Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебные и контрольные игры как средство обучения игровой деятельности

Поиск

Учебные игры — незаменимое и продуктивное средство обуче­ния игровой деятельности в спортивных играх при достаточной подготовленности занимающихся. Главное их преимущество — это возможность для участников непосредственно в игровой обста­новке интегрировать все виды предшествующей подготовки. В прак­тике занятий баскетболом учебные игры применяются при игре на один или два щита, в полных или уменьшенных составах ко­манд, в течение всего предусмотренного правилами времени или с изменением продолжительности игры, при соперничестве с равными по силам, более слабыми или сильными командами.

Игровое противоборство должно происходить целенаправлен­но под непосредственным руководством педагога с конкретными заданиями на игру. Задания могут быть направлены на воспроиз­ведение в условиях соперничества тех или иных технико-такти­ческих действий, отработку групповых или командных тактиче­ских действий в нападении или защите, интеграцию всех компо­нентов подготовленности в целостную игровую деятельность.

Стимулировать выполнение установок на игру можно начисле­нием дополнительных очков за успешные игровые действия (на­пример, забитый после заслона мяч оценивается не в 2, а в 3 очка; перевод мяча в передовую зону до возвращения всех соперников в защиту премируется дополнительным очком и т.п.) либо введени­ем некоторых изменений правил (например, ограничение коли­чества передач при организации атаки). Вариативность изменения правил не ограничена и зависит от решаемых в игре задач и уров­ня подготовленности занимающихся. Полезными могут быть не только традиционное увеличение или уменьшение всего игрового времени либо расширение или сокращение продолжительности отдельных игровых фаз (перевода мяча в зону соперника, владе­ния мячом в передовой зоне, организации всей атаки), измене­ние численности состава команд. Хорошую службу в процессе обу­чения могут сослужить также игры с объявленным или скрытым гандикапом (начислением дополнительных очков), неожиданным вводом второго или запасного мяча, введением в игру дополни­тельного защитника или нападающего, принимающего поочеред­ное участие в действиях одной и другой команды, и т. п. Всеобщий


азарт вызывают так называемые «игры на интерес», когда игроки проигравшей команды в наказание выполняют какие-либо непо­пулярные действия: совершают челночные передвижения или бег по кругу, «везут» на себе выигравших соперников и т. п.

Безусловное положительное тренировочное воздействие учеб­ных двусторонних игр на занимающихся подкрепляется последу­ющим их участием в контрольных играх с приглашенными ко­мандами. Помимо выполнения обучающей функции контрольные игры решают задачи подготовки к участию в соревнованиях. Следователь­но, установки педагога здесь носят еще более конкретный харак­тер с учетом действий соперников и модели собственной команд­ной игры. После проведенных учебных или контрольных игр обя­зательным является подробный анализ и разбор действий отдель­ных игроков и команды в целом по всем значимым параметрам игровой деятельности.

Участие в календарных играх официальных соревнований требует от баскетболистов максимальной и взаимосвязанной реализации локальных результатов их обучения в целостную игровую деятель­ность. Любые соревнования должны рассматриваться, с одной стороны, как цель всей тренировочной работы, с другой — как эффективное средство интеграции системы предшествующих пе­дагогических воздействий.

Контрольные вопросы и задания

1. Как сформировать двухкомпонентные связи между результатами раз­дельного обучения составляющим игровой деятельности?

2. Какова должна быть направленность педагогических воздействий на этапе обучения основам игровой деятельности?

3. Какие средства вы можете предложить для формирования взаимо­связей между техникой ловли и передачи мяча и значимыми для их эф­фективного выполнения физическими качествами?

4. Какие средства эффективны для взаимосвязанного совершенство­вания техники ведения мяча и развития базовых физических качеств?

5. С помощью каких средств можно сформировать навык рациональ­ных бросковых движений во взаимосвязи с высоким уровнем реализа­ции скоростно-силовых качеств?

6. Какие организационно-методические указания содействуют каче­ственной интеграции технической и физической подготовленности за­нимающихся?

7. Какова технология формирования многокомпонентных связей между результатами обучения на уроках по баскетболу?

8. Назовите и дайте характеристику нескольким разнонаправленным подвижным играм, используемым в качестве средства обучения игровой деятельности баскетболистов.

9. Предложите подводящие к баскетболу игры и опишите их правила.

10. Как используются контрольные игры в игровой подготовке бас­
кетболистов?



РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


ОГЛАВЛЕНИЕ


 


Баскетбол: Учебник для вузов физ. культуры / Под общ. ред. Ю. М. Портно-ва. - М., 1997.

Баскетбол: Учебник для ин-тов физ. культуры / В.М.Корягин, В.Н.Мухин, В.А.Боженар, Р.С.Мозола. — Киев, 1989.

Вари П. 1000 упражнений игры в баскетбол: Пер. с фр. / Под ред. Л. Ю. Поплавского. — Киев, 1997.

Вуден Д. Современный баскетбол / Сокр. пер. с англ. Е. Р.Яхонтова. — М., 1987.

Гомельский А. Я. Баскетбол. Секреты мастера. — М., 1997.

Колос В.М. Баскетбол: теория, практика. — Минск, 1988.

Корягин В. М. Подготовка высококвалифицированных баскетболистов: Учебник для вузов физ. воспитания. — Львов, 1998.

Костикова Л. В. Баскетбол. Азбука спорта. — М., 2002.

Коузи Б., Пауэр Ф. Баскетбол: концепции и анализ / Сокр. пер. с англ. Е.Р.Яхонтова. — М., 1975.

Кузин В. В., Полиевский С.А. Баскетбол. Начальный этап обучения. — М., 1999.

Луничкин В., Чернов С, Чернышев С. Тактика позиционного нападения против личной защиты: Метод, пособие для тренеров ДЮСШ. — М., 2002.

Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учебник для ин-тов физ. культуры. — М., 1991.

Некоторые рекомендации для тренеров, работающих с группами на­чальной подготовки по баскетболу / Пер. с англ. Е.А.Черновой. — М., 2002.

НестеровскийД.И., Поляков В. А. Обучение основам техники нападе­ния игры в баскетбол: Учеб.-метод, пособие для учителей и студентов фак-та физ. культуры. — Пенза, 1996.

Нестеровский Д. И. Обучение основам техники защиты игры в баскет­бол: Учеб.-метод, пособие для учителей и студентов фак-та физ. культу­ры. — Пенза, 1997.

Сортэл Н. Баскетбол: первые шаги / Пер. с англ. — М., 2002.

Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Ю.Д.Железняка, Ю. М. Портнова. — М., 2001.

Холодов Ж. К, Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспита­ния и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2002.

Чернова Е.А. Подвижные игры в системе подготовки баскетболистов: Метод, рекомендации для тренеров ДЮСШ по баскетболу. — М., 2001.

Юный баскетболист: Пособие для тренеров / Под ред. Е. Р. Яхонтова. — М, 1987.

Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учеб-никдля студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Ю.Д.Железняка. — М., 2003.


Предисловие................................................................................................................ 3

Раздел I. Обучение технике игры в баскетбол

Глава 1. Теоретико-методические основы обучения технике игры

в баскетбол............................................................................................. 6

1.1. Принципы, средства и методы обучения технике игры

в баскетбол............................................................................................. 6

1.2. Методы организации занимающихся............................................ 14

1.3. Классификация техники игры.......................................................... 16

1.4. Последовательность обучения технике игры.............................. 17

1.5. Технология обучения игровым приемам...................................... 20

Глава 2. Методика обучения технике нападения в баскетболе................. 23

2.1. Обучение игровым приемам нападения....................................... 23

2.2. Стойки и передвижения нападающего......................................... 25

 

2.2.1. Стойки нападающего............................................................. 25

2.2.2. Основные способы передвижений в нападении.............. 30

2.3. Техника владения мячом................................................................... 42

2.3.1. Ловля мяча................................................................................. 42

2.3.2. Остановки с ловлей мяча....................................................... 47

2.3.3. Передачи мяча.......................................................................... 52

2.3.4. Ведение мяча............................................................................. 72

2.3.5. Остановки после ведения мяча............................................. 78

2.3.6. Броски мяча............................................................................... 82

Глава 3. Методика обучения технике защиты в баскетболе..................... 118

3.1. Обучение игровым приемам защиты........................................... 118

3.2. Стойки и передвижения защитника............................................. 119

 

3.2.1. Стойки защитника................................................................. 119

3.2.2. Разновидности передвижений в защите.......................... 123

3.3. Приемы противодействия и овладения мячом.......................... 127

3.3.1. Вырывание мяча.................................................................... 127

3.3.2. Выбивание мяча..................................................................... 129

3.3.3. Перехват мяча......................................................................... 134

3.3.4. Накрывание и отбивание мяча при броске.................... 138

3.3.5. Взятие отскока........................................................................ 141

Раздел II. Обучение тактике игры в баскетбол

Глава 4. Закономерности обучения тактике игры в баскетбол................ 146

4.1. Основной понятийный аппарат.................................................... 146

4.2. Технология обучения тактическим действиям......................... 151


Глава 5. Методика обучения тактике нападения в баскетболе................ 154

5.1. Обучение индивидуальным тактическим действиям............... 154

5.1.1. Действия игрока без мяча.................................................... 154

5.1.2. Действия игрока с мячом...................................................... 161

5.1.3. Сочетания индивидуальных тактических действий... 179

5.2. Групповые тактические действия.................................................. 181

5.2.1. Взаимодействия двух игроков............................................ 181

5.2.2. Взаимодействия трех игроков............................................ 195

5.3. Командные тактические действия................................................. 208

5.3.1. Стремительное нападение.................................................. 208

5.3.2. Позиционное нападение...................................................... 225

5.3.3. Разновидности специального нападения........................ 230

Гл а в а 6. Методика обучения тактике защиты в баскетболе................. 249

6.1. Обучение индивидуальным тактическим действиям.............. 249

6.1.1. Действия против нападающего без мяча........................ 250

6.1.2. Действия против нападающего, владеющего мячом....258

 

6.2. Групповые тактические действия................................................ 268

6.3. Командные тактические действия............................................... 285

Раздел III. Обучение игровой деятельности в баскетболе

Глава 7. Закономерности обучения игровой деятельности

в баскетболе....................................................................................... 301

7.1. Особенности игровой деятельности............................................ 301

7.2. Интеграция результатов обучения в целостную игровую деятельность 303

7.3. Средства и методы обучения игровой деятельности.............. 305

Глава 8. Методика обучения игровой деятельности в баскетболе.... 309

8.1. Формирование двухкомпонентных связей между
результатами обучения................................................................... 309

8.1.1. Направленность педагогических воздействий.............. 309

8.1.2. Формирование взаимосвязей между навыками техники игры и физическими качествами 309

8.2. Формирование многокомпонентных связей между
результатами обучения................................................................... 318

8.2.1. Подвижные игры как средство обучения игровой деятельности 318

8.2.2. Подготовительные игры как средство обучения игровой деятельности 328

8.2.3. Учебные и контрольные игры как средство обучения игровой деятельности 332

Рекомендуемая литература................................................................................. 334



 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 780; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.34 (0.013 с.)