Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные ошибки при выполнении взятия отскока на своем щите.

Поиск

1. Неправильное и. п.: защитник находится за пределами игре-вого защитного треугольника, теряет из виду мяч или подопечно­го; располагается не на линии возможного движения нападающе­го к корзине или стоит на прямых ногах.

2. Переключение внимания защитника на мяч, а не на подо­печного: сопровождение мяча взглядом с момента его выпуска без выполнения отблокирования соперника — нападающий легко обходит опекуна и овладевает мячом.

3. Отсутствие у защитника контакта спиной или согнутыми ру­ками с нападающим в положении для его блокирования, прямые ноги в защитной стойке — соперник без труда выходит к мячу из-за спины обороняющегося игрока.

4. Нет встречного движения к мячу после отблокирования на­падающего: защитник ждет мяч на месте.

5. После обхвата мяча в воздухе игрок не укрывает его накло­ном туловища и сгибанием рук вперед: возможно выбивание мяча соперником.

6. Приземление на узко или широко расставленные ноги: поте­ря равновесия или трудности с быстрым началом дальнейших дей­ствий.

 

7. Опускание мяча вниз: существует большая вероятность его потери.

8. После овладения мячом и приземления поворот в середину площадки, а не к ближней боковой линии; задержка первой пе­редачи: срыв быстрой контратаки.


Контрольные вопросы и задания

1. Дайте классификацию техники защиты в баскетболе и предложите рациональную последовательность изучения защитных игровых приемов.

2. Опишите технику разновидностей стоек и передвижений защитника.

3. Назовите средства обучения стойкам и передвижениям защитника в рациональной последовательности их использования.

4. Какие организационно-методические указания регламентируют дей­ствия педагога и занимающихся в процессе изучения стоек и передви­жений защитника?

5. Каковы основные ошибки при выполнении защитником разновид­ностей стоек и передвижений?

6. Какие защитные действия относятся к приемам противодействия и овладения мячом? В какой последовательности их следует изучать?

7. Назовите приемы для обучения вырыванию мяча.

8. Какие методические указания следует давать занимающимся при выполнении вырывания мяча?

9. Какие ошибки встречаются при воспроизведении защитником вы­рывания мяча?

 

10. Опишите технику разновидностей выбивания мяча.

11. Как научить технике выбивания мяча (приемы, упражнения, орга­низационно-методические указания)?

12. Каковы наиболее типичные ошибки при выбивании мяча защит­ником?

13. Какие существуют разновидности перехвата мяча? Дайте описа­ние их техники.

14. Назовите средства обучения технике перехвата мяча в их рацио­нальной последовательности.

15. Какими организационно-методическими указаниями должны ру­ководствоваться педагог и его ученики в процессе обучения перехвату мяча?

16. Перечислите основные ошибки в технике выполнения перехвата мяча.

17. Опишите технику разновидностей накрывания и отбивания мяча защитником при броске.

18. Представьте блок средств для обучения защитника основам техни­ки накрывания и отбивания мяча при броске.

19. Каким организационно-методическим указаниям необходимо сле­довать, чтобы достичь эффективности при обучении защитника накры-ванию и отбиванию мяча при броске?

20. Каковы наиболее характерные ошибки в технике выполнения на­крывания и отбивания мяча при броске?

21. Какие движения защитника составляют технику взятия отскока?

22. С помощью каких средств можно научить защитника рациональ­ной технике взятия отскока?

 

23. Какие организационно-методические указания применяют при обучении взятию отскока?

24. Назовите основные ошибки в технике выполнения защитником взятия отскока.



Раздел II ОБУЧЕНИЕ ТАКТИКЕ ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ

Глава 4

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ТАКТИКЕ ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ

Основной понятийный аппарат

Обучение рациональной технике основных игровых приемов на учебных занятиях по баскетболу не должно быть самоцелью, так как даже самая совершенная техника не гарантирует успеха в игро­вом противоборстве с соперником. Наряду с уровнем владения тех­никой игры не менее важным представляется еще один аспект под­готовленности занимающихся — тактическая выучка.

Каждый технический прием или сочетание приемов в игре при­меняется в конкретной ситуации: на определенном участке плсг-щадки, при определенном расположении игроков своей команды и соперников, на определенной стадии развития атакующих или защитных действий, в борьбе с определенным противником, в контексте текущего счета и т.д. Именно адекватность и своевре­менность использования в пространстве и во времени того или иного элемента технического арсенала предопределяют результативность игровых действий отдельных игроков, а степень взаимопонимания и уровень слаженности взаимодействий между членами команды — командный результат в данном игровом эпизоде и в игре в целом.

Характер и содержание индивидуальных действий и взаимо­действий игроков-партнеров в каждый игровой момент обуслов­лены изменяющимися условиями их выполнения, а осмыслен­ный выбор диктуется избранной тактикой игры.

Тактика игрыэто рациональное, целенаправленное использова­ние способов и форм ведения спортивной борьбы с учетом особенно­стей конкретного соперника и складывающихся условий игрового про­тивоборства. Другими словами, это адекватное игровым ситуаци­ям применение многообразия техники игры.

Процесс обучение тактике игры должен быть специально орга­низован. Если в процессе обучения технике игры занимающиеся ос­ваивают структуру движений, игровые умения и навыки, то в ходе освоения тактики игры они получают знания и умения применения этих навыков в конкретных условиях с целью достижения победы над потенциально возможным или конкретным противником.


Уровень тактической оснащенности игроков создает предпо­сылки для максимального использования в игре их технического потенциала. В то же время, чем совершеннее техника баскетболи­ста, тем больше возможностей для расширения его тактической подготовленности, выработки разнообразной командной тактики.

Существование столь тесной и взаимообусловленной связи меж­ду техникой и тактикой игры в баскетбол позволило при характе­ристике индивидуальной активности игроков ввести специальное понятие — технико-тактическое действие. Оно рассматривается как структурный элемент игровой деятельности отдельных игроков.

Взаимно скоординированные и согласованные в пространстве и во времени технико-тактические действия нескольких игроков одной команды определяются как тактическое взаимодействие.

А при характеристике целостных командных действий использу­ется термин система игры, подразумевающий специфическое вза­иморасположение и взаимодействия всех игроков команды, объ­единенные единой целевой направленностью (например, система игры в нападении с одним центровым; личная система игры в защите и т. п.). Подчеркивается взаимосвязь и согласованность дей­ствий всех игроков в рамках единой концепции ведения игры.

Структурной единицей командных действий в нападении являет­ся комбинация — это заранее разученные и целенаправленные вза­имодействия нескольких или всех игроков в пределах конкретной системы игры, направленные на создание благоприятных усло­вий для завершения атаки.

Существует также термин форма ведения игры — это внешнее проявление действий команды в рамках решения определенных так­тических задач. Форма ведения игры может быть активной или пас­сивной, что проявляется в наступательном или оборонительном характере действий команды. Примером активной формы ведения игры в защите могут служить агрессивные действия по всей площадке или на отдельных ее участках (личный или зонный прес­синг) с постоянным «давлением» на мяч, оттеснением соперни­ка с мячом в нужном направлении и в определенное место с дальнейшей организацией группового отбора. В нападении это стремительный переход к атакующим действиям при овладении мячом с последующей организацией скоростной атаки. При пас­сивных формах ведения игры в защите команда предоставляет со­перникам свободу действий за пределами возможных прицельных бросков мяча, а в нападении предпочитает длительный розыг­рыш мяча с использованием многоходовых комбинаций.

Бесконечному многообразию возможных игровых ситуаций в баскетболе соответствует наличие многочисленных адекватных тактических действий отдельных игроков, группы игроков и ко­манды в целом. Их можно систематизировать согласно общим при­знакам (рис. 37, 38).


                   
 
   
     
       
     
 
 
 
 


По направленности деятельности выделяют два раздела: тактику нападения и защиты. По особенностям организации каж­дый раздел подразделяют на группы действий: индивиду­альные, групповые и командные.

Индивидуальные действия это самостоятельные действия иг­рока, направленные на решение командной тактической задачи без непосредственной помощи партнера.

Групповые действия это взаимодействия двух или трех игро­ков в рамках выполнения командной задачи.

Командные действия подразумевают взаимодействия всех игро­ков команды, направленные на решение задач ведения игры.

В свою очередь, каждая из выделенных групп объединяет не­сколько видов, способов и их вариантов, которые оп-


ределяются формами ведения игры, содержанием конкретных иг­ровых действий и особенностями выполнения.

Необходимость эффективной организации действий команды требует распределения функций между игроками. Тем самым кон­кретизируются задачи и роль каждого находящегося на площадке игрока при организации атакующих и защитных действий.

В современном баскетболе принято следующее распределение игроков по функциям {амплуа): защитники, форварды, центро­вые.

Основные обязанности защитников — четкое руководство дей­ствиями партнеров в нападении, а также готовность к завер­шению атаки позиционным броском или стремительным прохо-


дом к корзине; в обороне — сдерживание быстрой контрата­ки соперников в случае потери мяча, действия на переднем рубе­же защиты у своей корзины.

Форварды должны обладать хорошей маневренностью, умени­ем результативно атаковать с дальних и средних позиций, обо­стрять игру вблизи корзины соперников за счет собственного ско­ростного прохода или нацеленной передачи центровому. Помимо этого они обязаны грамотно осуществлять защитные дей­ствия на своих позициях и обеспечивать вместе с центровым подбор мяча на обоих щитах.

Центровые — наиболее высокорослые и мощные игроки в ко­манде, призваны таранить оборону соперников на ближних подступах к их щиту, а также «цементировать» оборону собственной корзины: они играют основную роль при борьбе за отскок, при добивании мяча и накрывании брос­ков соперников.

Количество игроков по функциям на площадке в ходе игры может меняться в зависимости от избранной командой системы игры и складывающейся в матче ситуации.

Развитие баскетбола требует постоянной универсализации игро­ков различного амплуа. Что и наблюдается в игре спортсменов высокого класса. Так, современные центровые не только достаточ­но уверенно чувствуют себя вблизи от чужой корзины, но и ус­пешно завершают атаки дистанционными бросками, достаточно хорошо владеют ведением мяча и острыми атакующими передача­ми. В то же время защитники кроме выполнения своих традицион­ных обязанностей способны атаковать через высокорослых игроков броском мяча из-под кольца после скоростного («кинжального») прохода, а также активно и небезуспешно бороться за отскок и добивание мяча у щита соперников. Форварды при необходимости могут с успехом выполнять некоторые функции как защитников, так и центрового.

В связи с этим наблюдается тенденция дифференциации функций внутри традиционных игровых амплуа. Так, среди защитников стали выделять разыгрывающего {первого номера), т. е. дирижера или глав­ного диспетчера (плеймейкера) команды, и атакующего защитни­ка {второго номера), основного поставщика трехочковых попада­ний. Среди нападающих — легкого форварда {третьего номера — иг­рока «периметра»), более склонного к активной игре на дальних подступах к корзине соперника; и тяжелого форварда {четвертого номера), больше тяготеющего к игре на позиции центрового, но выгодно отличающегося от него высокой маневренностью. В свою очередь, центровые {пятые номера) кроме выполнения своих ос­новных, традиционных функций способны также эпизодически сыграть на любой из вышеперечисленных позиций, если того тре­бует складывающаяся игровая ситуация.


Благодаря данной тенденции современная игра отличается вы­сокой зрелищностью и повышенной динамичностью.

И все же полная универсализация в баскетболе не возможна в силу кардинального различия функциональных и психофизиоло­гических особенностей игроков разного роста, а соответственно разных игровых функций, их индивидуальных способностей к ре­шению конкретных задач соревновательного противоборства. Толь­ко рациональное сочетание игровой специализации и универсализа­ции создает предпосылки эффективной командной игры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1764; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.52.54 (0.009 с.)