

 

 

 

Тренировочный эффект (преимущественная мобилизация энергетических процессов) Последовательность нагрузок в тренировке
1. Анаэробные механизмы 1. Аэробные нагрузки 2. Анаэробные нагрузки
1.1. Алактатные 1. Аэробные нагрузки 2. Анаэробные (алактатные) нагрузки
1.2. Лактатные 1. Аэробные нагрузки 2. Анаэробные (лактатные)
1. Аэробные 2. Алактатные 3. Лактатные
1. Алактатные 2. Лактатные
2. Анаэробно-аэробные механизмы 1. Аэробные 2. Лактатные
3. Аэробные механизмы 1. Алактатные 2. Аэробные
1. Гликолитические 2. Аэробные
1. Алактатные 2. Гликолитические 3. Аэробные

4. При планировании нагрузок различного воздействия на орга­низм спортсмена надо учитывать степень его восстановления после предыдущих нагрузок. Так, после занятий с большими нагрузками (совершенствование скоростных и скоростно-силовых) возможности спортсмена следующие:

- скоростные качества восстанавливаются через 42-72 ч.;

- аэробная работа восстанавливается через сутки;

- анаэробная - через 10-14 ч.
После больших анаэробных нагрузок:

 

- быстрее всего восстанавливается аэробная работоспособность -
через 8-12 ч.;

- скоростные возможности - через 24-32 ч.;

 

- анаэробные функции - через 48-60 ч.
После больших нагрузок аэробного характера:

- сначала восстанавливаются скоростные качества - через 7-10 ч.;

- затем анаэробная работоспособность - через 36-48 ч.;

- аэробные возможности восстанавливаются через 60-78 ч.

Планирование тренировочного занятия

Каждый МкЦ состоит из отдельных тренировочных занятий. Тренировочные занятия различаются по величине нагрузки. Занятия подразделяются на:

- ударные - с максимально возможной нагрузкой;

- развивающие - нагрузка около 80% ударного занятия;

- поддерживающие - нагрузка около 60% ударного занятия;

- втягивающие - нагрузка около 40% ударного занятия;

- активизирующие - нагрузка около 20% ударного занятия.

Тренировочное занятие независимо от продолжительности и на­правленности имеет три основные части: подготовительную, основ­ную и заключительную.

Подготовительная часть - это разминка. В ее задачи входит под­готовка организма к нагрузке, разогревание мышц и связок, выведе­ние на более высокий уровень функционирования сердечно-сосудис­той и дыхательной систем. По времени разминка занимает 15-20% от продолжительности всей тренировки.

Задачами основной части тренировки является повышение трени­рованности организма, формирование физических качеств (силы, выносливости, ловкости, скорости, гибкости) и совершенствование технико-тактических способностей. По времени основная часть за­нимает 60-80% от продолжительности тренировки.



Гребля на байдарках и каноэ (слалом)


Организационно-методическая частъ_



 


Д 5
1^ п 0 с >s о я Я1 S ч

S а с

Задачами заключительной части тренировки является снятие фи­зической и психологической напряженности, накопившейся в ходе тренировки. По времени эта часть занимает 5-10% от продолжитель­ности тренировки.

При планировании тренировочного дня и отдельного занятия необходимо учитывать тот факт, что существуют вполне определен­ные сочетания нагрузок различной направленности, усиливающие кумулятивный тренировочный эффект. Нужно грамотно планиро­вать программу занятия, учитывая следующие характеристики:

- время выполнения (продолжительность) упражнения;

- интенсивность упражнения (мощность работы, скорость);

- число повторений тренировочных упражнений;

- продолжение интервалов отдыха;

- характер отдыха в паузах (интервалах) между упражнениями.

Общее распределение нагрузки по основным разделам подго­товки на различных этапах спортивной деятельности в гребном слаломе практически совпадает с греблей на байдарках и каноэ (табл. 12).

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО

ПРОЦЕССА

Это один из основных вопросов организации учебно-трениро­вочного процесса. По техническому обеспечению гребной слалом можно отнести к сложнотехническим спортивным дисциплинам. Главным спортивно-техническим сооружением, служащим для спе­циализированной подготовки к проведению соревнований, является специализированный гребной канал. На нем гребцами-слаломи­стами отрабатывается специальная техническая подготовка и час­тично специальная физическая. В России пока таких каналов нет. Для тренировочного процесса в некоторых городах используют при­способленные водосбросные каналы электростанций или других гидротехнических сооружений, а также участки рек, по своим при­родным характеристикам частично удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к специализированным каналам.

Для общефизической подготовки используется обычный спортивный зал с игровым и гимнастическим инвентарем и трена­жерный зал. Для занятий в тренажерных залах используются обыч­ные тренажеры. Есть попытки создания специализированных трена­жеров для гребного слалома. Но промышленностью они пока не



в 0 в

о

S

Ю

 

О

X С

S


 

 

ше-вно-ства иод   о г—                              
- в о. •а н»> >пер   <D ■fi                 о ел       ел    
1 5 I m £ £ Beci   и                              
юртивного нствования Свыше 2-х лет о г^ О           ел   О ел     о сч О    
йгод   о г^ о           чо ел   О ел чо     О    
w В                                    
В а.                                    
я §■                                    
£§ год             о                    
  1-й   t~         СП   ел   ел            
й этап >в t год V")             сч   0 ел          
                                     
в                                    
т                                    
о                                    
иров иго?   чо ел о   чо?t       чо сч   О ел сч   о чо    
рен   в1                                
н                                    
с                                    
Учебн   год о ел чо           я   О ел     о чо    
ион 3-й год О сч                 О ел       TJ-    
                                     
i начал дготов 2-й год       S       о   О ел            
Г   год       S       о   О ел            
                                     
      X W ы     отовка   , спе- готовк -аохо.   овка     ейская :-    
Разделы подготов     Участие в соревнован Прием контрольных нормативов Специальная физподг (в т.ч. техн. и такт.) Общая физподготовка циальная силовая под Психологическая под! ка, воспитательная ра Теоретическая подгот Восстановительные мероприятия Инструкторская и суд подготовка Медико-биологическк контроль Всего часов
Јi _В     сч   ел                        


Гребля на байдарках и каноэ (слалом)


Организационно-методическая частъ_



 


выпускаются. В зимнее время в общефизическую подготовку входят лыжи, тренажерный зал, игровой зал, а также бассейн. Для лыжных занятий можно использовать любой лыжный инвентарь, так как целью является общефизическая подготовка, а не высокие спортив­ные показатели.

Для общетехнической подготовки спортсменам, с целью расши­рения запаса технических навыков, целесообразно заниматься и уча­ствовать в соревнованиях по таким видам спорта, как водный ту­ризм, рафтинг и др., особенно в период 3-4-го годов обучения. Же­лательно иметь суда для занятий этими видами спорта.

Для проведения занятий на воде со спортсменами групп началь­ной подготовки используются весла и лодки отечественного произ­водства, а также другие лодки, удовлетворяющие по своим техниче­ским характеристикам поставленным задачам.

Для занятий спортсменов учебно-тренировочных групп исполь­зуются лодки и весла более высокого качества, индивидуальное сна­ряжение из более легких и прочных материалов. Каждый спортсмен подгоняет лодку по своим параметрам, оборудует и ремонтирует ее, следит за готовностью к стартам.

Для занятий спортсменов групп спортивного совершенствования используются весла, лодки и индивидуальное снаряжение ведущих производителей. Это дорогостоящее снаряжение высокого качества, удобное в эксплуатации, закрепляется за спортсменом под личную ответственность.

Для организации летних учебных сборов, лагерей, выездов сбор­ных команд на соревнования областного, регионального и россий­ского уровня учебное учреждение должно иметь комплект туристско­го бивуачного снаряжения для размещения спортсменов в полевых условиях, так как большинство летних соревнований областного, регионального и российского уровней проводятся с размещением в полевых условиях. Более того, это должны быть функциональные комплекты: для большого лагеря на 30-40 человек для групп НП и частично УТ и для сборов и соревнований сборных команд на 7-15 человек групп УТ и СС.

В последние годы все ведущие школы гребного слалома России стали использовать для проведения учебно-тренировочных сборов и участия в соревнованиях микроавтобусы, специальные автоконст­рукции для перевозки лодок и другой автотранспорт. Это значитель­но упрощает организационные и бытовые проблемы сборных ко­манд, так как одновременно решается вопрос доставки специально­го и бивуачного снаряжения, в некоторых случаях питания, самих спортсменов и самое главное - спортивных лодок.


Наличие автотранспорта решает почти все вопросы хозяйствен­ного обеспечения лагеря во время сборов и соревнований, подвоза лодок и спортсменов к месту тренировок и стартов. Экономически это значительно дешевле по сравнению с использованием для этих целей железных дорог, авиа и найма автомашин во время сборов.

В «Табеле оснащения спортивных сооружений...» и «Табеле обес­печения спортивной одеждой...» многое из этих групп снаряжения не учтено. Существует ряд других нормативных документов, кото­рые могут применять спортивные школы. Так, по обеспечению тури­стским снаряжением можно применять «Типовой перечень снаряже­ния и оборудования полевого туристского лагеря» (Приложение 3) и ряд других документов.


Этапы подготовки спортсменов гребцов-слаломистов -



Учебная программа для групп начальной подготовки


IV

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ

СПОРТСМЕНОВ ГРЕБЦОВ-СЛАЛОМИСТОВ

1. ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Задачи и преимущественная направленность тренировок:

- укрепление здоровья;

- привитие интереса к спортивным занятиям и гребному слалому;

- разносторонняя физическая подготовка;

- развитие понимания техники гребли;

- воспитание морально-этических и волевых качеств;

- выявление задатков и способностей в спортивной деятельности;

- привитие интереса к участию в спортивных соревнованиях.

Для занимающихся в группах начальной подготовки необходи­мо участие в течение года в 2-3 соревнованиях* по ОФП и в 3-6 со­ревнованиях по гребному слалому в своей возрастной группе. По окончании второго года обучения юный спортсмен должен выпол­нить норматив III или II юношеского разряда по гребному сла­лому.

Примерное соотношение объемов годовой учебной и трениро­вочной нагрузки и распределение ее по месяцам представлено в таб­лицах 13 и 14.

* Здесь и далее под количеством соревнований имеется в виду количество стар­тов на различных дистанциях.


1. Теоретическая подготовка

1.1. Вводное занятие. История возникновения и развития гребного
слалома

Порядок и содержание работы спортивной школы. Краткий ис­торический обзор развития гребного слалома как вида спорта в Рос­сии и за рубежом.

Характеристика современного состояния гребного слалома. Осо­бенности гребного слалома как вида спорта.

Крупнейшие всероссийские и международные соревнования. Массовые соревнования.

Меры по обеспечению сохранения природы в местах проведения тренировок и соревнований.

1.2. Правила поведения и техника безопасности на занятиях и со­
ревнованиях. Одежда и снаряжение спортсмена

Поведение на улице во время движения к месту занятий и на учеб­но-тренировочном занятии. Техника безопасности при проведении занятий и соревнований в природной среде, на водоеме. Обеспечение безопасности участников (умение плавать, емкости непотопляемос­ти судна, действия при перевороте, буксировка лодки, слив воды из лодки, индивидуальные средства защиты, страховка товарища).

Снаряжение гребца-слаломиста: каска, спасательный жилет, фар­тук, влагозащитная куртка, неопреновая одежда, обувь, шапочка, варежки. Подготовка инвентаря и снаряжения при различных погод­ных условиях. Хранение и уход за ним.

1.3. Строение и функции организма человека, питание, редким, ги­
гиена, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена

Костно-связочный аппарат, мышцы, их строение и взаимодей­ствие.

Понятие о гигиене, гигиена физических упражнений и спорта. Гигиенические основы труда и отдыха.

Питание. Значение питания как фактора сохранения и укрепле­ния здоровья. Назначение белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов.

Врачебный контроль и самоконтроль. Значение и содержание врачебного контроля и самоконтроля при занятиях спортом. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, настроение и работоспособность.



Гребля на байдарках и каноэ (слалом)


Этапы подготовки спортсменов гребцов-слаломистов -



Таблица 13

Примерный график учебного года и распределение объемов подготовки по месяцам для групп НП


 

 

 

 

 

№ п/п Виды подготовки Месяцы
Периоды
НП-1 НП-2
  Общее количество часов, в том числе: - на средства восстановления - медицинское обследование - контроль и соревнования 6 15  
  Теоретическая и тактическая подготовка, ч: в том числе: - судейская и инструкторская - подготовка и ремонт снаряжения 12 8 16 20
  Психологическая подготовка и воспитательная работа, ч    
  Общее количество тренировочных часов    
  Общефизическая подготовка, ч: а) тренировки ациклического характера (силовые, на развитие координации, равновесия и др.) - 30% от общего времени работы б) тренировки циклического характера (кроссы, бег на лыжах, плавание и т. д.) - 70% от общего времени 42 97 56130
  Специальная подготовка, ч: а) гребля в бассейне: - 40% от общего времени б) гребля на гладкой воде: - 15% от общего времени в) гребля на бурной воде: - 45% от общего времени 3716 41 24 68

 

                       
Переходно-восстанови-тельный Общеподготовительный Специально-подготови­тельный Соревновательный
26/39 26/39 26/39 26/39 26/39 26/39 26/39 26/39 26/39 26/39 26/39 26/39
-/3 3/4 3/- - - 3/5 - 3/5 - 3/3 - 3/5 3/5
4/7 5/8 4/7 5/8 4/7 5/8 4/7 5/8 4/7 4/8 4/7 4/8
2/5 - - - 3/4 2/5 3/4 - 2/5 3/4 2/5 3/4
1/1 1/1 -1/1 1/1 1/1 -/11 1/1 1/1 1/1 1/1
18/24 18/31 21/301 21/30 18/26 21/301 18/26 21/30 18/2418 21/30 18/26 18/25
14/17 12/21 15/21 15/20 14/18 16/23 12/15 15/19 12/14 6/6 4/6 4/6
4/5 3/4 4/6 3/4 4/5 4/5 4/5 3/4 4/5 3/4 3/5 3/4
10/12 9/17 11/15 12/16 10/13 12/18 8/10 12/15 8/9 3/2 1/1 1/2
4/7 6/10 6/10 6/10 4/8 5/8 6/11 6/11 6/14 15/24 14/20 14/19
4/7 6/10 6/10 6/10 4/8 5/8 6/11 - - - - -
- - - - - - - 6/11 6/14 - - -
- - - - - - - - - 15/24 14/20 14/19

 


Примечания:

- один из месяцев для тренера теоретически является месяцем его отпуска.
В действительности этим месяцем может быть любой, исходя из планов каждого
тренера и решения администрации школы;

- разбивка специальной и общефизической подготовки спортсменов в летний
период у каждого тренера школы значительно отличается от примерного плана,
являясь фактически индивидуальным;

- даже при организации труда бригадным методом, с учетом работы второго
специалиста в учебной группе, не всегда удается организовать непрерывный
учебный процесс для каждой группы, особенно НП и УТ (1-2-го годов подго­
товки);


 

- для того чтобы эти и другие факторы не отражались на качестве учебно-тре­
нировочного процесса, важное значение имеет планирование макроциклов и пери­
одов с учетом календаря сборов, соревнования и отпуска тренеров;

- в разделе «Специальная подготовка» указаны показатели, соответствующие
нормативной разбивке, для спортсменов, выезжающих на сборы в летний период,
количество учебных часов увеличивается;

- понятие «бурная вода» соответствует уровню квалификации спортсменов 1,
2-го года обучения с учетом индивидуальных способностей.


Гребля на байдарках и каноэ (слалом) Таблица 14

Учебный план для групп начальной подготовки

 

 

 

№ п/п Тема занятий Год обучения
1-й 2-
1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 Теоретическая и тактическая подготовка Вводное занятие. История возникновения и развития гребного слалома Правила поведения и техника безопасности на заняти­ях и соревнованиях. Одежда и снаряжение спортсмена Строение и функции организма человека, питание, режим, гигиена, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена Типы спортивных судов гребного слалома и других водных видов, их оборудование, весла Краткая характеристика техники гребного слалома Представления о тактике прохождения дистанции Основные положения правил соревнований по гребному слалому Основы туристской подготовки Воспитательная работа 2 4 4 8 10 6 4 8 1 4 9 16 12 16 10
Итого    
2 2.1 2 2 2.3 Практическая подготовка Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка Контрольные упражнения и соревнования 139 92 15 152 24
Итого    
Всего часов    

1.4. Классификация спортивных судов гребного слалома, их обору­
дование

Весла. Каяк, каноэ, каноэ-двойка. Кану-поло. Катамаран. Рафт. Отличия управления судами. Характерные конструкции. Дополни­тельное оборудование.

Национальные родоначальники спортивных судов: эскимосская байдарка, хантыйский облас, индейское каноэ, каяк. Их устройство, изготовление.

Весла байдарочные, канойные, распашные. Материалы и изго­товление весел.

Современные спортивные весла: канойные, байдарочные. Мате­риалы, характеристики.

7.5. Краткая характеристика техники гребного слалома
Техника переноски лодки, весла и снаряжения. Центр тяжести

лодки и гребца. Техника посадки спортсмена в лодку. Причалива­ние, выход спортсмена из лодки.


 

 

Этапы подготовки спортсменов гребцов-слаломистов -

Теория техники движения судна по гладкой воде. Виды гребков. Инерция судна.

Теория техники движения судна по бурной воде. Струи, противото­ки, «тень камня». Крен судна, траверс водного потока. Работа веслом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.147 (0.012 с.)