Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ученого совета института педагогики и психологииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
протокол №____от «___»________2012г.
на заседании кафедры общей и прикладной психологии протокол №____от «___»________2012г.
Заведующий кафедрой_________С.В. Маланов
Йошкар-Ола 2012 Сведения о переутверждении программы практики
ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЯ (IV КУРС)
Пояснительная записка
Программа педагогической практики по специальности 030301.65. Психология составлена в соответствии с учебным планом и требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности Психология. Педагогическая практика студентов 4 курса является составной частью учебного процесса. Результатом этой практики выступает формирование базовых умений и навыков осуществления профессиональной деятельности – преподавания психологии, а также организации научно-исследовательской деятельности. Педагогическая практика проводится на 4 курсе в течение 6 недель в организациях и учреждениях, имеющих в штате преподавателей-психологов, школы, колледжи, профессиональные училища и высшие учебные заведения, где преподается предмет психология. Практика, как важнейшая часть профессиональной подготовки психолога, направлена на освоение умений ставить цели, формулировать задачи в контексте профессиональной деятельности; на развитие навыков прикладного применения теоретических знаний; на формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики. В период педагогической практики студенты знакомятся со спецификой деятельности психолога в учреждениях, где осуществляется преподавание психологии как самостоятельной учебной дисциплины.
Цели и задачи педагогической практики
Цели педагогической практики: · развитие профессиональных навыков и умений, сформулированных в требованиях Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования; · формирование и развитие умений и навыков преподавания психологии. · знакомство с конкретными условиями профессиональной педагогической деятельности; · закрепление полученных теоретических знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.
Задачи педагогической практики: · изучение студентами-практикантами методик преподавания и педагогического опыта преподавателей факультетских кафедр; · проведение различных типов занятий с использованием разработанных педагогических методов и приемов; · развитие коммуникативных навыков; · развитие у студентов-практикантов интереса к научно-исследовательской работе в области методики преподавания учебной дисциплины; · освоение и закрепление необходимого теоретического материала, выполнение контрольных заданий в ходе практики; · выполнение работ по заказу психолога образовательного учреждения (или лица, его заменяющего).
Содержание практики
Педагогическая практика дополняет и обогащает теоретическую подготовку студентов, обеспечивает возможности для закрепления, углубления и использования полученных знаний в решении практических задач. В ходе практики студенты должны научиться планировать свою собственную педагогическую деятельность, организовывать работу учащихся на уроке, управлять их познавательными процессами – восприятием, вниманием, мышлением, запоминанием. Достижение наилучшего результата в педагогической деятельности на практике возможно только при совмещении собственной преподавательской деятельности с управлением познавательной активностью, поведением учащихся на уроке. Такого опыта студенты, приходящие на педагогическую практику, как правило, не имеют. Педагогический опыт приобретается постепенно, с каждым проведенным уроком. Чтобы этот процесс был управляемым и результативным, необходимо осуществлять анализ проведенных занятий с преподавателем, работающим в образовательном учреждении, преподавателем-методистом и другими студентами-психологами. Только при таком подходе в организации практики каждый собственный урок и урок, проведенный другим практикантом, станет важным обучающим шагом в постижении мастерства преподавания психологии. При этом к любым затруднениям, ошибкам и неудачам, возникающим в педагогической деятельности, следует подходить конструктивно. Осознанное сегодня затруднение, причины которого в ходе анализа становятся ясными и понятными, при проведении следующего урока легче преодолевать. Методические указания
Перед прохождением практики студент должен внимательно изучить программу и обратиться к соответствующим нормативным материалам с тем, чтобы быть подготовленным к выполнению поручений, данных руководителем практики, к решению конкретных практических задач. Как при подготовке, так и в период прохождения практики рекомендуется по возникшим вопросам обращаться к учебной, монографической литературе, материалам, публикуемым в периодической печати. Студенту-практиканту совместно с руководителем практики (практическим работником) рекомендуется составить на основе программы педагогической практики конкретный план ее прохождения. На первой неделе практики происходит знакомство студентов с образовательным учреждением, педагогами, группой (классом), начинается процесс адаптации к условиям практики. Адаптационный период может быть сопряжен с высоким эмоционально-психологическим напряжением. Это обусловлено вхождением в новую социальную среду, установлением контактов с прежде незнакомыми людьми. С первого дня практики студентам необходимо подробнее узнать об организационном порядке, существующем в образовательном заведении и следовать основным нормам работы данного учреждения. Это касается и внешнего вида практиканта, своевременности (без опозданий) прихода на занятия, проведение уроков в соответствии с регламентом обучения, основными традициями учебного процесса этого учреждения. Полезно на этом этапе использовать опыт, полученный во время обучения и предыдущих практик на втором и третьем курсах. Так, установление доброжелательных взаимоотношений с детьми, понимание структуры межличностных отношений, системы лидерства и подчинения в ученической группе облегчат достижение учебно-воспитательных задач при проведении учебных занятий и внеаудиторного мероприятия. Поэтому на первой неделе практики нужно представиться классу, познакомиться с учениками, побеседовать с ними в свободное время, установить контакт, посещать занятия (не только по психологии), вести наблюдение за учащимися, пытаться дифференцировать их по различным признакам (уровню знаний, отношению к учебе, формальное и неформальное лидерство и т.д.). К концу первой недели должен быть составлен индивидуальный план практики, который является одним из разделов педагогического дневника практики. Данный план составляется в соответствии с программой учебного курса, по которому будут проводиться занятия студентом. Следует четко уяснить темы занятий, их место в системе работы по предмету, количество часов в неделю по данному курсу. С учетом программы курса и расписания занятий по предмету студент и психолог образовательного учреждения определяют темы предстоящих уроков, дату и время их проведения. Все эти сведения заносятся в индивидуальный план педагогической практики студента (см. ниже).
Примерная схема индивидуального плана педагогической практики
Следующий важный момент при составлении индивидуального плана – обсуждение возможности проведения внеаудиторного мероприятия по психологии, согласование его тематики и ориентировочной даты. В качестве внеаудиторного мероприятия можно рекомендовать проведение тренинга любого доступного типа (тренинг общения, самопознание, сензитивности, игровой и т.п.), психологической викторины, КВН. Если в образовательном учреждении на практике работают одновременно несколько студентов, то, объединив усилия, они могут провести олимпиаду по психологии, «неделю психологических знаний», организовав ряд тематических мероприятий (деловая игра, викторина, выпуск газеты), объединенных одной идеей, способствующих развитию интереса к психологии как учебному предмету и важному компоненту общечеловеческой культуры. В индивидуальном плане педагогической практики следует предусмотреть как основные формы работы (уроки, внеаудиторные мероприятия), так и виды текущей работы (консультации с методистом, учителем, беседы с учащимися и т.д.).
Еженедельно практикант посещает консультации методиста-преподавателя университета. На них проводится анализ трудностей, возникающих в ходе практики и обсуждение путей их преодоления, рассматриваются замыслы студента относительно предстоящих уроков, внеаудиторной работы, анализируются конспекты будущих уроков. Консультации методиста выполняют обучающую, развивающую и контролирующую функции.
Свое первое занятие студент начинает готовить не позднее, чем за четыре дня до его проведения. Рекомендуется следующий порядок подготовки: тематическое планирование (совместно с учителем-преподавателем при подготовке первого урока, и все более самостоятельно в последующем), подготовка к уроку (чтение учебников, дополнительной литературы, продумывание практических заданий, вопросов, задач, составление плана-конспекта), утверждение плана-конспекта занятия преподавателем психологии образовательного учреждения (не позднее, чем за день до проведения занятия), в случае необходимости – коррекция плана-конспекта.
В течение практики студент проводит не менее четырех учебных (академических) часов занятий.
На пятой – шестой неделе студент готовит и проводит внеаудиторное мероприятие. К концу шестой недели практики студент готовит отчет по педагогической практике.
В дневнике практики необходимо ежедневно записывать краткие сведения о проделанной в течение дня работе. Записи о выполняемой работе должны быть конкретными. Ведение таких записей впоследствии облегчит студенту составление отчета о прохождении практики.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.207 (0.007 с.) |