ТОП 10:

Периодизация земских соборов



Периодизацию земских соборов можно разделить на 6 периодов:

 

1. История земских соборов начинается во время правления Ивана IV Грозного. Первый собор состоялся в 1549 г. Соборы, созываемые царской властью —данный период продолжается вплоть до 1584 г.

 

2. Начиная со смерти Ивана Грозного и вплоть до падения Шуйского (1584—1610 гг). Соборы выполняли функцию избрания на царство.

 

3. 1610—1613 гг. Земский собор при ополчениях превращается в орган верховной власти (и законодательной, и исполнительной), решающий вопросы внутренней и внешней политики, принимающий Соборное уложение. Именно в этот период времени земский собор играл наиболее важную и существенную роль в общественной жизни России.

 

4. 1613—1622 гг. Собор действует почти непрерывно, но уже в качестве совещательного органа при царской власти. Решает текущие административные и финансовые вопросы. Царская власть стремится опереться на земские соборы при проведении финансовых мероприятий: сбор пятинных денег, восстановление подорванного хозяйства, ликвидация последствий интервенции и предотвращении новой агрессии со стороны Польши. С 1622 года деятельность соборов прекращается до 1632 года.

 

5. 1632—1653 гг. Соборы собираются сравнительно редко, но для решения важных вопросов как внутренней политики: составление Уложения, восстание в Пскове, так и внешней: русско-польские и русско-крымские отношения, присоединение Украины, вопрос об Азове. В этот период активизируются выступления сословных групп, предъявляющих требования правительству, не столько посредством земских соборов, сколько через подаваемые челобитные. В 1649 году на Земском соборе был принят свод законов Русского государства — «Соборное уложение 1649 года».

 

6. 1653—1684. Значение земских соборов снижается (небольшой взлёт наблюдался в 80-х годах). Последний собор в полном составе собирался в 1653 г. по вопросу о принятии Запорожского Войска в состав Московского государства.

 

В 1684 году состоялся последний земский собор в российской истории. Он решал вопрос о вечном мире с Речью Посполитой. После этого земские соборы больше не собирались, что стало неизбежным результатом проводимых Петром I реформ всего общественного устройства России и укрепления абсолютизма.

Черепнин в своей книге «Земские соборы русского государства XVI — XVII в.в.» перечислил в

24. Начальные этапы колонизации Сибири.

 

После падения Сибирского ханства остались племена.

Буряты и якуты – самые многочисленные народы.

Уже в 16 веке путь в Сибирь был открыт.

Россия прошла этот путь за 40 лет. Дойдя до Тихого океана нужно было наладить отношения с Японией,

 

Япония – феодальный период. Именно тогда начинается освобождение Курильских о-вов и Сахалина.

В течение XVII в. русские землепроходцы М. Стародухин, В. Поярков, С. Дежнев, Е. Хабаров прошли Сибирь от реки Обь до Колымы, Анадыря и Амура. Продвижение России до берегов Тихого и Ледовитого океанов способствовало установлению отношений с государствами Средней Азии и Дальнего Востока. В освоении региона особое значение приобрел промысел по добыче соболя, который к тому времени был уже выбит в Центральном регионе, а торговля пушниной все еще продолжала составлять важнейшую статью российского экспорта.

 

По мере продвижения России на Восток создавались опорные пункты – остроги, многие из которых со временем перерастали в города. На необъятных просторах Сибири русские переселенцы сталкивались с множеством различных племен и народов (самые многочисленные буряты и якуты), которые еще находились на стадии разложения патриархальных родоплеменных отношений. Их основным занятием продолжали оставаться охота и разведение скота. Некоторые из народностей (кеты, чукчи, юкагиры и др.) еще не знали железа, гончарного производства, а также домашних животных, дающих молоко и мясо. Утверждение России в этом регионе для малых народностей Сибири означало возможность сохранить свою этничность, поскольку не сопровождалось установлением отношений господства-подчинения. Физическое истребление целых народов или обращение их в рабство составляло основное содержание этнической истории края до появления там русских переселенцев. Основная же повинность с местного населения, вошедшего в состав России, ограничивалась так называемым ясаком – меховым налогом.

 

Крестьянская колонизация земель южной Сибири, активно осуществлявшаяся на протяжении всего XVII столетия, привела к возникновению и распространению в регионе традиций пашенного земледелия. Причем, натуральная повинность в пользу государства, которую несло русское крестьянство Сибири в виде обработки так называемой «десятинной пашни», была более обременительной, чем ясачный налог пушниной с местного населения. Успешные опыты хлебопашества и распространение огородничества в Сибири усилиями русских людей оказали огромное влияние на все стороны жизни, быта и хозяйственной деятельности коренного скотоводческого населения, которое постепенно переходило к оседлому образу жизни. Аграрному освоению Сибири в немалой степени способствовали значительные земельные богатства региона и отсутствие здесь поместного землевладения и крепостного права. Строительство первых храмов и монастырей в XVII в. привело к распространению христианства, культуры и грамотности.

 

Закрепление России в Забайкалье и Приамурье было невозможно без налаживания добрососедских отношений с крупнейшими государствами региона – Китаем и Монголией. На первых порах представления в Москве об этих восточных государствах было довольно смутным. Известен факт, когда одна из первых грамот от императора династии Мин, доставленная из Китая в результате миссии русского посланника И. Петлина, так и не была прочитана на Москве, поскольку перевести ее на русский язык было некому. Более плодотворно в этот период развивались отношения с Монголией. Только за период с 1616 по 1678 г. к алтынханам было отправлено 11 посольств, что положило начало развитию дружественных отношений России и Монголии. В середине XVII столетия были возобновлены попытки установления добрососедских отношений с Китаем. В 1654 г. в Пекин было направлено посольство Ф. Байкова, а в 1675 г., Н. Спафария.

 

Однако специфичные порядки, установленные новой маньчжурской династией Цин, по которым сам факт направления посольства расценивался как признание вассальной зависимости страны, их направившей, привели к тому, что первые шаги на пути установления дипломатических отношений между Россией и Китаем окончились неудачей. Более того, агрессивная политика китайских императоров из династии Цин, пытавшихся остановить русскую колонизацию, привела к ряду открытых вооруженных столкновений на Амуре, в частности из-за Албазинского острога. Поэтому Россия была вынуждена пойти на заключение в 1689 г. неравного Нерчинского договора. Несмотря на то, что согласно его статьям Россия утратила часть территории в Приамурье, в силу неравенства сторон (в частности, подписашему договор русскому послу Ф.А. Головину грозила смертельная опасность), его следует рассматривать как определенный успех в развитии восточного направления внешнеполитического курса страны, поскольку с этого момента между двумя государствами начался систематический обмен товарами.

 

Таким образом, внешнеполитическая деятельность Российского государства в XVII в. была разносторонней и разнонаправленной. В подданство России добровольно перешли многие народы Кавказа, Закавказья, Поволжья и Сибири, что превращало ее в многонациональное государство. Несмотря на великие затраты, важные результаты были достигнуты на западном и южном направлении, главные из которых: возвращение Смоленска и присоединение Левобережной Украины. Именно эти достижения позволили стране в дальнейшем включиться в борьбу за возвращение выхода к южному и северному морям и обозначить магистральную линию развития отношений между братскими славянскими народами Восточной Европы.







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.240.31 (0.004 с.)