ТОП 10:

Эволюция и противоречия развития феодального землевладения(вотчина, поместье) по “Соборному уложению” 1649г.



Основными видами феодального землевладения в России в XVII в. были вотчина и поместье.

Вотчина – безусловное наследственное землевладение (княжеское, боярское, монастырское).Вотчины фактически были в ϲʙᴏбодном гражданском обороте земли. Вотчины по субъектамделились на дворцовые, государственные, церковные и частновладельческие, а по способу приобретения – на родовые, выслуженные (жалованные) и купленные (здесь субъектом собственности выступала семья – муж и жена).

Чаще всего круг правомочий жалованного вотчинника определялся в жалованной грамоте, кᴏᴛᴏᴩая являлась и формальным подтверждением его законных прав на имущество. По сути, купленная вотчина по правовому статусу приравнивалась к выслуженной.

С XV в. широко распространяются поместья т. е. условные (даваемые за гос. службу) землевладения.

Особым образом рассчитывался поместный оклад, определявшийся прежде всего объемом возложенных на помещика гос. обязанностей. Объектом поместного землевладения являлись не только пахотные земли, но и рыбные, охотничьи угодья, городские дворы и т. п.

Первоначально обязательным условием пользования поместьем была реальная служба, начинавшаяся для дворян с 15-летнего возраста. Поступивший на службу сын помещика «припускался» к пользованию землей, но при отставке отца поместье поступало к нему же на оброк вплоть до его совершеннолетия. С сер. XVI в. ϶ᴛᴏт порядок изменился – поместье оставалось в пользовании отставника-помещика до тех пор, пока его сыновья не достигали нужного возраста; вместе с тем к наследованию поместья стали допускаться и родственники по боковой линии. Женщины не участвовали в наследовании поместий. Стоит заметить, что они наделялись землей только в форме пенсионных выплат.

В XV в. побудут бояре-помещики, в последующем их становится все больше, и, напротив, немало дворян получают вотчины.

В XVI–XVII вв., в период сословно-представительной монархии, происходит сближение правового режима поместья и вотчины, а в результате ϶ᴛᴏго – и правового положения дворянства и боярства, хотя определенные различия все еще сохраняются в Соборном Уложении 1649 г. (до периода петровских преобразований).

В Соборном Уложении 1649 г. устанавливалось, что владельцами поместий могли быть как бояре, так и дворяне; поместье передавалось сыновьям по наследству; часть земли после смерти владельца получали его жена и дочери; разрешалось давать поместье дочери в качестве приданого и обменивать поместье на поместье и на вотчину. При этом помещики не получили права ϲʙᴏбодной продажи земли (только по спец. царскому приказу), не могли они и заложить ее. Правда, допускался обмен большего поместья на меньшее, закрепляя возможность под прикрытием ϶ᴛᴏй сделки продавать поместные владения.

 

Дополнение:

В первую очередь в Соборном Уложении 1649 г. получило закрепление право феодальной собственности на землю. Законодатель выделил в отдельные главы вопрос о поместных и вотчинных землях. Помещики имели только правомочия владения и пользования в отношении своих поместий.

Вотчины по праву XVI–XVII вв. делились на несколько видов в соответствии с:

1) характером субъекта: дворцовые, государственные, церковные, частновладельческие.

2) способом приобретения: родовые, выслуженные и вотчинные. Причем статус родовых и выслуженных вотчин отличался от статуса купленных. Так, после смерти вотчинника родовые и выслуженные вотчины наследовались его сыновьями, дочерьми и родственниками, жена же покойного получала на прожиток только из купленных вотчин, лишь за неимением их ей назначалась часть их родовых и выслуженных в пожизненное владение или пока вдова не выйдет замуж. Для выкупа проданной, выменянной или заложенной родовой вотчины устанавливалось право родового выкупа, которое действовало в течение 40 лет (на купленные вотчины оно не распространялось). Уложение запрещало продавать, закладывать или отдавать на помин души вотчины монастырям и церкви. Помимо этого, если вотчинник уходил сам в монастырь, он должен был перед этим продать или передать свои вотчины родственникам.

Родовой выкуп технически осуществлялся одним лицом, от имени рода в целом, а не выкупившего его лица. Цена выкупной сделки обычно совпадала с ценой продажи. Особое внимание уделялось регламентации круга лиц, допускавшихся к выкупу проданной или заложенной вотчины: отстранялись от выкупа нисходящие родственники продавца, а также боковые, принимавшие участие в сделке.

Субъектом права собственности на купленные вотчины была семья (муж и жена), этот вид вотчин приобретался супругами совместно на их общие средства. Следствием являлся переход вотчины после смерти одного из супругов к пережившему его. Однако после смерти владевшей купленной вотчиной вдовы право на вотчину переходило не в род умершей, а в род мужа, что указывало на принадлежность этой формы землевладения не отдельному супругу, а именно супружеской паре.

Первоначальным условием пользования поместьем являлась реальная служба, которая начиналась для дворян с пятнадцати лет. По отношению к уже сложившемуся поместью складывалась презумпция, согласно которой наделенный землей должен был относиться к ней как к собственной, с чем связывались и его ориентации в сферах эксплуатации и распоряжения поместьем. Отметим, что в системе хозяйственных отношений поместье ничем не выделялось из ряда других хозяйственно-правовых форм, что являлось тенденцией к их сближению.

Уложению известен институт сервитутов – юридическое ограничение права собственности одного субъекта в интересах права пользования другого или других. Законодатель выделял:

1) личные сервитуты – ограничение в пользу определенных лиц, специально оговоренных в законе (например, потрава лугов ратниками, находящимися на службе, право на их въезд в лесные угодья, принадлежащие частному лицу);

2) вещные сервитуты – ограничение права собственности в интересах неопределенного числа субъектов (например, возможность возводить печь у стены соседского дома или строить дом на межи соседского участка).

 

  1. Восстание Степана Разина. Роль казачества в социальных движениях «бунташного века».

 

В правление Алексея Михайловича произошло окончательное оформление крепостного права, а также было принято несколько непопулярных решений (пошлина на соль, введение медных денег), что привело к росту народного недовольства.
Отмена Юрьева дня привела к массовым побегам на Дон. Осложнились отношения казачества с правительством. Запрет на походы на Черное и Азовское моря привел к усилению напряженности в казачьей среде. Еще со времен Смуты казачество представляло собой наиболее активную, и так сказать, взрывоопасную часть населения. Это объясняется тем, что на Дон издавна стекались недовольные из Центральных областей (существовало негласное правило “с Дона выдачи нет”, т. е. беглые крестьяне не выдавались своим бывшим хозяевам). Казаки были профессиональными военными и жили во многом за счет военной добычи, зачастую составляли отряды или шайки, и занимались грабежом. За сторожевую службу Москва присылала казакам хлебное и денежное жалованье, а также порох и свинец.


Кульминацией народных выступлений в XVII в. стало восстание казаков и крестьян под предводительством С. Т. Разина.

Движение это зародилось в станицах донского казачества. Степан Тимофеевич Разин пользовался огромным авторитетом. В 1667 г. он возглавил отряд в тысячу человек, который отправился в поход «за зипунами» на Волгу, а потом на р. Яик, где с боем был занят Яицкий городок. Летом 1668 г. уже практически 2-х тысячное разинское войско удачно действовало во владениях Персии (Ирана) на Каспийском побережье. Летом 1669 г. казаки разгромили у Свиного острова флот, оснащенный против них персидским шахом. Это очень осложнило русско-иранские отношения и обострило позицию правительства по отношению к казакам. С начала октября Разин через Астрахань возвратился на Дон, где был встречен с триумфом. Окрыленный фортуной, он занялся подготовкой нового похода под лозунгом «за хорошего царя» против «изменников-бояр» . Очередной поход казаков по Волге на север вылился в крестьянскую смуту. Военным ядром оставались казаки, а с притоком в состав отряда множества беглых крестьян, народов Поволжья — мордвы, татар, чувашей — социальная направленность движения резко изменилась. В мае 1670 г. отряд С. Т. Разина завладел городом Царицыным. Захватив его разинцы еще около 2-х недель находились в городке. Бои в низовьях Волги весной-летом 1670 года показали, что Разин был талантливым полководцем. 22 июня разинцами был а захвачена Астрахань. Без единого выстрела к разинцам перешла Самара и Саратов.

После этого разинцы начали осаду Симбирска. В конце августа 1670 года правительством была направлена армия для подавления восстания Разина. Месячное пребывание под Симбирском было тактическим просчетом Разина. Оно дало подтянуть сюда правительственные войска. В сражении под Симбирском Разин был тяжело ранен, а в последствии казнен в Москве.

Видимо одной из главных причин симбирского провала стало отсутствие в повстанческом войске постоянного состава. Стабильным в Разинской армии оставалось только ядро из казаков и стрельцов, многочисленные же крестьянские отряды, составлявшие основную массу восставших, то и дело приходили и уходили. Военного опыта у них не было, и за тот срок, что находились ни в рядах разинцев, накопить они его не успевали.

 

 

В историографии на настоящий момент не существует единого мнения о характере этого выступления. Для историков досоветского периода оно было «бунтом», антигосударственным движением. (Костомаров, Попов. Костомаров) .В советской историографии – крестьянская война. (Тихомиров, Степанов). В постсоветской – «социальное движение» - так как оно было неорганизованным и не меняло сути порядков в стране.(Буганов. Сокольский). Казачьи историки всех времён симпатизируют Разину, осуждая только его непомерную жестокость.

 

Крестьянская война в понимании советских историков (движения Болотникова, Разина, Пугачёва), например Буганова – крупные, длительные, массовые выступления крестьян, охватывающие большие территории, где происходили битвы повстанческих и государственных армий, где власть на определённый период переходила к восставшим. В крестьянских войнах ставился вопрос о власти, вырабатывались антикрепостнические требования, подрывались устои феодального общества и государства.

Национальные элементы + казаки + крестьянство, хотя интересы крестьянства и казачества противоречат друг другу (жалованье казаков за счёт крестьянского труда).

 

1667-1669 Поход за зипунами.

 

1670-1671 Антикрепостническое выступление. Цели: захват Москвы, уничтожение бояр и дворян, ликвидация крепостного права, установление казацкого уклада жизни по всей стране. Распространение восстания по Поволжью (Царицын, Астрахань, Самара, Саратов). Решающее сражение у Симбирска. Казнь Разина в Москве на Красной площади.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.228.109 (0.008 с.)