Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика обучения тактике защиты

Поиск

В БАСКЕТБОЛЕ

Обучение индивидуальным тактическим действиям

Успешная игра в защите во многом определяет итог спортив­ного соперничества баскетболистов. В современном баскетболе для достижения победы недостаточно только результативно атаковать. Важно также надежно обезопасить свою корзину, своевременно подавлять атакующую инициативу противников, разрушать их привычные взаимосвязи и тем самым диктовать свои условия ве­дения борьбы.

Хорошую защиту отличает не пассивное реагирование на дей­ствия атакующих, а активное упреждающее применение контрдей­ствий с постоянным «давлением» на мяч и готовностью к стреми­тельному переходу в контратаку.

Как и тактика нападения, тактика защиты строится на ин­дивидуальных, групповых и командных действиях, которые в свою очередь представлены несколькими разновидностями (см. рис. 38, с. 149).

Начинают обучение тактике защиты с освоения индивидуаль­ных тактических действий.

Индивидуальные действияэто базовые компоненты тактики игры в защите. Эффективная оборона корзины не может быть орга­низована без рациональных действий каждого игрока на своей позиции.

Для результативной, тактически грамотной игры в защите не­обходимы, прежде всего, хорошее владение техникой защитных приемов и определенный уровень развития специфических физи­ческих и личностных качеств.

Защитник должен быть быстр и ловок, умен и агрессивен, иметь реактивные ноги и руки, обладать высокой степенью интуиции. В то же время все свои действия необходимо уметь соизмерять с конкретной игровой ситуацией. И наконец, главное — это жела­ние работать в защите. В связи с этим трудно переоценить значи­мость обучения основам тактики индивидуальных защитных дей­ствий.

Индивидуальные действия в защите бывают двух видов: против нападающего без мяча и против нападающего, владеюще­го мячом.

Различия обусловлены степенью потенциальной опасности каж­дого из них для корзины защищающейся команды.


                   
   
   
 
 
     
 
   
 

Действия против нападающего без мяча

Теоретические предпосылки.

Действия защитника против нападающего без мяча предопре­деляются решением д в у х основных задач: 1) не позволить сопернику выгодно открыться для получения мяча или для взятия отскока; 2) быть готовым оказать помощь партнеру на опасном участке обороны.

Опекая игрока без мяча, защитник должен руководствоваться собственной позицией, местоположением мяча, расстоянием до корзины и уровнем технико-тактического мастерства опекаемо­го. Обороняющийся игрок обязан постоянно держать в поле зре­ния мяч и своего подопечного. Классическим для защитника в данной ситуации является расположение внутри так называемо­го «игрового защитного треугольника», условными вершинами которого являются мяч, корзина и опекаемый нападающий (рис. 126).

Избранная защитником стойка и характер его действий могут претерпевать существенные изменения в зависимости от занима­емой на площадке позиции, а также места нахождения мяча и соперников. Так, например, опекая нападающего в позиции игрока задней линии атаки на стороне мяча, защитник смещается в ста-рону игрока с мячом настолько, чтобы сковать его действия и в то же время успеть мгновенно возвратиться к своему подопечно­му, если тому последует передача (рис. 127). При этом он находит­ся в открытой стойке: одна рука указывает на мяч, а другая — на подопечного.

 

При держании игрока в позиции форварда или центрового на стороне мяча защитник использует закрытую стойку и выдвига-


ется на линию возможной передачи: одну руку вытягивает перед подопечным, преграждая полет мяча, а другую — у него за спи­ной для контроля над возможными передвижениями соперника. Причем степень выдвижения защитника варьируется в зависи­мости от расположения мяча и опекаемого соперника. Если мяч находится на периметре атаки под углом к корзине, то в пози­ции на линии штрафного броска и в углу площадки требуется смещение на полкорпуса со стороны мяча (рис. 128, а, б), а на боковой линии трехсекундной трапеции — на три четверти кор­пуса (рис. 128, в). При держании высокорослого центрового в средней позиции результативным в некоторых случаях является также выдвижение защитника перед соперником с поднятой вверх одной рукой и отведенной назад-вниз другой. Особенно эффек­тивны такие действия в случае перемещения мяча вдоль боковой линии или в угол площадки (рис. 129, а). Спереди по отношению к своему подопечному защитник должен оставаться в данной ситуации и в средней, и в нижней позиции центрового. В верх­ней позиции по-прежнему требуется выдвижение на полкорпуса со стороны мяча (рис. 129, б).

При опеке нападающего на дальней от мяча стороне площадки защитник, находясь в любой позиции, должен руководствоваться одним общим правилом — необходимо сместиться в сторону мяча внутри «игрового защитного треугольника» (рис. 130) и тем са­мым сформировать другой, плоский треугольник, вершинами которого будут сам защитник, его подопечный и игрок с мячом (рис. 131). В данной ситуации первоочередными задачами для за-


               
   
 
 
   
 
   
 

щитника являются: обеспечить перехват дальних навесных пере­дач в направлении опекаемого нападающего, а при необходимос­ти оказать активную помощь в защите своей корзины партнерам на стороне мяча.

При попытке любого нападающего совершить выход для получе­ния мяча в ограниченную зону области штрафного броска (трехсе-кундную трапецию), т.е. открыться в непосредственной близости от корзины, опекающий его защитник обязан действовать быст­ро и решительно. Необходимо сохранить позицию между мячом и подопечным и не позволить ему свободно пройти перед собой (рис. 132). Соперник жестко встречается выставленной вперед со-

гнутой в локтевом суставе рукой с одновременным шагом вперед одноименной ногой. А при пе­редвижении нападающего под щит он удерживается защитни­ком за спиной с контролем со­вершаемых им передвижений от­веденной назад-вниз рукой. По возможности следует спиной от­теснить его в направлении ли­цевой линии или, перехватив согнутой в локте другой рукой, выдавить за пределы ближайших границ трехсекундной трапе­ции.

 

Важным элементом тактики индивидуальной игры в защите является блокирование нападаю-


щего при борьбе за взятие отскока на своем щите. В баскетболе существует неоспоримое правило: «Кто выигрывает щит, тот вы­игрывает игру».

Для успешного овладения мячом при отскоке (взятие отско­ка) защитник, прежде чем идти на подбор, обязан преградить путь опекаемому нападающему. Для этого он вправе избрать два варианта действий: 1) не дожидаясь начала движения соперни­ка, может сблизиться с ним в момент выпуска мяча при броске, выполнить упреждающее блокирование и устремиться к щиту для овладения мячом; 2) может занять выжидательную позицию на расстоянии одного шага от соперника, а с началом его дви­жения определить направление перемещения, выполнить бло­кирующий поворот на ближней к нему ноге и мгновенно напра­виться на подбор мяча.

Результативность блокирования при борьбе за взятие отскока зависит от нескольких факторов. Прежде всего, защитник должен занимать выгодную исходную позицию — находиться между по­допечным и корзиной. В момент броска мяча необходимо быстро реагировать на начало движения опекаемого нападающего блоки­рующим поворотом на ближней к направлению его перемещения ноге, прийти в устойчивое положение готовности к активному контактному противоборству с соперником. Затем мгновенно идти на подбор мяча с поднятыми вверх руками, не позволяя против­нику оттеснить или опередить себя. Решающее же значение имеют точный расчет в действиях и предугадывание направления отско­ка по месту выброса и траектории полета мяча, которые в сочета­нии с хорошими физическими данными защитника и высоким прыжком могут обеспечить ему устойчивое преимущество в борь­бе за подбор мяча в каждом единоборстве с подопечным напада­ющим.

Обучение индивидуальным тактическим действиям против напа­дающего без мяча.

1. Объяснение и показ изучаемого тактического действия на демонстрационной доске и в конкретной игровой ситуации на площадке.

2. Противодействие выходу нападающего без мяча в ситуации 1 х 1 при передвижении игроков вдоль площадки от одной лице­вой линии до другой в заданном коридоре (рис. 133):

 

- при пассивных действиях нападающего, перемещающегося зигзагом: нападающий поочередно имитирует выход то вправо, то влево;

- в условиях активного единоборства с выполнением защитни­ком установки: «Не пропусти нападающего за спину».

3. Многократная смена защитной стойки и позиции относи­
тельно неподвижного опекаемого нападающего в ответ на пере­
мещение мяча по периметру расстановки атакующих в ситуации


                 
   
 
   
 
 
     
   
 
 

1 х 1 (рис. 134): последовательно на ближней и на дальней от мяча стороне площадки в конкретной игровой ситуации (при опеке центрового, форварда или защитника).

4. То же, но противодействуя выходу нападающего для получе­
ния мяча в ограниченную (трехсекундную) зону (рис. 135):.

- при пассивных действиях нападающего;

- в условиях активного противоборства 1x1.

 

5. То же, но чередуя позиции нападающих на площадке отно­сительно щита и направление их выхода для получения мяча.

6. Выполнение блокирования пассивного нападающего без мяча в ситуации борьбы за отскок после броска другого нападающего (рис. 136):


 

- при бросках с различных позиций;

- варьируя начальное распо­ложение противоборствующей пары по отношению к мячу и корзине.

 

7. То же, но в условиях ак­тивного противоборства.

8. Воспроизведение сочетаний изученных индивидуальных так­тических действий защитника против нападающего без мяча в условиях игрового противобор­ства: игровые задания типа «1x1 с промежуточным».

9. То же, но в двусторонних учебных играх с установкой пе­дагога.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 989; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.28.79 (0.009 с.)