Земский собор и реформы первой половины правления Ивана Грозного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Земский собор и реформы первой половины правления Ивана Грозного



1. Распри вельмож, разгул и притеснения бояр-кормленщиков, усиление набегов со стороны Казанского и Крымского ханств вызвали недовольство многих слоев населения. С надеждой они смотрели на Ивана IV. В 1547 г., когда Ивану было 16 лет, митрополит Макарий венчал его на царство в Успенском соборе Московского Кремля. Следует отметить, что до этого царями на Руси называли императоров Византии и ханов Золотой Орды. Провозглашение Ивана IV царем имело большое историческое значение:

> во-первых, оно уравнивало по чину Ивана IV с восточными соседями — астраханским и казанским ханами — наследниками Золотой Орды, недавними повелителями Руси;

> во-вторых, превращение Руси в Российское государство как бы предопределяло ее значение как «третьего Рима» — центра православия после падения «второго Рима» — Византии;

> в-третьих, царский титул ставил Ивана IV выше европейских королей: датского, английского, французского, польского, шведского и др.;

> в-четвертых, провозглашение Ивана IV царем резко возвысило его над другими русскими князьями; отныне он почитался как «великий государь»;

> в-пятых, ритуал венчания Ивана IV на царство имел значение и для православной церкви. Укрепляя единодержавие и возвышая авторитет самодержца как наместника Бога на земле, церковь защищала и свои собственные интересы, ибо царская власть брала на себя заботу о сохранении прав и привилегий церкви.

2. К концу 40-х годов вокруг царя сложился небольшой кружок близких ему людей, позднее названный князем Андреем Курбским Избранной радой. По сути, это была Ближняя государева дума, которая отражала компромиссный характер внутренней политики, проводимой в тот период Иваном IV. В нее вошли: представитель незнатных, но крупных землевладельцев Алексей Адашев, князь Андрей Курбский, священник Сильвестр, митрополит Макарий, дьяк Иван Висковатый. Как писал историк, это были «мужи разумные и совершенные». Избранная рада не была официальным государственным органом, но фактически в течение 13 лет являлась правительством и управляла государством от имени царя.

3. В 1549 г. был созван первый Земский собор — совещательный орган, собрание сословных представителей от бояр, дворян, духовенства, купцов, посадских людей и черносошных крестьян. На Соборе были приняты меры, которые расширили права дворян и ограничили права крупных феодалов — бояр-наместников. Соборы не ограничивали власть царя, однако способствовали проведению на местах политических мероприятий центральной власти. Они не стали постоянными, а собирались впоследствии несколько раз по необходимости. На основе решений Земского собора в 50-х годах XVI в. были проведены следующие реформы:

> военная;

> судебнаябыл принят новый общерусский Судебник 1550 года;

> церковная;

> реформы центрального и местного управлений.

4. Начали с преобразований военных. Были запрещены местнические споры между воеводами во время походов, все они подчинялись первому воеводе большого полка, т. е. главнокомандующему. Одновременно было решено «испоместить» в Московском уезде «избранную тысячу», т. е. из 1070 дворян создать ядро дворянского ополчения, которое являлось бы опорой самодержавной власти. Вводился новый порядок комплектования армии. Каждый землевладелец обязан был выставить с каждых 150 десятин земли одного вооруженного воина на коне. Служить дворянин мог с 15 лет, служба передавалась по наследству За службу дворянин получал от 150 до 450 десятин земли. Было создано новое постоянное войско из стрельцов, вооруженных пищалями. Стрельцы получали обмундирование, денежное и хлебное жалованье, а в мирное время жили как посадский люд. Сначала в стрелецкое войско было набрано 3000 человек. Они были разделены на 6 «приказов» (полков) по 500 человек каждый и составляли личную охрану царя. К концу XVI в. в России уже было 25 000 стрельцов. Стрелецкое войско являлось мощной боевой силой Российского государства.

5. В 1550 г. был принят новый Судебник Ивана IV, способствовавший укреплению централизованной власти. Были ограничены судебные функции наместников и волостелей, на местах за судом наблюдали царские дьяки. Взяточничество каралось денежными штрафами. Сохранялся и «суд Божий» (поединок между спорящими, «за правыми сила»). Вводилась смертная казнь «за разбой». При разбирательстве дел на местах стало обязательным присутствие земельных старост, выбираемых из числа местных служилых людей и «целовальников», которые избирались из посадских людей и черного крестьянства. Была подтверждена норма Судебника 1497 г. о Юрьеве дне: крестьяне могли уходить от феодала только один раз в году и даже несколько увеличен размер «пожилого». В 1581 г. впервые были введены заповедные годы, запрещавшие переход крестьянина от одного феодала к другому в определенный год.

6. В 1551 г. по инициативе Ивана IV состоялся церковный Собор, вошедший в историю как Стоглавый, так как итоговый документ содержал ровно 100 глав. Он оформил пантеон (список) всех русских святых, проверил церковные книги, унифицировал богослужение и все церковные обряды, принял решение об открытии школ для подготовки священников и дьяконов. Собор поставил задачу улучшить нравы духовенства: монахам было запрещено пить водку, дозволялось пить квас и виноградные вина, осуждалось бритье бород.

Собор не разрешил царю конфисковывать церковные земли, но сами монастыри могли продавать или приобретать земли только с царского дозволения, им запрещалась также ростовщическая деятельность.

7. При Избранной раде складывается приказная система управления. Приказы являлись особыми органами государственной исполнительной власти. Важнейшими из них были: Посольский, Пушкарский, Разбойный, Ямской, Стрелецкий, Поместный, Казанский, Сибирский, Челобитный. Возглавляли приказы думные дьяки, им подчинялись подьячие, земские, которые стояли во главе канцелярий. Так складывался профессиональный аппарат управления — главная опора центральной власти.

8. В середине 50-х годов была проведена губная реформа. Власть в уездах перешла к губным и земским старостам.Они подчинялись Разбойному приказу. Была отменена система «кормлений» наместников (1555), ее заменили общегосударственным налогом, из которого платили жалованье служилым людям. Введено ограничение местничества. Реформы укрепили государственное управление, военную систему, заметно способствовали централизации. Все преобразования имели своей целью в первую очередь укрепление мощи государства и царской власти.

В 1560 г. Избранная рада прекратила свое существование. До сих пор не выяснен до конца вопрос: что послужило этому причиной? Может быть, одним из ответов является известный спор между Иваном IV и князем-беглецом Андреем Курбским. Знатный ярославский князь, заслуженный воевода, государственный советник, личный и доверенный друг царя, который входил в Избранную раду, он в апреле 1564 г., в один из самых трудных для России моментов Ливонской войны, бежал в стан неприятеля к Сигизмунду II Августу. Историки называют несколько причин такого поступка.Сам же Курбский в своих гневно-обличительных посланиях, направленных царю, упрекает его в страшных жестокостях по отношению к людям ему близким и преданным, в том, что царь, «вымышляя клевету», различными муками истязал души верных «предстателей отечества». По мнению Курбского, царь, должен прислушиваться к мнению мудрых советников, воздавать по заслугам тем, кто «пылали усердием к Царю и отечеству». Царь в столь же гневном ответе Курбскому клеймит изменника, заявляет о неограниченности своей власти, полученной от Бога. «Доселе Владетели Российские были вольны, независимы: жаловали и казнили своих подданных без отчета. Так и будет!..»

Можно выделить несколько причин распада Избранной рады, но все они сводятся к личностным чертам Ивана IV.

> деспот Иван IV хотел править единолично, не имея рядом советников, которые стесняли его;

> царь не доверял окружению;

> Иван IV не умел терпеливо ждать, когда его политика принесет результаты, а советники предлагали путь медленных, постепенных реформ.

Опричнина.

Иван IV, борясь с мятежами и изменами феодальной знати, видел в них главную причину неудач своей политики. Он твердо стоял на позиции необходимости сильной самодержавной власти, основными препятствиями к установлению которой были боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. Вопрос состоял в том, какими методами будет вестись борьба.

В 1553 г. Иван IV серьезно заболел и составил завещание в пользу младенца Дмитрия (первого сына, рожденного от Анастасии). Однако близкие бояре и многие удельные князья не захотели поддержать его наследника Дмитрия. По слухам, они хотели «на государство» старицкого князя Владимира Андреевича, двоюродного брата Ивана IV. Царь выздоровел, но его душевное равновесие было надломлено. Царь опасался князя Владимира Старицкого, имевшего большой авторитет в стране. К тому же многие бояре, имея крупные вотчины, сохранили экономическую независимость, В 1564 г., опасаясь казни, бежал в Литву бывший друг Ивана IV князь Андрей Курбский. Царь везде искал измену, подвергал казням бояр. В стране создалась очень напряженная обстановка.

Острота момента и общая неразвитость форм государственного аппарата, а также особенности характера царя, бывшего, по-видимому, человеком крайне неуравновешенным, привели к установлению опричнины. Иван IV расправился с остатками феодальной раздробленности чисто феодальными методами.

 

В январе 1565 г. через село Коломенское и Троице-Сергиев монастырь царь выехал в Александровскую слободу (ныне город Александров). Оттуда он обратился в столицу с двумя посланиями. В первом послании, направленном духовенству и Боярской думе, Иван IV сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел. (Термин "опричнина" происходит от слова "опричь" — кроме. Так назвал Иван IV территорию, которую он просил выделить себе в особый удел). Во втором послании, обращенном к посадским людям, царь сообщал о принятом решении и добавлял, что к горожанам у него претензий нет.

Это был хорошо рассчитанный политический маневр. Используя веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была разделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину Иван IV включил наиболее важные земли. В нее вошли поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом отношении, а также наиболее экономически развитые районы страны. На этих землях поселились дворяне, входившие в опричное войско. Его состав вначале был определен в тысячу человек. Содержать это войско должно было население земщины. Опричники селились на землях бояр, которых выселяли на территорию земщины. В опричнине параллельно с земщиной сложилась система органов управления государством. Опричники носили черную одежду. К их седлам были приторочены собачьи головы и метлы, символизирующие собачью преданность опричников царю и готовность вымести измену из страны.

Опричнина по форме была возвращением к временам феодальной раздробленности. Однако она преследовала другую цель — уничтожить остатки феодального дробления в России.

Стремясь уничтожить сепаратизм феодальной знати, Иван IV не останавливался ни перед какими жестокостями. Начался опричный террор, казни, ссылки. В Твери был убит московский митрополит Филипп, в Москве отравлен вызванный туда князь Владимир Старицкий, двоюродный брат царя, претендовавший на трон. Жесточайшему разгрому подверглись центр и северо-запад русских земель, где боярство было особенно сильным. В 1570 г. под предлогом борьбы с изменой была проведена карательная экспедиция против Новгорода. Иван Грозный вместе с сыном Иваном возглавил 15-тысячное опричное войско, поход которого по родной земле был отмечен проявлением крайней жестокости царя и бессмысленным кровавым разгулом его слуг. Были разграблены Клин, Тверь и Торжок. Погром Новгорода длился 40 дней. Число жертв достигло 15 тысяч. Город был полностью разграблен. Это был настоящий террор, ставивший целью не только подавить бояр, но и запугать народ. Но вскоре царь сам стал бояться опричников. В число обвиняемых по делу «о новгородской измене» неожиданно попали и были казнены многие руководители самих опричников, люди, близкие царю: Басмановы, Вяземский, Черкасский. На смену им во главе опричнины встали известные палачи — думные дворяне Малюта Скуратов и Василий Грязной.

Опричнина не уничтожала окончательно боярско-княжеского землевладения, но сильно ослабила его мощь. Была подорвана политическая роль боярской аристократии в государстве, выступившей против централизации. В то же время опричнина ухудшила положение крестьянства и во многом способствовала его закрепощению. Разгром наиболее богатых территорий страны в годы опричнины и Ливонская война явились причиной социально-политического и внешнеполитического кризиса, в котором оказалась Россия на рубеже XVI-XVII вв.

Разгромив боярско-княжескую оппозицию, Иван IV встретился с новыми проявлениями сепаратизма, но не только со стороны бояр, но и среди верхушки опричников.

Опричнина могла дать лишь временный эффект, так как это была попытка грубой силой сломить то, что покоилось на экономических законах развития, свойственных феодализму. Опричнина привела к еще большему обострению противоречий внутри страны, потому, что законы экономического развития невозможно было изменить никакими казнями и репрессиями.

Набег крымских татар на Москву в 1571 г., которые сожгли московский посад, показал неспособность опричного войска успешно сражаться с внешними врагами. Все это заставило царя отменить опричнину, которая в 1572 г. была преобразована в "Государев двор". В 1572 г. Иван Грозный запретил даже упоминать это ненавистное в народе слово. Были вновь объединены опричные и земские территории, опричные и земские войска, опричные и земские служилые люди. Восстановилось единство Боярской думы. Некоторые земские бояре получили обратно свои вотчины, но казни продолжались еще долго и после отмены опричнины.

Иван IV, вводя опричнину, преследовал прежде всего главную цель — укрепление своей самодержавной власти. Нельзя также не признать, что объективно опричнина способствовала централизации страны, так как нанесла удар по остаткам феодальной раздробленности. Однако цель и средства в данном случае оказались несоизмеримы. Последствия опричнины для России были трагичными:

> опричнина способствовала становлению деспотического характера русского самодержавия, фактически она превратила в холопов и феодалов, и крестьян;

> была подорвана экономика страны, многие земли были разорены, крестьяне бежали из вотчин и поместий. В 1581 г. Иван Грозный ввел «заповедные годы» — временно запретил крестьянам уходить от феодала даже в Юрьев день, т. е. в России на время вводилось крепостное право;

> опричная политика привела к ухудшению положения России в Ливонской войне.

Необходимость борьбы с удельной стариной, потребность централизации и укрепления государственности были объективно необходимы для России. Речь шла о путях централизации и о методах ее осуществления. Ряд историков считает, что альтернативой опричнине могли стать структурные преобразования по типу реформ Избранной Рады. Это позволило бы, как считают специалисты, разделяющие эту точку зрения, вместо неограниченного самодержавия Ивана IV иметь сословно-представительную монархию с "человеческим лицом".

1.4.5* Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война.

Расширение территории России. К середине XVI в. Россия превратилась в могучую державу. Реформы позволили приступить к решению внешнеполитических задач. Ведущими были два направления внешней политики:

> восточное — борьба с Турцией и находившимися под влиянием Османской империи Крымским, Астраханским и Ногайским ханствами;

> западное — получение выхода к Балтийскому морю, борьба с Ливонским орденом.

Вторая половина 40-х годов прошла в безуспешных попытках дипломатическими и военными средствами ликвидировать очаг агрессии в Казани. Два похода на Казань также не принесли желаемого результата. В 1552 г. 150-тысячная армия во главе с царем окружила Казань и начала осаду. Были сделаны мощные подкопы под стены Казанского кремля. Город обстреливался русской артиллерией. 2 октября 1552 г. Казань была взята. В 1557 г. были присоединены Астраханское ханство, Ногайская орда, Башкирия, Кабарда. Теперь весь волжский путь принадлежал России, здесь стали развиваться ремесла и торговля. Ликвидация этих ханств снимала угрозу для России с Востока.

После присоединения Казани соседом России на Востоке стало Сибирское ханство, которое представляло большой интерес для русских феодалов (новые территории, получение дорогой пушнины). Завоевание Сибири началось в 1581 г., когда купцы Строгановы организовали поход казаков против сибирского хана Кучума, совершавшего постоянные набеги на их владения. Возглавил этот поход Ермак (Ермолай) Тимофеевич. Весной 1582 г. Ермак двинулся в глубь Сибири, прошел по рекам Иртыш и Тобол и овладел Чувашьевой горой, которая охраняла подступы к столице Сибирского хана Кучума. Кучум бежал, и казаки без боя заняли его столицу Каш-лык (Сибирь).

Однако Кучум продолжал нападать на казаков, нанося им чувствительные удары. Ермак оказался в тяжелом положении, поскольку его отряд был удален от своей базы на сотни верст. Помощь московского правительства пришла только через два года. Кучуму удалось заманить отряд Ермака в засаду. Лишь двое из всего отряда смогли уйти от резни. Пытаясь добраться вплавь до своих лодок, Ермак утонул. Остатки его отряда, страдая от недостатка продовольствия и цинги, оставили Каш-лык и вернулись в Россию.

Поход Ермака положил начало планомерному наступлению русских в Зауралье. В 1568 г. была построена крепость Тюмень, в 1587 г. - Тобольск, ставший русским центром в Сибири. В 1598 г. Кучум был окончательно разбит и вскоре погиб. Народы Сибири вошли в состав России, русские переселенцы начали осваивать край, туда устремились крестьяне, казаки, посадские и торговые люди.

Ливонская война. Пытаясь выйти к Балтийскому побережью, Иван IV в течение 25 лет вел изнурительную Ливонскую войну. Война с Ливонией вызывалась необходимостью установить тесные связи с Западной Европой, которые легче всего можно было осуществить через моря, а также потребностью обороны западных границ России. В этой войне были заинтересованы русские дворяне: она открывала возможность приобретения новых хозяйственно освоенных земель. Война, таким образом, обуславливалась объективными потребностями развития России в то время.

Поводом к войне послужили задержка Ливонским орденом 123 западных специалистов, приглашенных на русскую службу, а также невыплата Ливонией дани за город Юрьев с прилежащей к нему территорией за последние 50 лет. Ливонские послы, приехавшие для переговоров в Москву, не смогли дать удовлетворительное объяснение причин невыплаты в срок дани. Когда послов пригласили на пир, то они увидели перед собой пустые блюда. Это было неслыханным оскорблением и фактически означало войну. В 1558 г. Иван IV двинул войска в Ливонию.

Начало войны характеризуется победами русских войск, взявших Нарву и Юрьев. Всего было взято 20 городов. Русские войска вели успешные бои, продвигались к Риге и Ревелю (Таллинну). В 1560 г. войска Ордена были разбиты, а его магистр попал в плен. Это повлекло за собой распад Ливонского ордена (1561), земли которого перешли под власть Польши, Дании и Швеции. Новый магистр Ордена Г.Кетлер получил в качестве владения Курляндию и признал зависимость от польского короля. Последним крупным успехом русских на первом этапе войны было взятие в 1563 г. г. Полоцка.

Война принимала затяжной характер. В нее оказались втянутыми несколько европейских держав. Усилились противоречия внутри России. Среди тех русских бояр, которые были заинтересованы в укреплении южных русских границ, росло сопротивление продолжению Ливонской войны. Проявили колебания и деятели, окружавшие царя, — А.Адашев и Сильвестр. Это привело к прекращению еще в 1560 г. деятельности Избранной Рады. Иван IV взял курс на усиление личной власти. В 1564 г. на сторону поляков перешел князь Андрей Курбский, ранее командовавший русскими войсками. Это было не недовольство действиями царя, а акт государственной измены. В этих сложных для страны обстоятельствах Иван IV пошел на введение опричнины (1565-1572).

В 1569 г. Польша и Литва объединились в одно государство — Речь Посполитую (Люблинская уния). Войска Речи Посполитой, а также Швеции, захватившие Нарву, вели успешные военные действия против России. Только оборона города Пскова в 1581 г., когда его жители отбили 30 штурмов и совершили около 50 вылазок против войск польского короля Стефана Батория, позволила России заключить перемирие в Яме Запольском — местечке под Псковом в 1582 г. на 10 лет. Спустя год (1583) было заключено Плюсское перемирие со Швецией. Ливонская война завершилась поражением.

Россия проиграла войну, потеряла крепости Нарва,Ям, Копорье, Иван-город. За ней сохранился лишь участок балтийского берега с устьем Невы. Война, длившаяся 25 лет, стоившая огромных жертв, разорившая страну, закончилась безрезультатно. Неудача Ливонской воины в конечном счете явилась следствием экономической отсталости России, которая не смогла успешно выдержать длительную борьбу с сильными противниками. Разорение страны в годы опричнины лишь усугубило дело.

1.4.6.* Культура России в XVI в.

Русское народное творчество. Литература. Летописи.

1. С XIV в. начинается возрождение русской культуры, обусловленное освобождением русских земель от ордынского ига, образованием Русского централизованного государства и успехами хозяйственного развития. Постепенно начинает складываться общерусская культура.

2. Устное народное творчество XIV—XV вв. — былины, песни, пословицы, сказки и пр. — отражало представление русских людей о своем прошлом. Окончательно складывается киевский былинный цикл о Владимире Красное Солнышко, Илье Муромце, богатырях. Ведущей темой произведений устного народного творчества в этот период становится борьба против монголо-татарского нашествия и ордынского ига. Среди них особенно выделяются сказания о рязанском богатыре Евпатии Коловрате, о битве на Калке, о Куликовской битве. Расцветает новый жанр устного народного творчества — исторические песни. В них, в отличие от былин, герои и события были взяты из реальной жизни.

Фольклорных записей XVI в. не сохранилось, но о народных песнях, сказках упоминают документы, например Стоглав, соборные послания. В «Сказке о Барме-Ярыжке» простой человек добывает для царя Ивана Грозного знаки царского достоинства. В сказках «Умный мальчик-судья», «Мудрая дева» прославляются ум и смекалка простого народа. Большое число сказок и песен идеализирует образ Ивана Грозного — борца с боярами и защитника бедных.

Летописные повести XVI в. также посвящены главной теме — борьбе русского народа с иноземными захватчиками. Наряду с изображением реальных событий они содержат элементы фольклора. Например, в «Сказании о царстве Казанском» говорится о взятии Казани русскими в 1552 году, но царь Иван IV изображается совершенно идеальным человеком. Вопреки литературным канонам автор повести прославляет героизм врагов-казанцев. В популярной повести «О прихождении Стефана Батория в Псков» рассказывается, как король «лютый зверь» обложил город со всех сторон, но Бог услышал молитвы псковичей, они отбили много атак, и поляки отступили от Пскова. Некоторые сказания рисуют родословную московских правителей от вавилонских, византийских и римских императоров. В них явственно прослеживается идея преемства власти московских князей от князей владимирских и киевских, обосновывается право московских князей на самодержавную форму правления.

3. В литературе главными темами были героическая и биографическая (жития). В повести «Житие святого Александра Невского» князь изображен идеальным правителем; немало повестей посвящено князьям, погибшим в Орде. В конце XIV в. во многих произведениях говорится о борьбе с Ордой: «Задонщина», «Тохтамышево разорение 1382 года» и др. Автор «Задонщины» образно сравнивает Куликовскую битву с походом князя Игоря против половцев (1185). В «Сказании о Мамаевом побоище» автор поэтически описывает саму битву.

В житиях митрополитов Петра, Алексея прославляется деятельность этих сторонников возвышения Москвы, описываются их подвиги. Русская литература затрагивает и вечную тему — любви к Богу и к ближнему. В конце XV в. на основе муромских сказаний возникает замечательное произведение «Повесть о Петре и Февронии». Крестьянская девушка Феврония исцелила муромского князя Петра от тяжелой болезни, стала его супругой. Они претерпели много испытаний, но любили друг друга и умерли в один день.

4. В конце XIII в. возобновляется местное летописание в Ростове Великом, Рязани, Твери, Пскове, Новгороде. Летописи составляются при дворах князей, митрополитов, в монастырях. В них находят отражение жизнь, быт и взгляды бояр, духовенства и даже простых людей. Например, новгородские летописи часто описывали восстания «меньших» людей против «больших». В XIV—XV вв. больше всего летописей составляется в московских монастырях, переписываются Евангелия, жития святых, поучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.029 с.)