Современные средства обучения. Рациональная организация учебной деятельности учащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные средства обучения. Рациональная организация учебной деятельности учащихся



Современные средства обучения. Рациональная организация учебной деятельности учащихся

1. Понятие и функции средств обучения.

2. Классификация средств обучения.

3. Наглядные пособия как средство обучения.

4. Технические средства обучения, их дидактические возможности. Информационные технологии.

5. Принципы отбора средств обучения.

 

Литература

1. Капранова, В.А. Основы школьной дидактики / В.А. Капранова, И.Г.Тихонова. - Минск, 2002.

2. Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого.–– М.: Педагогическое общество России, 2002. –– С. 284-308.

3. Педагогика: уч. пособие /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев – М., 2002. – С. 276-277.

4. Педагогика современной школы: курс лекций для студентов пед.специальностей /Е.Ф. Сивашинская, И.В.Журлова; под ред. Е.Ф. Сивашинская. Минск: Экоперспектива, 2009. – С. 111-117.

Понятие и функции средств обучения.

Используется в дидактике для обозначения одного из компонентов процесса обучения на ряду с другими компонентами. Этот компонент процесса обучения рассматривали в своих работах Л.С.Выготский, Т.В.Габай, Л.В. Занков, Л.П. Прессман, П.И. Пидкасистый и др. Термину "С.о." соответствуют эквиваленты: "учебное оборудование", "учебно-наглядные и учебные пособия", "дидактические средства".

Под средствами обучения понимают, прежде всего, предметную поддержку учебного процесса. Средствами обучения называют «материальные объекты, носителя учебной информации и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком и используемые педагогами и учащимися в учебно-воспитательном процессе в качестве инструмента их деятельности» (Назарова Т.С., Полат Е.С.).

Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т.д.

Однако понятие "средство обучения" имеют и более широкий смысл. Средство – все то, что способствует достижению цели. Таким образом, средство выступает и как процесс достижения цели, и как средство ее достижения. Исходя из этих позиций, средством является все, что следует за целью обучения: содержание, формы, методы, технологии и т.д.

В результате к средствам обучения иногда относят даже содержание образования (И.Я. Лернер), которое «для обучающегося является средством». К средствам обучения наряду с учебно-наглядными пособиями, приборами, механизмами, инструментами, относят слово учителя, тексты, упражнения.

В этом случае это все то, что способствует достижению целей образования, т.е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения.

К последним относят, прежде всего, дидактические и специфические средства обучения.

Под дидактическими средствами обучения чаще всего понимаются учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др. Применение специфических средств обучения дает возможность познакомить детей с сущностью и методами изучаемой науки (при изучении географии – карты, атласы и др., при изучении физики ­ приборы для изучения физических явлений, амперметр,…., при изучении музыки – музыкальные инструменты, ноты и др.).

Классификации средств обучения

Так, по составу объектов исследователи делят средства обучения на материальные и идеальные (Л.С.Выготский). Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. Выготский Л.С. приводит такие средства обучения, как: речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, произведения искусства и другие. Идеальное средство выступает орудием освоения культурного наследия, новых культурных ценностей. Усвоенная информация, ставшая знанием, является также и «первоначальным арсеналом» средств обучения. Из нее учащийся «черпает» способы рассуждения, доказательства, расчета, запоминания и понимания. Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют учитель и ученик для детализированного обучения. К материальным средствам относятся: учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, учебно-технические средства, учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель, оборудование учебного кабинета, микроклимат, расписание занятий, другие материально-технические условия обучения.

По субъекту деятельности средства обучения можно условно разделить на средства преподавания и средства учения. Средствами преподавания пользуется в основном учитель для объяснения, закрепления учебного материала и контроля, а средствами учения - индивидуальные средства учащихся для его усвоения: школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т.п. В число средств обучения включаются и такие, с которыми связана как деятельность учителя, так и учащихся: спортивное оборудование, пришкольные ботанические участки, компьютеры и т.п.

Современная педагогика видит смысл средств обучения не только в иллюстрировании преподаваемых знаний, но прежде всего считает их самостоятельным источником знания, оказывающим глубокое влияние на личность учащегося.

 

Современные средства обучения. Рациональная организация учебной деятельности учащихся

1. Понятие и функции средств обучения.

2. Классификация средств обучения.

3. Наглядные пособия как средство обучения.

4. Технические средства обучения, их дидактические возможности. Информационные технологии.

5. Принципы отбора средств обучения.

 

Литература

1. Капранова, В.А. Основы школьной дидактики / В.А. Капранова, И.Г.Тихонова. - Минск, 2002.

2. Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого.–– М.: Педагогическое общество России, 2002. –– С. 284-308.

3. Педагогика: уч. пособие /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев – М., 2002. – С. 276-277.

4. Педагогика современной школы: курс лекций для студентов пед.специальностей /Е.Ф. Сивашинская, И.В.Журлова; под ред. Е.Ф. Сивашинская. Минск: Экоперспектива, 2009. – С. 111-117.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.006 с.)