ТОП 10:

Глава 9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ



ОБЕСПЕЧЕНИЕЗАНЯТИЙ ВОЛЕЙБОЛОМ................................................... 323

 

Глава 10. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ..................351

 

Приложение.........................................................................................….........……....357

 

 

 

Предисловие

 

В основу настоящего издания учебника положены материалы, про­шедшие апробацию временем и практикой преподавания теории и ме­тодики волейбола.

Текст при подготовке к изданию переработан и дополнен (по срав­нению с предыдущими изданиями) в соответствии с новым учебным планом и программой высших учебных заведений физической культу­ры с учетом научных и опытных данных, появившихся в последние годы. При изложении материала учитывалась необходимость широкого представления дифференцированных фактов, результатов наблюдений. Широко использованы работы известных отечественных специалистов.

Авторский коллектив искренне заинтересован в деловых критичес­ких замечаниях и в положениях в надежде на то, что деловая критика поможет в дальнейшей работе повысить качество учебника.

В создании учебника приняли участие ведущие специалисты волей­бола России. Отдельные разделы и подразделы написали (по алфавиту):

научный сотрудник РГАФК А.А.Беляев (подраздел 6.3.3); засл. работ­ник физической культуры, к.п.н., проф. А.В.Беляев (разделы 3.1-3.4; 5.1-5.3; 5.5; 5.6; 5.8-5.10; 6.1-6.4; 7.1; 7.3; 7.4; глава 8); д.п.н., проф. Ю.Д.Железняк (главы 1 и 4; 5.7; глава 10); засл. тренер СССР и России Н.В.Карполь (3.7); засл. тренер СССР, к.п.н., проф. Ю.Н.Клещев (5.6; 6.3.1-6.3.4; 6.4); д.п.н., проф. В.В.Костюков (7.2); к.п.н., профессор В.Г.Кувшинников (глава 9); д.п.н., проф. А.В.Родионов (5.4); к.п.н., доцент М.В.Савин (глава 2, 3.5); д.п.н., проф. О.П.Топышев (3.5; 3.6); засл. тренер СССР и России Ю.П.Фураев (3.7).

 

 

 

 

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛИЗАЦИЮ

 

Требования к специалисту по волейболу

 

Основу эффективности деятельности специалиста физической куль­туры и спорта - преподавателя, тренера по виду спорта - составляет высокий профессионализм, в котором в системном единстве выступают высший уровень знаний и умений, сознание и психика человека «Про­фессионал - это специалист, овладевший высокими уровнями профес­сиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления труда, вносящий свой индивидуальный творчес­кий вклад в профессию, нашедший свое индивидуальное предназначе­ние (профессионал - это специалист на своем месте), стимулирующий в обществе интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающий престиж своей профессии в обществе»'.

Деятельность тренера по виду спорта предъявляет к человеку ряд профессиональных требований, степень соответствия которым предоп­ределяет уровень профессионализма. Следует отметить, что выдающий­ся спортсмен не обязательно станет выдающимся тренером если зай­мется тренерской деятельностью.

Для спортсмена свои закономерности высочайшего профессиона­лизма, для тренера - свои. В равной степени это можно отнести и к профессии преподавателя физической культуры, где есть своя специ­фика. Не всякий даже очень хороший тренер по отдельному виду спорта может так же успешно работать преподавателем физической культуры например в учебном заведении. И наоборот, не всегда хороший преподаватель физической культуры, например, вуза или школы, сможет успешно работать тренером в отдельном виде спорта.

Центральное место в учебном плане подготовки специалиста зани­мают профилирующие дисциплины, от качества освоения которых су­щественно зависит становление профессионализма на этом этапе. Здесь важное значение имеет система объединения этих дисциплин с ориен­тацией на целостную профессиональную деятельность как отдельная дисциплина должна выступать в качестве средства достижения этой цели Цикл спортивно-педагогических дисциплин направлен на то чтобы вооружить студентов знаниями, умениями и навыками базовых средств физического воспитания и спорта в сочетании с теоретическими дис­циплинами и в контексте будущей целостной профессиональной дея­тельности. Все виды практик, имеющих место на всем протяжении обу­чения в вузе, выступают как интегрирующий фактор полученных по отдельным дисциплинам специальных знаний, умений и навыков.

 

' А.К.Маркова. Психологая профессионализма. М.,1996, с.48.

 

 

Сфера приложения труда специалиста с высшим физкультурным образованием по волейболу имеет широкий диапазон: об­щеобразовательные школы, средние специальные и высшие учебные заведения, детско-юношеские спортивные школы, училища олимпий­ского резерва, различные спортивные клубы, команды высших разря­дов.

Специалист должен знать основы дисциплин учебного плана фун­даментальной и специальной направленности, программные и дирек­тивные документы в области физической культуры и спорта, содержа­ние программ и учебников, организацию спортивной работы на уровне массового спорта, подготовки спортивных резервов, спорта высших до­стижений.

Назначение специалиста и квалификационные требования опреде­ляют структуру его деятельности. Выделяют следующие компоненты структуры деятельности педагога-тренера': проектировочный, конст­руктивный, организаторский, коммуникативный, гностический, дви­гательный.

Проектировочный компонент включает умение тренера по построе­нию многолетней подготовки волейболистов на уровне команд высших разрядов, спортивных резервов; структуры тренировки: годичного цик­ла, средних циклов, микроциклов, тренировочных занятий, трениро­вочных заданий, тренировочных и соревновательных нагрузок; плани­рование работы в сфере массового волейбола.

Для спортсменов — это умения планировать место для утренней гим­настики и самостоятельных занятий по развитию физических качеств и совершенствованию техники, по осуществлению самоконтроля.

Конструктивный компонент включает умение тренера вооружить занимающихся знаниями в области волейбола в более широком «физкультурно-спортивном» плане; умениями строить режим труда, учебы, питания, сна, отдыха и т.д. Для спортсменов — это умение принимать решение в процессе тренировочных занятий и в игре, определять содер­жание самостоятельных занятий, по режиму дня.

Организаторский компонент включает умения тренера организо­вать успешную реализацию деятельности по выполнению запрограм­мированных мероприятий по всем основным позициям (тренировоч­ная деятельность и участие в соревнованиях, обеспечение выполнения образовательных, воспитательных, оздоровительных задач и т.д.). Сюда входит также умение спортсменов организовать свои действия по реа­лизации запланированных мероприятий.

Коммуникативный компонент предполагает наличие у тренера уме­ний устанавливать отношения со спортсменами, работниками различ­ных категорий, родителями юных спортсменов, общественными орга-

 

' АА.Деркач, А.А.Исаев Педагогическое мастерство тренера. М.: ФиС, 1981, с. 47-50.

 

 

низациями — по успешному решению профессионально значимых воп­росов. Взаимопонимание спортсменов способствует более эффективной тренировочной и соревновательной деятельности, установлению бла­гоприятного микроклимата в коллективе.

Гностический компонент предполагает глубокие знания тренера в области волейбола, теории и методики построения тренировки волей­болистов различного уровня мастерства и различного возраста; умение использовать в свой работе данные литературы и научных исследова­ний, передового опыта, изучать и анализировать собственный опыт ра­боты. Для спортсменов — это овладение знаниями в области волейбола, средств и методов тренировки, умениями анализировать действия спорт­сменов и свои собственные.

Двигательный компонент предполагает достойный уровень владе­ния практическими навыками игры в волейбол (арсенал технико-тактических действий, общая и специальная физическая подготовка).

Названные компоненты структуры деятельности тренера и спорт­смена тесно взаимосвязаны, только системное их единство может при­вести к высоким результатам профессиональной деятельности.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.51.69 (0.004 с.)