Диагностика межличностных отношений в коллективе (социометрия) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика межличностных отношений в коллективе (социометрия)



 

 

Цель: Социометрический метод предназначен для диагностики эмоциональных отношений и взаимных симпатий между членами группы.

Социометрический метод позволяет:

· Измерить степень сплоченности-разобщенности в группе.

· Выявить взаимные позиции и отношения между членами группы по признакам симпатии-антипатии (лидеры, «звезды», «отвергаемые»).

· Обнаружить внутригрупповые «микрогруппы» во главе с неформальными лидерами.

Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для возможного переструктуирования межличностных отношений в группе.

Материалы: Бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица, социограмма.

Порядок исследования и инструкция. Перед началом опроса следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность результатов, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов. Постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой.

 

Социометрическому опросу подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.

Возможны три основных способа выбора:

· Количество выборов ограничивается 3-5 именами, фамилиями.

· Разрешается полная свобода выбора; каждый участник может указать столько имен, сколько пожелает.

· Каждый испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.

С точки зрения удобства и простоты обработки результатов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов – третий. Кроме того, методом ранжирования удается снять опасение за отрицательный выбор.

Ниже приведен пример обследования группы на основе применения первого способа выбора: каждый респондент имеет право выбрать только трех человек. Вопросы в прямой форме составлены по позитивному критерию.

 

Бланк социометрического опроса:

 

Ф.И.О. класс (группа, курс)_______________________

 

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашей группы (курса, отдела, класса и т.д.), с учетом отсутствующих:

 

1. Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?

а)

6)

в)

2. Кого из представителей вашей группы Вы пригласили бы на свой день рождения?

а)

6)

в)

3. С кем из представителей своей группы ты пошел бы в многодневный поход?

а)

6)

в)

 

По результатам социометрического опроса составляется социоматрица.

Социоматрица – это таблица, в которую вносятся результаты опроса.

Взаимные выборы обводятся кругом (или выделяются другим способом).

 

№ л/п Ф.И.О.                       итого
  И...ва                        
  П...в                        
  С...в                        
  Г.. ва                        
  Д...в                        
б З...на                        
  Л...н                        
  К..на                        
  Ж....н                        
  Р...ва     I                  
  Т... на                        
Количество выборов                        
Количество взаимных выборов                       4.5

 

Количество полученных выборов (79) – социометрический статус группы, который сравнивается с теоретически возможным числом выборов (11 х 9)=99.

Существует и такой социометрический параметр, как «индекс групповой сплоченности» или Сгр:

Показатель хорошей групповой сплоченности - 0.6 - 0.7.

2. На основе социоматрицы строится социограмма, которая делает возможным наглядное представление результатов социометрии в виде «схемы-мишени».

Каждая окружность в соцограмме имеет свое значение.

I. Внутренний круг – это так называемая "зона звезд" в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.

II. Второй круг – зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

III. Третий круг – зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

IV. Четвертый круг – зона изолированных – это те, которые не получили ни одного очка.

Социограмма наглядно представляет наличие группировок; в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).

 


Приложение 4.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

 

1. Тема воспитательного мероприятия, занятия, кто прово­дит. Цель занятия. Возраст учащихся: класс, группа. Место проведения.

2. Какие особенности данного коллектива можно отметить? Чем вызвана постановка целей данного занятия?

3. Конкретная обстановка проведения данного мероприятия; обстановка помещения; наличие наглядных пособий на стенах и стендах; место расположения участников. Какие технические средства привлечены для усиления воспитательного воздействия?

4. В какой степени, и при помощи каких средств информи­рованы школьники о данном занятии? В чем выразилась их об­щая и индивидуальная подготовка к данному занятию? Как был учтен возраст детей?

5. Как было организовано начало воспитательного занятия? Па какой психологический эффект была ориентирована мето­дика начала занятий?

6. Как и какими средствами выдерживалась основная цель на протяжении всего занятия? Внутренняя логическая связь всех частей материала.

7. Какими приемами осуществлялось воздействие на позна­вательную сферу деятельности школьников? Какие новые дан­ные были усвоены, их нравственное значение?

8. Как и какими приемами осуществлялось воздействие; на чувства? Какие чувства были активизированы, в чем нашла выражение эмоциональная активность? Как можно охарактери­зовать общую эмоциональную обстановку во время занятий?

9. Какие оценочные отношении были выработаны у школь­ников на данном воспитательном занятии?

10. Как была организована концовка данного занятия? В чем психологическое значение данной организации? Как вы считаете, была ли достигнута поставленная цель?

11. Ваша общая оценка воспитательного занятия. Ваши предложения.

 


Приложение 5.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 968; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.009 с.)