Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика межличностных отношений в коллективе (социометрия)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель: Социометрический метод предназначен для диагностики эмоциональных отношений и взаимных симпатий между членами группы. Социометрический метод позволяет: · Измерить степень сплоченности-разобщенности в группе. · Выявить взаимные позиции и отношения между членами группы по признакам симпатии-антипатии (лидеры, «звезды», «отвергаемые»). · Обнаружить внутригрупповые «микрогруппы» во главе с неформальными лидерами. Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для возможного переструктуирования межличностных отношений в группе. Материалы: Бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица, социограмма. Порядок исследования и инструкция. Перед началом опроса следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность результатов, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов. Постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой.
Социометрическому опросу подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске. Возможны три основных способа выбора: · Количество выборов ограничивается 3-5 именами, фамилиями. · Разрешается полная свобода выбора; каждый участник может указать столько имен, сколько пожелает. · Каждый испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия. С точки зрения удобства и простоты обработки результатов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов – третий. Кроме того, методом ранжирования удается снять опасение за отрицательный выбор. Ниже приведен пример обследования группы на основе применения первого способа выбора: каждый респондент имеет право выбрать только трех человек. Вопросы в прямой форме составлены по позитивному критерию.
Бланк социометрического опроса:
Ф.И.О. класс (группа, курс)_______________________
Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашей группы (курса, отдела, класса и т.д.), с учетом отсутствующих:
1. Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе? а) 6) в) 2. Кого из представителей вашей группы Вы пригласили бы на свой день рождения? а) 6) в) 3. С кем из представителей своей группы ты пошел бы в многодневный поход? а) 6) в)
По результатам социометрического опроса составляется социоматрица. Социоматрица – это таблица, в которую вносятся результаты опроса. Взаимные выборы обводятся кругом (или выделяются другим способом).
Количество полученных выборов (79) – социометрический статус группы, который сравнивается с теоретически возможным числом выборов (11 х 9)=99. Существует и такой социометрический параметр, как «индекс групповой сплоченности» или Сгр: Показатель хорошей групповой сплоченности - 0.6 - 0.7. 2. На основе социоматрицы строится социограмма, которая делает возможным наглядное представление результатов социометрии в виде «схемы-мишени». Каждая окружность в соцограмме имеет свое значение. I. Внутренний круг – это так называемая "зона звезд" в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов. II. Второй круг – зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя. III. Третий круг – зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя. IV. Четвертый круг – зона изолированных – это те, которые не получили ни одного очка. Социограмма наглядно представляет наличие группировок; в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).
Приложение 4. ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
1. Тема воспитательного мероприятия, занятия, кто проводит. Цель занятия. Возраст учащихся: класс, группа. Место проведения. 2. Какие особенности данного коллектива можно отметить? Чем вызвана постановка целей данного занятия? 3. Конкретная обстановка проведения данного мероприятия; обстановка помещения; наличие наглядных пособий на стенах и стендах; место расположения участников. Какие технические средства привлечены для усиления воспитательного воздействия? 4. В какой степени, и при помощи каких средств информированы школьники о данном занятии? В чем выразилась их общая и индивидуальная подготовка к данному занятию? Как был учтен возраст детей? 5. Как было организовано начало воспитательного занятия? Па какой психологический эффект была ориентирована методика начала занятий? 6. Как и какими средствами выдерживалась основная цель на протяжении всего занятия? Внутренняя логическая связь всех частей материала. 7. Какими приемами осуществлялось воздействие на познавательную сферу деятельности школьников? Какие новые данные были усвоены, их нравственное значение? 8. Как и какими приемами осуществлялось воздействие; на чувства? Какие чувства были активизированы, в чем нашла выражение эмоциональная активность? Как можно охарактеризовать общую эмоциональную обстановку во время занятий? 9. Какие оценочные отношении были выработаны у школьников на данном воспитательном занятии? 10. Как была организована концовка данного занятия? В чем психологическое значение данной организации? Как вы считаете, была ли достигнута поставленная цель? 11. Ваша общая оценка воспитательного занятия. Ваши предложения.
Приложение 5.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1019; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.242.39 (0.008 с.) |