К выполнению практических занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К выполнению практических занятий



К выполнению практических занятий

по дисциплине «История»

Для всех специальностей

 

 

Челябинск

 

Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины «История», утверждённой 5 мая 2011 г.     ОДОБРЕНО Предметной (цикловой) комиссией протокол № _____ от «__»__________20___ г.   Председатель ПЦК   М.С.Варганова Ф.И.О. УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по НМРиИТ   ___________В.М. Иус   «___»_______20___ г.

 

 

 

 

 

Составитель: Агеева О.В. - преподаватель Южно-Уральского государственного технического колледжа.

Рецензент: Новиков И.А. – кандидат исторических наук, декан исторического факультета Челябинского государственного университета

 

 

Содержание.

1. Пояснительная записка ----------------------------------------------------------  
2. Перечень практических работ---------------------------------------------------  
3. Содержание отчета и требования к его оформлению-----------------------  
4. Практические занятия № 1 по теме «Рождение Киевской Руси. Крещение Руси».-----------------------------------------------------------------------  
5.Практические занятия № 2 по теме «Борьба Руси с иноземными завоевателями»-------------------------------------------------------------------------  
6. Практические занятия № 3 по теме «Россия в царствование Ивана Грозного».-------------------------------------------------------------------------------  
7.Семинарское занятие №4 по теме «Смута в России начала XVII в.».------------------------------------------------------------------------  
8.Практические занятия № 5 по теме «Россия во второй половине XVIII в.»--------------------------------------------------------------------  
9. Практические занятия № 6 по теме «Россия в первой половине XIX столетия. Власть и реформы в первой половине XIX в.».--------------------  
10.Практические занятия № 7 по теме «Россия в эпоху великих реформ Александра II. Пореформенная Россия».-------------------------------  
11. Практические занятия № 8 по теме «Февральская революция в России. Приход большевиков к власти в России».----------------------------  
12.Практические занятия № 9 по теме «Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма».-------------------------  
13.Семинарское занятие №10 по теме «СССР в годы Великой Отечественной войны».--------------------------------------------------------------  
14. Контрольные вопросы по дисциплине «История»-------------------------  
15. Литература--------------------------------------------------------------------------  

Пояснительная записка

В системе научного знания история занимает особое место. Методические рекомендации к выполнению практических занятий по дисциплине «История» составлены в соответствии с рабочей программой, утверждённой 5 мая 2011 г.

Особенность изучения истории как профильного учебного предмета заключается в увеличении глубины рассмотрения тем, входящих в базовое содержание, в увеличении доли самостоятельной работы обучающихся, различных форм творческой работы (подготовки и защиты рефератов, проектов).

Содержание учебного материала для учреждений НПО и СПО структурировано по проблемно-хронологическому или проблемному принципу с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе.

Так, учебный материал по истории России подается в контексте всемирной истории. Отказ от «изоляционизма» в изучении истории России позволяет формировать у обучающегося целостную картину мира, глубже прослеживать исторический путь страны в его своеобразии и сопричастности к развитию человечества в целом. Кроме того, предлагается интегрированное изложение отечественной и зарубежной истории, преемственность и сочетаемость учебного материала «по горизонтали». Объектом изучения являются основные ступени историко-цивилизационного развития России и мира в целом.

Дисциплина «История» дает знания по наиболее важным проблемам, стоящим перед каждым человеком, обучает правилам мышления, формирует мировоззрение, заставляет задумываться над вопросами взаимоотношения в обществе, государстве и месте в этих системах человека. Количество часов по этой дисциплине составляет 176 часа. Количество практических и семинарских занятий составляет 20 часов

Практические занятия относятся к основным видам учебных занятий. Они составляют важную часть теоретической и профессиональной подготовки студентов.

Целью проведения практических занятий является:

· Обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по дисциплине «История»

· Формирование умений применять полученные знания на практике; реализация единства интеллектуальной и практической деятельности;

· Развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов;

· Выработка при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, творческая инициатива, умение работать в коллективе.

 

Перечень практических занятий.

 

Тема практической работы. Количество часов.
Практические занятия № 1 По теме «Рождение Киевской Руси. Крещение Руси».  
Практические занятия № 2 По теме «Борьба Руси с иноземными завоевателями».    
Практические занятия № 3 По теме «Россия в царствование Ивана Грозного».    
Семинарское занятие №4 По теме «Смута в России начала XVII в.».    
Практические занятия № 5 По теме «Россия во второй половине XVIII в.»  
Практические занятия № 6 По теме «Россия в первой половине XIX столетия. Власть и реформы в первой половине XIX в.»  
Практические занятия № 7 По теме «Россия в эпоху великих реформ Александра II. Пореформенная Россия».  
Практические занятия № 8 По теме «Февральская революция в России. Приход большевиков к власти в России».  
Практические занятия № 9 По теме «Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма».  
Семинарское занятие №10 По теме «СССР в годы Великой Отечественной войны» .  

 

 

3. Содержание отчета и требования к его оформлению.

Практические занятия решаются в 2 вариантах. Первый вариант решает все нечётные задания. Второй вариант решает все чётные задания.

На выполнение практических занятий отводится 90 минут. Отчет о проделанной работе делается в тетради для практических работ. Отчет должен содержать в себе все задания, которые есть в практической работе. Выполняются задания в том порядке, в котором они даны. Практические занятия включают задания с выбором одного ответа или нескольких, задания на группировку информации, на установление соответствий, на установление последовательности, кроссворд, заполнение таблиц, составление схем, заполнение пропусков в тексте, исправление текста, работу с историческими источниками и воспоминаниями. Перед каждым заданием даётся краткая инструкция по выполнению.

Каждое выполненное задание оценивается в разное количество баллов, все баллы суммируются. Если студент выполнил 50% всех заданий, он получает оценку «3». 70% выполненных заданий соответствует оценке «4». 90% выполненных заданий соответствует оценке «5».

 

4.Содержание практических занятий.

Практические занятия № 1 по теме

«Рождение Киевской Руси. Крещение Руси».

Цель: обобщить знания по теме, повторить понятия связанные с темой, применить знания по теме в ходе решения практических заданий.

Студент должен

знать: • основные события и исторических личностей этого периода

уметь: • оценивать значение принятия христианства Русью.

 

Задание №1

Соотнесите имя славянского бога и сферу его покровительства.

 

1. Велес (Волос) Д А. Божество весеннего плодородия
2. Даждьбог А Б. Бог-отец, бог ветра, простирающий своё покровительство над миром
3. Перун В В. Бог грома (грозы), покровитель князя и его дружины
4. Ярило Г Г. Бог солнца, дающий удачи
5. Стрибог Б Д. Бог, покровительствующий домашним животным

 

Задание №2

Исправьте ошибки в тексте, напишите правильный вариант.

Славяне – это крупнейшая в Европе группа родственных по происхождению народов, которые входили в индоиранскую языковую группу.

В 1 в.н.э. славяне осваивали земли в бассейне Днепр. «Повесть временных лет» - самый древний документ, дошедший до нас (он был написан во 2 в. н. э.), утверждает, что в 5 в. на Днепре существовал сильный племенной союз вятичей.

Хозяйство славян развивалось постепенно: от земледелия и скотоводства они перешли к собирательству и охоте. Занимались они и промысловой деятельностью – добычей шкур мамонтов и шерстистых носорогов. Часть славян вели кочевой образ жизни, разводя лошадей и коз. В 6 в. у славян появилось ремесло и стала развиваться торговля с варягами, готами, гуннами, франками, греками, китайцами.

Общественная организация славян усложнилась. Сначала у них был патриархат, а затем наступил период матриархата – родовой общины. Во главе племени стоял вождь, которому помогали дружинники. Все вопросы жизни рода решались на собрании старейшин – вече.

С соседями – скифами, хазарами, финнами, булгарами, сарматами у славян были мирные отношения.

К 7 в. славяне уже имели свою религию – иудаизм, которую они переняли от хазар. Изменения, произошедшие в жизни славян, привели в 10 в. к образованию Древнерусского государства – Киевской Руси.

Задание №3

Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» И ответьте на вопросы.

«Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай…А древляне жили звериным обычаем, жили по- скотски: убивали друг друга, ели всё нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц и воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, ели всё нечистое и срамрсловили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивали игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жён по сговору с ними; имели же по две и по три жены».

1.Выпишите названия славянских племён, упоминающихся в тексте.

2.Почему автор «Повести…» по-разному описывает обычай полян и всех остальных славянских племён?

3.Каким было вероисповедание славян?

4. Какое было вероисповедание автора?

5. Какой обычай отличал полян от других племён?

Задание №4

Отметьте факторы, способствующие созданию государства.

1. Переход от матриархата к патриархату.

2. Совершенствование орудий труда и появление излишков продуктов

3. Появление социального неравенства и выделение среди общинников вождей, старейшин, дружинников

4. Переход от соседской общины к родовой

5. Экономический подъём

6. Языческая религия

 

Задание №5

Отметьте, кто и кому отправил следующее послание: «Земля наша, велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите и княжите нами».

1. Новгородцы – киевским князьям Аскольду и Диру.

2. Новгородцы – варяжскому князю Олегу.

3. Новгородцы – варяжскому князю Рюрику.

4. Киевляне – византийскому императору Михаилу.

5. Киевляне – новгородскому князю Игорю.___н

Задание №6

Определите, какое событие описано в данном фрагменте летописи.

«В тот год сказала дружина: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдём, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам». И послушал их (князь) – пошёл за данью… и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же шёл назад, - поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а возвращусь и пособираю ещё». И послали к нему (послов от этого племени), говоря «Зачем идёшь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их (князь); и (они) выйдя из города Искоростеня, убили (князя и дружину его…»

 

Задание №7

Соотнесите термины и определения.

 

1. Полюдье Г А. Натуральный или денежный сбор, взимавшийся с побеждённых в пользу победителя
2. Погосты В Б. Денежный штраф в пользу князя, налагавшийся за убийство свободного человека
3. Вервь Д В. Место сбора дани с 10 в.
4. Дань А Г. Территориальная община в Древней Руси
5. Вира Б Д. Объезд князя с дружиной своих владений с целью сбора дани

Задание №8

Соотнесите кочевое племя с тем текстом, в котором его описывают.

1. печенеги

2. половцы

3. хазары

А. Они появились на южных рубежах Руси в начале 10 века. В 968 г. они организовали поход на Киев, обороной города руководила княгиня Ольга. В 972 г., на днепровских порогах, их князь Куря одержал победу над киевским князем, из черепа которого приказал сделать окованную золотом чашу. Разбить этих кочевников удалось князю Ярославу Мудрому.

Б. В 9-10 вв. они кочевали в степях Прииртышья и Восточного Казахстана, в начале 11 в. появились в Поволжье, а в 1050-х гг. – у границ Руси. Совершали набеги на русские земли, в период княжеских усобиц выступали на стороне то одного, то другого князя. Воевали на стороне Руси с Венгрией, Польшей и другими государствами. В 1103, 1109, 1111, 1116 гг. русские князья нанесли им тяжёлые поражения.

В. Их держава, образовавшаяся в 7 в., стала первым крупным государственным образованием в Восточной Европе. В 862 г. поляне и северяне платили им дань. Киевских князей, по примеру их правителей, называли каганами. Хозяйство у них носило как земледельческий, так и кочевой характер. Князь Святослав разгромил этих грозных соседей, и с конца 10 в. о них перестали упоминать в летописях.

Задание №9

Определите, о каком князе говориться в летописи.

«Когда (он) вырос и возмужал, стал он собирать многих воинов храбрых, и легко ходил в походах, как пардус (барс), и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он ни шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, – таким же были и все прочие его воины. И посылал в иные земли со словами: «Иду на вы!»

Задание №10

Определите, когда произошло описываемое событие. 988

«Повелел (князь) опрокинуть идолы – одних изрубить, других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы…и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Когда влекли Перуна к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли ещё святого крещения…На следующий день вышел (князь) с послами…на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там…И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасённых душ…»

 

 

Задание №11

Разгадайте цифровой кроссворд.

1.Год смерти князя Святослава.

2. Год создания Древнерусского государства с центром в Киеве

3. Год начала правления князя Владимира.

19    
     
  38    
       

В выделенной вертикальной строке появиться ключевая дата. Напишите, что произошло в этом году.

 

 

Задание №12

Прочитайте отрывок из Русской Правды.

«18. Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен…

21. А за княжеского тиуна 80 гривен, а за старшего конюха при стаде также 80 гривен…

22. За княжеского сельского старосту или полевого старосту платят 12 гривен, а за княжеского рядовича 5 гривен.

23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен…

31. За истязание смерда, без княжеского повеления, за обиду 3 гривны.

32. А за огнищанина, тиуна или мечника 12 гривен…»

Составьте схему, расположив в ней огнищанина, тиуна, рядовича, старшего конюха, сельского старосту, полевого старосту, смерда и холопа согласно их положению на социальной лестнице.

 

Задание №13

Отметьте причины, по которым человек мог стать холопом.

1.Продажа себя за долги___

2. Женитьба на холопке___

3. Совершение убийства___

4. Пленение___

5. Нарушение договора закупом или рядовичем

 

Задание №14

Соотнесите термины и определения.

1. Купа Г А. Изящный остроконечный шлем
2. Холоп Д Б. Княжеский дружинник
3. Шишак А В. Денежная единица на Руси
4. Гривна В Г. Долг
5. Мечник Б Д. Наиболее неполноправный из всех слоёв населения

 

Задание №15

Напишите, кому из исторических деятелей соответствуют следующие действия:

1) предупреждал: «Иду на вы!» князь святослав

2) в первой четверти 12 в. ввёл дополнения в закон Русской правды, облегчавший уплату процентов и выплату долга.

3) осуществил крещение Руси.

 

Задание №16

Расставьте события в хронологическом порядке.

1.Поход Игоря на древлян 2

2.Крещение Руси 3

3. Любечский съезд 5

4. Призвание Рюрика в Новгород 1

5. Появление Русской Правды 4

 

Задание №17

Отметьте последствия принятия христианства на Руси.

1. Развитие культуры (письменности, архитектуры, искусства) __

2. Сближение с Византией___

3. Государственная раздробленность

4. Борьба с Византией за влияние на Балканах

5. Укрепление международного авторитета Руси

6. Создание государства___

7. Изменения в быту___

8. Укрепление княжеской власти

Задание №18

Напишите даты правления киевских князей.

1. Ярослав Мудрый 1016-1018, 1019-1054

2. Святослав 945-972

3. Олег 882-912

4. Владимир Красное Солнышко

5. Владимир Мономах 1113-1125

6. Игорь 878-945

7. Ольга 945-962

Задание №19

Расшифруйте даты «Повести временных лет».

1. «В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владети, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по нраву».

2. В год 6393 (885). Послал Олег к радимичам, спрашивая «Кому даёте дань?» Они ответили: «Хазарам». И сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но платите мне».

3. В год 6423 (915). Пришли впервые печенеги на Русскую землю и, заключив мир с Игорем, пошли к Дунаю…»

4. В год 6562 (1054). Преставился великий князь русский Ярослав. Ещё при жизни дал он наставление сыновьям своим, сказав им: «Вот я покидаю мир этот, сыновья мои, имеёте любовь между собой, потому что вы все братья, от одного отца и от одной матери».

5. В год 6559 (1051). Поставил Ярослав Иллариона митрополитом, русского родом, в святой Софии, Собрав епископов».

 

Задание №20

Обозначьте, какие действия и события соответствует каждому из представленных деятелей:

1)Борис и Глеб; В

2)Илья Муромец; Б

3)Нестор; А

4) Ярослав Мудрый Г

 

А. Автор письменных произведений

Б. Вымышленная личность

В. Причислен к лику святых

Г. Был князем

Д. Совершал военные походы

 

Практические занятия № 2

Студент должен

знать: • основные события и исторические личности этого периода

уметь: • анализировать последствия Ордынского ига.

 

Задание №1

Отметьте причины удельной раздробленности русских земель.

1. Появление новых городских центров

2. Междоусобицы (борьба князей за земли и власть)

3. Принятие христианства

4. Слабость хозяйственных связей между отдельными землями

5. Формирование собственного аппарата управления в удельных княжествах

 

Задание №2

Соотнесите термины и определения.

1. Вотчина А. Глава местного управления, назначенный центральной властью
2. Вече Б. Территория, выделенная во владение одному из младших членов княжеского рода
3. Удел В. Борьба за власть в одном княжества или за образование самостоятельного княжения
4. Наместник Г. Народное собрание на Руси
5. Усобица Д. Земельное владение, которое передавалось от отца к сыну

Задание №3

Отметьте хронологические рамки период раздробленности Руси.

1. Конец 10 – 90-е гг. 12 в.

2. 30-е гг.12 – конец 15 в.

3. Конец 11 – середина 13 в.

4. Начало 13 - 40-е гг. 14 в.

5. Конец 9 – начало 12 в.

 

Задание №4

Отметьте правильное определение термина «государственная раздробленность».

1. Распад единого государства на отдельные независимые части, вызванный переходом некоторых князей в католичество.

2. Распад Древнерусского государства в 12-13 вв. на ряд самостоятельных княжеств и земель

3. Раздробление единого Древнерусского государства в результате нашествия монголов, когда отдельные части государства попали под власть ордынских ханов

4. Междоусобные войны, возникшие между феодалами в период 12 –середины 13 в., связанные с территориальными спорами

 

Задание №5

Определите, когда произошло событие, описанное в летописи.

«Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославович, и брат его Олег и собрались…для устроения мира. И обращались к себе, говоря: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая, а половцы землю нашу терзают на части и радуются, что между нами войны и доныне. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит вотчину свою…» и на этом целовали крест: «Если кто пойдёт на кого, то на того будем все…»

1. 1097 г.

2. 1111 г.

3. 1136 г.

Задание №6

Напишите, о каком городе идёт речь в тексте.

Этот город был основан в 1108 г. внуком Ярослава Мудрого князем Владимиром Мономахом. Андрей Боголюбский, став великим князем, переехал в него из Киева. В 1164 г. здесь были созданы монументальные Золотые ворота по примеру киевских. В этом городе особо почитали Богоматерь, в её честь были построены соборы Успения Богоматери (вторая половина 12 в.), церковь Покрова Богородицы на Нерли (1165 г.).

 

Задание №7

Раздробленность Древнерусского государства имела как отрицательные, так и положительные последствия. Продолжите список.

1. Рост городов и вотчин.

2. Выход отдельных княжеств на международную арену.

3. _______________________________________________________

4. _______________________________________________________

 

1. Ослабление военной мощи государства.

2. Княжеские междоусобицы.

3. _______________________________________________________

4. _______________________________________________________

Задание №8

Заполните таблицу.

«Крупнейшие земли Руси в 12-13 веках»

  Владимиро-Суздальское княжество Новгородская земля Галицко-Волынское княжество
1. Географическое положение        
2. Государственный строй      
3. Крупнейшие города      
4. Важные политические события      

 

 

Задание №9

Заполните схему, используя термины: посадник, тысяцкий, вече, архиепископ, князь.

«Государственный строй Великого Новгорода»

 
  Руководил церковными делами, внешней политикой, распоряжался казной
  Руководил системой управления, ведал судом, назначал должностных лиц
  Осуществлял сбор налогов, руководил ополчением
  Руководил войском на основе договора

 

Задание №10

Соотнесите термины и определения.

 

1. Ярлык А. Съезд монгольской знати
2. Баскак Б. Дань, взимавшаяся ордынцами с русских земель
3. Курултай В. Объединение двух монархических государств под властью одного правителя
4. Выход Г. Представитель монгольского хана в завоёванных землях
5. Уния Д. Ханская грамота, дававшая русским князьям право властвовать в своих землях

Задание №11

Отметьте хронологические рамки периода ордынского владычества на Руси.

1. 1237-1380 гг.

2. 1240-1580 гг.

3. 1243-1480 гг.

4. 1247-1496 гг.

 

Задание №12

Расставьте события в хронологическом порядке.

1. Битва на реке Калке

2. Битва на Чудском озере

3. Взятие Рязани Батыем

4. Захват Москвы Тохтамышем

5. Куликовская битва

 

 

Задание №13

Отметьте, в каком году происходили события, описанные в данном фрагменте летописи.

«Придоша свеи (шведы) в силе велице и мурмане (норвежцы) и сумь и емь (финны) в короблях множество зело… с князем и пискупами (епископами) своими, и сташа в Неве в устье Ижеры, хотяче всприяти Ладогу, просто же реку, и Новгород, и всю область новгородскую».

1. 1240

2. 1242

3. 1237

Задание №14

Прочитайте отрывок из древнерусского литературного произведения.

«Уже ведь те соколы и кречеты и Белозерские ястребы за Дон скоро перелетели и ударили по несметным стадам гусиным и лебединым. То ведь были не соколы и не кречеты – то обрушились русские князья на силу татарскую. И ударили копья калёные о доспехи татарские, загремели мечи буланые о шлемы хиновские... Черна земля под копытами, костями татарскими поля усеяны, а кровью земля залита…А бились с утра по полудня в субботу на Рождество Богородицы… Вот уже застонала земля татарская, бедами и горем наполнившись: пропала охота у царей и князей их на Русскую землю ходить. По Русской земле разнеслось веселье и ликованье…И сказал князь великий… «Братья, бояре и князья и дети боярские… положили вы головы свои за святые церкви, за землю за Русскую и за веру христианскую. Простите меня братья, и благословите в этом веке и в будущем. Пойдём, брат, князь Владимир Андреевич, во свою Залескую землю к славному городу Москве и сядем, брат, на своём княжении…»

Отметьте правильные ответы.

А). Как называется данный литературный памятник?

1. «Слово о полку Игореве»

2. «Задонщина»

3. «Песня о Щелкане Дудентьевиче»

4. «Повесть временных лет»

Б). О каком событии идёт речь?

1. Битва на реке Калке

2. Битва на Куликовом поле

3. Битва на реке Неве

4. «Стояние» на реке Угре

В). Когда произошло описываемое событие?

1. 1380 г.

2. 1382 г.

3. 1240 г.

4. 1480 г.

 

Задание №15

Напишите имя исторических деятелей.

1) Первым их московских князей получил от ордынского хана право собирать дань в пользу Орды.____________________________________________________

______________________________________________________________________

2) По преданию, благословил московского князя Дмитрия Ивановича на Куликовскую битву и предсказал ему победу.______________________________

______________________________________________________________________

3) Был первым митрополитом, выдвинутым из среды русского духовенства.

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

 

 

Задание №16

Отметьте, из какого княжества в 13 веке выделилось Великое княжество Московское.

1. Муромское

2. Смоленское

3. Владимирское

4. Галицко-Волынское

 

Задание №17

Обозначьте, какие действия и события соответствует каждому из представленных князей:

1)Ярослав Мудрый;

2)Александр Невский;

3)Юрий Долгорукий;

А. Он родился в 1221 году. Его отец – третий сын Всеволода Большое Гнездо. В 19 лет он победил шведов, а в 1243 г. получил ярлык на великое княжение. Папа римский предложил ему помощь в борьбе с монголо-татарами при условиях принятия католичества, но князь ответил отказом. Его младший сын стал родоначальником династии московских князей.

Б. Он был внуком грозного Святослава Игоревича. Основал два города с одинаковым названием Юрьев. По указанию этого князя был составлен первый общерусский свод законов. при нём в Киеве были возведены Золотые ворота и главный храм города, поставленный в честь жестокой сечи с печенегами.

В. Дата его рождения неизвестна. Он был сыном Владимира Мономаха. Много сил отдал борьбе за Киев, часто вмешивался в дела соседей, за что и получил своё прозвище. В его правление Москва была впервые упомянута в летописи.

Задание №18

Разгадайте цифровой кроссворд

1. Год, когда русские князья во главе с Владимиром Мономахом совершили поход на половцев.

2. Год разорения Рязани ханом Батыем.

3. Год воцарения князя Олега в Киеве.

4. Год битвы на реке Калке.

       
       
       
       

В выделенной вертикальной строке появиться ключевая дата. Напишите, что произошло в этом году.

 

Задание №19

Подчеркните ошибке в тексте, напишите правильный вариант.

В 1233 г. монгольский князь Чингисхан начал свой поход на Русь. Первый удар был нанесён по Рязанскому княжеству. В 1237 г. было покорено Владимирское княжество. Вскоре настал черёд Новгорода. Захватив этот город, монголы обложили его большой данью – «игом».

В это же время на Русь двинули полки немецкие и шведские феодалы.

В 1242 г. произошло крупное сражение на Чудском озере недалеко от Киева. Русскими дружинниками командовал Александр Всеволодович Невский. Князь построил свои войска клином – «свиньёй»: по периметру поставил конницу, а в центре – легковооружённых воинов.

После завоевания русских княжеств монголы вернулись в степи и создали своё государство – Сарай-Бату. Русские князья сохраняли некоторую самостоятельность. Право на это давал баскак – документ, определяющий размер дани. Монголо-татарское владычество на Руси длилось 350 лет.

В 11 в. начинается возвышение Москвы. В борьбе с ростовским князем Иван Калита сумел победить и получил право на великое княжение. Москва стала политическим и религиозным центром Руси. Потомки Ивана продолжили его политику, усиливая московское княжество. Постепенно власть ханов стала ослабевать, и что бы восстановить господствующее положение, в 1382 г. Батый двинул свои орды на Русь. Состоялось сражение на Куликовом поле. Русские войска одержали победу, которая имела важные последствия: укрепилась власть московских князей и установились дружественные отношения с Ордой.

Задание №20

Отметьте причины возвышения Москвы и укрепления Московского княжества.

1. Выгодное географическое положение Москвы

2. Помощь московским князьям со стороны духовенства

3. Помощь со стороны Византии и Франции

4. Развитие военного дела в княжестве, формирование сильной армии

5. Отсутствие соперников в борьбе за великокняжеский ярлык

6. Сплочение населения перед угрозой опасности со стороны монголов

7. Поддержка Рязанского, киевского, Новгородского княжеств

8. Открытие месторождений золота на берегах реки Москвы

Практические занятия № 3

Студент должен

знать: • основные события и исторические личности этого периода

уметь: • анализировать деятельность Ивана IV.

Задание №1

Расставьте события в хронологическом порядке.

1. Последний поход Ермака

2. Принятие нового Судебника

3. Созыв «Стоглавого» церковного Собора

4. Вхождение Казанского ханства в состав России

5. Начало Ливонской войны

6. Созыв первого Земского собора

7. Венчание на царство великого князя Ивана Васильевича

8. Вхождение Астраханского ханства в состав России

9. Учреждение опричнины

 

Задание №2

Заполните схему, используя термины: бояре-кормленщики, царь, Избранная рада, Боярская дума, приказы.

 

Задание №3

Заполните схему, используя термины: Земский собор,царь, приказы, Боярская дума, воеводы, губные старосты и излюбленный головы.

 

Задание №4

Отметьте верные высказывания.

1. В 1564 г. Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец выпустили первую в России печатную книгу.

2. Первая печатная книга в России носила название «Апостол».

3. Крупнейшим русским иконописцем был Иван Пересветов.

4. В «Истории о великом князе московском» А.Курбский прославлял опричную политику Ивана Грозного.

5. «Домострой» содержал подробное описание всех операций по строительству церквей жилых домов.

6. Составителем либо редактором «Домостроя» был Сильвестр.

 

Задание №5

Отметьте царский указ, который является «лишним» в этом списке. Объясните свою точку зрения.

1. Об отмене кормления

2. Об учреждении «государева дела»- опричнины

3. О запрещении выхода крестьян в Юрьев день

4. О выходе крестьян в течение недели до и после Юрьева дня

 

Задание №6

Заполните пропуски в тексте.

Ливонская война началась в _______г. между Россией и ______________. Причина войны заключалась в том, что ______________ требовался выход к __________________________ для торговли с ________________

_________________. Поводом к войне послужил тот факт, что _______

______________ не выплатил дань за ______________________. Военные действия начали ______________________ войска. Кампания 1558 г. была успешной для ____________________армии.

Однако вскоре России пришлось вести военные действия сразу с несколькими государствами (_______________________________________

______________________________). Это произошло, потому, что_________

______________________________. В 1563 г. русские войска овладели Полоцком. Перед угрозой вторжения русских войск в литовские владения_____________________ и _______________________ подписали Люблинскую унию в ________г. и объединились в единое государство___

__________________. Королём был избран ____________________________.

Он начал осаду________________. Руководил обороной города __________

_____________. Противник так и не смог овладеть крепостью. Война требовала всё новых затрат, а Россия была истощена. Эпидемии и голод опустошили страну. В _________г. в Ям-Запольском было подписано перемирие между Россией и ________________________, а в _________г. – мир с _______________________.

Задание №7

Соотнесите понятие и определение.

1. Приказы А. Сборник документов, принятый на церковном соборе
2. «Стоглав» Б. Представители военно-служилого сословия, получавшие за службу землю
3. Стрельцы В. Замкнутые группы, обладавшие разными правами и обязанностями, передающимися по наследству
4. Дворяне Г. Служилые люди, составляющие постоянное войско
5. Сословия Д. Центральные органы управления, ведавшие отдельными сферами жизни государства

Задание №8

Соотнесите понятие и определение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 626; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.287 с.)