Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация деятельности учащихся на учебных занятияхСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В процессе обучения психологии преподаватель организует познавательную деятельность учащихся. Существуют три основные формы организации деятельности учащихся на учебных занятиях: индивидуальная, фронтальная, групповая. Индивидуальная работа – самостоятельное выполнение учащимися специально подобранных для них заданий, соответствующего учебным возможностям каждого. Важно предоставлять такие задания для индивидуальной работы, которые бы учитывали индивидуальные особенности, уровень подготовленности и др. Правильно организованная индивидуальная работа обеспечивает наибольший развивающий эффект. Фронтальная работа – такой вид деятельности преподавателя и учащихся на уроке, когда все учащиеся одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу. Это может быть совместное обсуждение проблем всей группой. От педагога требуется умение найти посильную работу мысли для всех, умение выслушать всех в оптимальном объеме. При такой форме организации работы учащихся могут использоваться задания репродуктивные и творческие. При фронтальной организации занятия довольно сложно обеспечить возможность активной работы всех учащихся. Фронтальные формы наиболее полезно использовать на этапе изучения новых знаний и их закрепления, а вот на этапе применения полученных знаний в измененной ситуации лучше всего использовать индивидуальную форму работы. Групповая форма организации обучения предполагает разделение учебного коллектива на несколько микрогрупп (4-6 человек) для решения конкретных задач в совместной учебной деятельности. Каждая группа работает под руководством лидера группы или учителя. Практиканты-психологи имеют достаточно хорошие представления об условиях эффективности групповой работы (межличностные отношения членов группы, уровень освоения учебного материала и пр.), способствующих не только активному усвоению нового материала, но и приобретению опыта взаимодействия. Групповые формы широко применяются в преподавании психологии. Их использование способствует созданию на уроках оживленной, увлеченной обстановки, повышает учеников интерес к психологическим дисциплинам. Групповая работа в преподавании психологии соотносится с активными методами социально-психологического обучения: деловыми и ролевыми играми, дискуссионными приемами, элементами социально-психологического тренинга. Данные методы обеспечивают эмоциональное включение учащихся в учебный процесс, ставят их в позицию активного участника управляемого группового процесса. При проектировании урока психологии следует предусмотреть оптимальный выбор форм организации деятельности учащихся в соответствии с целью и задачами занятия.
Подготовка к проведению занятия по психологии Студент-практикант, прежде чем приступить к самостоятельному проведению занятий по психологии, должен познакомиться с опытом конкретного педагога, преподавателя, с которым ему предстоит сотрудничать. На первой же неделе практики студентам рекомендуется посетить урок (занятия) по психологии, познакомиться с методикой работы учителя (преподавателя), используемыми им в учебном процессе приемами активизации познавательной деятельности учащихся, оценивания их знаний. Следует также выяснить, по каким учебникам и учебным пособиям занимаются учащиеся, какая дополнительная литература по предмету используется, каков уровень требований учителя (преподавателя) к знаниям и умениям учащихся, какая система оценивания знаний принята. Перед предстоящей учебной работой практиканту необходимо познакомиться с тематическим планом, определиться с темами занятий, которые будут проведены. В середине (второй половине) первой недели практики будущим психологам следует приступить к подготовке первого самостоятельного занятия. Аудиторное занятие – это видимая часть работы учителя, преподавателя. Ей предшествует серьезная подготовительная деятельность, связанная с конструированием, организацией урока, психологическим настроем на работу с учащимися. Для студента-практиканта подготовка к проведению урока является делом, требующим большого количества времени, особой ответственности и серьезности. При подготовке и проведении занятий по психологии следует помнить основные дидактическиепринципы: научность, системность, последовательность, доступность, наглядность, связь теории с практикой, сознательность и активность, учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Начать подготовку к проведению занятий следует с тематического планирования, т.е. предусмотреть ответы на следующие вопросы: 1) что должны получить учащиеся в результате изучения темы: что обязаны запомнить и знать, какими умениями овладеть, какой вклад в развитие умственной активности, мотивов учения, самостоятельности будет обеспечен, что смогут применить в самовоспитании и саморазвитии своей личности? 2) какой объем материала и за какое время должен быть освоен? 3) какие вопросы должны быть рассмотрены по теме? 4) что необходимо повторить до изучения темы, какие ранее полученные сведения по другим предметам использовать? 5) какие практические упражнения и задачи следует выполнить для закрепления материала и углубления его понимания? 6) какие технические средства, наглядные пособия должны быть использованы? 7) какова должна быть система обратной связи по теме (вопросы для текущего, обобщающего опросов, контрольные и письменные работы) 8) какое домашнее задание следует выполнить учащимся? 9) какое дополнительное задание для сильных учеников следует предусмотреть? Следующий шаг, важный при подготовке, (скорее всего, параллельный тематическому планированию) – это согласование с учителем формы организации обучения. Тематическое планирование предстоящих уроков и решение вопроса о форме организации обучения позволит практикантам более целостно представить предстоящее занятия, наметить необходимые формы организации учебной деятельности учащихся (фронтальная, групповая, индивидуальная). Выбор метода обучения (объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового, проблемного изложения, исследовательского) – еще один важный вопрос, требующий решения в ходе подготовки к занятию. В зависимости от цели занятия, его задач, формы обучения, наиболее адекватных им методов обучения и выбора форм учебной деятельности, учащихся на занятии по-разному будет строиться процесс взаимодействия практиканта с учащимися. Разной будет и структура урока. Несмотря на различия организационных форм обучения (урок, практическое занятие, семинарское занятие, лекция), для любой из них характерна общая структура, включающая: 1) организационно-вводную часть (начало занятия, настрой на учебную работу, мотивация учащихся, сообщение темы, цели, задач, плана изучения, литературы); 2) основную часть (определяется организационной формой, задачами, используемыми методами; может включать проверку подготовленности к занятию, объяснение и закрепление нового материала, самостоятельную работу учащихся на уроке, контроль усвоения знаний и т.п.); 3) заключительную часть (формулирование выводов, подведение итогов занятия. Эта часть урока включает также сообщение домашнего задания и его комментарий педагогом). Далее следует постепенное "наполнение" общей структуры занятия конкретным содержанием: разрабатывается план, а затем план конспект занятия. В плане занятия должны быть отражены следующие обязательные моменты: 1. Цель и задачи занятия с конкретным указанием того, что должны запомнить, понять, усвоить учащиеся, какие умения приобрести. 2. Тема занятия, его тип (лекция, семинарское занятие, практическое занятие, комбинированный урок, урок контроля знаний). 3. План изложения материла. Эта часть плана составляется произвольно: в виде тезисов, подробных текстов объяснения материала и т.п. 4. Вопросы для опроса учащихся. 5. Задания для самостоятельной работы учащихся на занятии и закрепления материала на уроке. 6. Задания на дом. Ввиду отсутствия у практикантов опыта педагогической деятельности, им рекомендуется составлять план-конспект каждого учебного занятия. В нем предусматривается содержание деятельности педагога и учащихся, прописывается учебный материал, который будет излагать практикант во время объяснения учащимся. Важно предусмотреть серию проблемных вопросов для учащихся, активизирующих процесс мышления на разных этапах уроков, варианты ответов школьников на них, обобщения ответов школьников, которые может сделать педагог-практикант. Кроме того, прописываются все задания, упражнения, которые будут даны учащимся и правильные варианты их выполнения. В плане-конспекте занятия полезно выделить то содержание учебного материала, которое будет продиктовано учащимся под запись (учащиеся обязательно записывают в тетради тему занятия, план изучения материала, глоссарий – основные понятия и их определения). Кроме того, следует продумать оформление доски, подготовить наглядные пособия (схемы, графики, рисунки по мере необходимости). Преподавание психологии имеет важную особенность. Как правило, содержание материала является личностно-значимым для учащихся. На занятиях по психологии школьники (студенты) узнают нечто новое о самом себе, специфических особенностях своего возраста, познавательных процессах, общения, деятельности. Включение в содержание занятий элементов психологического практикума, экспериментирования, психодиагностики делает уроки психологии привлекательными для учащихся. По ходу практики степень самостоятельности студента-практиканта будет возрастать. При подготовке к первому занятию по конкретной теме студенту рекомендуется согласовать с преподавателем цель и задачи предстоящего занятия, определить его план, содержание (чему научить), структуру, тип, форму организации обучения (как учить). Не позднее, чем за день до проведения урока, подготовленный план-конспект следует показать учителю и обсудить все детали педагогического процесса. При подготовке к последующим занятиям студенты могут и должны проявлять большую самостоятельность: обсуждать с учителем уже конкретные предложения по предстоящему занятию. Но непременноплан-конспект урока должен утверждаться учителем не позднее, чем за день до проведения урока. Такие ограничения необходимы для того, чтобы практиканты имели возможность с учетом рекомендаций учителя внести изменения в свои планы. Серьезное, добросовестное отношение при подготовке к занятиям, психологический кругозор и культура отношений позволят студентам-психологам успешно справиться с задачей проведения занятий по психологии в период педагогической практики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.29 (0.009 с.) |