Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Программа и фонд оценочных средств
Похожие статьи вашей тематики
УТВЕРЖДАЮ
Директор Педагогического института
физической культуры и спорта
________________ В.А. Родионов
«_____» ______________ 2015 г
ПРОГРАММА И ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Направление подготовки 49.03.02 Физическая культура
Для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
(адаптивная физическая культура)
Профиль подготовки «Физическая реабилитация»
ОДОБРЕНО:
Ученым советом
Педагогического института физической культуры и спорта
Протокол заседания
№__ от «__»__________2015 г.
Секретарь ученого совета института
_____________ Е.Б. Деревлева
|
| СОГЛАСОВАНО:
Зав. выпускающей кафедрой адаптивной физической культуры и медико - биологических дисциплин
_____________ С.М.Чечельницкая
Протокол заседания кафедры
№__ от «__»_________2015____ г.
|
Москва
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Общие положения 3
2. Цели и задачи государственной итоговой аттестации 3
3. Структура государственной итоговой аттестации 3
3.1. Требования к организации и проведению государственного экзамена___ 3
3.1.1. Вопросы и задания к государственному экзамену___________________13
3.1.2. Список рекомендуемой литературы_______________________________21
3.1.3. Критерии и шкалы оценки результатов государственного экзамена____25
3.2. Требования к организации и проведению защиты ВКР________________37
3.2.1 Перечень тем ВКР______________________________________________37
3.2.3. Критерии и шкала оценки результатов защиты ВКР_________________44
4. Порядок подачи и рассмотрения апелляций по результатам ГИА_________49
Общие положения
Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2015 г. № 636; федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (далее – ФГОС ВО) по направлению подготовки (специальности) 49.03.02Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), утвержденным приказом Министерства образования и науки №203 от 12.03.2015 г., Уставом Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (далее - Университет), Положением о проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры обучающихся Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет».
Государственная итоговая аттестация (далее - ГИА) завершает освоение образовательных программ, имеющих государственную аккредитацию, представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы и является обязательной.
Цели и задачи ГИА
Целью ГИА является определение соответствия результатов освоения обучающимися образовательной программы требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки (специальности) 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура).
Задачей ГИА является оценка степени и уровня освоения обучающимся образовательной программы, характеризующая его подготовленность к самостоятельному выполнению определенных видов профессиональной деятельности:
- педагогическая;
- воспитательная;
- развивающая;
- реабилитационная (восстановительная);
- компенсаторная;
- профилактическая;
- научно-исследовательская;
- организационно-управленческая.
Структура ГИА
На основании решения ученого совета Педагогического института физической культуры и спорта (протокол заседания от __ ___ 2016 г. №__) ГИА включает государственный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы (далее - ВКР).
Требования к организации и проведению государственного экзамена
Государственный экзамен проводится в устной форме по дисциплинам образовательной программы, результаты освоения которых имеют определяющее значение для профессиональной деятельности выпускника, с учетом определенных образовательной программой (далее - ОП ВО) видов профессиональной деятельности.
Процедура проведения государственного экзамена определяется Положением о проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры обучающихся Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» с учетом специфики образовательной программы.
В ходе государственного экзамена обучающиеся должны показать уровень владения следующими компетенциями с учетом требований профессионального стандарта (профессиональных стандартов):
Наименование, код компетенции (ОК, ОПК, ПК)
| Структура компетенции
| осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-13)
| Знать: структурообразующие и обобщающие понятия адаптивной физической культуры; основные методы и модели, применяемые в АФК;
Уметь:применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания и навыки по основам теории и методы социологического исследования
Владеть: понятийно-категориальным аппаратом социологии, методологией и методикой социологического исследований для анализа процессов, происходящих в обществе и возможного их развития в будущем.
| знанием истории, закономерностей, функций, принципов, средств и методов отечественной и зарубежной систем адаптивной физической культуры, их роли и места в общей системе физической культуры (ОПК-2);
| Знает и понимает:теоретические основы отечественной и зарубежной систем АФК
Умеет:характеризовать роль и место отечественной и зарубежной систем АФК в общей системе ФК
Владеет: навыками подбора оптимальных средств и методов АФК при решении профессиональной задачи
| знанием морфофункциональных, социально-психологических особенностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья различных нозологических форм, возрастных и гендерных групп (ОПК-4);
| Знает и понимает:основы анатомии человека, возрастную анатомию; основы физиологии человека, возрастную физиологию; типичные патологические процессы, лежащие в основе заболеваний; психологические особенности хронически больных людей и инвалидов, особенности социализации инвалидов детства.
Умеет:описывать анатомические и физиологические особенности органов и систем человека с различными заболеваниями; объяснять симптомы и синдромы, сопровождающие хроническое заболевание; характеризовать психологические и социальные особенности личности хронически больного человека.
Владеет: схемами подбора методов и средств воздействия, нагрузок, исходя из знаний показаний и противопоказаний различных методов, морфофункциональных, социально-психологических особенностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья различных нозологических форм, возрастных и гендерных групп.
| готовностью применять в профессиональной деятельности современные средства, методы, приемы, технические средства для осуществления когнитивного и двигательного (моторного) обучения и оценивать состояние занимающихся (ОПК-6);
| Знает и понимает:когнитивные и двигательные нарушения детей с ограниченным возможностями здоровья; технические средства обучения; психологические и педагогические методы диагностики когнитивного и двигательного развития детей с различными формами ОВЗ. Умеет:применять на практике диагностические методы, использовать технические и аудиовизуальные средства обучения.
Владеет: методами диагностики двигательного развития для различных возрастных групп.
| знанием потребностей человека, его ценностных ориентаций, направленности личности, мотивации в деятельности, установок, убеждений, эмоций и чувств (ОПК-8);
| Знает и понимает:виды потребностей и ценностей, их особенности, связи потребностей, мотивов и ценностей, их роль в деятельности и жизнедеятельности, значения эмоций и чувств жизни человека
Умеет:осознанно относиться к своим потребностям и эмоциям, выделять главные и второстепенные, разумные, необходимые и избыточные, социально и личностно деструктивные
Владеет: приемами управления потребностной сферой на основе формирования «образа потребного будущего», методами саморегуляции эмоциональной сферы
| знанием этиологии и патогенеза основных заболеваний лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ОПК-10);
| Знает и понимает:типичные патологические процессы, основные этиологические факторы для различных заболеваний, сопровождающихся ОВЗ, патофизиологические основы развития хронических инвалидизирующих заболеваний, принципы классификации состояний и заболеваний, международную классификацию болезней 10 пересмотра.
Умеет:пользоваться Интернет-источниками для получения знаний об этиологии и патогенезе учащегося с ОВЗ и инвалида; анализировать состояние человека с ОВЗ сточки зрения патогенеза его заболевания.
Владеет:понятийным аппаратомобщей патологии,способами анализа и синтеза знаний о состоянии органов и систем организма в целях планирования реабилитационных и компенсирующих программ.
| Умение обучать лиц с отклонениями в состоянии здоровья специальным знаниям и способам их рационального применения при воздействии на телесность в соответствии с выделяемыми видами адаптивной физической культуры (ПК-1)
| Знает и понимает:психологические концепции телесности; схему тела и основы анатомии; педагогические приемы обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (тифло- и сурдопедагогика, специальная педагогика); технические средства обучения в тифло- и сурдопедагогике; средства конкретизации представлений и активизации умственной деятельности в процессе реализации словесных методов обучения; место иллюстраций и их роль в процессе обучения.
Умеет:объяснять схему тела и организацию движений на доступном языке в соответствии с характером дефекта обучающегося; применять приемы и методы обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (тифло- и сурдопедагогика, специальная педагогика).
Владеет: методами, приемами и средствами обучения умственно отсталых, слабовидящих (слепых) и слабослышащих (глухих) детей; техническими средствами обучения, воспитания, коррекции, реабилитации, специальными информационными компьютерными технологиями.
| Умение определять цели и задачи адаптивной физической культуры как фактора гармоничного развития личности, укрепления здоровья, физической реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ПК-3)
| Знает и понимает: Цели и задачи обучения детей с ограниченными возможностями здоровья; коррекционную направленность процесса обучения в коррекционно-образовательных организациях; единство и взаимосвязь обучения и развития; пути развития образовательных возможностей и компенсаторных способов отражения предметов и явлений окружающего мира детей с ОВЗ; роль развивающего научно-обоснованного обучения, процессов коррекции и компенсации в становлении личности ребенка находящегося в условиях ментальной, двигательной, зрительной, слуховой деприваций; единство процессов обучения и воспитания.
Умеет: определять цели и задачи адаптивной физической культуры как фактора гармоничного развития личности, укрепления здоровья, физической реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Владеет: навыками постановки цели и задач конкретного учебно-тренировочного занятия, физкультурно-оздоровительного мероприятия с учетом возрастных и индивидуальных, социально-психологических особенностей контингента занимающихся.
| знание закономерностей развития физических и психических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья, кризисы, обусловленные их физическим и психическим созреванием и функционированием, сенситивные периоды развития тех или иных функций (ПК-8)
| Знает и понимает: возрастную периодизацию развития человека, закономерности развития физических и психических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья; кризисы, обусловленные физическим и психическим созреванием человека; сенситивные периоды развития (физиологические, социальные, психологические), их взаимоотношение.
Умеет:объяснять природу и содержание кризисов развития, исходя из закономерностей развития физических и психических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья; учитывать сенситивные периоды при комплексных построении образовательных программ.
Владеет:основными периодизациями развития человека (Б.Г. Ананьева, Э. Эриксона, Б. Крейга).
| умение способствовать развитию психических и физических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья с учетом сенситивных периодов развертывания их функций, этиологии и патогенеза заболеваний (ПК-9)
| Знает и понимает:средства и методы развития физических качеств, применимые для лиц с ОВЗ в зависимости от основного заболевания; средства и методы стимулирования психического развития лиц с ОВЗ; особенности сенситивных периодов лиц с ОВЗ.
Умеет: применять средства и методы, способствующие развитию психических и физических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья с учетом сенситивных периодов, этиологии и патогенеза ведущего заболевания.
Владеет:средствами и методами развития физических качеств; приемами когнитивного развития через двигательную активность.
| умение воплощать в жизнь задачи развивающего обучения, обеспечивающего оптимальное умственное и физическое развитие человека (ПК-10)
| Знает и понимает: теории развивающего обучения (И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и др.);
структуру развивающего обучения,
основные задачи педагога в развивающем обучении.
Умеет: организовать учебную деятельность, направленную на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, активной жизненной позиции.
Владеет:навыками соблюдения дидактических принципов развивающего обучения (обучение на высоком уровне трудности, принцип ведущей роли теоретических знаний, обучение быстрыми темпами, познание ребенком процесса учения и др.)
| знание закономерностей восстановления нарушенных или временно утраченных функций организма человека для наиболее типичных нозологических форм, видов инвалидности, различных возрастных и гендерных групп лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ПК-11)
| Знает и понимает:закономерности восстановления нарушенных или временно утраченных функций организма человека для наиболее типичных нозологических форм, видов инвалидности, различных возрастных и гендерных групп лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Умеет:определять прогноз восстановления нарушенных или временно утраченных функций организм для наиболее типичных нозологических форм, видов инвалидности с учетом пола и возраста человека.
Владеет:навыками анализа возможности восстановления утраченных функций в зависимости от характера и степени повреждения органа.
| умение проводить с занимающимися комплексы физических упражнений, применять физические средства и методы воздействия на лиц с отклонениями в состоянии здоровья с целью восстановления у них нарушенных или временно утраченных функций (ПК-13)
| Знает и понимает: правила выполнения физических упражнений, особенности их выполнения людьми с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от вида патологии и тяжести процесса; основы массажа и его виды, особенности проведения массажа людям с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от вида патологии и тяжести процесса; методы и приемы лечебной физической культуры, показания и противопоказания к ее применению при различных видах патологии.
Умеет: проводить с занимающимися комплексы физических упражнений, проводить занятия ЛФК, применять массажные процедура в процессе занятий.
Владеет:методами и средствами ЛФК, навыками лечебного и оздоровительного массажа, навыками выполнения физических упражнений с людьми, имеющими ограничения в состоянии здоровья различных видов (ПОДА, нарушения зрения, нарушения слуха, эндокринные, неврологические, кардиологические и пульмонологические заболевания, соматические заболевания).
| готовность к использованию методов измерения и оценки физического развития, функциональной подготовленности, психического состояния лиц с отклонениями в состоянии здоровья и внесению коррекций в восстановительные воздействия в зависимости от результатов измерений и (или) рекомендаций членов междисциплинарной команды (ПК-14)
| Знает и понимает:показатели физического развития, функционального состояния, двигательного развития, физической подготовленности и психического развития; методы измерения показателей физического развития, функционального состояния, двигательного развития, физической подготовленности.
Умеет:сопоставлять получаемыерезультаты измерений с нормативными показателями и интерпретировать отклонения по каждому из них, анализировать взаимосвязь отклонений.
Владеет:методами измерения показателей физического развития (вес, рост, окружности) и расчета индексов физического развития (ИМТ, индекс Кеттле и др.); методами оценки функционального состояния (спирометрия, ЧСС, АД, импедансометрия и др.), расчета индексов (МПК и др.); функциональными пробами (с физическими нагрузками, переменой положения тела в пространстве, задержкой дыхания на вдохе и выдохе, натуживанием и др.); методами тестирования двигательного развития (ловкость/координация, гибкость, сила, работоспсобность и др.); методами определения физической подготовленности (проба Руфье, велоэргометрия, степ-тест и др.).
| способность производить комплекс восстановительных мероприятий у лиц с отклонениями в состоянии здоровья после выполнения ими физических нагрузок (ПК-15)
| Знает и понимает:физиологические характеристики восстановительного периода, признаки утомления и переутомления; основы восстановительного массажа; психологические и физиологические методы восстановления и релаксации, феномен активного отдыха; методы и средства физической рекреации.
Умеет:проводить восстановительные мероприятия, определять скорость восстановительных процессов, объем и продолжительность восстановительных мероприятий в зависимости от объема предшествующей нагрузки.
Владеет:методами оценки скорости восстановительных процессов (по методу Гарвардского степ-теста и др.), методами физической рекреации, методами восстановительного массажа.
| знание компенсаторных возможностей оставшихся после болезни или травмы функций организма человека для наиболее типичных нозологических форм, видов инвалидности, различных возрастных и гендерных групп лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ПК-17)
| Знает и понимает:механизмы компенсации функций различных органов и систем организма; компенсаторные процессы при наиболее частых инвалидизирующих заболеваниях и травмах.
Умеет: прогнозировать степень возможной компенсации утраченных функций и скорость компенсаторных процессов в различных системах и органах.
Владеет:алгоритмами прогнозирования степени утраты функций в зависимости от возраста, пола и ведущей причины инвалидности (временной или постоянной).
| умение развивать оставшиеся после болезни или травмы функции организма человека с целью частичной или полной замены навсегда утраченных функций в результате того или иного заболевания и (или) травмы (ПК-18)
| Знает и понимает: компенсаторные возможности организма человека для наиболее типичных нозологических форм, видов инвалидности; способы компенсации утраченных функций в зависимости от локализации и характера заболевания или травмы; технические средства компенсации утраченных функций.
Умеет:пользоваться техническими средствами компенсации утраченных функций органов и систем организма человека для стимулирования сохранившихся функций.
Владеет:методами специальной педагогики, направленными на развитие компенсации недостаточно развитых или утраченных функций сенсорных систем человека.
| умение развивать физические качества, обучать новым способам двигательной деятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья, исходя из нарушенных или навсегда утраченных функций (ПК-19)
| Знает и понимает:особенности физического и двигательного развития детей с сенсорными и ментальными нарушениями; принципы специальной педагогики и педагогические приемы работы с лицами, имеющими ОВЗ в связи с сенсорными и ментальными нарушениями.
Умеет:проводить занятия адаптивной физической культуры с людьми, имеющими ОВЗ в связи с сенсорными и ментальными нарушениями.
Владеет:методами(информационными, практически-действенными, побудительно-оценочными), средствами и приемами специальной педагогики
| знанием закономерностей развития различных видов заболеваний и поражений организма человека, вторичных отклонений, обусловленных основным заболеванием и поражением, сопутствующих основному дефекту, заболеванию и поражению (ПК-20)
| Знает и понимает:патогенез наиболее распространенных инвалидизирующих заболеваний, характер их течения, возможные исходы и осложнения.
Умеет:объяснять основной дефект, вторичные отклонения и осложнения с патоморфологических и патогенетических позиций.
Владеет:навыками поискаинформации о патогенезе инвалидизирующих заболеваний с сети Интернет и ее критического осмысления.
| умением проводить комплекс мероприятий по предупреждению прогрессирования основного заболевания (дефекта) организма лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) (ПК-21)
| Знает и понимает:основные закономерности течения хронических заболеваний,характер течения, возможные исходы и осложнения наиболее распространенных нозологических форм, приводящих к ОВЗ; принципы комплексной вторичной профилактики; методы и средства вторичной профилактики.
Умеет:составлять комплексы вторичной профилактики для различных нозологических форм с учетом характера и тяжести заболевания, склонности к прогрессированию.
Владеет:методами вторичной профилактики.
| умением проводить комплексы физических упражнений, применять физические средства и методы воздействия на человека с целью предупреждения возможного возникновения и (или) прогрессирования заболеваний, обусловленных основным дефектом организма лиц с отклонениями в состоянии здоровья (вторичных отклонений и сопутствующих заболеваний) (ПК-22)
| Знает и понимает: правила выполнения физических упражнений, особенности их выполнения людьми с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от вида патологии и тяжести процесса; основы массажа и его виды, особенности проведения массажа людям с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от вида патологии и тяжести процесса; методы и приемы лечебной физической культуры, показания и противопоказания к ее применению при различных видах патологии.
Умеет: проводить с занимающимися комплексы физических упражнений, проводить занятия ЛФК, направленные на третичную профилактику, применять массажные процедуры в процессе занятий.
Владеет:методами и средствами ЛФК третичной профилактики, навыками лечебного и оздоровительного массажа, навыками выполнения физических упражнений с людьми, имеющими ограничения в состоянии здоровья различных видов (ПОДА, нарушения зрения, нарушения слуха, эндокринные, неврологические, кардиологические и пульмонологические заболевания, соматические заболевания).
| способность осуществлять простейшие психотерапевтические приемы по профилактике прогрессирования и (или) устранению психологических комплексов, характерных для различных нозологических форм, возрастных и гендерных групп занимающихся с отклонениями в состоянии здоровья (ПК-23)
| Знает и понимает:закономерности психологического развития детей с ОВЗ в зависимости от причины жизненных ограничений (сенсорные, ментальные, двигательные и др.); психологию хронически больного человека; принципы психосоматического подхода.
Умеет:анализировать спектр психологических нарушений, сопутствующих основному дефекту человека с ОВЗ или возникающих вследствие утраты трудоспособности; применять психотерапевтические способы и приемы в работе с людьми с ОВЗ различных нозологических групп; применять психологические методы работы в малых группах.
Владеет:навыками проведения психотерапевтических бесед,взаимодействия с людьми с ОВЗ, работы в малых группах.
|
3.1.1. Вопросы и задания к государственному экзамену
Государственный экзамен имеет междисциплинарный характер и включает в себя оценку компетенций, сформированных в ходе освоения следующих дисциплин ОП ВО: теория и организация адаптивной физической культуры, психология и педагогика, дисциплины медико-биологического цикла (общая патология и тератология, частная патология, функциональная диагностика, ЛФК, массаж), частные методики адаптивной физической культуры.
Экзаменационный билет включает 2-а вопроса и 1-о практико-ориентированное задание, отражающие уровень сформированности компетенций обучающегося.
Перечень вопросов для государственного экзамена:
1. Общенаучная характеристика теории воспитания как отрасли педагогической науки. Объект, предмет и задачи теории воспитания.
2. Проблема целей воспитания в современном обществе. Характеристика основных моделей воспитания.
3. Иерархия целей образования. Цель общего образования. Цели профессионального образования.
4. Методология и методика педагогических исследований. Методы педагогического исследования и их характеристика.
5. Основные подходы к разработке содержания образования. Образовательные стандарты. Учебные программы. Учебная литература.
6. Формирование навыков здорового образа жизни. Профилактика зависимого поведения, злоупотреблений психоактивными веществами. Содержание, формы и методы профилактической работы в школе.
7. Задатки и способности. Виды способностей. Развитие способностей. Одаренность и талант.
8. Дифференциация и индивидуализация учения. Виды и формы дифференциации обучения.
9. Методы обучения. Традиционные и инновационные средства обучения.
10. Психология как наука. Связь психологии с другими науками. Роль психологии в жизни и деятельности людей.
11. Эмоции и чувства. Их роль в профессиональной деятельности спортсмена сохранении и укреплении здоровья.
12. Возрастная периодизация человека в отечественной психологии.
13. Мышление: психологическое содержание и виды. Этапы процесса мышления и мыслительные операции.
14. Память: психологическое содержание, основные характеристики и классификации.
15. Речь. Общая психологическая характеристика речи.
16. Психология деятельности. Структура деятельности, деятельность как процесс.
17. Внимание: психологическое содержание, основные характеристики и классификации. Проблема внимания в психологии.
18. Психодиагностика в современном образовании. Виды диагностики в образовании.
19. Мотивация. Структура мотивации.
20. Общение. Цели и средства общения. Виды общения. Роль общения в развитии личности.
21. Принципы оздоровительной тренировки и их краткая характеристика.
22. Аэробный тренинг в АФК.
23. Силовая тренировка в АФК.
24. Применение средств оздоровительной гимнастики в АФК.
25. Дыхательные практики в АФК.
26. Принципы применения средств и методов физической реабилитации в работе с детьми, имеющими диагноз ДЦП.
27. Методы определения интенсивности нагрузок.
28. Дозировка физических упражнений. Определение эффективности занятий АФК.
29. Перестройки, происходящие в организме человека под действием физических упражнений различной направленности.
30. Реализация программ первичной и вторичной профилактики средствами оздоровительной физической культуры.
31. Методика разработки реабилитационных программ (структура и содержание технологической карты физической реабилитации) при заболеваниях органов дыхания.
32. Учет анаболической и катаболической направленности средств АФК в реализации оздоровительных и реабилитационных программ.
33. Этиология, патогенез, возможные осложнения и исходы инфаркта миокарда.
34. Этиология, патогенез, возможные осложнения и исходы эндартериозов (на примере болезни Рейно).
35. Этиология, патогенез, возможные осложнения и исходы туннельного синдрома (на примере синдрома запястного канала).
36. Детский церебральный паралич, причины и формы.
37. Этиология, патогенез, возможные осложнения и исходы асептического некроза головки бедренной кости.
38. Типичные патологические процессы, основные черты, роль в патогенезе и клинических проявлениях заболеваний.
39. Виды массажа, особенности проведения процедур.
40. Физиологические механизмы влияния массажа на организм.
41. Классификация массажных приемов.
42. Массаж воротниковой зоны. Границы зоны, массажные линии, последовательность проведения приемов, показания и противопоказания.
43. Массаж пояснично-крестцовой области, массажные линии, последовательность проведения приемов, показания и противопоказания.
44. Массаж при остеохондрозе позвоночника. Особенности методики. показания и противопоказания.
45. Массаж при заболеваниях органов дыхания. Показания, противопоказания, особенности методики.
46. Гигиенические требования к рабочему месту массажиста, массажисту и массируемому.
47. Технологическая схема массажа при гипертонической болезни (определение направленности, рабочих сегментов, вариантов массажа).
48. Технологическая схема массажа при сколиотической болезни (определение направленности, рабочих сегментов, вариантов массажа).
49. Лечебная физическая культура, методы, формы и средства ЛФК. Краткая характеристика средств ЛФК.
50. Дозировка физических упражнений. Учет эффективности занятий ЛФК.
51. Понятие об осанке. Дефекты осанки. Методика ЛФК при дефектах осанки.
52. Варикозное расширение вен, тромбофлебиты. Задачи и методика
лечебной гимнастики при этих заболеваниях.
53. Нарушение жирового обмена, формы ожирения, стадии. Задачи и методика ЛФК при различных формах и стадиях ожирения.
54. Методы ЛФК при периферических невритах.
55. Особенности методики ЛФК при компрессионных переломах поясничных позвонков.
56. Основные направления в компенсации утраченных функций у инвалидов по ОДА.
57. Артрозы. Стадии артрозов. Механизмы лечебного действия физических упражнений. Задачи и методика ЛФК.
58. Основные направления комплексной реабилитации инвалидов по сенсорным системам.
59. Функциональная диагностика сердечно-сосудистой системы.
60. Гипертоническая болезнь. Задачи и методика лечебной гимнастики при гипертонической болезни.
61. Облитерирующие заболевания артерий. Задачи и методика лечебной гимнастики при этих заболеваниях.
62. Бронхиальная астма. Варианты клинического течения, осложнения. ЛФК при различных вариантах течения бронхиальной астмы.
63. Остерохондроз грудного отдела позвоночника. Симптомы, осложнения. Методы ЛФК и массажа при остеохондрозе грудного отдела позвоночника. Цели, задачи, особенности методики.
64. Задачи и методы комплексной реабилитации инвалидов с высокой ампутацией обеих нижних конечностей.
65. Переломы плечевой кости, виды, возможные осложнения, ЛФК и массаж (задачи, методики, технологическая схема массажа).
66. Привычный вывих. ЛФК (методы и средства) и массаж (определение направленности, рабочих сегментов, вариантов массажа) на примере привычного вывиха плеча).
67. Врачебный контроль над лицами, занимающимися физической культурой и спортом.
68. Травмы локтевого сустава: ушибы, переломы, вывихи. Периоды ЛФК. Задачи методики.
69. Основные понятия реабилитологии, принципы и направления комплексной реабилитации больных и инвалидов.
70. Цели и задачи реабилитологии. Аспекты реабилитологии: медицинский, физический, психологический, педагогический, социальный и профессиональный.
71. Сахарный диабет. Факторы риска, клинические проявления, возможные осложнения. Массаж и ЛФК при диабетической полинейропатии.
72. Геморрагический инсульт. Этиология, патогенез, течение и исходы. ЛФК и массаж в восстановительном периоде геморрагического инсульта.
Задания для государственного экзамена:
1. Ситуационная задача: Больная А., 30 лет. Диагноз: левосторонняя плевропневмония. Поступила в стационар 3 дня назад с жалобами на боли в грудной клетке, усиливающиеся при дыхании, кашель с небольшим количеством мокроты слизисто-гнойного характера, потливость, субфебрильную температуру.
· Показана ли больной ЛФК?
· С какого дня следует начинать ЛФК?
· Какие средства, формы и методы ЛФК следует использовать?
· Определить продолжительность занятий ЛФК в течение дня.
2. Ситуационная задача: Больная К., 37 лет. Диагноз: остеохондроз шейного отдела позвоночника; плечелопаточный периартроз. Предъявляет жалобы на головные боли, боли в правом плечевом суставе, усиливающиеся при физической нагрузке. На спондилограммах шейного отдела позвоночника: дегенеративные изменения, остеофиты на уровне C5 – C7.
· Перечислите основные задачи ЛГ при консервативном лечении.
· Определите исходные положения № специальные физические упражнения в процедуре ЛГ.
· Задачи плавания при данной патологии.
· Назовите средства и формы ЛФК.
· Укажите особенности методики комплексной реабилитации детей.
3. Ситуационная задача: Больной Г., 30 лет Диагноз: перелом седалищной и лонной костей таза справа. В стационаре находится 3 недели. Состояние удовлетворительное, активно занимается ЛГ
· Определите лечебный период, в котором находится больной.
· Сформулируйте основные задачи ЛФК.
· Перечислите исходные положения, в которых следует выполнять физические упражнения.
· Укажите средства ЛФК, применяемые в эти сроки.
4. Ситуационная задача: Больной М., 15 лет. Диагноз: юношеский кифоз. Прошел курс амбулаторного лечения.
· На основании каких методов исследования можно провести учет эффективности проведенного лечения?
· Какие рекомендации можно дать для занятий в домашних условиях?
· Можно ли больному заниматься велосипедным спортом.
5. Ситуационная задача: Больной В., 12 лет. Диагноз: сколиотическая болезнь II степени. Предъявляет жалобы на быструю утомляемость, боли в спине, усиливающиеся при ходьбе и длительном сидении. Клинически определяется сколиотическое искривление позвоночника и паравертебральная асимметрия на уровне Т3 - Т9. Угол искривления - более 5-7°.
· Определите у больного силу и выносливость мышц туловища.
· Перечислите основные задачи ЛГ при консервативн
|