Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие отечественных систем самозащиты (самбо).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Наибольшее развитие в русской армии рукопашный бой получил во времена А.Суворова. Прославленный русский полководец большое внимание уделял физической подготовке воинов, особенно развитию таких специальных качеств, как выносливость и ловкость в преодолении естественных преград и искусственных препятствий, умение вести ближний штыковой бой. Все это вместе с боевым духом русских солдат предопределило победу во многих славных баталиях. В дальнейшем в русской армии произошел спад развития отечественного рукопашного боя. Насаждалась муштра, приоритет отдавался западным образцам подготовки армий, причем в основе подготовки лежали строевая выучка, внешняя атрибутика. Все это привело в конечном результате к падению боевой выучки царской армии. Жестокое поражение в войне с Японией в 1905 году обнажило проблему подготовки армии, в том числе боевой и физической. Передовая, патриотически -настроенная часть офицерского корпуса армии понимала необходимость целенаправленности работы в этом направлении. Однако систематизированной отечественной подготовки армии к ведению ближнего рукопашного боя в России в то время не было. Кулачные и палочные бои, которыми испокон веков славилась Россия, составляли для русской молодежи развлечения и были народными. Государственная власть не прилагала усилий для изучения, систематизации и развития отечественной системы самозащиты как вида единоборства. Таким образом, ни в армии, ни в гражданском обществе не было целостной системы защиты и нападения. Энтузиасты из числа офицеров и гражданских лиц, интересовавшихся боевым искусством, пользовались иностранными учебно-методическими пособиями по саватэ, джиу-джитсу и другим системам защиты и нападения, перевод определенной части которого был сомнительного качества. Попытки создания отечественной системы ведения рукопашного боя были, но законченной формы и всеобщего признания они не получили. И только с 1917 года стала вестись работа над созданием отечественной системы защиты и нападения. Интервенция, гражданская война, рост числа профессиональных преступников заставил руководство молодой республики задуматься о защите нового государственного строя. Для того чтобы защищать - надо готовиться. Подготовка заключалась в обучении армии и специальных органов, обеспечивающих порядок, приемам и методам борьбы с внешним и внутренним врагом, в том числе действиям и способам ведения рукопашного боя. В смертельных поединках нужно было владеть простыми, но безотказными приемами и способами защиты, нападения, обезоруживания, задержания. И эти тактико-технические действия рукопашного боя были разработаны усилиями большой группы специалистов, таких, как В.А.Сидоров, В.С. Ощепков, которые разными путями пришли к осознанию необходимости создания отечественной системы защиты и нападения и приступили к этой работе. В июле 1918 г. для подготовки специалистов открываются краткосрочные курсы инструкторов спорта, впоследствии преобразованные в военные школы физического воспитания по программе, которой курсанты изучали дисциплину "Защита и нападение без оружия". Одним из преподавателей ее был В.А.Спиридонов. Обучению приемам борьбы, бокса, джиу-джитсу большое внимание уделялось на московских курсах инструкторов спорта и допризывной молодежи. Обучение проводилось с целью повышения готовности к ведению ближнего рукопашного боя. В 1922 г. Ф.Э.Дзержинский поставил перед чекистами задачу постоянно совершенствовать свое стрелковое мастерство и физическую подготовку, что должно обеспечить успех не только проводимых операций, но и в определенной мере гарантировать сохранение здоровья и жизни сотрудников в опасных ситуациях. Созданное в 1923 году спортивное общество "Динамо", объединив в своих рядах чекистов, пограничников и работников милиции, приняло на себя основную работу по выполнению этих задач. В отличие от воинов Красной Армии, задачей сотрудников ВЧК было не уничтожение, а задержание противника и его обезоруживание. Перед специалистами общества "Динамо" стояла задача выделить из общего числа приемов и способов ведения общевойскового рукопашного боя, специальные, отвечающие этим требованиям приемы, усовершенствовать их и поставить на вооружение чекистов. В 1928 году вышла первая книга по самозащите без оружия, автором которой был инструктор общества «Динамо» В.А. Спиридонов. В этом пособии был обобщен опыт подготовки работников ОВД для действий в ситуациях нападения преступников и применение приемов без оружия с целью их задержания. Автором изучались конкретные ситуации нападений преступников: захваты за различные части тела и одежды; угроза преступниками различными видами холодного и огнестрельного оружия. Им разработаны и предлагаются конкретные способы защиты и задержания преступников при помощи освобождения от захватов, защиты от ударов, броски и болевые приемы. Кроме этого в пособии излагается система тренировки, включающая общеразвивающие и специальные упражнения. Профессионально - прикладная физическая подготовка сотрудников в тот период строилась на основе анализа зарубежных систем защиты и нападения. Первым наставлением по физической подготовке, разработанным Всеобучем в 1923 году, были раскрыты приемы владения холодным оружием, способы защиты и нападения без него. Однако приемы джиу-джитсу, описанные в этом руководстве не представляли практического интереса и поэтому не получили широкого распространения. Но они сыграли положительную роль в определении содержания методики рукопашного боя. Большой вклад в создание и развитие самозащиты без оружия, как специального раздела рукопашного боя, внесли В.С.Ощепков и Н.Н.Ознобишин. В.С. Ощепков - первый из русских специалистов по дзюдо, окончивших Лионскую школу кадо-кан дзюдо и имевший "черный пояс". В борьбу дзюдо в то время включались единоборства, в которых применялись удары рукой по чувствительным к боли частям тела противника, обезоруживание противника с помощью ударов кулаками и ладонью в сочетании с ударами ногой, борьба на поясах. Говоря современным языком, дзюдо того времени включало в себя ударно-бросковую технику. Именно такое дзюдо В.С.Ощепков стал преподавать в городах Владивостоке, Новосибирске, а затем и в Москве для армейских инструкторов (ЦДКА) и сотрудников милиции. Созданием новой системы самозащиты занимался известный русский борец Н.Н.Ознобишин. Находясь за границей, он выполнил огромную научно-методическую работу. Он изучил английский и французский бокс, системы самозащиты лондонской, парижской и берлинской полиции, американской тренировочной полицейской школы, средневековой системой защиты. Все это позволило создать ему свою систему самозащиты и изложить ее в книге "Искусство рукопашного боя". В основу самозащиты были включены приемы: из русской народной борьбы (броски, удержания, страховка); грузинской борьбы (подножки, броски через бедро с захватом одежды на груди противника); азербайджанской, татарской, туркменской и монгольской борьбы (захваты ног); среднеазиатские и алтайские виды борьбы (болевые приемы). Развитие соревнований по боевым видам искусств с целью понижения травматизма всегда идет по трем путям. Первый путь - введение более жестких правил, полностью ограничивающих применение опасных болевых и удушающих приемов (ударов, опасных бросков, оружия и т.д.). Второй путь - введение правил, по которым не опасные технические действия разрешены, а опасные только демонстрируются (удары - обозначаются, броски - с обязательной страховкой, болевые, удушающие приемы - до стадии проявления легкой боли, удушья и т.д.). Третий путь - совершенствование защитных приспособлений, снижающих болевые ощущения, либо исключающие их, в то же время, в минимальной степени ограничивающих технические средства достижения победы. Наиболее приемлем в боевой выучке сотрудников правоохранительных органов третий путь. Но идти по этому пути необходимо, ибо это единственный путь совершенствования боевой и морально-психологической подготовки лиц, выполняющих специфические функции государственной и общественной безопасности. Первый путь - введение жестких правил и ограничений - наиболее простой, массовый путь. Именно по этому пути пошло развитие самозащиты после 1929 года. Руководство общества "Динамо" и В.А.Спиридонов считали, что система самозащиты без оружия предназначена только для сотрудников правоохранительных органов. В 1929 году ЦК ВКП(б) принял постановление "О физкультурном движении". В соответствии с новыми требованиями НКВД и "Динамо" осуществлялась разработка педагогических принципов и методических положений системы самозащиты, как профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников. Таким образом, из чисто профессиональной подготовки, самозащита перешла к прикладному, постепенно переходя на позиции физической и более того спортивной подготовленности сотрудников. Официальный переход отечественной системы самозащиты на рельсы военно-прикладной физической культуры произошел с выходом приказа Всесоюзного Комитета по делам физической культуры и спорта СНК СССР N 633 от 16.11.1938 г., в котором указывалось: «Принимая во внимание оборонное значение борьбы вольного стиля, включить в комплекс норм ГТО 2-й ступени как одну из зачетных норм для мужчин спортивную борьбу, для женщин - комплекс самозащиты на основе борьбы вольного стиля». Эта дата является официальным днем рождения борьбы самбо, как спортивного раздела самозащиты без оружия, хотя до 1974 года она носила название "борьба вольного стиля". В марте 1974 года в г. Ленинграде состоялся сбор специалистов по борьбе вольного стиля под руководством А.А.Харлампиева. По окончании сбора было принято решение о переименовании вольной борьбы в борьбу "самбо". Таким образом, в теории и практике отечественной системы самозащиты произошло, с одной стороны, слияние терминов вида профессиональной подготовки с видом спортивной борьбы, с другой стороны - от вида профессиональной подготовки отпочковался дочерний отросток, спортивный вид единоборства - борьба "самбо". Если самозащита без оружия оставалась видом профессиональной физической подготовки в органах ФСБ, МВД и Вооруженных Силах, то спортивная борьба самбо получила признание широких слоев населения нашей страны, а впоследствии и за рубежом. Таким образом, во многих теоретических пособиях основы самозащиты без оружия стали называть приемами спортивной борьбы самбо. В так называемом боевом разделе самбо ведущие место занимала борцовская техника, эта техника полностью копировалась из учебно-методических пособий по спортивной борьбе самбо без учета тактических и психологических особенностей их применения в различных условиях рукопашного поединка. Большое внимание уделялось болевым приемам и удержаниям. Причем техника и тактика выполнения болевых приемов лежа описывалась на более высоком уровне, чем болевые приемы в стойке. Это опять же вызвано бурным развитием спортивной борьбы самбо, постепенным угасанием самозащиты без оружия как таковой. Наибольший урон в технике и тактике самозащиты без оружия понесли, конечно, ударная техника и тактика защиты от них. Сама техника ударов руками, ногами, головой, оружием и т.д. практически не описывалась, назывались только некоторые уязвимые места на теле человека и ударная часть рук и ног. Так как методики изучения ударов и защиты от них взаимосвязаны, то и защита сводилась в основном к подставкам и отбивам, реже в пособиях упоминались уклоны и нырки, защита передвижением изучалась лишь в контексте с подставками и отбивами. Все описанное выше привело к тому, что эффективность применения приемов самозащиты в реальных условиях рукопашного поединка с противником снизилась. Состояние специальной физической подготовки сотрудников Правоохранительных органов. Под специальной физической подготовкой понимается обучение занимающихся боевым приемам борьбы и рукопашного боя, а также физическая и психологическая подготовка в процессе этих занятий. Установлено, что система специальной физической подготовки работников НКВД и милиции начала создаваться в 20-е годы. Таким образом, можно заключить, что с момента образования специальной физической подготовки в процесс обучения работников милиции включались реальные ситуации нападения. Однако их вариативность была незначительной и предусматривала 1-2 технических действия в стандартных условиях. Значительный вклад в развитие самозащиты при подготовке работников милиции в 40-е годы внес В.П. Волков. Автором была разработана система обучения самбо, предусматривающая: общие и специальные физические упражнения; приемы страховки и самостраховки; броски; удушающие приемы; боевые приемы стоя и лежа; борьбу в положении лежа; освобождение от различных захватов; способы задержания и конвоирования; а также специальные приемы, включающие действия против лиц, вооруженных саперной лопатой, винтовкой, револьвером и различными видами холодного оружия, кроме этого, им разработана тактика самбо, которая предусматривала: обманы, вызов противника на прием, сохранение собственных сил и выматывание противника, способность скрыть собственное утомление. В.П. Волков также предлагал изучать в процессе занятий приемы защиты от реальных ситуаций нападений на работников милиции, встречающихся в практике, но количество предлагаемых ситуаций было незначительным. В 50-70 годы дальнейшее развитие самбо получило в работах А.А. Харлампиева, который указывал, что применение приемов самозащиты зависит от конкретных обстоятельств, складывающихся с момента их применения, от степени подготовленности работника милиции, а также от знания им разного рода ухищрений, уловок, применяемых преступниками. Определенную ценность представляют рекомендации автора, которые можно эффективно использовать при обучении боевому разделу. Он выделяет несколько форм ведения борьбы: нападение, преследование, активная оборона, встречная борьба, разведка и маневрирование, кроме этого, им установлены методы ведения борьбы: внезапность, подавление, изматывание, отвлечение вызова. Эти формы и методы тактики целесообразно использовать при разработке модельных ситуаций задержания противника. Таким образом, ряд ведущих специалистов: В.М. Андреев, В.П. Волков, В.А. Спиридонов, А.А. Харлампиев, Е. М. Чумаков, В.М. Миленин определили необходимость построения обучения самозащите на основе изучения практики и внедрения реальных ситуаций нападения и задержания в учебный процесс. Но комплексных и целевых исследований по этим проблемам не осуществлено. Это можно сравнить с теорией и методикой спортивной борьбы и бокса, где обучение и тренировка спортсменов непосредственно зависит от спортивных результатов (например, выступления на соревнованиях) и все научные исследования направлены на повышение эффективности этого процесса. В аналитических материалах МВД РФ говорится, что в условиях осложнения оперативной обстановки и в экстремальных ситуациях, работники ОВД нередко проявляют растерянность и беспомощность, уступают право нарушителям в умении применять приёмы самозащиты. Это свидетельствует о недостаточно эффективной системе подготовки сотрудников для успешных действий в ситуациях задержания правонарушителей. Поэтому на занятиях по физической подготовке главное внимание должно быть сосредоточено на отработке боевых приёмов борьбы и служебно-прикладных упражнений, обеспечивающих работникам ОВД в физическом и морально- психологическом плане выполнять возложенные на них служебные обязанности в любых условиях повседневной жизни. Зарубежный опыт специальной физической подготовки полиции. Проблемой совершенствования СФП работников полиции занимаются специалисты во многих странах мира: Англии, Германии, Франции, США и др. Особое внимание зарубежных специалистов занимают проблемы нападений на полицейских при исполнении ими служебных обязанностей. Великобритания по количеству убийств полицейских занимала ведущее место в Западной Европе. Так, в 90-е годы ежегодно около 14 тысяч полицейских, исполняющие свои служебные обязанности, становились объектом нападения со стороны преступников. Из них примерно 3 тысячи получили серьезные телесные повреждения. По данным английских специалистов, в большинстве случаев нападения, подвергаются полицейские, несущие службу в одиночку, но ими не устанавливались закономерности в мотивах нападений. Делается вывод, что активное использование современной оперативной связи и транспортных средств с одной стороны способствует быстрому реагированию на различные правонарушения, с другой стороны резко повышает частоту взаимодействия (контактов) с преступниками, тем самым увеличивается вероятность для нападений на полицейских. Эта тенденция ставит серьезные проблемы перед специалистами боевой и физической подготовки данной страны. Учитывая, что английские полицейские ППС несут службу без огнестрельного оружия, опыт подготовки к действиям по задержанию преступников представляет особый интерес. Так, основу их специальной физической подготовки составляют виды спортивной борьбы (дзюдо, каратэ и др.). В последнее время они проявляют интерес и к отечественной системе самозащиты - самбо. Английские полицейские становились призерами чемпионатов Мира по самбо. Кроме того, на занятиях спортивными единоборствами, много внимания уделяется профессиональной и специально-тактической подготовке для задержания преступников, как при пешем, так и при транспортном патрулировании. Проблема специальной физической подготовки полицейских также актуальна и для США. Ежегодно в отчете ФБР о состоянии преступности в стране дается подробный статистический отчет о видах и условиях нападения на полицейских. Так, в 2001 году в США, по данным подразделений полиции, обслуживающих 78% населения всей страны, было зарегистрировано 57 тысяч нападений на полицейских. Наибольшее число нападений на полицейских с нанесением им повреждений различной тяжести, совершалось в средних и крупных городах, намного меньше - в сельской местности. Из всех нападений -83% было совершено без огнестрельного оружия и 6% с применением огнестрельного оружия, а также 7% с использованием других предметов. Из всех видов нападений на полицейских - 30% совершено с применением различных видов холодного оружия. Почти 70% нападений с применением огнестрельного оружия совершено в городах и его пригородах. Эта тенденция характерна для других видов вооруженного нападения. По данным американских специалистов, 60% нападений происходят в темное время суток (20.00 – 4.00), причем более 50% из них в период с 22.00 до 2.00 ночи. Треть нападений на полицейских совершается при их появлении на месте происшествия, 12% при транспортировке и содержании задержанных, 11% при несении службы на автодорогах, 8% при проверке подозрительных лиц и 23% при задержании после совершения различных тяжких преступлений, остальные нападения осуществлялись при выполнении прочих служебных обязанностей. В США 81% нападений на полицейских совершены при несении ими службы на автомашинах (52% - на одиночные и 29% - на парные патрули), 6% - на следователей и др. оперативных сотрудников и 13% - на полицейских, выполняющих разные служебные задачи. В зарубежных источниках приведены интересные данные анализа условий нападений на полицейских в США. Так, в 2002 году 19 человек погибли при урегулировании семейных конфликтов и хулиганских действий, где нападавшие находились в состоянии алкогольного опьянения; 17 – при преследовании преступников, совершивших кражи с взломом; 15 - при задержании водителей, нарушивших правила дорожного движения; 10 – при установлении личности подозрительных лиц; 9 – при нападении из засады; 2 – при общении с лицами, страдающими с психическими заболеваниями; 1 – при сопровождении заключенного. Из общего числа погибших полицейских, более 70 % убиты при несении службы на автомашинах, 10% – при выполнении следственных действий и оперативных задач, 13%– во внеслужебное время, но пытавшихся задержать преступников. Интересно отметить, что зарубежные специалисты проводят анализ использования преступниками специальных и подручных средств. Ими установлено, что 94,5% полицейских (86 человек) погибло от применения преступниками огнестрельного оружия и 5,5% - от использования правонарушителями различных видов холодного оружия и автотранспорта. Таким образом, можно предположить, что американские специалисты выделяют 4 группы условий нападения: без оружия, с холодным оружием и предметами, огнестрельным оружием и нестандартными видами нападения (наезд автотранспортом). Авторами установлено, что только 30% полицейских смогли применить табельное оружие против преступников. Из 91 погибших полицейских было 89 мужчин и 2 женщины, 31 прослужил в полиции от 1 до 5 лет, 30 - от 5 до 10 лет и 26 - более 10 лет. Проводя ежегодный анализ условий и ситуаций нападений на полицейских и задержание преступников, американские специалисты ищут формы и методы совершенствования специальной физической и огневой подготовки. Эта проблема находится в центре внимания и французских специалистов. Ими установлено, что при исполнении служебных обязанностей, в среднем, в год, погибает 5 сотрудников полиции, несущих службу в форме. Авторами определено ежегодное увеличение количества ранений различной тяжести среди полицейских: в 1990 г. - 976, в 1991 г. - 1004, в 1992 г. – 1126, в 1993 г. – 1276, а в 2000 г. – более 1800 случаев ранения. Французские специалисты основной причиной увеличения ранений и травматизма считают, прежде всего, недостаточную профессиональную подготовку полицейских. В целях повышения профессионального мастерства ими разработано методическое пособие по специальной тактике задержания, которое распространено во всех полицейских комиссариатах. Это пособие предусматривает порядок действий в 4 основных модельных ситуациях задержания: задержания подозрительного лица, действия при наружном осмотре и надевании наручников, при остановке подозрительного автомобиля, при срабатывании сигнализации охраняемых объектов. В этих целях со всеми сотрудниками оперативных служб проводятся «недели безопасности», во время которых осуществляется обучение действиям в различных модельных ситуациях контактов с подозреваемыми преступниками, с использованием современных технических средств, которые позволяют подробно проанализировать типичные ошибки полицейских. Специалисты также выдвигают требование совершенствования нормативных актов, направленных на расширение прав полицейских по применению физических действий в отношении подозрительных лиц и преступников. По данным зарубежных источников руководством французской полиции рассматривается вопрос о введении усиленных требований к уровню физической подготовленности кандидатов, поступающих на службу в полицию. Так, например, минимальный рост должен составлять для женщин 160, для мужчин – 170 см, кроме того, необходимо выполнять установленные нормативы по физической подготовке. В подразделении полиции ФРГ также проводится работа по изучению случаев задержания и нападения на полицейских. Немецкие специалисты разработали методическое пособие по технико-тактическим действиям, взаимодействию и задержанию правонарушителей для полицейских патрульной службы. В рассматриваемом пособии выделено пять основных разделов: преодоление конфликтов, коммуникабельность (общение), тактика и самозащита, огневая подготовка и рукопашный бой, правомерность задержания. Как видно, основным содержанием пособия является обучение действиям в различных модельных ситуациях самозащиты и задержания. Основное внимание обращается на комплексное (интегрированное) обучение, включающее в себя технику и тактику задержания, взаимоотношение между полицейскими и соблюдение законности. В этом пособии выделены следующие модельные ситуации: задержания в положении стоя и сидя (на стуле и на земле); проверка документов подозрительных лиц; задержание группы правонарушителей; водителя автомашины; обыск и надевание наручников; взятие крови у правонарушителей для анализа; сопровождение задержанного в машину. При обучении техники самозащиты основное внимание уделяется болевым и удушающим приемам, в положении лежа и сидя, защитам и ударам. Таким образом, можно заключить, что зарубежные специалисты развитых государств уделяют большое внимание анализу различных ситуаций нападения преступников на сотрудников полиции, а также эффективности их задержания. Ими принимаются комплексные меры по совершенствованию обучению работников полиции, на основе моделирования изученных ситуаций нападения, встречавшихся в оперативной деятельности. С этой целью ими используются разработанные пособия, а также современные технические средства. Основу метода моделирования ситуации, как правило, составляют изучение уголовных дел и служебных документов, составленных при гибели или травмировании полицейских, а также анализ практики оперативно – служебной деятельности. Зарубежными специалистами выделятся 4 основные группы модельных ситуаций: нападение преступника, вооруженного предметом или холодным оружием, огнестрельным оружием, нападение нетрадиционными способами, а также индивидуальные и групповые действия, кроме этого достаточно большой объем учебного времени отводится на раздел теоретической подготовки по данным вопросам. Проведённый анализ зарубежного опыта и методические рекомендации в организации формы обучения эффективным действиям в ситуациях задержания можно успешно использовать при подготовке работников милиции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.193 (0.014 с.) |