Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешняя политика в смутное время.

Поиск

Хронология

  • 1605 — 1606 гг. Правление Лжедмитрия I.
  • 1606 — 1607 гг. Восстание под предводительством И.И.Болотникова.
  • 1606 — 1610 гг. Царствование Василия Шуйского.
  • 1610 “Семибоярщина”.
  • 1612 г. Освобождение Москвы от интервентов.
  • 1613 г. Избрание Земским Собором Михаила Романова на царство.

 

При Годунове началось освоение Сибири и Поволжья. На юге для обороны от набегов Крымских татар были построены города Воронеж, Белгород и др. Значительных успехов добился Борис Годунов во внешней политике. По условиям Тявзинского мира (1595 г.) со Швецией Россия вернула себе выход к Балтике. Было подписано 15-летнее перемирие с Польшей. Удалось предотвратить набег Крымского хана; укрепить позиции России на Кавказе. Тем не менее внутри страны происходили тяжёлые события: голод 1603-1605 гг, неурожайность. Естественно, голодающие люди нападали на богачей, грабили их. Престиж царя Бориса Годунова резко пошатнулся. Именно в это время в Речи Посполитой объявился человек, назвавшийся царевичем Дмитрием, якобы, чудом спасшимся от гибели в Угличе, и теперь предъявивший свои законные права на престол. Самозванец получил поддержку польского короля Сигизмунда III, который давно вынашивал планы отторжения от России ее западных земель. Весной 1605 г. войска самозванца подошли к Москве. В этот критический момент 13 апреля 1605 г. внезапно умер царь Борис Годунов. Именно в таких условиях появился на Руси Лжедмитрий. Этот молодой человек по имени Григорий Отрепьев назвался Дмитрием, использовав слухи, что жив царевич Дмитрий, “чудесно спасшийся” в Угличе. Агенты самозванца усиленно распространяли в России версию о его чудесном спасении от рук убийц, посланных Годуновым, и доказывали законность его права на престол. Определенную помощь в организации авантюры оказали польские магнаты. В итоге к осени 1604 г. образовалась мощная армия для похода на Москву. Воспользовавшись сложившейся ситуацией в Руси, ее разобщенностью и нестабильностью, Лжедмитрий сумел привлечь на свою сторону огромную массу русского населения, поверившего в то, что он сын Ивана Грозного. Его происхождение подтвердил так же и Василий Шуйский, который прежде утверждал, что царевич Дмитрий был убит в Угличе. 20 июня Лжедмитрий торжественно вступил в Москву. Однако новый государь не оправдал надежд ни одного из сословий и был быстро смещён с государственного поста. На его место взошёл Василий Шуйский, чья власть теперь была ограничена Собором. В то время, как новый государь пытался восстановить порядок внутри страны, враги незаметно подошли к границам и таким образом было положено начало ещё одного вторжения поляков в Россию. На этот раз предводитель снова назвался именем царевича Димитрия. Основную часть вооруженных сил Лжедмитрия II составляли польские шляхтичи и казаки. В январе 1608 г. он двинулся на Москву. По дороге многие города присягали новому самозванцу. И в этот период в государстве образовалось две столицы. Внутри снова начались беспорядки и волнения. Чиновники и боярство присягали то Шуйскому, то Лжедмитрию, набивая себе таким образом карманы, поскольку зачастую получали жалования от одного и от другого. В феврале 1609 г. правительство Шуйского заключило договор со Швецией, рассчитывая на помощь в войне с “тушинским вором” и его польскими отрядами. По этому договору Россия отдавала Швеции Карельскую волость на Севере, что было серьезной политической ошибкой. Это дало Сигизмунду III повод для перехода к открытой интервенции. Речь Посполитая начала военные действия против России с целью завоевания ее территории. Польские отряды покинули Тушино. Находившийся там Лжедмитрий II бежал в Калугу и, в конечном итоге, бесславно кончил свой вояж. Сигизмунд направил грамоты в Смоленск и Москву, где утверждал, что в качестве родственника русских царей и по просьбе русских людей идет спасать гибнущее Московское государство и его православную веру. Московские бояре решили принять помощь. Был заключен договор о признании королевича Владислава русским царем, а до его прибытия повиноваться Сигизмунду. 4 февраля 1610 г. был заключен договор, включавший план государственного устройства при Владиславе: неприкосновенность православной веры, ограничение свободы от произвола властей. Государь должен был делить свою власть с Земским Собором и Боярской думой. 17 августа 1610 г. Москва присягнула Владиславу. А за месяц до этого Василий Шуйский был насильно пострижен дворянами в монахи и увезен в Чудов монастырь. Для управления страной Боярская дума создала комиссию из семи бояр, получившую название “семибоярщины”. 20 сентября поляки вошли в Москву. Развернула агрессивные действия и Швеция. Шведские войска оккупировали значительную часть севера России и готовились к захвату Новгорода. Россия стала перед прямой угрозой потери независимости. Захватнические планы агрессоров вызвали всеобщее возмущение. В декабре 1610 г. Лжедмитрий II был убит, однако борьба за русский престол на этом не закончилась. Смерть самозванца сразу изменила ситуацию в стране. Исчез предлог для пребывания польских войск на русской территории: свои действия Сигизмунд объяснял необходимостью “борьбы с тушинским вором”. Польская армия превратилась в оккупационную, семибоярщина — в правительство изменников. Русский народ объединился для сопротивления интервенции. Война приобрела национальный характер. Начинается третий период смуты. Из северных городов по призыву патриарха начинают сходиться к Москве отряды казаков во главе с И. Заруцким и князем Дм. Трубецким. Так образовалось первое ополчение. В апреле — мае 1611 г. русские отряды штурмовали столицу, но успеха не добились, так как сказались внутренние противоречия и соперничество вождей. Осенью 1611 г. стремление к освобождению от иноземного гнета ярко выразил один из руководителей нижегородского посада Кузьма Минин, который обратился с призывом создать ополчение для освобождения Москвы. Руководителем ополчения был избран князь Дмитрий Пожарский. В августе 1612 г. ополчение Минина и Пожарского достигло Москвы, а 26 октября польский гарнизон капитулировал. Москва была освобождена. Смутное время или “великая разруха”, продолжавшаяся около десяти лет, кончились.

23. Дискуссия об этапах и особенностях формирования сословно-представительной монархии в России.

Cословно-представительная монархия – форма феодального государства, при которой власть монарха сочетается с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан.

Сложилась в 13- 14 в.в.в ходе формирования общегосударственных сословий и органов сословного представительства в зап. Европе (генеральные штаты во Франции, парламент в Англии и т.д.)

В России сословное представительство существовало в виде высших сословно-представительных органов - Земских Соборов 16 – 17 в.в., на местах - губные и земские учреждения.

Сословная монархия исторически предшествует абсолютной.

 

Дореволюционные историки, проповедовавшие "особый путь" развития России, как правило, отрицали существование в нашей стране такой формы государства.

 

Отрицая политический характер противоречий между царем и боярством и не замечая развития общественных отношений в русском обществе, Ключевский в земском соборе видел лишь расширенный состав боярской думы, а не новый государственный орган сословного представительства Земский собор XVI в., по его мнению, был не сословным* представительством, а расширением центрального правительства.

 

Первый это понятие ввел Павлов –Сильванский (дореволюционный историк) (он видел временные рамки СПМ от эпохи Ивана Грозного до до Петра), но он рассматривал СПМ не как форму феодального государства, а как политический институт, который пришел на смену феодализму. Павлов – Сильванский отождествлял СПМ с феодальной раздробленностью страны. Также проводил аналогии с сословиями Франции и германских государств: «Политическое значение наших 3 сословий – духовенства, дворянства и горожан – в их отношениях к власти царя было главным образом одинаково по существу с политическим значением сословий Франции и германских государств». Считал Земские соборы учреждением, тождественным французским генеральным штатам, немецким ландтагам и тд.

Чистяков: в 20-х г.г. 17 в. Земские соборы стали собираться реже, след-но в это время – уже переход к абсолютизму.

В 40-50 г.г. XX века определились два подхода к данному периоду в истории России.

 

К. В. Базилевич назвал государственный строй 16 – 17 в.в. сословной феодальной монархией (не ограничивала власть, а служила средством к ее усилению). Это он обосновал тем, что сословия в России, в отличии от Зап. Европы не ограничивали царскую власть, а служили средством к ее усилению.

 

С,В, Юшков, с другой стороны, утверждал, что для СПМ характерным является не столько сословный характер общественного строя, сколько организация ряда центральных и местных учреждений на основе представительства. Юшков доказывал наличие в РоссииXVI–XVIIвв.сословно-представительной монархии, которая рассматривалась необходимой переходной политической формой от раннефеодальной монархии к абсолютной.

 

Направление С.В. Юшкова получило дальнейшее развитие в трудах Н.Е. Носова, М.Н. Тихомирова, А.А Зимина, Л.В. Черепнина и других исследователей, которые по-разному решали вопрос о времени становления сословно-представительной монархии в России, не подвергая сомнению факт ее существования.

 

Г. В. Талина: «СПМ – государственный строй, предшествующий абсолютизму. При этой форме феодального государства наряду с относительно сильной монаршей властью, существует сословно – представительное собрание, обладающее совещательными, финансовыми, а иногда и некоторыми законодательными функциями.» «Если с конца 16 в. до второй половины 17 в. в понятие СПМ входили царь с Боярской думой и Земский собор, то во второй половине 17 в. – начале 18 в. – царь и Боярская дума.»

Активное функционирование Земских соборов в сочетании с использованием выборных элементов в деятельности местных сословно-представительных учреждений убедительно свидетельствует о том, что в XVII в. система сословного представительства достигла наивысшего развития и стала неотъемлемым механизмом государственного управления.

ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ

В исторической науке тема Земских соборов начала развиваться представителями различных научных и политических направлений с середины XIX в. Одни исследователи изучали их в рамках сравнительно-исторического сопоставления с западноевропейскими сословно-представительными институтами, подчеркивая их общестадиальный характер (Б.Н. Чичерин, В.И. Сергеевич, М.В. Владимирский-Буданов, В.Н. Латкин, И.И. Дитятин),

другие – стремились показать своеобразие Земских соборов, их тесную связь с национальной почвой, «мирскими» традициями (К.С. Аксаков, П.В. Павлов, Н.П. Загоскин, В.О. Ключевский).

 

Отличия (по Артамонову):

Смысл СПМ в том, что появляются интересы, отдельные от монарха.

 

СПМ на Западе: 2 сословия – феодалы и крестьянство (вассально-ленная система). У феодалов нет интересов, отдельных от интересов монарха. Появляется независимое сословие – цеховики.

Отстаиваются права сословий. Буржуазия стремится к установлению монополии. Это их привилегия, которую они готовы отстаивать. С помощью новых структур монарх может влиять на класс феодалов. В первую очередь – права, а потом обязанности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 2038; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.19 (0.008 с.)