Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система соревнований и соревновательная деятельность.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Спортивные соревнования являются основой существования и развития спорта. Специально организованные соревнования направлены на максимальную реализацию духовных и физических возможностей человека, группы людей (команды), демонстрацию и сопоставление уровня подготовленности, достижение высших результатов или победы в регламентированных специальными правилами, условиях неантагонистического соперничества, специфического для вида спорта (Л.П. Матвеев 1977 г.). Спортивные соревнования являются своеобразной моделью человеческих отношений, реально существующих в обществе: борьбы, побед, поражений, взаимовыручки, направленности к постоянному совершенствованию и достижению высшего результата. Соревнования в спорте опираются в своей основе на нравственные правила общества и кроме своих основных функций – соревновательной и эвристической – несут и другие социальные функции. Вся система спорта реализуется под знаком состязательности. Это борьба за приоритет в эффективности средств и методов подготовки спортсмена, материально-технического обеспечения, организации и управления, отбора для занятий спортом, подготовки кадров тренеров, научно-методического и медицинского обеспечения. Соревнования являются не только способом выявления победителей, но и важнейшим средством подготовки спортсмена, совершенствования спортивного мастерства, контроля за уровнем подготовленности и т.д.; содействуют развитию физической подготовленности, совершенствованию психических и двигательных функций, нравственному воспитанию спортсмена. Соревнования определяют развитие спорта, рост спортивных результатов, способствуют всестороннему гармоническому воспитанию личности спортсмена. Стимулируя активность занятий спортом, направленность к высшим достижениям, соревнования являются одновременно способом воздействия общества на формирование человека. Система движений и действий спортсмена в процессе соревновательной деятельности, направленная на достижение спортивного результата, трактуется как техника вида спорта и отличается специализированностью, характерной для вида. Целенаправленное использование технических приемов в соревновательной деятельности, решение последовательно возникающих задач с учетом правил соревнований, положительных и отрицательных сторон подготовленности (своей, партнеров и соперников), а также условий среды, называется спортивной тактикой. Стратегия определяет общие закономерности подготовки и ведения соревнований в спорте. Стратегия должна учитывать все (по крайней мере, известные и возможные в данное время) варианты подготовки и проведения соревновательной борьбы.
Структура многолетнего и годичного циклов подготовки. В макроструктуре подготовки выделяют четырехлетние циклы, связанные с целевой подготовкой к главным стартам – Олимпийским играм, а для молодых спортсменов – к республиканским спартакиадам, проводящимся 1 раз в 4 года. Достижение максимальных результатов в этих циклах сопровождается, как правило, максимальными значениями параметров тренировочных и соревновательных нагрузок. Процесс физической подготовки направлен на адаптацию спортсменов к максимальным тренировочным нагрузкам, совершенствованию двигательных качеств и их реализации на главных соревнованиях. Достижение высоких спортивных результатов на Олимпийских играх возможно при различных вариантах динамики тренировочных нагрузок в четырехлетних циклах. Подготовительный период. Подготовка спортсменов независимо от возраста и квалификации в этом периоде должна создавать физические, психические и технические предпосылки для последующей специальной подготовки. Исключение составляют случаи, когда уровень физической подготовленности требует значительного развития отдельных мышечных групп или функциональных систем организма для ликвидации «слабых звеньев». Применяемые упражнения в этом периоде по характеру и структуре могут отличаться от соревновательных, так как главной задачей является не собственно развитие комплексных качеств, определяющих уровень спортивного результата, а повышение возможностей отдельных факторов, являющихся их основой. Подготовительный период делиться на 2 этапа (иногда на 4): 1. Общеподготовительный или базовый этап. Основные задачи – повышение уровня функциональной подготовленности, развитие и совершенствование физических качеств, изучение новых сложных соревновательных программ. Длительность этого этапа зависит от количества соревновательных периодов в годичном цикле и составляет, как правило, 6-9 недель (в отдельных видах спорта 5-10 недель). Этап состоит из двух (иногда трех) мезоциклов: - первый длительностью 2-3 микроцикла называется втягивающим и является подготовительным к выполнению высоких по объему тренировочных нагрузок, - второй мезоцикл имеет длительность 3-6 микроциклов и направлен на решение главных задач этого этапа. В этом мезоцикле продолжается наращивание общих объемов тренировочных средств и увеличение количества интенсивных тренировок до среднего и выше уровня. В конце каждого мезоцикла (кроме втягивающего) необходимо применять упражнения соревновательной направленности, контрольные тренировки. 2. Специально подготовительный этап. Направлен на синтезирование (применительно к специфике соревновательной деятельности) качеств и навыков спортсменов, достигнутых на предыдущих этапах. Длительность этого этапа 4 микроцикла, в отдельных видах спорта до 6-8 микроциклов. Этот этап состоит из одного мезоцикла и может заканчиваться соревнованиями или моделированием соревновательной деятельности. Предсоревновательный этап направлен на подготовку и участие в первых соревнованиях сезона или в первой серии соревнований, на устранение отдельных недостатков по разделам подготовки и повышения уровня спортивной формы. Как правило, длительность этапа составляет 4 микроцикла с вариациями 3-6 микроциклов. Этап состоит из одного мезоцикла и характеризуется снижением общего объема тренировочных нагрузок и повышением интенсивности за счет увеличения скорости выполнения упражнений, величины усилий, числа полных комбинаций и программ, двусторонних игр. В отдельных видах спорта, особенно при многоцикловом планировании этот этап не выделяется. Его задачи решаются на предыдущем специально-подготовительном этапе или в последующем соревновательном. При одноцикловом планировании, в отдельных видах спорта, выделяется соревновательный этап, который связан с участием в соревнованиях республиканского календаря или циклом контрольных соревнований (лыжный спорт, биатлон, коньки, гребля и др.). Длительность этапа от одной недели (тяжелая атлетика) до 6-7 недель (легкая атлетика). Анализ построения тренировки в различных видах спорта показывает, что описанные выше этапы, повторяясь от двух до трех раз, как правило, составляют структуру подготовительных периодов микроциклов, включаемых в годичном отрезке времени. Соревновательный период. Основными задачами этого периода является повышение достигнутого уровня специальной подготовленности и достижения высоких спортивных результатов в соревнованиях. Организация процесса специальной подготовки в соревновательном периоде осуществляется в соответствии с календарем главных состязаний, которых у квалифицированных спортсменов бывает от 1 до 4. Все остальные соревнования носят тренировочный характер, специальная подготовка к ним, как правило, не проводится. Соревновательный период, чаще всего делят на 2 этапа: ранних стартов, или развития спортивной формы, и непосредственной подготовки к главному старту. Этап развития спортивной формы включает обычно серию стартов и длится более 10 недель. В течение первых 4-6 недель решаются задачи повышения уровня подготовленности, выхода на пик спортивной формы. В конце этого этапа проводятся отборочные соревнования и комплектование команды. Заканчивается соревновательный период важнейшим этапом непосредственной подготовки (ЭНП), который имеет свою четкую структуру и задачи: - восстановление работоспособности после главных отборочных стартов и чемпионата страны; - дальнейшее совершенствование физической подготовленности и технико-тактических навыков; - создание и поддержание высокой психологической готовности у спортсменов за счет регуляции и саморегуляции состояния; - моделирование соревновательной деятельности и контроля за уровнем готовности. В зависимости от интервала между Чемпионатом России и главным соревнованием продолжительность ЭНП колеблется в пределах 6-8 недель. Он состоит из 2 мезоциклов. Один из них (с большой суммарной направленностью) направлен на совершенствование необходимых качеств и способностей для реализации высокого уровня спортивных результатов, другой – на подведение спортсменов к участию в конкретных соревнованиях с учетом высокой конкуренции, климатических условий и других факторов. Опыт проведения ЭНП в отдельных, особенно циклических видах спорта, позволил выделить следующую его структуру. 1 мезоцикл – базовый: восстановление (6-8 дней), ударная тренировка (14-28 дней) с целью повышения работоспособности за счет использования высоких по объему или интенсивности тренировочных нагрузок. 2 мезоцикл – предсоревновательный: непосредственное подведение к старту (14-21 день). Цель – подведение к соревнованиям путем снижения отдельных параметров тренировочных нагрузок, приспособление к условиям соревнований. Разделение этапа непосредственной подготовки к Олимпийским играм, чемпионату мира на два мезоцикла, проводящихся на родине и за рубежом, а также не использование среднегорья перед выездом на соревнования, заставляет тщательно продумать структуру всего этапа с максимальным учетом закономерностей временной адаптации и реакклиматизации после тренировок в среднегорье. После главных отборочных соревнований обычно планируется проведение разгрузочных или восстановительных микроциклов длительностью от трех-четырех до семи-восьми дней. Эти сроки связаны с длительностью самого этапа непосредственной подготовки (ЭНП.), степенью утомления (физического и нервного) после отборочных соревнований, с индивидуальными особенностями протекания восстановительных процессов, а также с некоторыми организационными причинами. Проведение восстановительных микроциклов следует планировать в курортных приморских и лесных районах. После фазы восстановительной тренировки подготовка характеризуется постепенным нарастанием объема, а затем интенсивности тренировочной нагрузки. К концу первого микроцикла (чаще всего недельной длительности) объем тренировочной нагрузки достигает максимальных величин для данного этапа. Вслед за этим микроциклом, в зависимости от длительности этапа непосредственной подготовки, следует микроцикл, получивший название «ударного». В видах спорта, связанных с проявлением выносливости, ударное значение сначала приобретает базовый микроцикл, характеризующийся большим объемом и средней интенсивностью, а затем специализированный микроцикл; в скоростно-силовых и сложно-координационных видах спорта ударное значение приобретает модельный микроцикл, характеризующийся высокой интенсивностью нагрузок. Ударное значение микроцикла, проводящегося в условиях среднегорья, складывается из суммарного воздействия на организм климатических факторов и тренировочных нагрузок, количество базовых и специализированных (модельных) микроциклов от одного до трех - в этой фазе зависит от длительности этапа. В видах спорта, требующих проявления выносливости, после базового микроцикла проводятся один-два специализированных, а в остальных видах – модельных микроциклах, связанных с участием в подводящих и контрольных соревнованиях, прикидках, с использованием тренировочных боев, схваток, прохождением полных комбинаций в соревновательном регламенте. Интенсивность тренировочных нагрузок и психическая напряженность этого мезоцикла очень высоки, что требует повышенного внимания к комплексу средств восстановления. Таким образом, в течение нескольких недель тренировка спортсменов характеризуется высокими нагрузками на достаточно напряженном психическом фоне. В этот период следует планировать самые высокие нагрузки в те дни недели, на которые будут приходиться главные старты. Второй предсоревновательный мезоцикл ЭНП к главному старту может проводиться как дома, так и в условиях проведения ответственных соревнований. Он состоит из двух – трех микроциклов. Особое внимание в первые дни надо обратить на интенсивность тренировочной нагрузки или психическую напряженность. Снижение этих показателей необходимо в связи с адаптацией организма к климату, часовому поясу и к новой социально – психологической атмосфере за рубежом. В практике часто используется еще одна схема непосредственной подготовки к соревнованиям. Продолжительность этапа в этом случае составляет шесть недель. Он подразделяется на два трехнедельных мезоцикла (рис. 2).
объем работы
Рис. 2. Структура непосредственной подготовки к основным соревнованиям сезона.
В первом мезоцикле отсутствует общеподготовительная часть, работа носит специфический характер, объем нагрузки постепенно снижается от микроцикла к микроциклу, а интенсивность достигает максимальных величин. При этом особое значение придается всестороннему восстановлению спортсмена. В ряде дисциплин (велоспорт, лыжный спорт и др.) успешно используются более короткие этапы непосредственной подготовки. Суть их сводится к тому, что основные отборочные соревнования проводятся незадолго (обычно за 3 – 4 недели) до главных стартов. После этого спортсмены, попавшие в команду, в течение этого времени проводят тренировку, построенную по принципу предсоревновательных мезоциклов. Переходный период. Основной задачей переходного периода является полноценный отдых после напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года. Особое внимание должно быть обращено на полноценное физическое и особенно психическое восстановление. Сочетание пассивного отдыха с активным дает хорошие результаты. Например, команда отдыхает в санатории на берегу моря. Хорошие условия, квалифицированные врачи всех специальностей, восстановительные процедуры.
План семинарского занятия по лекции № 5
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 1117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.233.69 (0.014 с.) |