По теме «Россия в Первой половине XIX столетия. Власть и реформы в Первой половине XIX В. » 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По теме «Россия в Первой половине XIX столетия. Власть и реформы в Первой половине XIX В. »



Цель: обобщить знания по теме, повторить понятия связанные с темой, применить знания по теме в ходе решения практических заданий.

Студент должен

знать: • основные события и исторические личности этого периода

уметь: • анализировать и излагать события, оценивать деятельность исторических личностей данного периода.

Задание №1

Выберите правильный ответ.

При вступлении на престол Александр I обещал следовать политическому курсу:

А) Петра I;

Б) Петра III;

В) Екатерины II;

Г) Павла I.

 

Задание №2

Перечислите важнейшие реформаторские предложения Негласного комитета.

1)____________________________________________________________

2)____________________________________________________________

3)____________________________________________________________

4)____________________________________________________________

5)____________________________________________________________

 

 

Задание №3

Назовите положительные и отрицательные черты характера императора Александра I.

Положительные черты Отрицательные черты
   
   
   
   
   

 

Задание №4

Как изменились функции высших органов государственного управления 1802 г.? Какие из органов были созданы впервые?

Сенат_________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Комитет министров_____________________________________________

______________________________________________________________

_____________________________________________________________

Министерства_________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

 

 

Задание №5

Заполните таблицу.

«Прогрессивные и реакционные мероприятия внутренней политики Александра I в 1815-1825 гг.»

Прогрессивные Реакционные
   
   
   
   

 

 

Задание №6

Объясните значение понятий.

Конституция_________________________________________________________________________________________________________________

Гражданские свободы (права)_____________________________________

______________________________________________________________

«Уставная грамота Российской империи»___________________________

_______________________________________________________________

Мистицизм_____________________________________________________

_______________________________________________________________

 

 

Задание №7

Выберите правильный ответ.

1. Основные причины зарождения организованного общественного движения в первой четверти XIXв.:

а) распространение в среде просвещённого дворянства либеральных идей;

б) реформаторская деятельность правительства;

в) подрывная деятельность зарубежных держав;

г) нерешительность правительства в проведении реформ;

д) вступление молодых офицеров в масонские организации в период военного похода во Францию.

2. Основные участники первых тайных организаций:

а) офицеры;

б) чиновники;

в) купцы;

г) крестьяне.

3. Первое тайное общество в России:

а) Союз спасения;

б) Союз благоденствия;

в) Южное общество;

г) Северное общество.

Задание №8

Обозначьте буквами, о ком из декабристов идёт речь в тексте.

1). М.П.Бестужев-Рюмин;

2). С.И.Муравьёв-Апостол;

3). К.Ф.Рылеев;

4). П.Г.Каховский;

5). С.П.Трубецкой

А. Родился в старинной княжеской семье. Образование получил сначала домашнее, а затем слушал лекции в Московском университете. В 1808 г. начал военную службу в лейб-гвардии Семёновском полку. Участвовал почти во всех крупных сражениях Отечественной войны 1812 г. и заграничном походе 1813-1814 гг. За мужество и доблесть был награждён рядом орденов. После войны вступил в масонскую ложу. Являлся одним из основателей «Союза спасения» и «Союза благоденствия», Северного общества, войдя в его руководящий орган – Верховную думу. В своих проектах стремился к умеренности, полагая для России благом введение конституционной монархии. Согласился стать «диктатором» восстания в Петербурге 14 декабря 1825 г., надеясь на переговоры с правительством, однако на Сенатскую площадь не пришёл, чем поставил восставших в затруднительное положение. Был осуждён по 1-му разряду и приговорён к казни, заменённой ему «вечной» каторгой, которую он отбывал в Нерчинских рудниках и на Петровском заводе. После ряда указов, сокративших ему срок заключения, с 1839 г. смог жить на поселении в Иркутской губернии. Был амнистирован указом Александра II.

Б. Происходил из знатной семьи, получил хорошее домашнее образование, в 1818 г. поступил на службу в кавалергардский полк. В марте 1820 г. перешёл в лейб-гвардии Семёновский полк, после восстания был переведён в конце 1820 г. в Полтавский пехотный полк. Знакомство и дружба с Муравьёвым-Апостолом определила дальнейшую судьбу. В 1823 г. был принят в Южное общество. Вместе с Муравьёвым возглавил восстание Черниговского полка и при его подавлении был арестован на поле боя. Приговорён к смертной казни и повешен.

В. Родился в семье государственного видного чиновника. Учился в Париже. В 1810 г. поступил на военную службу в корпус инженеров путей сообщения. Участник Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов 1813-1814 гг., за мужество был награждён боевыми наградами. В 1817-1818 гг. состоял в масонской ложе «Трёх добродетелей», являлся одним из основателей «Союза спасения», одним из ведущих членов «Союза благоденствия». Служил в лейб-гвардии Семёновском полку, во время восстания солдат полка в 1820 г. удерживал свою роту от выступления, но после расформирования получил назначение в Черниговский пехотный полк. После роспуска «Союза благоденствия» он вступил в Южное общество. С 1823 г. он и его близкий друг М.П.Бестужев-Рюмин развернули активную деятельность: призывали к восстанию в войсках, руководимых офицерами-членами Южного общества. 29 декабря 1825 г. они были арестованы, но офицеры полка - члены тайного общества – освободили их силой, это событие послужило толчком к восстанию. Возглавил восстание Черниговского полка. При подавлении восстания был тяжело ранен, арестован и привезён в Петербург. Был приговорён к смертной казни и повешен.

Г. Родился в небогатой дворянской семье, получил образование в Кадетском корпусе в Петербурге. Начал службу в 1814 г., участвовал в заграничных походах. Вышел в отставку в 1818 г., после женитьбы поступил на гражданскую службу. Страстно мечтал о справедливом обществе, обличал пороки современной ему России. Автор стихотворения «К временщику», явно обличавшего А.А.Аракчеева. В 1823-1825 гг. вместе с А.А.Бестужевым издавал литературный альманах «Полярная звезда», в котором печатались произведения А.С.Пушкина, П.А.Вяземского, А.А.Дельвига и др. Осенью 1823 г. стал членом северного общества, являлся сторонником республиканской формы правления. После восстания был арестован и приговорён к смертной казни и повешен.

Д. Родился в семье небогатого дворянина, воспитывался в Московском университетском пансионе. В марте 1816 г. начал военную службу, однако вскоре был разжалован в рядовые за «леность к службе» и переведён на Кавказ, где отличился в сражениях. В 1821 г. ушёл в отставку, ездил лечиться на Кавказ и в Европу, совершил путешествие по Германии, Франции, Швейцарии, Италии, Австрии, в 1824 г. вернулся в Россию и с декабря поселился в Петербурге. Вошёл в состав Северного общества. Являлся сторонником цареубийства. Во время восстания смертельно ранил военного губернатора генерала М.А.Милорадовича. Был приговорён к смертной казни и повешен.

Задание №9

Заполните таблицу. «Декабристы о планах переустройства России»

Основные позиции П.И.Пестель Н.М.Муравьёв
Государственно устройство ____________________ ____________________ ____________________   ____________________ ____________________ ____________________  
Крестьянский вопрос ____________________ ____________________ ____________________   ____________________ ____________________ ____________________  
Гражданские свободы ____________________ ____________________ ____________________   ____________________ ____________________ ____________________  
Национальный вопрос ____________________ ____________________ ____________________   ____________________ ____________________ ____________________  
Крепостное право ____________________   ____________________  
Сословный строй ____________________ ____________________   ____________________ ____________________  

Задание №10

Укажите правильный ответ.

1.Какую военно-политическую задачу стремились решить на Сенатской площади участники выступления 14 декабря:

а) арестовать Николая и его семью;

б) предотвратить присягу сенаторов и членов Государственного совета новому императору;

в) помешать правительственным войскам взять под контроль столицу;

г) нерешительность правительства в проведении реформ;

д) нейтрализовать сторонников великого князя Константина.

2. Под какими лозунгами проходило выступление 14 декабря 1825 г.:

а) «Да здравствует император Константин!»;

б) «Да здравствует республика!»;

в) «Долой монархию!»;

г) «Свободу жертвам царского произвола!».

3. Диктатором восстания был назначен:

а) П.Г.Каховский;

б) П.И.Пестель;

в) Н.М.Муравьёв;

г) С.П.Трубецкой.

Задание №11

Укажите правильные ответы.

1. Основные направления внутренней политики Николая I:

а) укрепление роли государственного аппарата;

б) укрепление дворянского сословия;

в) кодификация законодательства;

г) введение гражданских свобод;

д) борьба с революционными настроениями.

2. Лица, возглавившие работу по кодификации российского законодательства:

а) А.А.Аракчеев;

б) М.М.Сперанский;

в) В.П.Кочубей;

г) П.Д.Киселёв.

3. Стремясь расширить крестьянский вопрос, Николай I предпринял следующие шаги:

а) запретил продавать крепостных за долги;

б) принял указ об «обязанных» крестьян;

в) разрешил помещикам освобождать крестьян с землёй;

г) разрешил помещикам освобождать крестьян без земли.

 

Задание №12

Укажите правильный ответ.

Какими делами вошли в историю России ниже перечисленные деятели?

А.А.Аракчеев-__________________________________________________

_______________________________________________________________

М.М.Сперанский-_______________________________________________

_______________________________________________________________

В.П.Кочубей-___________________________________________________

_______________________________________________________________

П.Д.Киселёв-___________________________________________________

_______________________________________________________________

 

Задание №13

Дайте определения понятий.

Имущественный ценз___________________________________________

______________________________________________________________

Возрастной ценз________________________________________________

______________________________________________________________

Кодекс законов_________________________________________________

_______________________________________________________________

Картофельные бунты____________________________________________

_______________________________________________________________

Жандармы_____________________________________________________

______________________________________________________________

Задание №14

Прочитайте фрагмент из воспоминаний крепостного крестьянина Н.Шипова. Подчеркните положения, свидетельствующие о развитии капиталистических отношений в экономике страны.

«… мы с отцом платили помещику оброка свыше 5 000 рублей ассигнациями в год, а один крестьянин уплачивал 10 000 руб. Казалось бы, при таких распорядках состоятельным крестьянам следовало бы откупиться от помещика на волю. Действительно, некоторые попытались это сделать, но без всякого успеха. Один крестьянин нашей слободы, очень богатый, у которого было семь сыновей, предлагал помещику 160 000 руб., что бы он отпустил его с семейством на волю. Помещик не согласился. Рассказывали так: один из крестьян нашего господина, подмосковной вотчины, некто Прохоров имел в деревне небольшой дом и на незначительную сумму торговал в Москве…Торговля была его незавидная. Он ходил в овчинном тулупе и вообще казался человеком небогатым. В 1815 г. Прохоров предложил своему хозяину отпустить его на волю…Барин изъявил на то согласие. После того Прохоров купил в Москве большой каменный дом, отделал его богато и тут же построил обширную фабрику…Очень сожалел (помещик), что отпустил от себя такого человека, и дал себе слово вперёд никого из своих крестьян не отпускать на свободу».

Задание №15

Выберите верные ответы.

1.Проявлением кризиса феодально-крепостнической системы стали:

а) неэффективность феодальной экономики;

б) быстрое развитие капиталистического уклада хозяйства;

в) стремление помещиков к отмене крепостнической системы;

г) тормозящее воздействие на развитие хозяйства существующей экономической и политической системы.

2.Исторический период перехода от мануфактуры к машинному производству называется:

а) капитализм;

б) промышленный переворот;

в) многоукладная экономика;

г) индустриальное общество.

3. Название первой железной дороги в России:

а) Николаевская;

б) Царскосельская;

в) Варшавско-Венская;

г) Киевско-Одесская.

Задание №16

Отметьте верное определение промышленного переворота.

1. Изобретение и внедрение паровых машин в производство;

2. Налаживание конвейерного производства стандартных изделий;

3. Перевод крестьянских хозяйств на трёхполье;

4. Период перехода от мануфактурного к машинному производству;

5. Внедрение машин в сельское хозяйство

 

Задание №17

Отметьте хронологические рамки промышленного переворота в России.

1. 20-40-е гг. XIX в.

2. 30-80-е гг. XIX в.

3. 50-60-е гг. XIX в.

4. 30-40-е гг. XIX в.

5. 40-80-е гг. XIX в.

Задание №18

Укажите правильный ответ.

Промышленный переворот в России начался:

а) в металлургической промышленности;

б) в машиностроении;

в) в хлопчатобумажной промышленности;

г) на транспорте.

 

Задание №19

Заполните таблицу.

«Особенности промышленного переворота»

Россия Западная Европа
   
   
   
   
   
   

 

 

Задание №20

Заполните схему.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 709; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.102.228 (0.08 с.)