ТОП 10:

Нормативные показатели мужских команд



  Отлично Хорошо Посредственно
Подача
Прием
Атака
Блок
Защита
Передача
Общая игра

Нормативные показатели женских команд

  Отлично Хорошо Посредственно
Подача
Прием
Атака
Блок
Защита
Передача
Общая игра

 

 

Некоторые замечания

Что является защитой, а что — нет? Мы считаем защитным дей­ствием такое, если ему предшествовало действие соперника, целью ко­торого было затруднение обработки мяча другой командой. Например, нападающий соперника обманывает, подавая мяч прямо в руки страху­ющему, которому ничего не остается делать, как хорошо довести его связующему. Данное действие считается защитой (страховкой) и оце­нивается наивысшей оценкой. С другой стороны, если игрок одной ко­манды перебивает мяч снизу, стоя спиной к сетке, а игроки другой команды из-за неразберихи поднимают этот мяч в невероятном брос­ке, но такое действие не оценивается никак. Только в том случае, если этот мяч не поднимается, то регистрируется «попытка» (либо «нет по­пытки»). Еще одно замечание относительно нападения и страховки. Код «О» в нападении в случае удара в блок записывается только в том слу­чае, если мяч отскакивает так, что его невозможно поднять. Если же мяч летит по высокой траектории на заданную линию своей площадки, то в нападении регистрируется код «З», а в защите — либо «попытка», либо «нет попытки».

 

Контроль тренировочной деятельности

Контроль осуществляется по следующим основным разделам:

— контроль за отношением занимающихся к тренировочному про­цессу;

— контроль за применяемыми тренировочными нагрузками (объем, интенсивность, характер нагрузок).

Контроль за отношением занимающихся к занятиям осуществляет­ся по оценке их поведения. Критерием оценки служат данные о посеще­нии занятий, степень проявления занимающимися активности и само­стоятельности в выполнении упражнений и требований тренера, тру­долюбие и настойчивость в преодолении трудностей, сосредоточенность, внимание и дисциплинированность. Данные о посещаемости занятий и оценку поведения занимающихся на каждом занятии тренер вносит в журнал или дневник.

Контроль за объемом тренировочных нагрузок ведется по данным о длительности каждого занятия и времени, затрачиваемому на отдель­ные упражнения и разделы подготовки. Оценивается эта работа степе­нью соответствия количества тренировочных занятий и времени, зат­рачиваемого на тренировку, плановым заданиям.

Интенсивность контролируется (определяется) по количеству тех­нике-тактических действий в единицу времени (например: 13-14 напа­дающих ударов в минуту — высокая интенсивность; 6-7 нападающих ударов — средняя; менее 6-7 нападающих ударов — малая); по количе­ству занятых в упражнении спортсменов, по баллам, по ЧСС (см. раз-

 

 

дел 5.2). Интенсивность выполненных в тренировке упражнений в сум­ме дает показатель интенсивности тренировки.

Внутренняя (физиологическая) нагрузка характеризуется реакцией организма на выполненную мышечную работу и выражаются в показа­телях ЧСС, частоты дыхания, потребления кислорода, кислородного долга и др., а тренирующий эффект упражнений определяется соотно­шением количественных значений компонентов физической нагрузки. При одном соотношении воздействие одного и того же упражнения может быть направлено на совершенствование выносливости, при дру­гом — скоростно-силовых качеств (приложение 7).

Энергетическую направленность упражнений можно определить по пульсу после выполнения нагрузки. При пульсе 130-150 уд/мин — воз­действие нагрузки аэробного характера, при 150-180 уд/мин — сме­шанное аэробно-анаэробное, а при пульсе выше 180 ударов — нагрузка анаэробного воздействия (см. приложение).

Техническую подготовленность проверяют с помощью контрольных упражнений на точность и систематических наблюдений за качеством выполнения движений. Критерий оценки — соответствие результатов, показанных в контрольных упражнениях, плановым индивидуальным заданиям.

Контроль за тактической подготовкой осуществляется с помощью периодических оценок, полученных игроками в упражнениях и играх в индивидуальных, групповых и командных заданиях. Критерием оцен­ки служит степень эффективности выполнения игровых действий в за­щите и нападении с учетом функций игрока в команде.

Психологическую подготовленность контролируют, периодически оценивая проявленные игроками в тренировочных занятиях следующие качества: активность, целеустремленность, смелость, решительность в защите и в нападении, выдержку и самообладание, волю в борьбе с утомлением при больших тренировочных нагрузках, чувство товарище­ства. В этой оценке необходимо участие спортивного психолога. Критерий оценки — степень проявления этих качеств, определяемая в баллах.

Теоретическую подготовленность проверяют с помощью собеседо­вания по заданным темам. Критерием оценки является степень знаний занимающихся.

 

Контроль состояния спортсмена

Контроль осуществляется по следующим разделам:

— состояние здоровья:

— функциональное состояние организма и соответствие его этапу подготовки:

— контроль уровня развития физических качеств;

— степень переносимости больших тренировочных и соревнователь­ных нагрузок.

 

 

 

Решение этих задач осуществляется углубленным медицинским об­следованием (УМО) не менее двух раз в годичном цикле и батареей тестов по физической подготовке (см. 5.3.1).

Медико-биологический контроль служит для получения информа­ции о состоянии здоровья, функциональных возможностях, индиви­дуальных особенностях каждого волейболиста'.

В процессе медико-биологического контроля измеряется артериаль­ное давление, регистрируется электрокардиограмма, проводится ана­лиз крови с исследованием гемоглобина, лактата, креатинфосфокиназы, неорганического фосфора, параметров кислотно-щелочного равно­весия. Определяется время простой и сложной реакции, проводится ортостатическая проба, определяются скорость переработки информа­ции, скорость переключения внимания и другие показатели.

Такое обследование проводится спортивными врачами, специалис­тами функциональной диагностики.

Тестирование физической подготовленности проводится на всех эта­пах годичного цикла с выявлением уровня развития физических ка­честв исходя, из задач физической подготовки для каждого этапа.

В соревновательном периоде необходимо получение экспресс-ин­формации о функциональном состоянии организма волейболистовеже­недельно с помощью простых функциональных тестов (проб) как то:

Гарвардского степ-теста, функциональной пробы по Квергу, степ-теста по Бургеру (см. 5.3.1).

В психологическом контроле регистрируются (выявляется) социаль­но-психологический климат в команде, личностные характеристики спортсменов с помощью опросников Кетгела, Спилберга, Айзенка и других методик, мотивация спортивных достижений, психологическая совместимость. Этот вид контроля должны проводить спортивные пси­хологи.

 

Самоконтроль волейболиста

Самоконтроль играет важную роль в процессе подготовки волейбо­листа. Систематическое наблюдение собственного самочувствия стиму­лирует интерес к тренировочному процессу, к повышению спортивно­го мастерства.

С первых дней начала тренировочных занятий и на протяжении всего тренировочно-соревновательного цикла волейболист должен вести днев­ник самоконтроля. Динамика показателей самоконтроля наглядно пока­зывает изменения в состоянии работоспособности и степени восстанов­ления, что немаловажно для корректирования текущего планирования. Все показатели самоконтроля необходимо перенести на график.

 

' Иорданская Ф.А. Оценка специальной работоспособности спортсменов раз­ных видов спорта. М., 1993, с. 40.

 

 

 

Данные самоконтроля оцениваются по пятибалльной системе, кро­ме показателей пульса при функциональных пробах и частоты сердеч­ных сокращений в состоянии покоя.

В дневнике фиксируются:

1. Самочувствие, настроение (перед и после тренировки).

2. Засыпание и сон (длительность и качество сна).

3. Аппетит.

4. Вес (перед началом и после тренировки).

5. Частота пульса лежа в постели сразу же после сна в пересчете на 1 мин.

6. Показатели простейших функциональных проб (утром). Например:

Индекс Рюффье — измерить пульс в положении сидя в течение 1 мин после 5-минутного покоя (Р1); 30 приседаний за 30 с; измерить пульс стоя (P2) в течение 1 мин; отдых 1 мин и измерить пульс (Р3) сидя. Расчет по фрмуле:

 

(Р1+ Р2+ Р3) - 200

И = ------------------------------

Классификация:

О—и меньше — отличный показатель

0—5 — хороший показатель

6—10 — посредственный показатель

11—15 — слабый показатель свыше

15 — неудовлетворительный.

 

Тест Корабова — 15-секундный бег максимальной быстроты с ин­тенсивной работой рук (повторить через 3 мин).

Оценка: частота пульса после второй нагрузки должна быть анало­гичной результату первого измерения (частота пульса определяется во время перерыва и после второй нагрузки). В противном случае трениро­ванность недостаточная, ибо спортсмену не хватает перерыва для вос­становления.

Одну из проб проводитьрегулярно и всегда в одних и тех же усло­виях.

Частота пульса — интегральный показатель функционального со­стояния организма. В состоянии утомления, недовосстановления, воз­буждения, перетренировки, во время болезни частота пульса в утрен­нем измерении всегда выше нормы. В таком случае необходимо обра­титься к врачу.

Важно записывать в дневник самоконтроля и результаты конт­рольных испытаний, которые показывают динамику развития отдель­ных физических качеств.

Тренер обязан просматривать дневник самоконтроля ежедневно и на основании анализа данных вносить изменения в содержание про­цесса тренировки.

 

 

 

Учет результатов контроля

Получать своевременную, полную и точную информацию о ходе подготовки игроков и команды позволяет хорошо организованный учет. Учету подвергаются весь процесс подготовки, выполнение планов тре­нировочных занятий и выступления команд в соревнованиях, а также данные педагогического и медицинского контроля.

Текущий учет предполагает регистрацию посещаемости, отношения спортсменов к тренировкам и соревнованиям; объем, интенсивность тренировочных нагрузок; качество усвоения пройденного материала;

результатов соревнований, основных данных врачебного контроля. Дан­ные текущего учета тренер ежедневно заносит в журнал.

Этапный учет проводится для подведения итогов тренировочной ра­боты за этап (месяц) или период подготовки. Он ведется по соответ­ствующим разделам рабочих планов и дополняется данными педагоги­ческого контроля. Исходными данными для этапного учета являются данные текущего учета.

Итоговый учет подводит итоги тренировочной работы и соревнова­тельной деятельности за год или несколько лет. По результатам итого­вого учета составляется план работы на следующий период. Исходными для этого учета служат данные этапных отчетов. Их сравнивают с запла­нированными данными годового и перспективного плана.

Документы учета: журнал, дневник тренера и дневник спортсмена.

Журнал предназначен для ведения текущего учета. По обобщению записей в журнале можно сделать ценные выводы для совершенствова­ния методики тренировки волейболистов.

Дневник тренера — документ, отражающий виды планирования и учета тренировочной работы. Основные разделы дневника тренера:

— списочный состав команды и краткая характеристика каждого игрока;

— анализ рабочих планов подготовки, замечания и выводы;

— анализ пройденного материала, замечания и выводы;

— анализ результатов контрольных заданий;

— анализ результатов участия в соревнованиях;

— корректирование выполнения рабочих планов.

Ведение спортсменом дневника позволяет ответственнее относить­ся к процессу тренировки, участию в соревнованиях, советам тренера и врача. Регулярные записи помогают анализировать свои успехи и неуда­чи. Дневник спортсмена содержит следующие разделы:

— личные данные;

— характеристики физической, технической, психологической и т.д. подготовленности;

— перспективный план подготовки;

— годовые задания по видам подготовки;

— контрольные задания по видам подготовки;

 

 

 

— контрольные задания и результаты их выполнения;

— результаты участия в соревнованиях;

— записи по каждому заданию и соревнованию, сопровождаемые критическим анализом выполнения индивидуальных заданий, и запись данных самоконтроля;

— данные врачебного и психологического контроля.

6.3.4. Научно-методическое обеспечение подготовки

Научно-методическое обеспечение подготовки квалифицированных волейболистов осуществляют комплексные научные группы (КНГ). В состав группы включаются:

— педагоги-тренеры, работники кафедр физвоспитания, члены Фе­дерации волейбола, студенты физкультурных вузов (специализации во­лейбол);

— работники спортивной медицины: врачи, психологи, физиологи, биохимики, лаборанты, сотрудники врачебно-физкультурных диспан­серов и др.

— инженеры-электронщики, программисты, механики и др.

Состав групп формируется в зависимости от конкретных задач, по­ставленных руководством команды, и утверждается руководством орга­низации, которой принадлежит данная клубная команда. Руководитель КНГ является ближайшим помощником главного тренера и несет с ним полную ответственность за подготовку спортсменов.

Члены КНГ участвуют в разработке планов подготовки команды, обсуждении состава команды, обсуждении итогов тренировочной и со­ревновательной деятельности, анализируют состояние здоровья, фун­кционального состояния спортсменов; осуществляют все мероприятия по педагогическому обеспечению подготовки команды (наблюдения на тренировочном процессе, обследования соревовательной деятельности, осуществление спортивной разведки, модернизация прежних и разра­ботка новых методик совершенствования мастерства волейболистов и др.); осуществляют все мероприятия по медико-биологическому обес­печению подготовки команды.

Инженеры осуществляют работу по техническому обеспечению дея­тельности КНГ, разрабатывают и совершенствуют тренажеры, аппара­туру, оборудование для тренировок команды.

Основной работой КНГ является следующая:

— углубленные комплексные обследования (УКО), которые позво­ляют определить уровень состояния здоровья, общего функционально­го состояния и специфических, характерных для волейбола, психофи­зиологических качеств (простая и сложная реакция, скорость перера­ботки информации и др.);

— этапные комплексные обследования (ЭКО), которые позволяют определить уровень специальной физической, общей и специальной

 

 

функциональной готовности спортсменов, выполнение модельных за­даний по ОФП, на основании которых разрабатываются рекомендаций по коррекции плана на следующий мезоцикл подготовки;

— текущие обследования (ТО), которые решают задачи оператив­ного управления нагрузкой в ходе тренировочного занятия; решают задачи сбора информации для характеристик тренировочного задания, упражнений, комбинаций, уровня технико-тактического мастерства и пр.;

— текущие обследования медико-биологической направленности, решающие задачи контроля за уровнем функционального состояния спортсменов в отдельных микроциклах, определяющие направленность тренирующего воздействия конкретных упражнений или тренировоч­ных занятий, ход восстановления и пр.;

— обследование соревновательной деятельности, позволяющее кон­тролировать уровень тренированности по всем аспектам подготовки на отдельных мезоциклах, вести учет деятельности волейболистов по всем компонентам волейбола, собирать информацию по выполнению мо­дельных характеристик, осуществлять спортивную разведку и пр.

На основании полученной информации принимаются управленчес­кие решения по ходу подготовки, к моменту основных соревнований годичного цикла дается заключение о степени готовности команды и каждого игрока к демонстрации спортивных достижений.

 

6.4. Особенности подготовки сборных команд

Под сборной командой понимается временное объединение (по раз­личным признакам) игроков, входящих в различные клубные команды.

Отличительная особенность сборной команды заключается в том, что сборная команда не является постоянно действующим формирова­нием, а игроки, включенные в ее состав, периодически собираются на сборы для совместной подготовки и участия в соревнованиях. Эта осо­бенность накладывает свой отпечаток как на организацию, так и на содержание подготовки сборных команд.

Высшим формированием является национальная, так называемая олимпийская (мужская и женская), сборная команда России.

Ей соподчинены сборные молодежные и юношеские команды Рос­сии, которые образуют своеобразный институт сборных команд для под­готовки квалифицированного резерва национальной сборной страны.

Принципы комплектования сборных команд

При комплектовании сборных команд пользуются следующими прин­ципами:

— отбор сильнейших игроков;

 

 

— преимущественный отбор игроков из состава базовой команды;

— подбор лучших исполнителей для осуществления игровой модели.

Принцип отбора сильнейших игроков имеет то преимущество, что в сборную команду привлекаются сильнейшие игроки клубов. На первый взгляд — это наиболее оптимальный принцип. Но, как показывает прак­тика, у этого принципа имеются определенные недостатки. В коллекти­ве, состоящем из лидеров, возникают определенные трудности в орга­низации коллективной игры и сыгранности команды.

Принцип преимущественного отбора игроков из состава базовой команды (сильнейшая клубная команда) применяется в тех случаях, когда имеется команда, явно превосходящая по силам другие клуб­ные команды.

В этом случае из базовой команды, кроме основных претендентов в сборную команду включаются ряд игроков, уступающих по классу игры претендентам из других команд, с добавлением игроков из других ко­манд на те функции, на которые в базовой команде имеются вакант­ные места. Основным преимуществом этого принципа комплектования является сыгранность основного ядра команды.

Но такое комплектование сборной команды зачастую приводит к искусственному укреплению базовой команды посредством перевода в ее состав сильнейших игроков из других команд. Такое искусственное укрепление за счет ослабления других команд, как правило, отрица­тельно сказывается на дальнейшем развитии волейбола в определенном районе и на подготовке квалифицированных волейболистов в целом в районе, регионе и т.д. Полноценная подготовка квалифицированных резервов и поступательный процесс развития игры возможны только в условиях напряженной соревновательной борьбы.

Принцип подбора лучших исполнителей для осуществления игровой модели сборной команды является наиболее прогрессивным. Тренер раз­рабатывает модель, т.е. прообраз игры сборной команды (как эталон) для достижения поставленной цели, а затем проводит целенаправлен­ный отбор игроков под модель и проводит подготовку в строгом соот­ветствии с запросами модели.

Главное преимущество этого принципа: заранее определяется стра­тегия и тактика игры команды и ведется планомерная подготовка для их осуществления. Для применения этого принципа комплектования необходимы два условия: наличие достаточного количества квалифици­рованных игроков и времени для ее подготовки.

Первые два принципа комплектования команды рассчитаны на фак­тические возможности сегодняшнего дня, а третий принцип — на пер­спективу.

Весь процесс отбора кандидатов и окончательное формирование ко­манды осуществляются в такой последовательности:

— заблаговременно назначается тренер сборной команды,

— тренер сборной команды, совместно с тренерами клубных ко-

 

 

манд, просматривает в ходе соревнований клубных команд игроков и определяет кандидатов в сборную команду;

— отобранные кандидаты рассматриваются на тренерском совете и утверждаются соответствующей федерацией волейбола;

— отобранные кандидаты периодически приглашаются на сбор, в ходе которого в контрольных и официальных играх и на тренировоч­ных занятиях проверяется их мастерство, после чего определяются со­став и его ближайший, резерв.

 

Содержание подготовки сборных команд

Подготовка сборных команд строится по четырехлетним, олимпий­ским циклам в соответствии с целевой комплексной программой.

План подготовки сборных команд по годам цикла предусматривает преемственность задач подготовки каждого цикла.

В первый год решаются задачи комплектования команды и проверки кандидатов по модельным характеристикам основных параметров тре­нировочной и соревновательной деятельности, установленных на ко­нец четырехлетнего цикла.

Во второй год подготовки на основе контроля модели команды пла­нируются корректирование состава команды и возможное ее доукомплектование из числа кандидатов на место выбывших по различным при­чинам. В физической подготовке планируется рост показателей условно на 4-6% от исходного уровня. В технической подготовке также планиру­ется рост эффективности выполнения технических приемов в игровых условиях до 10% от исходного уровня.

Второй год подготовки можно определить как период завершения создания команды.

Третий год подготовки можно считать периодом стабилизации дос­тигнутого уровня показателей, состава, игры команды в защите и на­падении с запасом соревновательной прочности против разных сопер­ников.

На четвертом году окончательно устанавливается и утверждается со­став сборной команды. Подготовка игроков и команды направлена на стабилизацию всех технико-тактических показателей. Команда готовится применять все варианты состава и тактических замен игроков и проверя­ется в различных условиях игровой деятельности и психологической на­пряженности во встречах с разными по классу и стилю игры противни­ками. Достижение максимального уровня спортивной формы планирует­ся на втором, третьем и четвертом годах подготовки дважды в год.

В целом четвертый год определяют как период завершения подго­товки сборной команды.

Тактическая и соревновательная подготовка в сборной команде со­ставляет до 60% от всего времени подготовки. Игровая нагрузка пред­полагает участие игроков сборной команды в следующих соревнованиях:

 

 

— контрольных встречах в период подготовки игрока в составе клуб­ной команды;

— календарных играх игрока сборной команды в составе клубной команды в различных соревнованиях;

— контрольных играх в составе сборной команды при подготовке к соревнованиям;

— календарных играх сборной команды (например: чемпионат Ев­ропы, кубок мира и др.).

Контрольные игры могут организовываться и проводиться как внут­ренние (встречи сборной команды с различными клубами и сборными командами) и как международные (встречи с клубными и национальны­ми сборными командами других стран).

Работа сборной команды осуществляется централизованно, когда все кандидаты собираются вместе, и в клубах, когда кандидаты трени­руются по индивидуальным планам сборной команды.

При наличии сильных клубных команд централизованная подго­товка занимает 30-40% времени. Если клубные команды различны по уровню подготовленности игроков, то на централизованную подготов­ку отводится 50-60% времени в году.

Определяющими показателями работы сборной команды служат:

спортивный результат в основных соревнованиях (олимпийских иг­рах, чемпионатах мира и Европы, Мировой лиги, Гран-при, кубках мира).

 

Глава 7.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.77.252 (0.025 с.)