Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По теме «Россия в царствование Ивана грозного».

Поиск

Цель: обобщить знания по теме, повторить понятия связанные с темой, применить знания по теме в ходе решения практических заданий.

Студент должен

знать: • основные события и исторические личности этого периода

уметь: • анализировать деятельность Ивана IV.

Задание №1

Расставьте события в хронологическом порядке.

1. Последний поход Ермака

2. Принятие нового Судебника

3. Созыв «Стоглавого» церковного Собора

4. Вхождение Казанского ханства в состав России

5. Начало Ливонской войны

6. Созыв первого Земского собора

7. Венчание на царство великого князя Ивана Васильевича

8. Вхождение Астраханского ханства в состав России

9. Учреждение опричнины

 

Задание №2

Заполните схему, используя термины: бояре-кормленщики, царь, Избранная рада, Боярская дума, приказы.

 

Государственное управление в середине 16 века

 
 
 
   

Задание №3

Заполните схему, используя термины: Земский собор,царь, приказы, Боярская дума, воеводы, губные старосты и излюбленный головы.

 

Органы власти и управления в середине 16 века

 
   
 
 
 

Задание №4

Отметьте верные высказывания.

1. В 1564 г. Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец выпустили первую в России печатную книгу.

2. Первая печатная книга в России носила название «Апостол».

3. Крупнейшим русским иконописцем был Иван Пересветов.

4. В «Истории о великом князе московском» А.Курбский прославлял опричную политику Ивана Грозного.

5. «Домострой» содержал подробное описание всех операций по строительству церквей жилых домов.

6. Составителем либо редактором «Домостроя» был Сильвестр.

 

Задание №5

Отметьте царский указ, который является «лишним» в этом списке. Объясните свою точку зрения.

1. Об отмене кормления

2. Об учреждении «государева дела»- опричнины

3. О запрещении выхода крестьян в Юрьев день

4. О выходе крестьян в течение недели до и после Юрьева дня

 

Задание №6

Заполните пропуски в тексте.

Ливонская война началась в _______г. между Россией и ______________. Причина войны заключалась в том, что ______________ требовался выход к __________________________ для торговли с ________________

_________________. Поводом к войне послужил тот факт, что _______

______________ не выплатил дань за ______________________. Военные действия начали ______________________ войска. Кампания 1558 г. была успешной для ____________________армии.

Однако вскоре России пришлось вести военные действия сразу с несколькими государствами (_______________________________________

______________________________). Это произошло, потому, что_________

______________________________. В 1563 г. русские войска овладели Полоцком. Перед угрозой вторжения русских войск в литовские владения_____________________ и _______________________ подписали Люблинскую унию в ________г. и объединились в единое государство___

__________________. Королём был избран ____________________________.

Он начал осаду________________. Руководил обороной города __________

_____________. Противник так и не смог овладеть крепостью. Война требовала всё новых затрат, а Россия была истощена. Эпидемии и голод опустошили страну. В _________г. в Ям-Запольском было подписано перемирие между Россией и ________________________, а в _________г. – мир с _______________________.

Задание №7

Соотнесите понятие и определение.

1. Приказы А. Сборник документов, принятый на церковном соборе
2. «Стоглав» Б. Представители военно-служилого сословия, получавшие за службу землю
3. Стрельцы В. Замкнутые группы, обладавшие разными правами и обязанностями, передающимися по наследству
4. Дворяне Г. Служилые люди, составляющие постоянное войско
5. Сословия Д. Центральные органы управления, ведавшие отдельными сферами жизни государства

Задание №8

Соотнесите понятие и определение.

1. Избранная Рада А. Высший орган государства, осуществлявший законодательные, судебные и военно-административные функции
2.Земский собор Б. Совет ближайших сподвижников Ивана Грозного
3. Боярская Дума В. Система получения государственных должностей по принципу знатности
4. Опричнина Г. Всесословный законосовещательный орган, собиравшийся для решения вопросов государственной важности
5. Местничество Д. Государственный удел, где было особое управление и войско, ставшее карательной организацией

Задание №9

Обозначьте, какая биография соответствует каждому из представленных государственных деятелей:

1) А.Адашев;

2) Иван Грозный;

3) М. Скуратов-Бельский;

4) А.Курбский

А. Он был из княжеского рода; именно этот государственный деятель назвал круг ближайших единомышленников и помощников Ивана IV «Избранной радой»; он принимал участие в Казанском походе и Ливонской войне; бежал в Великое княжество Литовское; написал Ивану Грозному «злокусательное» письмо, в котором обвинил царя в казнях и жестокостях по отношению к неповинным людям.

Б. Он был родом из костромских дворян; отличался аскетизмом и религиозностью; был одним из руководителей Избранной рады; провёл ряд реформ; ограничил местничество, продолжил создание приказов, положил начало стрелецкому войску; участвовал в Казанском походе и руоководил инженерными работами во время осады города; являлся инициатором активной внешней политики; заподозренный в отравлении царицы Анастасии, был отправлен на Ливонскую войну, где и умер.

В. Он происходил из захудалого дворянского рода; ревностно исполнял обязанности опричника: совершал налёты на дома московских бояр и воевод, задушил митрополита Филиппа, принял активное участие в Новгородском погроме; его дочь стала русской царицей; этот опричник участвовал в Ливонской войне, в которой и погиб.

Г. Он происходил из древнего знатного рода; в нём причудливо сочетались тяга к жестокости, кровавым убийствам и богобоязненность; о нём С.М.Соловьёв писал, что «историк не произнесёт слово оправдания такому человеку»; всю жизнь этот человек боролся за власть: отравил своего двоюродного брата, его жену и дочь; из пятерых сыновей и трёх дочерей выжили только три сына, однако его род прекратился.

 

Задание №10

Заполните таблицу.

«Реформы Ивана IV и Избранной рады»

Название реформы и год её введения Содержание реформы Значение и последствие реформы
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    

 

Задание №11

Расставьте события в хронологическом порядке.

1.Заключение Ям-Запольского перемирия

2. Покорение Ермаком Сибирского ханства

3. Взятие Казани

4. Начало Ливонской войны

5. Присоединение Астраханского ханства

Задание №12

Отметьте хронологические рамки периода опричнины.

1.1556-1562 гг.

2.1563-1580 гг.

3.1565-1572 гг.

4.1567-1596 гг.

 

Задание №13

Прочитайте текст историка 19 в. А. Ишимовой.

«Было утро 16 января. По улицам, которые теперь окружали Кремль, толпился народ в праздничном наряде, ехали бояре в разукрашенных санях, шло войско…Все спешили к Успенскому собору, где всё уже было готово. Иоанн торжественно шёл из дворца в собор в сопровождении брата, дядей и всего двора, потом сел с митрополитом на возвышении, покрытом золотой парчой, венчался царской короной, присланной из Греции, которую как говорят летописи, Владимир Мономах отдал своему сыну Георгию… С той минуты, как этот драгоценный знак достоинства царей был возложен на молодого государя, он уже сделался не только великим князем, как и все предки его, но и царём России»

Отметьте правильные ответы.

А). Имя митрополита, участвовавшего в венчании Ивана IV.

1.Филипп

2.Гермоген

3.Илларион

4.Макарий

Б). Когда произошло описываемое событие?

1.1537 г.

2.1547 г.

3.1557 г.

4.1567 г.

В). Какое событие произошло в жизни Ивана IV через месяц после венчание на царство?

1. Была создана Избранная рада

2. Иван IV женился на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой

3. У Ивана IV родился наследник

4. Был созван первый Земский собор

 

Задание №14

Прочитайте текст клятвы.

«Я клянусь быть верным государю и великому князю и его государству. молодым князьям и великой княгине и не молчать о всём дурном, что я знаю, слыхал или услышу, что замышляется тем или другим против царя или великого князя, его государства. молодых князей и царицы. Я клянусь не есть и не пить вместе с земщиной и не иметь с ними ничего общего. И на этом целую крест».

Отметьте правильные ответы.

А). Кто давал такую клятву?

1.стрельцы

2.губные старосты

3.дьякм

4.опричники

Б). Когда произошло описываемое событие?

1.1537 г.

2.1547 г.

3.1557 г.

4.1567 г.

В). Какое событие произошло в жизни Ивана IV через месяц после венчание на царство?

1. Была создана Избранная рада

2. Иван IV женился на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой

3. У Ивана IV родился наследник

4. Был созван первый Земский собор

 

Семинарское занятие №4

По теме «Смута в России начала XVII в.».

Цель: обобщить знания по теме, повторить понятия связанные с темой, применить знания по теме в ходе решения практических заданий.

Студент должен

знать: • основные события и исторические личности этого периода

уметь: • определять причины Смуты, анализировать последствия Смуты.

Вопросы для подготовки.

I. Факторы, способствовавшие наступлению смутного времени

1. Кризис власти и княжеско-боярская оппозиция

2. Народное недовольство

II. Россия в годы “Смуты”

1. Лжедмитрий I.

2. Василий Шуйский.

3. Восстание Ивана Болотникова.

4. Лжедмитрий II.

5. Дворцовый переворот.

6. Первое дворянское ополчение.

7. Второе дворянское ополчение К. Минина и Д. Пожарского.

8. Избрание нового царя.

III. Последствия «Великой Смуты».

 

2. Методические рекомендации:

Глубочайший кризис, охвативший все сферы жизни русского общества начала ХУ11 в. и вылившийся в полосу кровавых конфликтов, борьбу за национальную независимость и национальное выживание получил у современников название Смуты. При этом в первую очередь, имелось в виду смущение умов, т.е. резкое изменение моральных и поведенческих стереотипов, сопровождаемое беспринципной и кровавой борьбой за власть, всплеском насилия, движением различных слоев общества, иностранной интервенцией и т.д., что поставило Россию на грань национальной катастрофы.

При характеристике первого вопроса семинарского занятия следует учитывать основные предпосылки Смуты: хозяйственный кризис, усиление крепостничества, противоречия среди разных сословий, политический кризис и духовный кризис. Так же необходимо проанализировать деятельность Бориса Годунова на престоле и его влияния на события Смуты.

Второй вопрос состоит из восьми подвопросов, каждый из которых посвящён основным хронологическим событиям Смуты. При ответе на подвопросы предполагается характеристика личности, её участи в Смуте и последствия деятельности.

Третий вопрос предполагает раскрытие итогов Смуты. Необходимо проанализировать влияние каждого социального слоя на события, отметить причины выбора новым царём Михаила Романова, выявить проблемы России после смуты

 

Литература.

Основные источники:

1. История России (под ред. П.С. Самыгина). - М.,2009.

Дополнительные источники:

2. Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. — М., 2006.

3. Богуславский В.В. Правители России: Биографический словарь. — М., 2006.

4.Инновационный учебно-методический комплекс «История» (под ред. А.О. Чубарьяна). – М., 2008

5.Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). М., 2008

6. Семин В.П. Отечественная история. Учебно-методический комплекс. – М., 2009.

7. Жукова Л.А., Кацва Л.А. История России в датах: Справочник. – М.: Проспект, 2009

8. История России для технических вузов: учебник для вузов (под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева). – 3-е изд., перераб., до. – М., 2009.

9. Гумилёв Л. История Евразии. – М., 2009.

 

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.230 (0.014 с.)