Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Собственная его Императорского Величества канцелярияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Практические занятия № 7 По теме «Россия в эпоху великих реформ Александра II. Пореформенная Россия». Цель: обобщить знания по теме, повторить понятия связанные с темой, применить знания по теме в ходе решения практических заданий. Студент должен знать: • основные моменты реформ Александра II уметь: • анализировать последствия реформ Александра II Задание №1 Отметьте цифрой 1 причины отмены крепостного права, цифрой 2 – последствия крестьянской реформы. А. Военно-техническая отсталость Российской империи от передовых промышленных держав. Б. Снижение производительности крестьянских хозяйств. В. Усиление крестьянских движений против помещичьего гнёта в губерниях европейской части страны. Г. Ликвидация угрозы возможного революционного переворота. Д. Формирование рынка наёмного труда. Е. Появление в правительстве группы либеральных реформаторов. Ж. Социальное расслоение крестьянства. З. Недостаток свободной рабочей силы.
Задание №2 Отметьте верный ответ. 1. Орган созданный для разработки проекта крестьянской реформы Александром II в 1857 г.: А. Негласный комитет; Б. Секретный комитет; В. Редакционную комиссию 2. Предложения сторонников радикальных взглядов: А. Сохранить помещичье землевладение и предоставить крестьянам землю в размере 2-х десятин на двор; Б. Предоставить землю крестьянам без выкупа; В. Оставить всю землю в собственности помещиков 3. Предпосылка отмены крепостного права: А. Массовые протесты крестьян против тяжёлых повинностей; Б. Желание помещиков увеличить прибыльность своих имений за счёт введения свободного крестьянского труда; В. Интенсивное развитие натурального хозяйства
Задание №3 Отметьте верный ответ. 1. Руководил разработкой проекта отмены крепостного права: А. Н.А.Милюков; Б. К.Д.Кавелин; В. А.М.Унковский 2. Предложения помещиков Нечерноземной зоны: А. Освободить крестьян с землёй за большой выкуп; Б. Освободить крестьян без земли; В. Поделиться землёй с крестьянами без выкупа 3. Лица, назначаемые императором: А. Мировой судья; Б. Присяжный поверенный; В. Судья Окружного суда и Судебной палаты
Задание №4 Прочитайте отрывок из Манифеста 10 февраля 1861 года. Отметьте буквой А положения, способствующие развитию России по капиталистическому пути, буквой Б - сохранявшие крепостнические порядки. «Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежавшие им земли, предоставляют крестьянам за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определённое в положениях количество полевой земли и других угодий. Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определённые в положениях повинности. В сём состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными… Для правильного достижения сего мы признали за благо повелеть: 1. Открыть в каждой губернии губернское по крестьянским делам присутствие, которому вверяется высшее заведование делами крестьянских обществ, водворённых на помещичьих землях. 2. Для рассмотрения на местах недоразумений и споров, могущих возникнуть при исполнении новых положений, назначить в уездах мировых посредников и образовать из них мировые съезды. 3. Затем образовать в помещичьих имениях мирские управления, для чего, оставляя сельские общества в нынешнем их составе, открыть в значительных селениях волостные управления, а мелкие сельские общества соединить под одно волостное управление. 4. Составить, проверить и утвердить по каждому сельскому обществу или имению уставную грамоту, в которой будет исчислено, на основании местного положения, количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер повинностей, причитавшихся с них в пользу помещика, как за землю, так и за другие от него выгоды. 5. Сии уставные грамоты приводить в исполнение по мере утверждения их для каждого имения, а окончательно по всем имениям ввести в действие в течение двух лет со дня издания настоящего манифеста. 6. До истечения сего срока крестьянам и дворовым людям пребывать в прежнем повиновении помещикам и беспрекословно исполнять прежние их обязанности. 7. Помещикам сохранять наблюдения за порядком в их имениях, с правом суда и расправы, впредь до образования волостей и открытия волостных судов… Полагаемся на здравый смысл нашего народа». Задание №5 Отметьте явления, способствовавшие развитию капитализма в России. 1. Сохранение отработочной системы. 2. Открытие Госбанка. 3. Выкупные платежи. 4. Освобождение крестьян. 5. Строительство железных дорог. 6. Завершение промышленного переворота. 7. Сохранение крестьянской общины. 8. Рост городов. 9. Сохранение помещичьего землевладения. 10. Увеличение торгового оборота.
Задание №6 Соотнесите понятия и определения.
Задание №7 Отметьте, о какой реформе историк Р.Пайпс писал: «Она являлась по общему признанию наиболее успешной из великих реформ и единственная дожила до конца царского режима без того, чтобы быть искромсанной всякими оговорками». 1. Отмена крепостного права; 2. Земская; 3. Городского самоуправления; 4. Судебная; 5. Военная Задание №8 Составьте схему, используя понятия: Распорядительные органы; Исполнительные органы; Земские собрания; Земские управы; Городские думы; Городские управы; Предводитель дворянства; Городской голова; Уездное земское собрание; крестьяне; дворяне; купцы; духовенство; мещане.
Задание №9 Составьте схему, используя понятия: Сухопутные войска; Флот; Срок действительной службы; Время нахождения в запасе; 3 года; 9 лет; 10 лет; 7 лет; 15 лет; 6 лет. Задание №10 Заполните пропуски в тексте. Согласно «Уставу о воинской повинности», который был утверждён в ________году, от действительной военной службы освобождались в первую очередь по семейному положению:________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Кроме того, от воинской повинности освобождались:________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Срок действительной военной службы значительно сокращался в зависимости от образовательного ценза:_________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Задание №11 Один из революционных деятелей О.Аптекман так характеризовал политику Александра II в 70-е гг.: «Характерна крайняя неискренность всей внутренней политики правительства: вечные шатания и колебания, - однако с основной тенденцией – к … мракобесию. К концу 70-х годов «великие реформы» - крестьянская, земская, судебная и проч. – оказались до того искалеченными и урезанными… что в них «либерального» и одного грана не осталось». Приведите факты консервативного наступления на реформы.
Задание №12 Отметьте те из перечисленных ниже утверждений, которые соответствуют исторической действительности: А) 19 ноября 1864 г. был утверждён «Устав гимназий и прогимназий», который вводил принцип формального равенства в среднем образовании для людей всех сословий и вероисповеданий. Б) С целью реализации данного принципа была ликвидирована плата за обучение в средних учебных заведениях. В) По уставу 1864 г. прежние гимназии разделялись на классические и реальные. Г) окончившие классические гимназии получили право поступать в университеты без экзаменов. Д) устав 1864 г. вводил совместное обучение юношей и девушек в реальных гимназиях. Задание №13 Запишите ответы на вопросы. 1. Почему, несмотря на то, что по реформе 1861 г. помещикам полагались значительные денежные выплаты, они так и не перестроили свои хозяйства на капиталистический лад? 2. Какую роль в пореформенном сельском хозяйстве играла аренда земли? Почему в тогдашних российских условиях её нельзя рассматривать как меру капиталистического переустройства сельского хозяйства? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание №14 Запишите ответы на вопросы. 1. Почему экономические реформы в стране начались с реорганизации банковской системы? 2. Почему в уставе Государственного банка содержались статьи, по которым основной и резервный капитал, а также деньги вкладчиков не могли быть использованы государственной казной? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №15 Прочитайте документы и запишите ответы на вопросы: Из воспоминаний князя В.Мещерского «[Министерство путей сообщения] представляло главный пункт, где тогда сосредотачивалась вся вакханалия железнодорожной горячки во всём её разгаре. Тогда уже произносились имена железнодорожных монтекристо – вчера нищих, а сегодня миллионеров. Никто не мог понять, почему такие люди, как Мекк, Дервиз, Губонин, башмаков и проч., которые не имели, во-первых, ни гроша денег, а во-вторых, никаких инженерных познаний, брались за концессии как ни в чём ни бывало и в два-три года делались миллионерами». Из дневника известного публициста А.Суворина «О концессиях вздыхали как о манне небесной. Спит, спит в своей дыре какой-нибудь предприниматель, жаждущий не столько признательности своих граждан, сколько капиталов, и вдруг проснётся со счастливой мыслью: «Ба! – восклицает он, ударяя себя по лбу, за покрышкой которого никогда ни одной идеи не таилось, - чего же я думаю? Дорога из Болванска в Дурновку имеет государственное значение. Тут – промышленность, и стратегия, и…чёрт знает ещё что!» 1. О каком периоде в развитии российской экономики идёт речь в документах? 2. Что такое концессия? 3. Какова была роль государства в возникновении «железнодорожной горячки»? 4. Каковы последствия бурного железнодорожного строительства? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №16 Обозначьте буквами, о ком идёт речь в тексте: 1) П.А.Шувалов 2) М.Н.Катков 3) Г.В.Плеханов 4) Б.Н.Чичерин А. Родился в дворянской семье. Окончил юридический факультет Московского университета в 1849 г. В 1853 г. защитил магистерскую диссертацию «Областные учреждения России в XVII в.». В 1861 г. – профессор кафедры русского права. Придерживался либеральных взглядов. Приветствовал реформы Александра II и резко критиковал деятельность революционных демократов. Осенью 1861 г. выступил против студенческого движения, поддерживал реакционную политику правительства в отношении Польши и Польского восстания 1863-1864 гг. В своих сочинениях развивал идею постепенного перехода путём реформ от самодержавия к конституционной монархии, которую он считал идеальной для России формой государства. В 1868 г. в знак протеста против нарушения университетского устава вместе с группой профессоров вышел в отставку. Занимался научной работой, участвовал в деятельности земства. В 1882 г. был избран московским городским головой, но уже в 1883 г. уволен в отставку по приказанию императора Александра III за речь на коронации, в которой царь ошибочно усмотрел намёк на требование конституции. Б. Родился в семье мелкого чиновника. Окончил курс в Московском университете по словесному отделению. В университете увлекался философией и примкнул к кружку Станкевича, был знаком с Белинским, Бакуниным. В 1845 г. защитил диссертацию об «Элементах и формах славяно-русского языка» и был назначен адъюнктом по кафедре философии. В 1850 г. начал редактировать «Московские Ведомости», в 1856 г. основал журнал «Русский Вестник». В ходе поездки в Англию высказывается против революционных и социалистических увлечений, становиться горячим сторонником английских государственных учреждений, увлекается институтом английских мировых судей и выступает решительным сторонником свободы слова, суда присяжных, местного самоуправления. Во всех случаях столкновения с цензурой обращался к высшим властям с записками, в которых излагал свои взгляды на текущие государственные и общественные вопросы. Благодаря связям, которые он имел в высших правительственных сферах, записки эти достигали цели. В период польского восстания и последующих действий правительства опубликовал ряд статей, которые нашли отклик в обществе. В трагических событиях 1марта 1881 г. обвинял поляков и интеллигенцию. С этого момента он начал резкую критику судов и земств. Постоянно менял свои взгляды, но его статьи были довольно популярны. В. Родился в знатной дворянской семье. В 1845 г. окончил Пажеский корпус и начал службу в лейб-гвардии Конном полку. Участвовал в обороне Севастополя. Начал службу на дипломатическом поприще: принял участие в подписании парижского мирного договора. В 1860 г. он получил назначение на должность департамента общих дел Министерства внутренних дел. В ходе разработки реформы был ярым противником отмены крепостного права. В 1851 г. получил назначение на пост начальника штаба корпуса жандармов и управляющего III отделением императорской канцелярии. В 1866 г. был повышен в должности и стал шефом жандармов. Позиции его при дворе были очень сильны, он даже пытался вмешиваться в экономическую политику государства. Г. Происходил из дворянской семьи. В 1874 г. поступил в Петербургский горный институт. Один из организаторов первой в России политической демонстрации студентов и рабочих в декабре 1876 г. у Казанского собора. Избегая ареста, перешёл на нелегальное положение, стал профессиональным революционером. С июля 1877 г. он – один из организаторов «Земли и воли», а после раскола возглавил организацию «Чёрный передел». В январе 1880 г. эмигрировал. Слушал лекции в Сорбонском университете, затем поселился в Швейцарии. Идеологический кризис народничества, разгром организации «Народная воля» после убийства императора привёл его в лагерь социал-демократов. Изучал марксистскую литературу, историю западноевропейского движения, начал переводить на русский язык труды Маркса. В 1883 г. создал группу «Освобождение труда». Вёл активную теоретическую и организационную работу по изданию и переправке в Россию марксистской литературы, чем оказал большое влияние на формирование социал-демократического движения в России. В 1900-1903 г. участвовал в создании газеты «Искра», а так же в работе II съезда РСДРП.
Задание №17 Укажите, какие из перечисленных событий относятся к деятельности народников. 1) «хождение в народ» 2) подготовка террористических актов 3) издание журнала «Вестник Европы» 4) распространение марксизма в России 5) пропаганда теории официальной народности 6) пропаганда теории общинного социализма Задание №18 Соотнесите имя революционера и событие, связанное с ним.
Задание №19 Соотнесите термины и определения.
Задание №20 Заполните таблицу.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 795; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.214.226 (0.009 с.) |