Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные ошибки при выполнении разновидностей позиционного радения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Нерациональное для разыгрываемой комбинации начальное асположение игроков: чрезмерная удаленность либо приближен-
ность к корзине или партнерам — сложно сохранить соответствующие временные параметры атаки. 2. Несогласованность взаимодействий нападающих во времени и пространстве: запаздывание с выходом для получения мяча, с передачей или проходом, излишняя скученность игроков на одном участке площадки — потеря темпа и динамики в развитии атакующих действий. 3. Некачественное использование групповых взаимодействий, составляющих основу разыгрываемой комбинации: плохая постановка либо использование заслонов, пересечения или наведения, слишком медленное их воспроизведение — защита успевает нейтрализовать все планируемые командные действия. 4. Недостаточно эффективное использование образовавшихся в защите соперников «слабых звеньев» («дыр»): трудности с передачами мяча центровому или выходящему на удобную для атаки позицию нападающему, неверный выбор направления продолжения атаки — завершение атаки в условиях подготовленного сопротивления. 5. Нерациональное использование времени, отведенного правилами на подготовку атаки: слишком медленный переход от защиты к нападению; неспешное принятие начальной расстановки в зоне соперников; затяжной розыгрыш мяча без обострения*иг-ровой ситуации с последующей поспешной подготовкой завершающего броска в условиях лимита времени — бросок мяча из неудобной позиции или положения при активном противодействии соперников.
6. Неподготовленный завершающий бросок мяча в ситуации, когда партнеры продолжают начатые взаимодействия и не способны включиться в борьбу за отскок на щите: «бросок на авось» — большая вероятность потери мяча и ответной скоростной контратаки соперников. 7. Чрезмерная стандартизация командных действий, шаблонность при их воспроизведении без учета складывающейся на площадке ситуации: отсутствие импровизации по ходу розыгрыша комбинации в ответ на предпринимаемые защитниками упреждающие контрдействия. Разновидности специального нападения Теоретические предпосылки. Понятие «специальное нападение» условно. Оно подразумевает использование разновидностей систем традиционных видов командных действий — стремительного и позиционного нападения с учетом особенностей построения игры в защите командой соперников, а также предполагает рациональное построение атаку- юших действий в особых ситуациях, складывающихся в ходе игрового противоборства. Соответственно выделяют несколько разновидностей специального нападения: нападение против зонной системы защиты, нападение против личного и зонного прессинга, нападение в особых ситуациях (при розыгрышах спорных бросков, при вбрасываниях мяча, при игре в концовках периодов). Нападение против зонной системы защиты — важный компонент командных тактических действий. Отсутствие специального нападения против зонной защиты («зоны») в атакующем арсенале любой команды всегда создает для нее серьезные трудности. Нападающие обычно теряют спокойствие и самообладание, сбиваются на разрозненные индивидуальные действия, начинают нервничать и торопиться при завершающих бросках. Потеря психологической устойчивости и равновесия отдельными игроками, как правило, передается партнерам по команде, что ведет к разладу командных действий в нападении и в конечном итоге к поражению. Причем синдром неуверенности и невыразительные тактические действия при преодолении хорошо поставленной зонной защиты встречаются в играх команд разного уровня, в том числе и у баскетболистов высшего спортивного мастерства. Следовательно, данный аспект подготовки требует детального изучения и постоянного совершенствования: Существует большое количество разновидностей зонной системы защиты, что создает дополнительные трудности при выборе эффективной контригры в нападении. Возможны два подхода в подготовке командных тактических действий для преодоления «зоны»: 1) наигрывать специальные взаимодействия против каждой зонной расстановки, что сопряжено с большими затратами тренировочного времени; 2) использовать универсальное нападение, одинаково эффективное для преодоления любого варианта зонной защиты. Большинство специалистов отдают предпочтение второму подходу, считая возможным решение данной задачи в связи с одинаковыми принципами, на которых базируются все разновидности зонной защиты: охрана определенной территории и концентрация защитников в атакуемых зонах. При выборе универсального нападения против зонной защиты тренер должен исходить из имеющихся в его распоряжении игроков и их индивидуальных особенностей, а также учитывать слабые и сильные стороны возможных зонных построений. В то же время существует несколько руководящих положений, на которые можно опираться при использовании любого варианта специального нападения против зонной системы защиты: - при первой возможности использовать быстрый прорыв с Целью проведения атаки раньше, чем защитники построят «зону»;
- целенаправленно атаковать через слабые места в «зоне», определяемые с помощью направленных перемещений игроков и быстрых передач мяча; - стремиться «разорвать зону» непрерывными быстрыми, взаимно скоординированными передвижениями игроков с использованием перегрузки, т.е. создание численного большинства нападающих над защитниками на отдельных участках площадки; использовать проходы сквозь «зону» навстречу мячу; - не задерживать мяч, свести до минимума использование дриблинга на задней линии атаки, использовать только прорезающий «зону» («кинжальный») скоростной проход с ведением мяча и быть готовым к передаче-откидке мяча на бросок партнеру, находящемуся в более выгодном положении; - чередовать быстрые передачи по периметру «зоны» и в слубь защитных построений — атака «зоны» изнутри всегда острее, чем снаружи; неожиданно менять направление атаки после стягивания защитников на отдельном участке площадки; передавать мяч быстрее, чем игроки «зоны» успеют сместиться; использовать движение мяча на противоходе смещению защитников;
- рационально использовать заслоны, препятствуя выходу защитника в неприкрытую зону для противодействия выполнению дистанционного броска мяча; - уверенно и результативно бросать мяч с открытых позиций, избегать неподготовленных, авантюрных бросков. На рисунках 114, 115 и 116 показано несколько комбинаций из начальной расстановки нападающих 1 — 2 — 2, разработанных на основе реализации представленных принципов организации специального нападения против зонной системы защиты (цифрами 1 — 5 обозначена последовательность вариативного перемещения мяча). Нападение против личного прессинга подразумевает нейтрализацию активного давления на мяч со стороны соперников, организованную, как правило, по всей площадке с использованием группового отбора и перехватов мяча. Наиболее действенным средством преодоления такой защиты является использование хорошего дриблера. Наличие в команде игрока, прекрасно владеющего ведением мяча, позволяет без особого труда перевести мяч в зону соперника и провести там подготовленную позиционную атаку. При отсутствии первоклассного дриблера и при попытках соперника наладить групповой отбор мяча эффективным может стать использование высокорослого игрока как подвижный заслон (рис. 117) или для получения им упреждающей «прихват» передачи в середину площадки (рис. 118) (цифрами обозначены амплуа нападающих #7—#5). В последнем случае становится возможной успешная атака стремительным нападением. При изучении специального нападения против личного прессинга нападающие должны знать, что:
- быстрое начало атаки вбрасыванием мяча или первой передачей затрудняет соперникам задачу своевременно «разобрать» нападающих и наладить агрессивные защитные действия; - хороший дриблинг с неожиданным переводом мяча и рациональным изменением направления ведения мяча — ключ к. преодоления активного давления защитников;
- постоянный зрительный контроль над игровой ситуацией позволит дриблеру избежать группового отбора мяча и упреждающей передачей вперед создать условия для результативного быстрого прорыва или атаки сходу; - все нападающие обязаны видеть мяч и своим маневрированием облегчать процесс его перевода в передовую зону, а при необходимости — врываться в свободную зону с дальней от мяча стороны (идти навстречу мячу); - недопустимы скученность атакующих на пути движения дриб-лера, перемещения нескольких игроков в одну позицию на площадке либо их статическая неподвижность; - уверенные, продуманные и согласованные действия нападающих позволяют разбивать любой прессинг и ведут к получению игрового и психологического преимущества, завоеванию инициативы. Нападение против зонного прессинга также предполагает уверенные и хорошо спланированные взаимодействия всех атакующих игроков. Несмотря на многообразие разновидностей зонного прессинга, все они строятся на единых закономерностях. Чаще всего прессинговать начинают после остановки в игре и вбрасывания мяча (заброшенный мяч, минутный перерыв, фол и т.п.), чтобы у защитников было время занять начальную расстановку. Благодаря зон- ному принципу распределения всей игровой площади (или ее частей) между игроками защищающейся команды и активному коллективному противодействию атакующим баскетболистом на каждом участке площадки прессингующие стремятся максимально затруднить начало и развитие атаки, разрушить привычную для нападающих комбинационную игру. Результативное достижение этой цели предусматривает решение ряда частных задач: добиться перехода соперников на разрозненные индивидуальные действия; нейтрализовать эффективность дриблинга и спровоцировать удобные для перехвата мяча передачи. Организация успешной игры в нападении при столь жестком противостоянии обороняющихся возможна лишь при наличии в активе атакующей команды специально тренированных тактических действий. Нападение против зонного прессинга разрабатывается с учетом сильных и слабых сторон этой защиты и адаптируется к индивидуальному потенциалу каждой команды. При изучении данного вида специального нападения руководствуются следующими основополагающими принципами: - постоянная готовность к агрессивности соперников и психологическая уверенность в преимуществе над прессингующими — базовое условие преодоления активных форм защиты; - стремительный переход от защитных действий к атакующим значительно затрудняет соперникам организацию эффективного прессинга; - хорошая выучка, слаженность всех действий нападающих во времени и пространстве превращают зонный прессинг в потенциально слабую защиту; - растянутая, широкая расстановка нападающих с использованием «врывания в центр» наиболее техничного игрока, применение диагональных встречных передач сквозь первую линию защиты с последующим рывком вперед и получением обратной передачи — основное оружие для преодоления зонного прессинга; - зрячее и оправданное использование дриблинга в сочетании со своевременной передачей открывшемуся партнеру в момент попытки группового отбора, сопровождающееся стремительным движением партнеров к корзине соперников по коридорам быстрого прорыва, разбивает прессинг и дезорганизует оборону; - сопровождение дриблера вбрасывающим мяч игроком обеспечивает подстраховку тылов нападения и может эффективно использоваться как вариант преодоления прессинга с помощью обратной диагональной передачи назад и мгновенного последующего перевода мяча на противоположный фланг атаки или в центральную зону площадки открывшемуся партнеру; - агрессивная атака нейтрализует активность защиты. На рисунках 119 и 120 показаны варианты нападения против Разновидностей зонного прессинга с использованием передачи через центр и последующего развития атаки быстрым прорывом через фланги. В первом случае выход в центр навстречу передаче осуществляется от боковой линии, во втором — прессинг разбивается передачей назад сопровождающему игроку и обратной передачей ворвавшемуся в центр за спину соперникам партнеру. В обоих случаях все нападающие совершают скоростные перемещения в зону соперников в соответствии с разработанной схемой атаки стремительного нападения. Существенную роль в тактике современного баскетбола играет нападение в особых ситуациях: при розыгрышах спорных бросков, при вбрасываниях мяча, при игре в концовках периодов. Имеются в виду ситуации, которые непосредственно влияют на развитие игрового противоборства и его конечный результат. Розыгрышем спорного броска начинается и первая, и вторая половина игры, а также каждый дополнительный период. От того, кто завладеет мячом, зависит, на чьей стороне будет инициатива на начальном отрезке первого, третьего или дополнительного периода, а порой и на протяжении всего противоборства. Результат розыгрыша каждого спорного броска может оказаться в конечном итоге решающим. В современном баскетболе особенно значимым стало преимущество в очередности владения мячом в концовках половины игры или всего матча. Такое философское отношение к возможному владению мячом требует целенаправленного совершенствования командной тактики при игре в стандартных ситуациях. Успешность розыгрыша спорного броска преимущественно определяется ростом, быстротой реакции и прыгучестью игрока, участвующего в нем, активностью его партнеров в борьбе за овладение мячом. Теоретически возможны три варианта ситуации: 1) преимущество в росте имеет партнер по команде; 2) оба спорящих приблизительно одинакового роста; 3) соперник превосходит в росте партнера. В любом случае все игроки должны быть нацелены на овладение мячом, стремиться изначально занять выгодную для перехвата позицию с широко расставленными ногами и поднятыми руками, умело использовать зашагивание перед соперником и «выдавливание» его с целью оказаться ближе к мячу. Большое значение имеет умение интуитивно предугадать возможное направление «откидки» мяча соперником. Даже в случае превосходства спорящего соперника над партнером можно выиграть мяч за счет напора, интуиции и хитрости. Например, перекрывая всех игроков, кроме одного, находящегося впереди или сбоку от спорящего соперника, провоцируют «от-кидку» в его направлении. А благодаря опережающему рывку из-за спины спорящего соперника стремятся перехватить мяч. Еще более значимыми являются наигранные взаимодействия игроков в ситуации планируемого выигрыша спорного броска. Непосредственно выигрышем спорного мяча можно начать атаку быстрым прорывом (рис. 121). Такие взаимодействия должны отрабатываться на тренировках. Другой важнейшей разновидностью нападения в особых ситуациях (в силу большей вероятности их возникновения) являются тактические действия при вбрасываниях мяча из-за пределов площадки. В игре такие стандартные ситуации случаются многократно и гораздо чаще, чем розыгрыш спорного броска. Соответственно и роль их использования в современном баскетболе заметно возросла. Особенно значимы они при вбрасывании мяча из-за лицевой линии соперников в непосредственной близости от их корзины. Результативным может быть и вбрасывание мяча из-за боковой линии в передовой зоне. В активе каждой команды должно быть минимум несколько комбинаций в стандартных ситуациях, которые применяются в зависимости от места введения мяча в игру, состава исполнителей, находящихся в данный момент на площадке, и складывающейся ситуации игрового противоборства. На рисунке 122 показана одна из комбинаций при вбрасывании мяча из-за лицевой линии в зоне соперников, с возможными вариантами выхода на позиции для броска мяча с ближней, дальней или средней дистанции после освобождения от опеки защитников с по- мощью заслонов. А рисунок 123 отражает схему аналогичного командного взаимодействия при вбрасывании мяча из-за боковой линии. Введению мяча в игру и его розыгрышу всегда предшествует остановка игры. Особенностью является и то, что взаимодействия осуществляются в условиях дефицита отведенного на вбрасывание времени, оставшегося от командного контроля над мячом или игрового. Поэтому, как правило, взаимодействия скоротечны. Следовательно, игрокам необходимо быстро занимать соответствующую расстановку и за счет наигранных коротких тактических ходов выводить на завершающий бросок из выгодной позиции партнера, которому доверено это право. Для успеха атакующей комбинации большая роль отводится игроку, выбранному для вбрасывания. Он должен хорошо видеть площадку, уметь мгновенно дать нацеленную голевую передачу и быть достаточно уравновешенным. Именно он чаще всего командует, какое взаимодействие необходимо сыграть. Для этого либо громко называется соответствующий ему номер или условное его название, либо подается сигнал соответствующим жестом. Удачно проведенная атака при вбрасывании мяча из-за пределов площадки в ходе игры не только добавляет набранные очки в командную копилку, но и придает игрокам дополнительный психологический импульс уверенности в своих силах, поднимает командный дух, а в концовках периодов или матчей может решить судьбу игрового противоборства. Особое место в командной тактике нападения отводится действиям в концовках периодов и игры. В ситуации, когда матч состоит из четырех четвертей, рациональное использование заключительных временных отрезков в каждой из них может принести команде от 8 до 12 очков преимущества над соперниками при равной игре на протяжении остального игрового времени. Завершить период, половину игры, матч своей атакой — основная стратегическая задача на игру. Ее решение позволяет сохранять игровую инициативу и контроль над ходом соперничества до финального сйистка арбитра. Команда, умеющая тактически грамотно играть в концовках, может всегда рассчитывать на благоприятный исход баскетбольного поединка. Но создать ситуацию, когда итоговый результат зависит от успеха собственной завершающей атаки, только часть решения тактической задачи. Важно суметь организовать такую результативную атаку. Для этого команда должна иметь ряд специфических комбинаций, которые можно было бы использовать в особых случаях. Их особенность в том, что они не применяются на протяжении всего матча, а предназначены для критических ситуаций. Такие командные взаимодействия должны быть неожиданными для соперника. Ценность этих тайных для него «заготовок» может сказаться на последних минутах или секундах пе- риодов либо игры при незначительной разнице в счете в ту или иную сторону. При разработке и изучении комбинаций специального нападения для игры в концовках обязательно рассчитывается продолжительность взаимодействий и планируется «стоимость» завершающего броска (2 или 3 очка). Их длительность может варьироваться от 1 до 24 с и зависит от конкретной игровой ситуации: выигрывает или проигрывает команда, владеющая мячом; сколько времени остается до конца периода или командного владения мячом; какую систему защиты используют соперники; каким составом исполнителей располагает атакующая команда и т.д. Как правило, специальные комбинации разыгрываются для выведения на завершающий бросок определенных игроков — лучших снайперов, лидеров команды или наиболее уравновешенных нападающих. В качестве специальных могут применяться любые командные взаимодействия против конкретной системы защиты с завершением атаки центровым, форвардом или игроком задней линии нападения. Руководит подготовкой заключительной комбинации основной разыгрывающий (плеймейкер) команды. Он громко сообщает партнерам название или кодовый номер взаимодействия, подкрепляя его соответствующим жестом. Сигналом начала маневрирования партнеров может служить передача мяча, изменение направления дриблинга или ключевое слово. В идеале перемещения и взаимодействия нападающих должны быть рассчитаны так, чтобы завершающее бросковое движение выполнялось одновременно или на мгновение раньше окончания времени контроля над мячом или игрового времени. Тогда у соперников не останется шансов на изменение окончательного результата. В качестве примеров на рисунках 124, 125 приведены схемы двух комбинаций с использо- ванием сдвоенного и строенного заслонов для подготовки трехоч-кового броска с вариантами продолжения атаки двухочковыми бросками. Разучивание разновидностей нападения в особых ситуациях требует дополнительной тренировочной работы и производится на этапе совершенствования спортивного мастерства баскетболистов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 927; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.49.143 (0.012 с.) |