Методика обучения технике защиты в баскетболе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика обучения технике защиты в баскетболе



Обучение игровым приемам защиты

Приемы игры в защите направлены на противодействие напа­дающей команде. Основная цель игры в защитепрервать атаку соперника и овладеть мячом до его броска в корзину. Защитник дол­жен постоянно стремиться занять необходимую позицию для пред­отвращения выхода нападающего к щиту или на выгодное для развития атаки место. Не менее значимо также умение игрока пре­пятствовать передачам и ловле мяча, ведению и броскам мяча. Со­ответственно технику защиты подразделяют на две основные группы (см. рис. 1, с. 18): 1) техника передвижений; 2) техника противодействия и овладения мячом.

Обучение технике защитной стойки и передвижений следует на­чинать параллельно с изучением техники игры в нападении. Необхо­димо добиваться умелой позиционной игры защитника, т. е. раз­вивать его способность занимать нужную по игровой ситуации стойку и хорошо маневрировать, выбирая наиболее рациональные в дан­ный момент способы передвижений. Кроме того, стойки и пере­движения в защите используют непосредственно в процессе обуче­ния действиям в нападении. Благодаря включению этих элементов техники защиты в задания для совершенствования ловли и передач мяча, ведения и бросков мяча занимающиеся учатся преодолевать пассивное, а затем активное противодействие соперников.

Активным приемам противодействия и овладения мячом обучают по мере усвоения учащимися конкретных приемов нападения, руко­водствуясь положением о том, что созидательная деятельность всегда отличается большей сложностью по отношению к разру­шительной. К тому же технический арсенал нападающего значи­тельно шире и разнообразнее, чем защитника. А приемы защиты более универсальны и достаточно эффективны в различных игро­вых ситуациях при старательном и правильном их выполнении.

Следовательно, обучению контрприемам должно предшествовать усвоение занимающимися основ техники нападения. Только уверен­ное, безошибочное исполнение отдельных действий нападающим дает педагогу право перейти к обучению адекватным приемам активного противодействия со стороны защитника. В связи с этим целесообразно обучать:

1) вырыванию мяча после освоения держания и ловли;

2) выбиванию мяча после освоения ловли, передач и ведения;


 

3) перехватам мяча после освоения ловли, передач и ведения;

4) накрыванию и отбиванию мяча после освоения бросков;

5) взятию отскока (овладению мячом в борьбе за отскок) на своем щите после освоения бросков и добивания.

Такая последовательность обучения приемам защиты соответ­ствует содержанию, структурным особенностям и самой логике игры в баскетбол. Она позволяет постепенно подвести занимаю­щихся к эффективному использованию всего приобретенного ими технического арсенала в условиях игрового соревновательного про­тивоборства.

Стойки и передвижения защитника

Стойки защитника

Теоретические предпосылки.

Стойка баскетболиста в защите — это наиболее рациональное положение звеньев тела игрока для маневренных защитных дей­ствий, позволяющее эффективно препятствовать атакующим на­мерениям нападающего.

Разнообразие игровых ситуаций диктует существование несколь­ких разновидностей стоек. Их различие заключается в расположе­нии и работе ног и рук.

В технике защиты выделяют три вида стоек: стойка с па­раллельной постановкой стоп (параллельная); стойка с выстав­ленной вперед ногой и закрытая стойка.

Стойка защитника с параллельной постановкой стоп {параллель- ая) применяется для опеки нападающего с мячом или без мяча дали от щита, когда нет непосредственной угрозы атаки и взятия орзины, а также при сопровождении перемещения соперника оперек площадки. Характерными для этой стойки являются рас-оложение ног ступнями на одной линии чуть шире плеч с разво-отом носками наружу и выставление в стороны-вниз незначи-ельно согнутых в локтях рук. Масса тела равномерно распределе­на на обе согнутые ноги. Туловище слегка подано вперед. Положе-ие головы и спины выпрямленное (рис. 28, а).

В зависимости от угла сгибания ног в коленных суставах разли-ают три разновидности параллельной стойки защитника: высо­кую (130—145°), среднюю (115—130°) и низкую (менее 115°).

Степень сгибания ног определяется позицией, которую зани­жает защитник по отношению к своему щиту и мячу, а также арактером оказываемого противодействия. Так, например, про-иводействие нападающему, ведущему мяч, всегда должно осу­ществляться в низкой стойке, а при опеке центрового игрока,


 




       
 
   
 

атакующего спиной к щиту, нужно использовать высокую па­раллельную стойку.

Стойка защитника с выстав­ ленной вперед ногой (рис. 28, б) применяется при опеке игрока, владеющего мячом, и предна­значена для предотвращения броска или прохода под щит.

В и. п. игрок занимает позицию между соперником и щитом. Одна нога, почти выпрямлен­ная, выставляется вперед с по­становкой стопы прямо (носком вперед), одноименная рука вы­тягивается вперед-вверх, пре­дупреждая ожидаемый 6docok.

Сзадистоящая нога акцентирование согнута и ставится с разворо­том стопы носком наружу, а одноименная ей рука выставляется полусогнутой в сторону-вниз для противодействия ведению мяча в направлении, наиболее опасном для корзины. Масса тела рас­полагается преимущественно на сзадистоящей ноге. Голова под­нята, взгляд направлен вперед. Спина прямая.

Угол наклона туловища вперед и степень сгибания ног взаимо­связаны и определяются игровой ситуацией. Так, например, при опеке нападающего, овладевшего мячом на дальних подступах к корзине (на периметре трехочковой линии), защитник сильно наклоняется вперед и далеко вперед вытягивает одноименную с впередистоящей ногой руку. Таким образом, находясь максималь­но близко по отношению к сопернику, чтобы активно противо­действовать любым его атакующим действиям, защищающийся игрок в то же время располагается максимально далеко по отноше­нию к его центру тяжести, чтобы иметь пространство и время для пресечения внезапного скоростного прохода нападающего. В другой ситуации, когда соперник только что закончил ведение, защит­ник, максимально приблизившись к нему, полностью выпрямляется и, активно размахивая руками, мешает нападающему прицельно бросить или выполнить точную передачу своему партнеру.

Закрытая стойка (рис. 29) применяется при активных формах защиты и отличается от других видов стоек близким расположе­нием защитника лицом к нападающему, выставлением вперед ближней к мячу ноги сбоку на уровне ног соперника и активным вытягиванием вперед одноименной руки для пресечения возмож­ной передачи. Другой полусогнутой рукой игрок контролирует рас­положение нападающего для своевременного предотвращения его маневра. При этом он постоянно должен держать в поле зрения


мяч и опекаемого игрока, находиться в ус­тойчивом положении на согнутых, пружи­нящих ногах.

Обучение стойкам защитника.

1. Объяснение и показ.

2. Повторное выполнение разновидно­стей стоек на месте.

3. То же, но по сигналу педагога после бега или прыжков на месте.

4. То же, но после семенящего бега на месте в параллельной стойке с максималь­ной частотой и ударным характером бего­вых шагов.

5. То же, что в упр. 2, но после переме-

щений заданным способом и остановок произвольным способом в указанных точках площадки.

6. То же, что в упр. 4, но после перемещений с изменением направления движения и в сочетании с выполнением разновид­ностей остановок по звуковому или зрительному сигналу.

7. Выполнение разновидностей стоек для обозначения услов­ного защитника при изучении ловли, передач, ведения и дистан­ционных бросков мяча.

8. Эстафеты и подвижные игры, включающие выполнение изу­чаемых стоек в и. п., в конце перемещений по сигналу водящего или педагога.

9. Выполнение разновидностей приема в сочетании с другими действиями в защите в ситуации численного меньшинства перед нападающими: игровые упражнения 1 х 2, 1 х 3, 2 х 3 и т.п.

 

10. То же, что в упр. 8, но в ситуации численного равенства защитников и нападающих в условиях игрового противоборства: 1 х 1, 2x2, Зх 3 и т.п.

11. Вариативное выполнение разновидностей защитных стоек в сочетании с приемами противодействия и овладения мячом (по мере освоения техники защиты) в подготовительных и учебных играх.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 6632; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.69.45 (0.006 с.)