Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическая защита в ходе игрыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Непосредственно в день игры основная направленность регулирующих воздействий — создание спокойной боевой уверенности. При этом воздействия в основном перемещаются из сферы сознания спортсмена в сферу бессознательного, т.е. нередко средства регуляции только обозначаются условными знаками и как бы не замечаются. Психологическая работа начинается с создания чувства уверенности в успехе. При этом могут использоваться следующие формулы самовнушения: 1. Я полностью контролирую свое поведение. 2. Я вижу трудности сегодняшней игры и знаю, как их преодолеть. 3. Я контролирую свои мысли и эмоции — я этому научился. 4. В последнее время я с каждым днем чувствовал себя все лучше и лучше. 5. Я в состоянии достигнуть своей цели и сыграть успешно. 6. Мы в состоянии достигнуть своей цели и выиграть сегодня. 7. Мое сильное тело и мозг — едины. 8. Моя команда — едина. 9. Я представляю себя счастливьм и успешным. 10. Я представляю нашу команду счастливой и успешной. Игроки и команды используют разные ритуалы, причем тренер должен неназойливо поддерживать это и уметь находить объяснение в каждом конкретном случае, когда ритуал «не сработал» и команда проиграла. Исследования показали, что больше помогают индивидуальные, интимные ритуалы. Командные ритуалы эффективны только тогда, когда стали устойчивой традицией и связаны с большими спортивными победами.
Игроки используют мысленно произносимое слово, которое является как бы ключом к началу успешных действий. Например, перед первым свистком судьи: «Пошли!, «Началось!», «Вперед!» и другие такого рода слова. Полезно добавлять про себя на первых минутах игры: «Я контролирую ситуацию». Последняя формула помогает формировать чувство уверенности в своих силах и способствует психическому самоконтролю. Ключевое слово может постоянно использоваться и в ходе игры. Перед подачей противника это может быть команда «Концентрация!». При собственной подаче: «Сильно и точно!» После каждого ошибочного действия, в первой же паузе, рекомендуют применять средства психической защиты. Например, подача сорвана, мяч отдают сопернику. Можно сделать несколько энергичных шагов и сказать про себя ключевое слово, при этом голова слегка наклонена вниз, взгляд устремлен вперед — вниз. Главное здесь — привычное ключевое слово. Ключевое слово, но уже другое, произносится и перед подачей (например, «Сильно!» или «Точно!»), может быть и другая команда, если спортсмен принял какое-то тактическое решение, например, «На четвертый номер!» Важно, чтобы с момента начала выполнения подачи никаких самоприказов уже не подавалось. В паузах игры в качестве средства переключения используются такие приемы, как спокойный анализ своих технических ошибок (желательно незначительных), а также так называемых «меню», когда спортсмен быстро перебирает в памяти эпизоды игры и кратко останавливается на наиболее удачных, расставляя их как бы по рангам: «Вот здесь я сыграл хорошо, а здесь — еще лучше». Регулирующий эффект имеют и замечания тренера по ходу игры. Известный бельгийский специалист АЛефевр писал, что замечания тренера, которые направлены лучшим игрокам команды, должны отличаться по содержанию и тону от замечаний, которые делаются другим игрокам. Как правило, замечания лидерам более сдержанны, в них должна звучать надежда, что они не подведут. Нельзя делать резких замечаний маргиналам, иначе они потеряют веру в свои возможности. Болезненно реагируют на резкие замечания игроки мнительные, неуравновешенные, психически быстро утомляемые.
5.4.5. Варианты индивидуализации психологической подготовки Психическое состояние волейболиста, особенно перед игрой, во многом определяется индивидуальными особенностями свойств нервной системы. Спортсмены с неуравновешенной нервной системой могут быстро переходить из состояния повышенного возбуждения в заторможенное. Они то уверены в своих силах, то впадают в пессимизм.
Такие спортсмены должны разминаться долго и интенсивно, В первой части разминки — спокойные, размашистые, широкие движения, которые снимают чувство скованности, во второй — преимущественно прыжковые упражнения. В паузах — дыхательные упражнения (полное дыхание). Важно упражнения с мячом начинать с точных, тщательно контролируемых движений: небрежность перед игрой таким спортсменам противопоказана. Также тщательно выполняются идеомоторные действия. По-иному должна выглядеть предыгровая подготовка спортсмена с инертной нервной системой, из-за чего они медленно «врабатываются», долго достигают оптимального уровня возбуждения. У них часто бывает, что эмоциональная и интеллектуальная готовность отстают по времени от моторной. Поэтому таким спортсменам особенно необходимы ментальные воздействия за час-полтора до начала игры. Вызываются образы собственных не только удачных, но и неудачных действий; важно, чтобы ментальный тренинг закончился образами эффективной игры. В разминке мимика должна отражать бодрое и даже несколько агрессивное настроение. При упражнениях с мячом полезно выполнить несколько рискованных уверенных действий. Такие действия чередуются со спокойными действиями с установкой на максимальную точность. Известно, что определенному складу людей соответствуют определенные реакции на ту или иную напряженную обстановку. Это относится и к темпераменту, и к характеру. В волейболе при выборе средств психического воздействия необходимо учитывать не только тип темперамента или характера спортсмена, но и специфику игрового амплуа. Выполнено исследование (А.В.Родионов, А.А.Беляев) с целью выявления зависимости успешности действий в волейболе от свойств личности волейболистов. Оно позволило определить типы спортсменов и подобрать им адекватные средства психологической подготовки. Рассмотрим наиболее характерные варианты. Связующие игроки. Первый тип: выраженная сила процессов возбуждения, экстравертированность, независимость, сильное «Я». Такие спортсмены обычно играют эффективно, но любят сыграть и эффектно. В тактическом отношении они склонны к импровизации. На фоне хорошего эмоционального состояния способны увлечь за собой всю команду. Вторая передача у них стабильная, с высоким качеством и точно соответствует возможностям партнера. Таким игрокам необходимо активно настраивать себя на игру. Все действия перед началом игры должны быть завершенными и несколько замедленными, речь — спокойной, размеренной. В разминке основное внимание надо уделять качеству выполнения каждого элемента. Любой неудачный прием мяча анализируется с вводом необходимых технических коррекций. В сложной, фрустрирующей ситуации, после 2-3 ошибок, нередко начинается «поиск виноватых», предъявляются претензии к партнерам,
апелляции к тренеру. Если ошибки повторяются, такой игрок может совсем опустить руки. Надеяться на самостоятельный выход из срыва нет оснований. В таком случае со стороны тренера больше всего подходят эмоционально окрашенные реплики сугубо тактического характера. Бесполезно говорить: «Соберитесь!», «Внимательней!» Лучше давать конкретное задание типа: «В первом розыгрыше сыграй «крест», во втором-«впрыжку». В таких репликах должен быть оценочный элемент, который направлен не на игрока, а на соперников. Например: «Подача сложная. Не торопись с выходом». Нельзя сдерживать такого игрокам не давать ему возможности выплеснуть эмоции. При повторных однотипных ошибках игрока лучше заменить и посоветовать спокойно посмотреть на игру со стороны. При этом сразу замечания не делают, и лишь после паузы наступает краткий аргументированный разбор ошибок. Обратная замена в этом случае должна произойти достаточно быстро. Второй тип: спортсмены с уравновешенной нервной системой, интравертированные, со слабо выраженным собственным «Я», с сильной зависимостью от группы. Таких связующих не так много, но, как правило, это не только одаренные, но и добросовестные игроки. Они нуждаются в поддержке со стороны тренера и лидеров команды (сами они лидерами практически не бывают). В напряженных ситуациях игры стабильность передач снижается, появляются, казалось бы, изжитые ошибки. Чрезмерная мнительность резко снижает уверенность в своих возможностях. Реплики тренера в таком случае должны носить оценочно-экспрессивный характер: «Обрати внимание на такого-то партнера», «Встань ближе (дальше) к сетке», «Не получилось, но задумано хорошо». У таких спортсменов редко бывают конфликты с другими игроками, но если они возникли, ставить на игру такого игрока нельзя. Для отвлечения перед ответственными соревнованиями необходимо формировать определенные доминантные установки: или подолгу отрабатывать технический прием, если в этом и нет необходимости, или выполнить достаточно большой объем сложных прыжковых упражнений (важно установить достаточный объем). Рядом с таким спортсменом постоянно должен быть человек, который может формировать «внутренние психические опоры», лучше всего партнер — оптимистичный, эмоциональный, реактивный. Одно дело — поддержка со стороны тренера, которая иногда воспринимается как искусственная, другое дело — искренняя реакция партнера. Нападающие. Первый тип: выраженная сила тормозных процессов, инертность, интравертированность личности, зависимость от группы, трудолюбие, упорство.
По некоторым признакам такой тип похож на второй тип связующего игрока. Однако у нападающих, как правило, интравертированность, зависимость от группы, инертность выражены более сильно, чем у связующих. Для нападающих такого типа характерна довольно однообразная игра. Когда ситуация требует гибкости игровых действий, эффективность снижается. У таких игроков нет лидерских наклонностей, и игра целиком зависит от игры партнеров. При относительно простой игре они обычно стержень нападения. Но если попадают в полосу кризиса, выходят из него трудно, и в таком случае лучше сразу сделать замену. Вся программа психических воздействий в подобной ситуации больше направлена на подготовку к следующей игре. Большинство приемов регуляции похожи на те, которые рекомендованы второму типу связующих игроков: искренняя поддержка со стороны тренера и партнеров, аргументированный разбор прошедшей игры с исключением упреков. Подходит прием, который в психологии называется «снятие запрета на ошибку». Схема убеждения примерно такая: «Вчера спад в игре был случайным, сегодня ты можешь не только сыграть хорошо, но и решить исход игры. Не бойся ошибиться. Ты сильный нападающий и пробьешь любой блок». Второй тип: преобладание возбудительных процессов над тормозными, неуравновешенность, слабый самоконтроль на фоне сильной мотивационной установки. Такие игроки, как правило, талантливы, но трудноуправляемы. Их игра не поддается никаким видимым закономерностям, а потому ненадежна. Большинство технических ошибок — из-за сильного перевозбуждения и неадекватной оценки ситуации. Поэтому средства психической регуляции должны быть примитивными, т.е. применяться до появления признаков перевозбуждения. Особую роль должна играть та часть специальной разминки, которая связана с имитацией игры: перемещения в низкой стойке, упражнения с элементами акробатики, имитация действий в защите. В перерыве между такими упражнениями — приемы концентрации. В качестве объекта концентрации подходит сетка. Полезно также при перемещениях по площадке четко контролировать свое место на ней. Например, выполнив падение, сразу оценить, что сзади на расстоянии одного метра — лицевая линия. Чрезмерно возбудимые игрока должны перед игрой выговориться, дать выход эмоциям. Различные ритуальные действия для них играют особую роль. Все эти методические рекомендации являются лишь канвой, которая обозначает практические пути индивидуализации психологической подготовки волейболистов. Реально должно быть так: сколько есть спортсменов, столько должно быть индивидуализированных систем подготовки. Для этого необходимо изучение психологических особенностей
волейболистов и средств психорегуляции, наиболее соответствующих специфике игровой деятельности волейболистов. Пока таких исследований явно недостаточно.
5.5. Техническая подготовка Техническая подготовка — это процесс обучения волейболиста технике движений и действий, служащих средством ведения игры, а также их совершенствования. Спортивная техника должна рассматриваться в тесной взаимосвязи с уровнем развития физических качеств. Чем выше уровень физической подготовленности, тем успешнее идет обучение и совершенствование. Основными задачами технической подготовки являются: 1. Расширение запаса разнообразных навыков и умений, что позволяет правильно выполнять новые движения и быстрее овладевать ими. 2. Овладение рациональной техникой (правильная структура движений, выполнение их без излишних напряжений). 3. Улучшение деталей техники за счет выявления причин появления ошибок (при выполнении технических приемов) и устранения этих ошибок. 4. Совершенствование техники за счет изменения формы движений, создавая определенные трудности при выполнении технических приемов. 5. Совершенствование техники игры в соревновательных условиях. Техническая подготовка — это многолетний процесс, который условно можно разделить на два этапа — начальное обучение технике игры и ее дальнейшее совершенствование.
Начальное обучение Структура отдельных технических приемов кажется довольно простой, но ее эффективное применение в игре связано с определенными трудностями: — кратковременность касания мяча, вследствие чего невозможно исправить ошибку; — малая площадь соприкосновения с мячом усложняет достижение точности выполнения приема; — три касания мяча требуют высокой точности исполнения и целенаправленности. Поэтому овладение рациональной техникой игры — главная задача в технической подготовке волейболистов. Выполнение этой задачи будет успешным, если в тренировочном процессе используются: а) принцип постепенности при обучении технике игры (не закрепив один двигательный навык, не переходить к другому);
б) целенаправленная физическая подготовка как основа для образования двигательных навыков; в) знание биомеханических закономерностей движения и действий при выполнении технических приемов волейбола; г) знание причин возникновения ошибок при обучении и совершенствовании техники игры и исправление этих ошибок; д) подводящие упражнения, тренажеры, обучающие устройства, которые делают технику движений доступной для детей без искажения ее сущности. Обучение осуществляется посредством восприятия и переработки соответствующей информации. Для качественного изучения техники нужна точная информация. Этапы обучения. В начале обучения важно добиться согласованности в работе звеньев тела. При дальнейшем обучении условия выполнения приемов усложняются путем изменения исходных положений, после предварительного перемещения, увеличение площади действия, создание простейших игровых ситуаций, введение некоторых сбивающих факторов. Процесс овладения техникой игры в волейбол подчиняется закономерностям формирования двигательных навыков. При формировании двигательного навыка различают фазы, следующие в определенном порядке друг за другом, и их надо рассматривать с физиологической, психологической и методической точек зрения. 1-я фаза — в ней создается первое представление о двигательном действии и формируется первоначальное умение (этап начального разучивания). Сначала упражнение выполняется неверно и лишь приблизительно похоже на конечный вариант. Выполнение сопровождается излишними мышечными усилиями и значительным повышением обмена веществ. Здесь отмечается генерализация возбуждения центральной нервной системы (ЦНС). Недостаточное совершенство координации в работе мышц приводит к скованности движений. Методическая задача и приемы обучения — овладеть основами техники и общим ритмом действия (внимание устранению ненужных движений и лишних мышечных напряжений). Обучение сконцентрировано по времени, ибо длительные перерывы между занятиями снижают его действенность. Слишком частые повторения упражнения в течение одного занятия нецелесообразны, поскольку образование новых координации быстро утомляет нервную систему. Изучение сложного технического приема (например, нападающего удара) целесообразно по частям, а более простых — в целом. Используются словесные, акустические, зрительные способы передачи информации. 2-я фаза — формирование умения совершенного выполнения двигательного действия (этап углубленного разучивания). Двигательные ощущения становятся более четкими. Появляется возможность уточ-
нить движения. В коре больших полушарий происходит концентрация нервных процессов с развитием внутреннего торможения. Методическая задача и приемы обучения — детальное изучение двигательного действия с исправлением выявленных ошибок. Число повторений в одном занятии повышено. Перерыв между занятиями в 2-3 дня не снижает эффективности в обучении. Используются методы обучения, которые опираются на двигательное восприятие (словесный, наглядный, сопряженного воздействия, идеомоторный). 3-я фаза— стабилизация и автоматизация действия (этап закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного навыка). При выполнении действия не требуется сосредоточения внимания. Движение устойчиво к сбивающим факторам и не поддается внешнему торможению. Методическая задача и приемы воздействия — дальнейшее совершенствование технических деталей двигательного действия, доводя его до автоматизма; достижение вариабельного навыка (гибкого, подвижного), не поддающегося влиянию помех (шум, свет и др). Совершенствование мастерства должно происходить в соответствии с индивидуальными особенностями спортсмена. Применяются словесный, наглядный, сопряженный, идеомоторный методы тренировки, технические средства с многократным повторением упражнений в стандартных и изменяющихся условиях при максимальном напряжении мышечных и волевых усилий.
* * * Овладение спортивной техникой волейбола в процессе обучения осуществляется по следующей схеме (для всех технических приемов игры): 1. Терминологически правильно назвать прием. 2. Показ приема тренером или на слайдах, плакатах, видеотехнике с комментариями о его роли в игре. 3. Объяснить технику выполнения приема с демонстрацией (положение звеньев тела до выполнения, в момент выполнения, после выполнения технического приема). 4. Делаются попытки практического выполнения приема — исходное положение (стойка), перемещение, имитация в целом или по частям. 5. Упражнения с мячами с партнером в самых простых условиях. 6. Работа на тренажерах, специальном оборудовании (если необходимо) с мячами и без мячей. 7. По мере усвоения двигательных действий условия выполнения упражнений усложняются (увеличение количества мячей, партнеров, дополнительные задания и т.д.). 8. Выполнение технического приема (приемов) в условиях, приближенных к игре. Ошибки при обучении. На всех стадиях обучения технике необходимо
исправлять ошибки сразу же после их возникновения. Чем раньше приступают к исправлению ошибок в технике, тем больше вероятность успеха в овладении рациональной техникой. Типичными причинами ошибок при обучении технике игры в волейбол являются: а) недостатки в развитии физических качеств (ловкости, быстроты, силы); б) спортсмен неправильно представляет движение в техническом приеме; в) волейболист неверно ощущает мышечные восприятия; г) нет анатомических предпосылок для изучения того или иного приема; д) несистематическое посещение тренировок, в результате чего двигательный навык не стабилизируется; е) спортсмен мало соревнуется, и поэтому нет стабилизации техники приемов. Зная типичные ошибки и причины их возникновения, можно сформулировать основные методические приемы их исправления: — ясное понимание спортсменом принципиальных основ техники движений; — создание условий, в которых неправильное выполнение движения невозможно; — направленное прочуствование движений с внешней помощью; — избирательные упражнения в отдельных компонентах движения; — сопоставление ошибочного и правильного выполнения приема (словесное объяснение, видеозапись, плакаты и др.). Закрепление техники и ее дальнейшее совершенствование будут происходить тем успешнее, чем качественнее будут исправляться ошибки, допускаемые волейболистами. Определять причины ошибок следует совместно со спортсменом. Сначала исправляются основные ошибки, так, как второстепенные нередко являются производными от основных. Ошибки, допускаемые при обучении технике игры, нередко являются результатом неправильных действий самого тренера (недооценка способности спортсмена активно воспринимать показ и объяснение; недоведение до сознания волейболиста ошибок при выполнении им упражнения, отсутствие индивидуального подхода и др.). По целевому признаку организации действий техника игры делится на технику нападения и технику защиты.
Техника нападения Техника нападения включает технику перемещений (разновидности стоек и перемещений) и технику владения мячом (подачи, передачи для нападающего удара, нападающие удары и перебивания). Примерные упражнения для обучения технике перемещений:
1. В стойке, приставные шаги вправо, влево (шагом вперед, назад). 2. В стойке, окрестные шаги вправо, влево; двойной шаг вперед, назад. 3. Скачок вперед — назад в стойку. 4. От линии нападения двойным шагом (скачком) остановиться у сетки и поворот в стойку. 5. По лицевой линии бег из зоны 1 в зону 6, остановка, поворот к сетке в стойку. 6. В стойке перемещения по периметру площадки лицом к сетке. 7. Перемещения по зонам площадки с остановками в стойке. 8. Челночный бег от линии нападения лицом к сетке, остановка в стойке, прыжок вверх — перемещение назад спиной до линии нападения, остановка в стойке, прыжок вверх и т.д. 9. Бег от лицевой линии до линии нападения, далее боком — до сетки, другим боком до линии нападения другой стороны площадки и спиной вперед до лицевой линии (на рубежах — остановка и стойка). 10. В стойке перемещения по сигналу тренера в стороны, вперед, назад, прыжок. 11. Ловля мяча руками после перемещения разными способами, мяч партнер набрасывает неточно. Подачи. Изучают подачи в такой последовательности: нижняя прямая, нижняя боковая, верхняя прямая с опоры и в прыжке, верхняя боковая. Нижние подачи в современном волейболе почти не применяются, но в массовом волейболе (занятия и соревнования в парках культуры и отдыха, санаториях, на пляжах, при ДЕЗах и т.д.) они являются основным средством введения мяча в игру. Важным элементом техники подач является подбрасывание мяча. Только после освоения структуры движения при подбрасывании мяча можно приступать к изучению удара по мячу и согласования работы отдельных звеньев тела в ударном движении. Примерные упражнения для обучения: 1. Принятие правильного исходного положения. 2. Имитация изучаемого способа подач. 3. Освоение структуры движения при подбрасывании мяча. 4. Из положения руки с мячом чуть ниже пояса — вскинуть мяч вперед-вверх (но не заносить за голову); в конце вскидывания небьющую руку отвести от мяча и выполнить бросок мяча вперед (для верхних прямых подач). 5. Подброс мяча перед собой на высоту чуть выше вытянутой руки. В момент подброса замах для удара и удар по мячу с поддерживанием мяча небьющей рукой (для верхних прямых и боковых подач). 6. В исходном положении после подброса мяча имитация ударного движения мимо мяча (для нижних подач). 7. Подача в стенку, партнера, через сетку с 3, 6, 9 м. Ошибки при обучении:
— подброс мяча неоптимальный по высоте; — подброс мяча не в сагитальной плоскости; — удар по мячу неточный; — скорость бьющей руки незначительна; — встреча бьющей руки с мячом не на оптимальной высоте; — неправильное исходное положение. Передача мяча сверху двумя руками осуществляется с места и после перемещения. Последовательность обучения передачам такова: вперед с опоры с места, потом после перемещения; назад за голову с опоры с места, потом после перемещения; вперед в прыжке без перемещения, потом после перемещения; назад за голову в прыжке без перемещения, потом после перемещения. Главным в обучении передачам является своевременный и точный выход к мячу. Примерные упражнения для обучения: 1. В стойке имитация передач. 2. В стойке выталкивание набивного мяча (0,5 — 1 кг) вперед-вверх, назад-вверх. 3. В парах: один набрасывает волейбольный (набивной) мяч, другой ловит его в и.п. для выполнения передачи (то же в прыжке). 4. То же, но наброс в сторону от игрока (то же в прыжке). 5. Подброс мяча над собой и передача вперед-назад партнеру (партнер ловит мяч в и.п. для выполнения передачи) — то же в прыжке. 6. В паре: один набрасывает мяч точно партнеру, тот выполняет передачу вперед-назад. 7. То же, но наброс неточно (то же в прыжке). 8. Удар мячом об пол, после отскока переместиться под мяч и выполнить передачу вперед-назад (то же в прыжке). 9. Передача в стену, в парах, в тройках и т.д. (то же в прыжке). Ошибки при обучении: — неточный выход под мяч (мяч не перед лицом); — большие пальцы направлены вперед; — локти слишком широко разведены или наоборот; — кисти рук не образуют «ковш»; — кисти встречают мяч при почти выпрямленных в локтевых суставах руках. Нападающий удар. Обучение начинается с прямого нападающего удара по ходу, затем переходят к освоению нападающего удара с переводами. В дальнейшем, по мере освоения прямого, можно изучать боковой нападающий удар. Обучение проводить только расчленение в такой последовательности: 1) прыжок вверх с места толчком двумя ногами с махом рук; 2) разбег вместе с прыжком и замахом; 3) удар по мячу. Примерные упражнения для обучения: 1. 1. Прыжок с места вверх с махом руками. 2. То же, но с поворотом на 90, 180, 360°
3. Прыжок вверх толчком двумя ногами после одного шага вперед, в сторону. 4. Прыжки с подкидного мостика. 5. Спрыгивание с возвышения. II. 1. Сделать вперед широкий шаг, ставя ногу на пятку, приставить другую ногу и выполнить прыжок (в момент первого шага руки отводят назад). 2. То же, но выполнить быстро. 3. То же, но первый (стопорящий) шаг выполнить скачком. 4. То же, но выполнить с двух, трех шагов. 5.То же, но с доставанием предмета на высоте. 6. То же, но разбег с линии нападения. При прыжке обе руки махом выносятся вверх. III. 1. Имитация ударного движения на месте, в прыжке, с разбега. 2. Удар по мячу кистью, стоя на коленях. 3. Удар по подвешенному на высоте вытянутой руки мячу. 4. Удар в стенку через пол на месте и в прыжке. 5. Нападающий удар в парах на месте и в прыжке (один набрасывает мяч и пасует). 6. Броски теннисных мячей через сетку на месте и с разбега. 7. Удар через сетку, стоя на возвышении, с собственного подброса. 8. То же, но мяч набрасывает партнер. 9. Удар через сетку с места в прыжке с собственного подброса (удары из разных зон). 10. То же, но мяч набрасывает партнер. 11. То же, но с одного, двух, трех шагов. 12. То же, но с передачи партнера. Ошибки при обучении: — стопорящий шаг на носок; — остановка перед отталкиванием (за исключением удара «Морита»); — отсутствие махового движения вперед-вверх небьющей руки; — удар согнутой в локте рукой; — в момент удара опускание локтя вниз; — ранний или поздний разбег; — неправильные ритм или разбег; — неправильная глубина приседа перед отталкиванием и постановка стоп; — медленное отталкивание; — недостаточная сила удара и неточное наложение кисти на мяч; — приземление после удара на прямые ноги.
Техника защиты Защитные действия волейболиста складываются из техники перемещений, стоек и техники владения мячом (прием мяча после подачи, нападающего удара и блокирования).
Прием мяча снизу двумя руками. При выполнении этого приема встречная скорость рук к мячу тем выше, чем меньше скорость полета мяча. При значительной скорости полета мяча в момент соприкосновения рук с мячом движения их в пространстве не происходит. Амортизация обеспечивается за счет незначительного опускания прямых рук вниз. Примерные упражнения для обучения: 1. В и.п. — имитация приема перед собой и сбоку. 2. То же, но после перемещения. 3. В паре: один кладет мяч на предплечья другому и слегка давит на мяч; второй имитирует прием. 4. В паре: один набрасывает мяч точно перед вторым игроком, тот отбивает его снизу двумя руками. 5. То же, но мяч недоброшен. 6. То же, но мяч набрасывается в сторону от игрока. 7. В паре, от лицевой линии: один ударяет мячом об пол, второй перемещается к мячу и подбивает мяч снизу двумя руками над собой. 8. То же, но второй игрок после приема мяча снизу над собой поворачивается кругом и передачей сверху двумя руками возвращает мяч партнеру. 9. В паре: один осуществляет нападающий удар, другой принимает мяч снизу двумя руками. 10. То же, но после нападающего удара через сетку с собственного подбрасывания. 11. Прием мяча, переброшенного через сетку. 12. То же, но после подачи через сетку с 3, 6, 9 м. Ошибки при обучении: — в момент приема руки согнуты в локтях; — руки почти параллельно полу; — резкое встречное движение руками к мячу; — при приеме мячей сбоку плоскость рук не под углом к полу; — прием мяча кистями рук (на кулачки); — туловище отклонено назад. Прием мяча одной рукой с падением вперед — изучается только после приобретения определенной физической формы (достаточный уровень развития ловкости, гибкости, быстроты, силы мышц плечевого пояса). Примерные упражнения для обучения: 1. Лежа на груди, вынести руки в стороны, прогнуться в грудной и поясничной частях туловища, согнуть в коленях ноги, отвести их назад и выполнить покачивание на груди. 2. Один игрок в упоре лежа на руках, другой держит его за голеностопные суставы. Первый игрок сгибает руки и выполняет перекат на груди. 3. С одного шага из низкой стойки игрок толчком одной ногой выполняет перекат на груди (на мате). 4. В парах: один против другого. Один в положении глубокого присе-
да. Партнер набрасывает мяч впереди игрока, который выполняет удар по мячу и далее падение с перекатом на грудь-живот-бедра (на мате). 5. То же, но мяч набрасывается чуть дальше от игрока, который делает шаг-выпад к мячу, ударяет по нему и одновременно отталкиваясь сзади стоящей ногой, выполняет перекат на грудь-живот-бедра (на мате). 6. То же, но мяч набрасывается по разным направлениям, с различной скоростью и траекторией полета. Ошибки при обучении: — высокая стойка перед приемом; — перед приземлением нет прогиба в поясничной области туловища; — приземление на прямые руки; — ноги перед приземлением не сгибаются в коленных суставах. Прием мяча снизу одной рукой с падением — перекатом на бедро-спину широко применяем женщинами-волейболистками, когда мяч летит в стороне от игрока или падает перед ним. Перед выполнением приема волейболист, находящийся в игровой стойке, начинает перемещение в сторону полета мяча на согнутых ногах. После нескольких приставных или обычных шагов игрок делает последний шаг-выпад в сторону летящего мяча. Во время перемещения волейболист постепенно снижает центр тяжести туловища вниз, к бедру опорной ноги. Рука вытянута вперед-вниз в сторону приближающегося мяча (подготовительная фаза). В основной фазе игрок продолжает сгибание ноги, находящейся в выпаде, смещает туловище за опору, отрывает от поверхности площадки сзади стоящую ногу и подбивает опускающийся мяч. После этого в заключительной фазе следует приземление с опорой на руки, бедро и перекат на спине с переворотом через левое (правое) плечо и выходом в положение упора лежа. Примерные упражнения для обучения: 1. Имитация приема с одного шага-выпада в сторону; 2. То же, но после двух-трех шагов; 3. Прием мяча наброшенного партнером после одного шага-выпада; 4. То же, но после двух-трех шагов; 5. То же, но после удара мяча партнером. Подбивание мяча, отскочившего от сетки, — выполняется одной и двумя руками. Отскок мяча почти отвесный. Стойка перед выполнением приема предельно низкая, расположение игрока близко к сетке. Удар по мячу одной рукой наносится напряженной ладонью, тыльной стороной кисти или ребром ладони, стоя лицом или боком к сетке. Обучение — многократные броски мяча в сетку с попытками подбивания над собой или возврата мяча в глубину площадки одной или двумя руками. Ошибки при обучении: — высокая стойка перед выполнением приема; — игрок не видит полета мяча; — при подбивке одной рукой кисти не напряжена.
Блок. Изучение этого технического приема начинают с одиночного блока на месте, затем после перемещения. Вначале необходимо освоить прыжок у сетки, далее — вынос рук и постановку их над сеткой, а затем — блок после перемещения. Примерные упражнения для обучения: 1. Имитация блока с места у сетки 2. То же, но после перемещения вдоль сетки вправо-влево скачком, приставными шагами, бегом. 3. В парах через сетку: имитация блокирования с ударом кистями над сеткой. 4. Броски мяча двумя руками через сетку (внимание на движение кистей). 5. В паре через сетку — один имитирует нападающий удар, другой определяет место и время прыжка по разбегу нападающего, перемещается туда и закрывает руками воображаемое направление полета мяча. 6. То же, но нападающий выполняет удар с собственного подбрасывания, а другой игрок ставит блок, закрывая известное ему направление полета мяча. 7. То же, но нападающий удар из зоны 4 (2) с передачи мяча игроком зоны 3. Блокирующий стремится закрыть вначале известное направление удара, а затем и неизвестное. Это упражнение можно выполнять при блокировании нападающих ударов и из других зон. 8. То же, но блокирование нападающих ударов с различных по высоте, скорости,траектории передач. Ошибки при обучении: — неправильный выбор места для блокирования (неправильная оценка траектории передачи и разбега нападающего игрока); — несвоевременность прыжка на блок (неправильная оценка высоты передачи и действий нападающего игрока); — маховое движение руками перед прыжком; — пальцы и запястья рук при блоке не напряжены; — пальцы при блоке не разведены; — статическая стойка перед прыжком. Техника группового блокирования (2-3 игрока) предполагает согласованность действий игроков. На этой основе и строится методика обучения. Примерные упражнени |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.9.200 (0.017 с.) |