Куликовская битва и ее значение. Зарождение национального самосознания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Куликовская битва и ее значение. Зарождение национального самосознания.



В 70-х годах ХIV в. важнейшей политической задачей для Руси стала решительная борьба с Ордой. Тем более что в это время Орда переживала период феодальной раздробленности, в ней происходили постоянные междоусобицы, один хан сменял другого. Этим воспользовался литовский князь Ольгерд, и в 1362 г. Орда утратила контроль над Киевом, Черниговом и Волынью.

 

Фактическим правителем Орды в 60-х годах стал темник Мамай. Умный, жестокий, хитрый правитель, он сумел объединить большую часть территории Золотой Орды. Во второй половине 70-х годов участились набеги ордынцев на русские земли. В 1377 г. они опустошили Нижегородскую, а затем Рязанскую земли.

 

В 1378 г. Мамай послал на Русскую землю войско в 40 тысяч человек во главе с мурзой Бегичем. Полчище Бегича вторглось в Рязанское княжество, но главной его целью была Москва. Дмитрий Иванович сам возглавил силы для отпора. Войска русского князя и Бегича встретились на реке Воже (близ Рязани). Сражение закончилось победой русской дружины. Бросив огромный обоз, монголы бежали. Впервые русские победили монголов в крупном сражении. Но битва на реке Воже явилась только разведкой, пробой сил с обеих сторон. Началась подготовка к решительному сражению, которое произошло через два года на Куликовом поле.

 

Новый поход, по замыслу Мамая, должен был стать решающим: он надеялся восстановить власть Орды над Русью, разгромить Московское княжество, ограбить русские земли и возобновить уплату дани. Подготовка к походу заняла два года. Мамай заключил союз с литовским князем Ягайло и рязанским князем Олегом. Была проведена мобилизация не только в Орде, но и в подвластных ей землях Поволжья и Северного Кавказа, затрачены большие средства на наем воинов в генуэзских колониях в Крыму. В результате Мамаю удалось собрать войско, состоящее из наемников — представителей всех мировых религий. Готовилась и Москва. Князь Дмитрий собрал все полки Северо-Восточной Руси, не пришли лишь князья Рязани, Твери, Смоленска, Великого Новгорода. Численность русских войск, по данным летописи, составляла 400 тысяч человек. Современные историки называют цифру в 100 тысяч. Примерно столько же было у Мамая. Перед выступлением в поход Дмитрий Иванович получил благословение от настоятеля Троицкого монастыря Сергия Радонежского. Монахи-богатыри Пересвет и Ослябя участвовали в битве.

 

В конце августа 1380 г. русское войско выступило из Коломны и 6 сентября подошло к берегам Дона. После совещания князья решили перейти Дон, чтобы отрезать себе путь к отступлению. В ночь с 7 на 8 сентября Дон был перейден.

 

Куликово поле находилось в излучине при впадении реки Непрядвы в Дон. С трех сторон поле ограничивали реки, Мамай мог атаковать только со стороны Красного холма. Дмитрий выстроил войска следующим образом: на правом крыле стоял полк правой руки, в центре тесным строем встала пешая рать — большой полк, слева — полк левой руки, впереди большого полка стал сторожевой полк, который должен был первым принять бой. В Зеленой Дубраве расположился отборный засадный полк под командованием воеводы Боброка Волынского и серпуховско-боровского князя Владимира Андреевича. Боевой порядок ордынцев состоял из пехоты в центре и конницы на флангах.

Битва началась 8 сентября 1380 г. в 11 часов утра. Вначале был поединок богатырей Пересвета и Челубея (Темир-мурзы). Они сшиблись с такой силой, что оба сразу упали мертвыми. Ордынцы сильным ударом уничтожили сторожевой полк, но он выполнил свою задачу — лучники не смогли внести замешательство в ряды русских. Главный удар ордынская конница нанесла большому полку. Несмотря на тяжелые потери, воины большого полка выстояли. Князь Дмитрий в одежде простого воина сражался в самом центре русского строя. На правом фланге все атаки противника были отбиты, но строй полка левой руки был прорван, в прорыв устремилась татарская конница. Враги стали обходить большой полк, стремясь прижать его к реке. Но в решающий момент засадный полк под командованием серпуховско-боровского князя Владимира Андреевича и опытного воеводы Боброка нанес мощный удар по тылу ордынцев. Ордынская конница обратилась в бегство, смяв при этом свою пехоту. Мамай бежал одним из первых, позже он был убит в Крыму. В течение всего дня русские преследовали бегущего противника.

 

Основными причинами победы русских войск в Куликовской битве были:

1. объединение русских земель, центром которых стала Москва, что позволило князю Дмитрию Ивановичу выставить против Мамая общерусское войско;

2. освободительный характер борьбы русского народа против ордынского ига;

3. массовый героизм, мужество и стойкость русских воинов;

4. ратное искусство князя Дмитрия Ивановича, проявившееся и в разработке стратегического плана войны с Мамаем, и в постановке оперативно-тактических задач, и в организации мобильной и дисциплинированной армии, в выборе места битвы, в построении русских войск перед боем.

 

Значение Куликовской битвы трудно переоценить:

1. хотя свергнуть ордынское иго не удалось, эта историческая задача была поставлена в повестку дня, и ее осуществление стало делом времени;

2. был развеян миф о непобедимости Золотой Орды;

3. после разгрома Мамая ускорился процесс распада Орды;

4. Куликовская битва укрепила роль Москвы как центра объединения всех русских земель в единое государство;

5. самое главноеКуликовская победа положила начало духовному возрождению, росту самосознания русского народа.

 

Однако ордынская зависимость еще не была ликвидирована. В 1382 г. на Москву напал хан Тохтамыш и сжег ее, перебив жителей. Москве пришлось возобновить выплату дани. В 1389г. умирает Дмитрий Донской. В своем завещании он передает власть своему старшему сыну Василию I, не спрашивая позволения ордынского хана

 

1.3.7* Культура Руси в XII – XV вв.

1. XII-XIII вв.

Эпоха феодальной раздробленности была временем дальнейшего развития древнерусской культуры. Продолжали сохраняться и развиваться общие традиции и принципы, сложившиеся в период существования единого государства. Наряду с этим в различных землях и княжествах шел процесс формирования местных художественных школ в литературе, архитектуре и живописи.

Архитектура. Важнейшим культурным центром Руси XII - начала XIII вв. стала Владимиро-Суздальская земля. Правители этой земли не жалели сил и средств на строительство религиозных и светских сооружений. Белокаменные владимирские храмы — Успенский и Дмитриевский, церковь Покрова-на-Нерли, великолепные соборы Суздаля, Юрьева-Польского стали образцами для других русских земель. Закладывались новые крепости, каменные дворцы, палаты богатых людей в Чернигове, Галине, Пскове, Суздале. Камень, как правило, был украшен резьбой. Храмы ставили на высоких холмах, они сочетались с природным ландшафтом. Город Владимир был окружен каменной стеной с позолоченными Золотыми воротами.Во Владимиро-Суздальском княжестве перед зодчими ставилась цель создания величественных, монументальных сооружений, выражающих идею могущества княжеской власти.

 

Иные задачи стояли перед мастерами в Новгородской земле. Новгородская элита, на деньги которой строились церкви в этой части Руси, предпочитала более скромные по внешнему виду храмы и молельни. В противоположность строгой простоте наружных стен новгородских церквей, внутренность храма покрывалась многоцветной фресковой живописью.

Ремесло. Высокого уровня развития в этот период русской истории достигает ремесло. Широко известны великолепные по качеству изделия русских оружейников, кольчужников, стеклодувов, ткачей. Выдающимся феноменом мастерства русских средневековых ювелиров стали изделия, выполненные в стиле знаменитой киевской перегородчатой эмали.

Иконопись. Получила распространение и иконопись. Икона — это изображение на специально обработанных досках почитаемых церковью святых. На Руси строгая византийская техника иконописи испытала влияние древнерусской культуры, которая привнесла мягкость, глубину, лирику в аскетические византийские каноны. Древнейшим дошедшим до нас памятником иконописи является икона «Владимирской Богоматери». Она была названа так после перенесения иконы Андреем Боголюбским из Киева во Владимир. Один из древнейших сохранившихся памятников владимиро-суздальского искусства иконописи — главный «Деисус», написанный в конце XII в. («Деисус» означает «моление»). К этой же школе иконописи относится и икона «Оранта». Дошли до нас новгородские иконы: «Ангел Златые Власы», «Спас Нерукотворный», «Успение Богородицы» (все — XII в.), на которых изображены страсти божественные и людские. Дмитровский собор во Владимире украшали фрески «Страшного суда».

 

Летописание. Важным жанром литературы продолжало оставаться летописание. Многие предания вошли в летопись «Повесть временных лет» (XII в.), ставшую главным трудом по истории Руси. Она была написана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в 1113 г. Человек высокообразованный для своего времени, талантливый писатель и глубокий историк, он ставит вопрос о происхождении Русского государства и его развитии: «Откуда есмь пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская земля стала есть». Нестор не только сообщает факты, но и делает философско-религиозные обобщения, показывает историю Руси и княжеской власти Киевского государства на фоне мировой истории. Он описывает бояр, посадников, дружинников, монахов, говорит о военных походах, восстаниях, княжеских усобицах, жизни простого народа. Нестор осуждает убийства, предательство, хвалит честность и смелость. Все события летописец оценивает с позиций религиозной морали и государственности. Нестор оставил также два других выдающихся произведения: «Сказание о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия». В 1118 г. при Мономахе игумен Сильвестр написал новый свод, где были особо описаны деяния Владимира Мономаха. Наибольшую известность получило «Поучение детям» Владимира Мономаха, главная цель которого — необходимость борьбы с княжескими междоусобицами. Мономах рисует образ идеального князя, заботящегося о могуществе земли Русской. В произведении «Хождение игумена Даниила на Восток» описывается длинный, трудный путь ко гробу Господню в Палестину. По мере распада Руси появляются центры местного летописания в Смоленске, Пскове, Галиче, Владимире, Суздале и других городах. Местные летописи писали по заказу князя приближенные бояре или дружинники. Они рассказывали о жизни князя и его семьи, его взаимоотношениях с боярами, другими князьями и т. п. Местные летописи отличались предметом повествования, стилистикой. В Киеве появилась библиотека летописных сводов.

 

Литература. Наиболее известным литературным памятником Руси XII в. справедливо считается знаменитое «Слово о полку Игореве» ( XII в.), чье содержание проникнуто сознанием необходимости единения Русской земли, прекращения братоубийственных распрей и междоусобиц.. В произведении рассказывается о походе князя Игоря Святославовича в 1185 г. против половцев. Первое сражение закончилось победой русских войск. Во втором сражении русское войско потерпело поражение, а Игорь попал в плен. Половцы опустошили левобережье Днепра. Неизвестный автор «Слова...» преодолел узость интересов своего княжества и выступил с позиций общерусских интересов, он ратует за единство всех русских князей в борьбе против кочевников и осуждает тех из них, кто не пришел на помощь Игорю. Это поэтическое повествование о мужестве русских людей и плач по погибшим.

Выделяются связанные между собой два произведения: «Слово» и «Моление». Как полагают ученые, они написаны — одно в XII в., другое в XIII в. — двумя авторами, носившими имя Даниил и называвшими себя Заточниками. Оба из заточения обращаются к своим князьям, оба ратуют за сильную княжескую власть.

 

Эпоха феодальной раздробленности была временем дальнейшего экономического и культурного развития русских земель. К началу XIII в., по мнению историков, можно говорить о складывании в Восточной Европе как важного этнокультурного целого древнерусской народности. Однако Русская земля не была надежно защищена от сильного вмешательства извне. Если русские княжества более или менее успешно противостояли половецким кочевникам на Юге и крестоносцам на Западе, то они совершенно оказались не готовы дать отпор хлынувшим с востока в XIII в. войскам Чингисхана и его наследников.

  1. XIV-XV вв.

Летописание. В конце XIII в. возобновляется местное летописание в Ростове Великом, Рязани, Твери, Пскове, Новгороде. Летописи составляются при дворах князей, митрополитов, в монастырях. В них находят отражение жизнь, быт и взгляды бояр, духовенства и даже простых людей. Например, новгородские летописи часто описывали восстания «меньших» людей против «больших». В XIV—XV вв. больше всего летописей составляется в московских монастырях, переписываются Евангелия, жития святых, поучения. Московские князья стремились превратить Москву не только в политический, но и культурный центр Руси. Уже при Иване Калите в Москве возобновляется каменное строительство, и основанный этим князем в Кремле Спасский монастырь становится центром летописания и книжности. Летопись продолжала и в XIV в. быть ведущим жанром русской литературы. Со второй половины XIV в. московское летописание приобретает общерусский характер и последовательно проводит идею преемственности власти московских князей от великих князей киевских и владимирских, ведущей роли Москвы в объединительном процессе и сопротивлении ордынцам. Подъем народного самосознания после Куликовской битвы отразился во всех сферах жизни и особенно в литературе. Куликовской битве были посвящены целый цикл летописных повестей и сказаний, «Сказание о Мамаевом побоище» и поэма «Задонщина», написанная по образцу «Слова о полку Игореве».

Литература. В литературе главными темами были героическая и биографическая (жития). В повести «Житие святого Александра Невского» князь изображен идеальным правителем; немало повестей посвящено князьям, погибшим в Орде. В конце XIV в. во многих произведениях говорится о борьбе с Ордой: «Задонщина», «Тохтамышево разорение 1382 года» и др. Автор «Задонщины» образно сравнивает Куликовскую битву с походом князя Игоря против половцев (1185). В «Сказании о Мамаевом побоище» автор поэтически описывает саму битву.

В житиях митрополитов Петра, Алексея прославляется деятельность этих сторонников возвышения Москвы, описываются их подвиги. Русская литература затрагивает и вечную тему — любви к Богу и к ближнему. В конце XV в. на основе муромских сказаний возникает замечательное произведение «Повесть о Петре и Февронии». Крестьянская девушка Феврония исцелила муромского князя Петра от тяжелой болезни, стала его супругой. Они претерпели много испытаний, но любили друг друга и умерли в один день.

Архитектура. В XIV-XV вв. формируется московскаяархитектурная школа. Московский Кремль при Дмитрии Донском был окружен первой в Северо-Восточной Руси белокаменной крепостью. Ранняя московская архитектура вобрала в себя лучшие традиции владимирского и северо-западного (прежде всего, псковского) зодчества. Уникальными памятниками этой архитектуры являются построенные в начале XV в. Собор Успения на Городке в Звенигороде, храмы Троице-Сергиева, Саввино-Сторожевского и Андроникова монастырей.

Значительное воздействие на развитие русской архитектуры оказала перестройка Московского Кремля при Иване III. В этой работе принимали участие, как русские зодчие, так и архитекторы, приглашенные из Италии. В 1479 г. архитектор Аристотель Фиораванти завершил строительство главного храма Российского государстваУспенского собора в Кремле. Образцом для этого храма послужил Успенский собор во Владимире, что должно было подчеркивать идею преемственности власти великих владимирских и великих московских князей. При участии итальянских зодчих Строительство велось под руководством итальянских мастеров (Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо, Алевизе Миланце) были построены Архангельский собор и храм Иоанна Лествичника, Грановитая палата ( архитекторы Руффо и Солари), дворец великого князя (не сохранился) и кремлевские стены и башни. Новый Кремль воплощал идею могущества и силы молодого Российского государства. Псковские зодчие возвели замечательные церкви: Благовещения и Ризоположения.

Живопись. Русская живопись в XIV—XV вв. достигла невиданного расцвета. Образы святых стали средством передачи человеческих чувств. Человек и его духовный мир — центральная тема русской живописи.

Конец XV — начало XVI вв. — время расцвета древнерусской живописи. В это время на Руси работают гениальные художники Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев, Даниил Черный, Дионисий. Небывалый взлет русского искусства на рубеже XIV-XV вв. связывают с духовным влиянием игумена Сергия Радонежского и общим подъемом национального самосознания, связанного с Куликовской битвой.

Великим художником был Феофан Грек, приехавший из Византии в 70-х годах XIV в. в Новгород. Здесь он расписал церковь Преображения на Ильиной улице, а в Москве — церковь Рождества Богородицы, Архангельский и Благовещенский соборы. На фресках Феофана Грека лики святых полны внутренних переживаний, сомнений, отражают стремление к возвышенному. До нашего времени дошли лишь иконы «Деисус» в Благовещенском соборе.

В росписи Благовещенского собора участвовал и яркий представитель московской школы живописи Андрей Рублев. Сначала он был монахом в Троицкой лавре, потом перешел в московский Андроников монастырь (где и похоронен). Из его работ сохранилось немногое. Наиболее известными из произведений Андрея Рублева являются фрески Успенского собора во Владимире и икона «Троица», написанная в память Сергия Радонежского, для главного собора, основанного им монастыря. Со своим другом Даниилом Черным он расписывал Успенский собор во Владимире, потом работал над фресками Троицкого собора Троице-Сергиева и собора Спасо-Андроникова монастырей.

Самая известная работа Рублева — «Троица» (икона из Троицкого собора). На иконе изображены три прекрасных юноши -ангела. Фигуры как бы вписаны в восьмиугольник, а число «8» означало «вечную жизнь». Икона выражает идею согласия и человеколюбия, нравственной чистоты и совершенства.

На рубеже XV-XVI вв. работал выдающийся иконописец Дионисий. Со своими помощниками он расписывал Успенский собор Московского Кремля, монастырские храмы Пафнутьева-Боровского, Иосифо-Волоколамского и Ферапонтова монастырей. Из мастерской Дионисия происходят также житийные иконы, посвященные русским святым: митрополитам Петру и Алексею, Сергию Радонежскому, Дмитрию Прилуцкому. Эти иконы содержат помимо изображения святого изображения отдельных эпизодов из его жития, размещенные в виде рамы, состоящей из ряда клейм — небольших изображений.

В XV в. на иконах помимо традиционных сюжетов из Библии, житий святых все чаще появляются пейзажи (леса и горы), портреты, батальные сцены.

 

С XIV в. начинается возрождение русской культуры, обусловленное освобождением русских земель от ордынского ига, образованием Русского централизованного государства и успехами хозяйственного развития. Постепенно начинает складываться общерусская культура.

Устное народное творчество XIV—XV вв. — былины, песни, пословицы, сказки и пр. — отражало представление русских людей о своем прошлом. Окончательно складывается киевский былинный цикл о Владимире Красное Солнышко, Илье Муромце, богатырях. Ведущей темой произведений устного народного творчества в этот период становится борьба против монголо-татарского нашествия и ордынского ига. Среди них особенно выделяются сказания о рязанском богатыре Евпатии Коловрате, о битве на Калке, о Куликовской битве. Расцветает новый жанр устного народного творчества — исторические песни. В них, в отличие от былин, герои и события были взяты из реальной жизни.

 

 

1.4 Российское государство во второй половине XV – начале XVII вв.

1.4.1 Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти.

Особенности и этапы образования единого Российского государства

В конце XIII — начале XIV в. на Руси начинается процесс преодоления феодальной раздробленности, возникают предпосылки для образования централизованного государства. В отличие от Западной Европы, на Руси этот процесс имел ряд особенностей:

 

  1. монголо-татарское нашествие прервало наметившиеся в XIII в. объединительные процессы. Борьба за свержение монгольского ига определяла само существование Руси как самостоятельного государства. Политические задачи объединения отдельных княжеств в единое государство стали определяющими;

 

  1. развитие городов и внутренней торговли не достигло такого уровня, как на Западе, еще не возникли буржуазные отношения, а именно этот фактор стал главной социально-экономической предпосылкой создания единых государств в Западной Европе;

 

  1. единое государство на Руси складывалось на основе многих народностей, и к началу XIV в. Российское государство носило многонациональный характер;

 

  1. процесс объединения русских земель в единое государство был обусловлен необходимостью защиты от внешних врагов — татар, турок, поляков, немцев и т. д.

 

Можно выделить следующие этапы образования единого Российского государства:

первый этап — конец XIII — 80-е гг. XIV в. — хозяйственный подъем в русских землях, возвышение Московского княжества и начало объединения русских земель вокруг Москвы;

второй этап — 80-е гг. XIV — вторая четверть XV в. — дальнейшее объединение земель вокруг Москвы, борьба великого московского князя с московскими удельными князьями;

третий этап — вторая половина XV — начало XVI в. — образование единого государства.

1.4.1. Завершение объединения русских земель и образование Российского государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1933; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.031 с.)