Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первый проректор – проректор по учебной работе

Поиск

Утверждаю

Первый проректор – проректор по учебной работе

___________________О.А. Сидоров

«____»__________________ 2012 г.

ПРОГРАММА

Педагогической практики

по специальности 030301.65

Психология

Курс 4, семестр 8

Программа утверждена:

 

на заседании

Ученого совета института педагогики и психологии

протокол №____от «___»________2012г.

 

на заседании кафедры

общей и прикладной психологии

протокол №____от «___»________2012г.

 

Заведующий кафедрой_________С.В. Маланов

 

 

Йошкар-Ола 2012

Сведения о переутверждении программы практики

 

Учебный год Решение кафедры (№ протокола, дата заседания кафедры, ФИО, подпись зав. кафедрой) Автор изменения (ФИО, подпись) Раздел(элемент) программы Номер изменения, дополнения
2012-2013 Протокол № 1 от 1 сентября Зав. кафедрой С.В. Маланов Зав. кафедрой С.В. Маланов Титульный лист № 1
         
         
         
         

 

ПРОГРАММА

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЯ (IV КУРС)

 

Пояснительная записка

 

Программа педагогической практики по специальности 030301.65. Психология составлена в соответствии с учебным планом и требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности Психология.

Педагогическая практика студентов 4 курса является составной частью учебного процесса. Результатом этой практики выступает формирование базовых умений и навыков осуществления профессиональной деятельности – преподавания психологии, а также организации научно-исследовательской деятельности.

Педагогическая практика проводится на 4 курсе в течение 6 недель в организациях и учреждениях, имеющих в штате преподавателей-психологов, школы, колледжи, профессиональные училища и высшие учебные заведения, где преподается предмет психология.

Практика, как важнейшая часть профессиональной подготовки психолога, направлена на освоение умений ставить цели, формулировать задачи в контексте профессиональной деятельности; на развитие навыков прикладного применения теоретических знаний; на формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики.

В период педагогической практики студенты знакомятся со спецификой деятельности психолога в учреждениях, где осуществляется преподавание психологии как самостоятельной учебной дисциплины.

 

Цели и задачи педагогической практики

 

Цели педагогической практики:

· развитие профессиональных навыков и умений, сформулированных в требованиях Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования;

· формирование и развитие умений и навыков преподавания психологии.

· знакомство с конкретными условиями профессиональной педагогической деятельности;

· закрепление полученных теоретических знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.

 

Задачи педагогической практики:

· изучение студентами-практикантами методик преподавания и педагогического опыта преподавателей факультетских кафедр;

· проведение различных типов занятий с использованием разработанных педагогических методов и приемов;

· развитие коммуникативных навыков;

· развитие у студентов-практикантов интереса к научно-исследовательской работе в области методики преподавания учебной дисциплины;

· освоение и закрепление необходимого теоретического материала, выполнение контрольных заданий в ходе практики;

· выполнение работ по заказу психолога образовательного учреждения (или лица, его заменяющего).

 

Содержание практики

 

Педагогическая практика дополняет и обогащает теоретическую подготовку студентов, обеспечивает возможности для закрепления, углубления и использования полученных знаний в решении практических задач. В ходе практики студенты должны научиться планировать свою собственную педагогическую деятельность, организовывать работу учащихся на уроке, управлять их познавательными процессами – восприятием, вниманием, мышлением, запоминанием.

Достижение наилучшего результата в педагогической деятельности на практике возможно только при совмещении собственной преподавательской деятельности с управлением познавательной активностью, поведением учащихся на уроке. Такого опыта студенты, приходящие на педагогическую практику, как правило, не имеют. Педагогический опыт приобретается постепенно, с каждым проведенным уроком. Чтобы этот процесс был управляемым и результативным, необходимо осуществлять анализ проведенных занятий с преподавателем, работающим в образовательном учреждении, преподавателем-методистом и другими студентами-психологами. Только при таком подходе в организации практики каждый собственный урок и урок, проведенный другим практикантом, станет важным обучающим шагом в постижении мастерства преподавания психологии. При этом к любым затруднениям, ошибкам и неудачам, возникающим в педагогической деятельности, следует подходить конструктивно. Осознанное сегодня затруднение, причины которого в ходе анализа становятся ясными и понятными, при проведении следующего урока легче преодолевать.

Методические указания

 

Перед прохождением практики студент должен внимательно изучить программу и обратиться к соответствующим нормативным материалам с тем, чтобы быть подготовленным к выполнению поручений, данных руководителем практики, к решению конкретных практических задач. Как при подготовке, так и в период прохождения практики рекомендуется по возникшим вопросам обращаться к учебной, монографической литературе, материалам, публикуемым в периодической печати.

Студенту-практиканту совместно с руководителем практики (практическим работником) рекомендуется составить на основе программы педагогической практики конкретный план ее прохождения.

На первой неделе практики происходит знакомство студентов с образовательным учреждением, педагогами, группой (классом), начинается процесс адаптации к условиям практики. Адаптационный период может быть сопряжен с высоким эмоционально-психологическим напряжением. Это обусловлено вхождением в новую социальную среду, установлением контактов с прежде незнакомыми людьми. С первого дня практики студентам необходимо подробнее узнать об организационном порядке, существующем в образовательном заведении и следовать основным нормам работы данного учреждения. Это касается и внешнего вида практиканта, своевременности (без опозданий) прихода на занятия, проведение уроков в соответствии с регламентом обучения, основными традициями учебного процесса этого учреждения. Полезно на этом этапе использовать опыт, полученный во время обучения и предыдущих практик на втором и третьем курсах. Так, установление доброжелательных взаимоотношений с детьми, понимание структуры межличностных отношений, системы лидерства и подчинения в ученической группе облегчат достижение учебно-воспитательных задач при проведении учебных занятий и внеаудиторного мероприятия. Поэтому на первой неделе практики нужно представиться классу, познакомиться с учениками, побеседовать с ними в свободное время, установить контакт, посещать занятия (не только по психологии), вести наблюдение за учащимися, пытаться дифференцировать их по различным признакам (уровню знаний, отношению к учебе, формальное и неформальное лидерство и т.д.).

К концу первой недели должен быть составлен индивидуальный план практики, который является одним из разделов педагогического дневника практики. Данный план составляется в соответствии с программой учебного курса, по которому будут проводиться занятия студентом. Следует четко уяснить темы занятий, их место в системе работы по предмету, количество часов в неделю по данному курсу. С учетом программы курса и расписания занятий по предмету студент и психолог образовательного учреждения определяют темы предстоящих уроков, дату и время их проведения. Все эти сведения заносятся в индивидуальный план педагогической практики студента (см. ниже).

 

Примерная схема индивидуального плана педагогической практики

Планируемые формы работы (уроки, внеаудиторные мероприятия, работа по запросу психолога образовательного учреждения) Календарные сроки проведения планируемой работы Отметка о выполнении
1. Семинарское занятие по теме «Память» 12.02.2010 г. Выполнено

 

Следующий важный момент при составлении индивидуального плана – обсуждение возможности проведения внеаудиторного мероприятия по психологии, согласование его тематики и ориентировочной даты. В качестве внеаудиторного мероприятия можно рекомендовать проведение тренинга любого доступного типа (тренинг общения, самопознание, сензитивности, игровой и т.п.), психологической викторины, КВН. Если в образовательном учреждении на практике работают одновременно несколько студентов, то, объединив усилия, они могут провести олимпиаду по психологии, «неделю психологических знаний», организовав ряд тематических мероприятий (деловая игра, викторина, выпуск газеты), объединенных одной идеей, способствующих развитию интереса к психологии как учебному предмету и важному компоненту общечеловеческой культуры.

В индивидуальном плане педагогической практики следует предусмотреть как основные формы работы (уроки, внеаудиторные мероприятия), так и виды текущей работы (консультации с методистом, учителем, беседы с учащимися и т.д.).

 

Еженедельно практикант посещает консультации методиста-преподавателя университета. На них проводится анализ трудностей, возникающих в ходе практики и обсуждение путей их преодоления, рассматриваются замыслы студента относительно предстоящих уроков, внеаудиторной работы, анализируются конспекты будущих уроков. Консультации методиста выполняют обучающую, развивающую и контролирующую функции.

 

Свое первое занятие студент начинает готовить не позднее, чем за четыре дня до его проведения. Рекомендуется следующий порядок подготовки: тематическое планирование (совместно с учителем-преподавателем при подготовке первого урока, и все более самостоятельно в последующем), подготовка к уроку (чтение учебников, дополнительной литературы, продумывание практических заданий, вопросов, задач, составление плана-конспекта), утверждение плана-конспекта занятия преподавателем психологии образовательного учреждения (не позднее, чем за день до проведения занятия), в случае необходимости – коррекция плана-конспекта.

 

В течение практики студент проводит не менее четырех учебных (академических) часов занятий.

 

На пятой – шестой неделе студент готовит и проводит внеаудиторное мероприятие.

К концу шестой недели практики студент готовит отчет по педагогической практике.

 

В дневнике практики необходимо ежедневно записывать краткие сведения о проделанной в течение дня работе. Записи о выполняемой работе должны быть конкретными. Ведение таких записей впоследствии облегчит студенту составление отчета о прохождении практики.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

(формы дневника, отчета, характеристики студента, образец конспекта урока или занятия, анализа урока или занятия и т.д.)

 

 

Приложение 1.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Подготовка к проведению занятия по психологии

Студент-практикант, прежде чем приступить к самостоятельному проведению занятий по психологии, должен познакомиться с опытом конкретного педагога, преподавателя, с которым ему предстоит сотрудничать. На первой же неделе практики студентам рекомендуется посетить урок (занятия) по психологии, познакомиться с методикой работы учителя (преподавателя), используемыми им в учебном процессе приемами активизации познавательной деятельности учащихся, оценивания их знаний. Следует также выяснить, по каким учебникам и учебным пособиям занимаются учащиеся, какая дополнительная литература по предмету используется, каков уровень требований учителя (преподавателя) к знаниям и умениям учащихся, какая система оценивания знаний принята. Перед предстоящей учебной работой практиканту необходимо познакомиться с тематическим планом, определиться с темами занятий, которые будут проведены.

В середине (второй половине) первой недели практики будущим психологам следует приступить к подготовке первого самостоятельного занятия. Аудиторное занятие – это видимая часть работы учителя, преподавателя. Ей предшествует серьезная подготовительная деятельность, связанная с конструированием, организацией урока, психологическим настроем на работу с учащимися. Для студента-практиканта подготовка к проведению урока является делом, требующим большого количества времени, особой ответственности и серьезности.

При подготовке и проведении занятий по психологии следует помнить основные дидактическиепринципы: научность, системность, последовательность, доступность, наглядность, связь теории с практикой, сознательность и активность, учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Начать подготовку к проведению занятий следует с тематического планирования, т.е. предусмотреть ответы на следующие вопросы:

1) что должны получить учащиеся в результате изучения темы: что обязаны запомнить и знать, какими умениями овладеть, какой вклад в развитие умственной активности, мотивов учения, самостоятельности будет обеспечен, что смогут применить в самовоспитании и саморазвитии своей личности?

2) какой объем материала и за какое время должен быть освоен?

3) какие вопросы должны быть рассмотрены по теме?

4) что необходимо повторить до изучения темы, какие ранее полученные сведения по другим предметам использовать?

5) какие практические упражнения и задачи следует выполнить для закрепления материала и углубления его понимания?

6) какие технические средства, наглядные пособия должны быть использованы?

7) какова должна быть система обратной связи по теме (вопросы для текущего, обобщающего опросов, контрольные и письменные работы)

8) какое домашнее задание следует выполнить учащимся?

9) какое дополнительное задание для сильных учеников следует предусмотреть?

Следующий шаг, важный при подготовке, (скорее всего, параллельный тематическому планированию) – это согласование с учителем формы организации обучения.

Тематическое планирование предстоящих уроков и решение вопроса о форме организации обучения позволит практикантам более целостно представить предстоящее занятия, наметить необходимые формы организации учебной деятельности учащихся (фронтальная, групповая, индивидуальная).

Выбор метода обучения (объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового, проблемного изложения, исследовательского) – еще один важный вопрос, требующий решения в ходе подготовки к занятию.

В зависимости от цели занятия, его задач, формы обучения, наиболее адекватных им методов обучения и выбора форм учебной деятельности, учащихся на занятии по-разному будет строиться процесс взаимодействия практиканта с учащимися. Разной будет и структура урока.

Несмотря на различия организационных форм обучения (урок, практическое занятие, семинарское занятие, лекция), для любой из них характерна общая структура, включающая:

1) организационно-вводную часть (начало занятия, настрой на учебную работу, мотивация учащихся, сообщение темы, цели, задач, плана изучения, литературы);

2) основную часть (определяется организационной формой, задачами, используемыми методами; может включать проверку подготовленности к занятию, объяснение и закрепление нового материала, самостоятельную работу учащихся на уроке, контроль усвоения знаний и т.п.);

3) заключительную часть (формулирование выводов, подведение итогов занятия. Эта часть урока включает также сообщение домашнего задания и его комментарий педагогом).

Далее следует постепенное "наполнение" общей структуры занятия конкретным содержанием: разрабатывается план, а затем план конспект занятия.

В плане занятия должны быть отражены следующие обязательные моменты:

1. Цель и задачи занятия с конкретным указанием того, что должны запомнить, понять, усвоить учащиеся, какие умения приобрести.

2. Тема занятия, его тип (лекция, семинарское занятие, практическое занятие, комбинированный урок, урок контроля знаний).

3. План изложения материла. Эта часть плана составляется произвольно: в виде тезисов, подробных текстов объяснения материала и т.п.

4. Вопросы для опроса учащихся.

5. Задания для самостоятельной работы учащихся на занятии и закрепления материала на уроке.

6. Задания на дом.

Ввиду отсутствия у практикантов опыта педагогической деятельности, им рекомендуется составлять план-конспект каждого учебного занятия. В нем предусматривается содержание деятельности педагога и учащихся, прописывается учебный материал, который будет излагать практикант во время объяснения учащимся. Важно предусмотреть серию проблемных вопросов для учащихся, активизирующих процесс мышления на разных этапах уроков, варианты ответов школьников на них, обобщения ответов школьников, которые может сделать педагог-практикант. Кроме того, прописываются все задания, упражнения, которые будут даны учащимся и правильные варианты их выполнения.

В плане-конспекте занятия полезно выделить то содержание учебного материала, которое будет продиктовано учащимся под запись (учащиеся обязательно записывают в тетради тему занятия, план изучения материала, глоссарий – основные понятия и их определения). Кроме того, следует продумать оформление доски, подготовить наглядные пособия (схемы, графики, рисунки по мере необходимости).

Преподавание психологии имеет важную особенность. Как правило, содержание материала является личностно-значимым для учащихся. На занятиях по психологии школьники (студенты) узнают нечто новое о самом себе, специфических особенностях своего возраста, познавательных процессах, общения, деятельности. Включение в содержание занятий элементов психологического практикума, экспериментирования, психодиагностики делает уроки психологии привлекательными для учащихся.

По ходу практики степень самостоятельности студента-практиканта будет возрастать. При подготовке к первому занятию по конкретной теме студенту рекомендуется согласовать с преподавателем цель и задачи предстоящего занятия, определить его план, содержание (чему научить), структуру, тип, форму организации обучения (как учить). Не позднее, чем за день до проведения урока, подготовленный план-конспект следует показать учителю и обсудить все детали педагогического процесса. При подготовке к последующим занятиям студенты могут и должны проявлять большую самостоятельность: обсуждать с учителем уже конкретные предложения по предстоящему занятию. Но непременноплан-конспект урока должен утверждаться учителем не позднее, чем за день до проведения урока. Такие ограничения необходимы для того, чтобы практиканты имели возможность с учетом рекомендаций учителя внести изменения в свои планы.

Серьезное, добросовестное отношение при подготовке к занятиям, психологический кругозор и культура отношений позволят студентам-психологам успешно справиться с задачей проведения занятий по психологии в период педагогической практики.

Образец бланка протокола

Действия учителя   Действия учащихся   Примечания  
     

 


Целевой компонент.

Как сформулирована цель для аудитории _________________________________________________

Реализация целей (по итогам занятия) ___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

виды целей: образовательная, воспитательная, развивающая (общекультурная, про­фессиональная)

3. Назначение занятия (тип занятия) _____________________________________________

Для лекции: вводная, обзорная, заключительная, обобщающая, ориентирующая, проблемная, визуализация, бинарная, конференция, консультация и т.д.

Для практического, лабораторного занятия, семинара: изучение нового материала; закрепление материала; формирование умений, навыков; обобщение; исследование и т.д.

Содержание занятия.

Значение и место темы в изучении предмета ________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Связь с другими темами, межпредметные связи________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Научность, объем, актуальность материала___________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Адаптация учебного материала к аудитории______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

учет возраста, возможностей аудитории, мотивации деятельности, формы обучения

(очная, заочная), интересов, способностей, уровня обученности сту­дентов.

 

 

Связь учебного материала с профессиональными интересами, с личным опытом аудитории _________ ______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы, рекомендованные к самостоятельному изучению ___________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Характеристика организационного этапа:_____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подготовка слушателей к проведению занятия, организационные моменты

Приложение 2.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ (РЕБЕНКА)

План написания:

1. Формальные данные.

· Фамилия, имя, отчество.

· Возраст, пол.

· Состав семьи (полная – неполная, благополучная и т.д.).

· Медицинские сведения.

 

2. Особенности внешнего вида и организации взаимоотношений с другими людьми.

· Отдельные особенности внешнего вида, имеющие значение для психологической характеристики (одежда, прическа, стремление что-то выделить и подчеркнуть во внешнем облике).

· Особенности мимики и пантомимики (сдержанность, свобода, раскованность в движениях и поведении, и т.д.)

· Каков круг общения со сверстниками и взрослыми, на каких основаниях организуются взаимодействия.

· Как включается в общение со сверстниками и с взрослыми (замкнутый\общительный; инициирует процессы общения – избегает; чем характеризуются процессы общения и как завершаются).

· Какие ролевые позиции склонен занимать в процессах взаимодействия с другими людьми (положение в группе, лидер-подчиненный; в каких формах взаимодействий склонен себя проявлять, а также занимать лидерские позиции; стиль общения и т.д.)

 

3. Характеристика личностных качеств.

· Особенности потребностно-мотивационной сферы (интересы, увлечения, планы на будущее).

· Особенности отношений к себе, особенности самооценки и уровень притязаний.

· Особенности темперамента, ведущие черты характера и личностные качества (позитивные – вызывающие трудности у окружающих).

· Наличие способностей (в каких предметных областях проявляются успехи учащегося, сфера внешкольных увлечений – секции, кружки и т.д.).

· Особенности эмоциональной сферы (преобладающие настроения, наиболее часто наблюдаемые эмоции в ответ на приветствия, замечания, требования и т.д.).

· Особенности произвольной регуляции поведения и волевой сферы:

Способность самостоятельно ставить цели и достигать их в различных видах деятельности (учебная, спортивная, организация внеурочных и внешкольных взаимодействий и т.д.).

Умения подчинять свое поведение задачам, правилам, требованиям.

Умения выполнять действия по речевым указаниям других людей (педагогов, учителей и т.д.).

Умения владеть собой и осуществлять действия в предметно и эмоционально сложных ситуациях.

Волевые качества личности.

 

4. Характеристика познавательной сферы.

· Особенности внимания:

Способность к сосредоточению и концентрации на задаче. Наличие отвлекаемости.

Распределение и переключение внимания, объем внимания.

Способность быстро овладевать действиями, требующими постоянного контроля, и выполнять их без ошибок (действия наблюдения, практические, грамматические, математические и другие виды действий).

· Особенности восприятия.

· Особенности мышления и воображения.

В каких видах деятельности наиболее эффективно решает задачи и организует свои действия (успехи в различных предметных областях знаний и сферах деятельности).

Наиболее развитые уровни мышления (наглядно-действенный, образный, понятийный).

Сформированность мыслительных операций (аналитичность, синтетичность, абстрактность, обобщенность и т.д.).

Наличие или отсутствие логичности и последовательности в рассуждениях.

Качества мышления: широта, глубина, критичность, рефлексивность, самостоятельность и т.д.

· Особенности памяти (особенности запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания в различных сферах учебной и вне учебной деятельности).

· Особенности развития и использования речи в учебной деятельности и в общении.

 

5. Другие характерные особенности поведения, общения, личности, познавательной сферы. Возможные выводы, обобщения и рекомендации.

 

 

При написании характеристики следует:

· Указывать конкретные основания, в соответствии с которыми устанавливается определенная психическая особенность (по свидетельству учителей…; на основе проведенных измерений, наблюдений…; на основании беседы…; на основании конкретно указываемых наблюдаемых особенностей взаимодействия с людьми в определенных ситуациях и т.д.)

· Стремиться к тому, чтобы на основе чтения «психологического портрета» посторонний человек мог представить конкретный «психологический образ личности учащегося».


Приложение 3.

Приложение 4.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

 

1. Тема воспитательного мероприятия, занятия, кто прово­дит. Цель занятия. Возраст учащихся: класс, группа. Место проведения.

2. Какие особенности данного коллектива можно отметить? Чем вызвана постановка целей данного занятия?

3. Конкретная обстановка проведения данного мероприятия; обстановка помещения; наличие наглядных пособий на стенах и стендах; место расположения участников. Какие технические средства привлечены для усиления воспитательного воздействия?

4. В какой степени, и при помощи каких средств информи­рованы школьники о данном занятии? В чем выразилась их об­щая и индивидуальная подготовка к данному занятию? Как был учтен возраст детей?

5. Как было организовано начало воспитательного занятия? Па какой психологический эффект была ориентирована мето­дика начала занятий?

6. Как и какими средствами выдерживалась основная цель на протяжении всего занятия? Внутренняя логическая связь всех частей материала.

7. Какими приемами осуществлялось воздействие на позна­вательную сферу деятельности школьников? Какие новые дан­ные были усвоены, их нравственное значение?

8. Как и какими приемами осуществлялось воздействие; на чувства? Какие чувства были активизированы, в чем нашла выражение эмоциональная активность? Как можно охарактери­зовать общую эмоциональную обстановку во время занятий?

9. Какие оценочные отношении были выработаны у школь­ников на данном воспитательном занятии?

10. Как была организована концовка данного занятия? В чем психологическое значение данной организации? Как вы считаете, была ли достигнута поставленная цель?

11. Ваша общая оценка воспитательного занятия. Ваши предложения.

 


Приложение 5.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

ЗАНЯТИЕ 1

Тема; Знакомство. Обучение релаксации. Создание предпосылок для более свободного выражения своих чувств.

Материалы: Небольшие листки бумаги с булавками для именных табличек.

Ведущий: «Мы начнем с того, что каждый по кругу назовет свое имя и скажет несколько слов о себе. Перед этим предлагаю каждому из вас взять по табличке и написать на ней свое имя. Не обязательно это будет ваше настоящее имя, вы можете назвать себя по-другому. Если вы решили взять другое имя, то, представляясь, скажите и настоящее, а потом попытайтесь сказать, почему вы решили его сменить. Через одно-два занятия мы запомним, как зовут друг друга, и сможем обходиться без табличек. Может быть, те имена, которые были взяты на сегодня, потом и не понадобятся, но если нужно, каждый сможет взять свою табличку и, например, что-то рассказать о себе под другим именем. Начинаем».

 

ЗАНЯТИЕ 2

Тема: Осознание себя. Внимание к поведению других людей. Умение вести разговор.

 

ЗАНЯТИЕ 3

 

Тема: Умение слушать. Люди, значимые для меня. Работа с чувствами.

 

ЗАНЯТИЕ 4

Тема: Типичные проблемы. Игровой тренинг.

 

Упражнение 10. «Ассоциации»

Водящий (участники группы вызываются на эту роль добровольно) выходит, остальные участники загадывают кого-то из группы. Водящий по ассоциациям должен отгадать того, кто загадан группой. Перед началом игры ведущий объясняет, что все вопросы водящего должны быть однотипны – на что или на кого похож тот, кого загадали:

· на какое время суток;

· на какое время года;

· на какую погоду;

· на какой день недели;

· на какой цвет радуги и т. д.

Следует особо напомнить, что задание нужно выполнять так, чтобы не задеть самолюбия, не оскорбить того, кто был загадан.

Данное упражнение помогает участникам группы подготовиться к получению обратной связи в других упражнениях.

 

ЗАНЯТИЕ 5

 

Тема: Необычный опыт общения. Осознание своих идеалов и различных черт.

 

Упражнение 12. «Мои идеалы»

Материалы: Бумага, ручки.

Ведущий предлагает участникам группы выделить разные, достаточно большие периоды в своей жизни и попытаться вспомнить, кто из ныне живущих или живших в прошлом людей был для подростков примером, на кого они хотели быть похожими - в чем-то или во всем. Это могут быть не только родные и близкие, знакомые, друзья и т.д., но и вымышленные герои – персонажи книг, фильмов, пьес, это могут быть и исторические личности (писатели, художники, политики и т.д.), и ныне живущие знаменитости.

Чем они привлекательны? Помогли они в жизни или, может, помешали в чем-то?

 

Упражнение 13. «Монстр»

Ведущий: «Все мы признаем за собой разные недостатки. Но так ли уж они, если вдуматься, страшны? Представим себе, что в центре нашего круга стоит чучело – несимпатичное такое, вроде как ставят на огородах отпугивать птиц. Оно обладает всеми теми качествами, которые мы считаем своими недостатками. Так, если кто-то признает за собой некоторую слабость, он говорит: «Чучело такое-то» – и называет этот недостаток. Затем каждый из нас скажет, чем, вообще-то, неплохи те качества, которые были названы, но не про те качества, которые назвал сам, а про те, которые назвали у нашего чучела другие».

Ведущий записывает, что называют участники, сам называет одну или несколько «черт чучела». После того, как все участники высказались, ведущий называет, что записал, а подростки говорят, какие плюсы имеет то или иное качество.

 

ЗАНЯТИЕ 6

 

Тема: Осознание проблем в отношениях с людьми.

 

ЗАНЯТИЕ 7

Тема: Осознание мотивов межличностных отношений. Выражение чувств.

 

ЗАНЯТИЕ 8

Тема: Чем мы обязаны другим. Чувство благодарности.

 

ЗАНЯТИЕ 9

Тема: Мотивы наших поступков. Обратная связь.

 

Упражнение 24. «Медитация»

Ведущий просит участников сесть поудобнее и расслабиться, возможно, используя при этом приемы релаксации (см. упр. 1) Говоря негромко и неторопливо, ведущий просит участников представить себе, что они идут по лесу. По обе стороны лесной дороги тихо шелестят деревья. Они выходят на поляну, посреди которой растет старое кряжистое дерево, под которым сидит мудрец. Ему можно задать вопрос и потом, терпеливо подождав, получить ответ. Участникам рекомендуется спросить его о какой-либо проблеме в отношениях с другими людьми. После этого нужно мысленно обойти вокруг дерева. На обратной стороне ствола висит отрывной календарь. «Какое на нем число? Как оно связано с окружающими людьми и с тобой?»

После упражнения участники делятся друг с другом: какой вопрос они задали мудрецу, и какой получили ответ.

 

ЗАНЯТИЕ 10

Тема: Смирение в отношениях с людьми. Обратная связь (продолжение). Завершение группы.

 

Упражнение 26. «Телеграммы»

В тренингах для подростков используется при завершении занятий группы.

Материалы: «Волшебная папка», бланки «телеграмм», ручки.

Ведущий раздает участникам группы по набору «бланков телеграмм» - листков с именами всех участников группы, и просит написать самое хорошее, что каждый участник узнал о других подростках и о себе самом. Ведущий собирает «телеграммы» в «волшебную папку», чтобы во время следующего упражнения просмотреть, нет ли оскорбительных и грубых телеграмм, и если есть, вернуть авторам, с просьбой переписать. Возможность просмотра телеграмм оговаривается заранее.

 

База практики

Полное наименование организации____________________________________

__________________________________________________________________

 

Сокращенное наименование__________________________________________

 

Юридический адрес_________________________________________________

__________________________________________________________________

 

 

Административно-управленческий аппарат

(директор школы, заместители директора, руководитель базы практики; зав.детским садом, методист, психолог, вос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.92.98 (0.012 с.)