Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешняя политика при Александре III.

Поиск

Александр III сам руководил внешней политикой Российс­кой империи. В 1882 г. министром иностранных дел был на­значен старый чиновник-дипломат П.К. Гире, строго выпол­нявший указания императора. Царь придерживался весьма осторожной внешней политики, считая, что «у России нет друзей, кроме Черногории», а «наши союзники — лишь ар­мия и флот». Политика его была пассивно-выжидательная, ее курс менялся в зависимости от личных симпатий царя. Ос­новными задачами внешней политики России в 80—90-х го­дах были:

> укрепление влияния на Балканах;

> поддержание мирных отношений со всеми странами;

> поиск надежных союзников;

> установление границ на юге Средней Азии;

> закрепление России на новых территориях Дальнего Во­стока.

В конце XIX в. на международную арену вышли быстро раз­вивающиеся страны: Германия, США, Япония. Они остро нуждались в новых территориях, рынках сбыта. Проблема «пе­редела» уже поделенного мира и определила основные про­тиворечия между ними и старыми колониальными держава­ми. После Берлинского конгресса на Балканах усилились позиции Германии и Австро-Венгрии. В 1881 г. Россия, следуя курсу прежних лет, подписала договор с Австро-Венгрией и Германией, продлив тем самым "Союз трех императоров" (начало ему было положено в 1873 г.). Однако между Россией и Австро-Венгрией велась острая борьба за преобладание на Балканах. К концу 70-х годов «Союз трех императоров» изжил себя.

В 1879 г. Австро-Венг­рия и Германия втайне заключили союз, направленный про­тив России и Франции. В 1882 г. к нему присоединилась Ита­лия (утверждено в 1894 г.). Так возник Тройственный союз — военная группировка в центре Европы (его организатором был рейхсканцлер германской империи Бисмарк). В 1886 г. Россия была вынуждена разорвать дипломатические отношения с Болгарией, где к власти пришла группировка, придерживавшаяся австро-германской ориентации.

В 1887 г. отношения между Россией и Германией серьезно обострились, началась тамо­женная война. Германия повышала пошлины на ввоз русского хлеба, Россия — на германские промышленные изделия. В ответ последовало сближение России с Фран­цией. В 1891—1893 гг. оформился франко-русский союз, была подписана военная конвенция. Все это помогло восстановить равновесие в Европе, утвердить на долгий период мир и со­гласие. В 1880-1890-х гг. русское правительство вынуждено было отказаться от активных действий на Балканах. Благодаря мирным усилиям Александра III удалось избежать войны с Австро-Венгрией и на Балканах, предотв­ратить военный конфликт между Германией и Францией.

 

 

На юге главной задачей стало окончание войны в Средней Азии, установление твердых границ с Афганистаном. После долгих переговоров с Англией в 1895 г. документально были оформлены окончательные границы России с Афганистаном.

 

Все большее место во внешней политике России начинает занимать Дальний Восток (в начале XX в. это привело к русско-японской войне).

На Дальнем Востоке быстро развивающаяся Япония в 1895 г. разгромила Китай. Навязанные в результате этого условия договора были грабительскими не только по отношению к Китаю. Утверждение Японии, в соответствии с договором, в Корее и Маньчжурии создавало угрозу для России на Даль­нем Востоке. Россия вынуждена была вмешаться. В 1896 е между Россией и Китаем был заключен договор об оборони­тельном союзе и о постройке Россией Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Россия арендовала у Китая на 25 лет Ляодунский полуостров с городами Порт-Артур и Даль­ний и получила право строить здесь военные укрепления, держать сухопутные и морские силы. Русское правительство ввело войска в Маньчжурию, активно вмешивалось во внут­ренние дела Китая и Кореи. Если в Европе русская диплома­тия вела расчетливую политику, добиваясь сохранения мира, то на Дальнем Востоке политика русского правительства была недостаточно продуманной.

1880—90-е г.г. были важнейшим этапом в складывании военных блоков, столкнувшихся друг с другом во время Первой мировой войны.

При Александре III Россия практически не вела войн (не считая взятия Кушки в 1885 г., завершившего присоединение Средней Азии). Это доставило Александру III популярное в консервативных кругах имяМиротворца.

3.2.6* Культура народов России во второй половине XIX в. Вклад российской культуры XIX в. в мировую культуру.

Грандиозные перемены, происшедшие в экономическом и общественно-политическом укладе России в эпоху Великих реформ, мощно повлияли на культурное развитие страны. Превращение миллионов крепостных в полноправных граждан, становление местного самоуправления и местного суда, бурное развитие капитализма обострили спрос на образование, стали могучим стимулом научного и технического прогресса. Именно со второй половины XIX в. люди, профессионально занимавшиеся умственным трудом, стали восприниматься в России как особый общественный слой — интеллигенция. Интеллигенцию сформировали выходцы из различных сословий (прежде всего — из дворянства и духовенства), которых официальная терминология XIX в. именовала "разночинцами". Социальные контрасты России, культурный разрыв между образованными классами и народом, отчужденность русского общества в условиях самодержавия от политической жизни формировали в интеллигентской среде особую мораль и мировоззрение. Большинство интеллигентов болезненно переживало свой отрыв от народа, стремилось помочь ему, придерживалось атеистического и материалистического мировоззрения, тяготело к крайним мерам, было враждебно настроено по отношению к церкви и государству. Взгляды и пристрастия интеллигенции наложили сильный отпечаток на культурное развитие России второй половины XIX в.

Просвещение и печать

В течение второй половины XIX в. значительно повысился уровень грамотности народа: в 1860-е гг. читать умело лишь 6% населения, в 1897 г. — 21 %. В первые годы после крестьянской реформы бурно росло число церковных школ для народа. Впоследствии их вытеснили государственные и земские школы, лучше обеспеченные и организованные. Там, где не было ни церковных, ни земских, ни государственных школ, крестьяне в складчину заводили свои школы. В распространении просвещения среди взрослых большую роль сыграли воскресные школы. Несмотря на все усилия, число грамотных людей в России далеко не соответствовало потребностям молодого российского капитализма. Причиной тому был и недостаток средств, выделяемых на нужды образования, и соперничество между светской и церковной школой.

Значительно шагнуло вперед среднее образование: его давали классические гимназии (в них упор делался на гуманитарные предметы) и реальные гимназии (впоследствии — реальные училища), в которых больше внимания уделялось естественным и точным наукам. Число гимназий и училищ во второй половине XIX в. значительно увеличилось. Было основано в эту эпоху и два новых университета — Томский и Новороссийский (в Одессе) — однако главное внимание уделялось специальным высшим учебным заведениям. Их было основано около тридцати, в том числе Московское высшее техническое училище, Петровско-Разумовская сельскохозяйственная академия и др. В пореформенной России возникают и женские высшие учебные заведения — курсы профессора В.И.Герье в Москве и профессора К.Н.Бестужева-Рюмина в Петербурге.

Политика правительства в сфере просвещения характеризовалась значительными колебаниями. Университетская реформа 1863 г. вернула университетам автономию. Однако среднее образование уже в 1871 г. подверглось реакционному переустройству: в классических гимназиях значительно усилилось преподавание мертвых языков (латыни и древнегреческого), а реальные гимназии превратились в училища, из которых нельзя было поступить в университет. Был ужесточен правительственный надзор за студенчеством, за земскими начальными школами.

В 1883 г. университеты вновь лишились автономии, гонениям подверглись женские курсы. В 1887 г. министр народного просвещения издал получивший скандальную известность "циркуляр о кухаркиных детях". На пороге XX в. правительство пыталось восстановить порядки Николая I, придавая образованию сословный характер.

С 1880-х гг. при поддержке правительства усиленно создавались церковные школы для народа — в них власти видели охранительную силу, пытались с их помощью вытеснить земскую школу. Колебания и зигзаги правительственной политики болезненно отражались на культурном развитии страны.

Распространению просвещения способствовали публичные библиотеки, музеи, всевозможные курсы и кружки, учреждавшиеся различными общественными организациями. Радикальная интеллигенция нередко использовала просветительские организации для пропаганды своих взглядов, а правительство стесняло их деятельность. В пореформенную эпоху был создан ряд крупнейших музеев — Исторический музей и Третьяковская картинная галерея в Москве, Русский музей в Петербурге.

В 1890 г. Россия стала третьей в мире (после Германии и Франции) страной по количеству названий выпускаемой литературы. Издатели К.Т.Солдатенков, Ф.Ф.Павленков занимались популяризацией научных идей, публиковали авторов демократической ориентации. Магнат прессы А.С.Суворин сосредоточил в своих руках крупнейшее издательство и популярную газету "Новое время". И.Д.Сытин выпускал дешевую литературу для народа.

Главным рупором общественного мнения была периодическая печать. Тон задавали "толстые" (литературные и общественно-политические) журналы. Вторая половина 1850-х — начало 1860-х гг. были временем триумфа радикальных органов — "Современника" (руководители — Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов) и "Русского слова" во главе с Д.И.Писаревым. Эстафету у Чернышевского и Писарева переняли в 1868г. "Отечественные записки" (руководители — Н.А.Некрасов и М.Е.Салтыков-Щедрин), в 1884 г. закрытые правительством за политическую неблагонадежность. В дальнейшем левый фланг русской публицистики был представлен народническими органами — "Русской мыслью" и "Русским богатством", а наиболее видными авторами этого направления были Н.К.Михайловский, Н.В.Шелгунов и др.

Лидером либеральной публицистики во второй половине 1850-х гг. был "Русский вестник" М.Н.Каткова, в дальнейшем подобную роль стал играть "Вестник Европы" М.М.Стасюлевича. Катков же, перейдя на охранительные позиции, своим главным органом сделал газету "Московские ведомости". Популярны были исторические журналы — "Русская старина" М.И.Семевского, "Русский архив" П.А.Бартенева. К 1891 г. в России существовало 227 журналов и 296 газет, тиражи журналов доходили до 10 тыс., газет — до 25 тыс.

Наука

Солидная база, созданная развитием науки и просвещения в первой половине XIX в., потребности капиталистической экономики в пореформенной России способствовали блестящим успехам естественных и точных наук во второй половине XIX в. Мировую известность приобрели исследования математика П.Л.Чебышева, физиков А.Г.Столетова и П.Н. Лебедева.

Величайшим научным открытием стал периодический закон химических элементов, сформулированный Д.И.Менделеевым. А.М.Бутлеров провел глубокие исследования в сфере органической химии. Психологию и высшую нервную деятельность животных и человека изучали И.И.Сеченов и И.П. Павлов. И.И.Мечников работал в сфере бактериологии. Значительные успехи были достигнуты и в географических исследованиях: Н.М.Пржевальский изучал Центральную Азию, Н.Н.Миклухо-Маклай — Океанию.

Вторая половина ХГХ в. ознаменовалась рядом технических открытий: Г.Ш.Яблочков и А.Н.Лодыгин сконструировали электрические лампы, А.С.Поповрадиоприемник В 1880-е гг. была построена первая в России электростанция, электричество стало применяться при освещении городов. Входят в быт телеграф и телефон.

Блестящие достижения точных и естественных наук укрепляли в среде интеллигенции культ разума, науки, точных знаний. Многие выдающиеся русские ученые были атеистами и материалистами. Материалистических взглядов в философии и социологии придерживались Чернышевский, Добролюбов, Писарев.

Иную позицию занимали позитивисты: они считали, что человек не должен задаваться общими философскими вопросами (например, о том, что первично — материя или сознание), а должен сосредоточиться на конкретных научных исследованиях. Позитивистами были многие либералы, в том числе видный философ К.Д.Кавелин, близок к этому течению был и Н.К.Михайловский.

Материалистам и позитивистам противостояли религиозные философы, наиболее яркими из которых были К.Н.Леонтьев (1831-1891) и Вл.С.Соловьев (1853-1900). И Соловьев и Леонтьев утверждали, что человек и весь материальный мир созданы Богом и подвластны ему. Леонтьев обосновывал с помощью этой идеи необходимость самодержавной власти и общественного неравенства, говорил о неизбежности страданий и несправедливости. Соловьев же считал идею Бога основой для внесения в жизнь начал добра, справедливости, милосердия.

Во второй половине XIX в. на значительную высоту поднялась российская историческая наука. Великий историк С.М.Соловьев создал фундаментальную «Историю России с древнейших времен". Следуя взглядам Гегеля, он изобразил русскую историю как борьбу противоположностей — созидательного государственного начала и разрушительных антигосударственных тенденций (народных бунтов и др.). Ученик Соловьева В.О.Ключевский, близкий по взглядам к позитивистам, больше внимания уделил народной жизни, быту, социально-экономической истории и изложил результаты своих исследований в блестящем "Курсе русской истории".

Литература и искусство

Литература пореформенной эпохи опиралась на традиции "золотого века" русской литературы — эпохи Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Социальная напряженность второй половины XIX в., предвещавшая грандиозные катастрофы, колоссальные психологические перегрузки, которые испытывал человек пореформенной России, заставляли великих писателей задумываться над самыми глубокими вопросами — о природе человека, о смысле жизни, о сущности бытия. Вершиной русской литературы стали произведения Ф.М.Достоевского (1821-1881) — "Униженные и оскорбленные", "Преступление и наказание" и Л.Н.Толстого (1828-1910) — "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресение". Творчество Толстого и Достоевского неотделимо от их религиозных исканий.

Чутко реагировал на изменения в духовной атмосфере России И.С.Тургенев (1818-1883): его роман "Отцы и дети" отразил раскол между различными поколениями русского общества и выход на общественную сцену нового героя — интеллигента-разночинца. Проникнуть в глубины народного миросозерцания стремился Н.С.Лесков: поприщем же М.Е.Салтыкова-Щедрина была сатира. В 1880-е гг„ известность приобрели произведения А.П.Чехова (1860-1904) и В.М.Гаршина (1855-1888), отразившие уныние и растерянность, которые охватили в эти годы интеллигенцию.

Демократический дух 1860-х гг. с особой силой сказался в развитии русской живописи. В 1863 г. группа выпускников Академии художеств отказалась от участия в конкурсе на золотую медаль, не желая создавать, как было принято, картины на религиозные и мифологические сюжеты. В 1870 г. участники протеста организовали "Товарищество передвижных выставок": следуя популярным в среде интеллигенции просветительским настроениям, они намеревались знакомить со своей живописью самые широкие слои русского общества.

К числу передвижников принадлежали И.Н.Крамской (1837-1887), мастер портретной живописи, В.Г.Перов (1833-1882), создававший сатирические и обличительные картины ("Сельский крестный ход на Пасху" и др.). Крупнейшей фигурой среди передвижников был И.Е.Репин (1844-1930), поразивший современников такими полотнами, как "Бурлаки на Волге", "Не ждали", "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".

Обращение к российской истории было весьма характерно для передвижников — оно стимулировалось их демократической ориентацией, интересом к разным аспектам народной жизни. Знаменитые картины на историческую тематику были написаны В.И.Суриковым ("Утро стрелецкой казни", "Боярыня Морозова").

Большую роль в художественной жизни России играла деятельность богатых предпринимателей-меценатов, например, П.М. и С.М. Третьяковых, передавших свою галерею в дар Москве. Акции меценатов ярко свидетельствовали о повышении культурного уровня и общественного веса молодой русской буржуазии.

Демократический дух 1860-х гг. заметно отразился и на развитии музыки и театра. Композиторы М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, М.А.Балакирев, Н.А.Римсский-Корсаков (за ними утвердилось название "Могучая кучка", данное критиком В.В.Стасовым) создавали оперы, используя сюжеты из русской истории и народные песни. В Москве и Петербурге в 1860-е гг. открылись первые русские консерватории.

Наиболее крупным русским драматургом второй половины XIX в. был А.Н.Островский, пьесы которого бичевали общественные пороки. Творчество Островского неразрывно связано с Малым театром в Москве. Здесь играли великие актеры П.М.Садовский, А.П.Ленский, М.Н.Ермолова. Выделялся также Александрийский театр в Петербурге.

Поворот в общественных настроениях, произошедший в начале 1880-х гг., заметно сказался на развитии художественной культуры. Усилилась тяга к осмыслению религиозных идей: это, в частности, выразилось в росписях Владимирского собора в Киеве, выполненных В.М.Васнецовым, М.В.Нестеровым, М.А.Врубелем. М.А.Балакирев, Н.А.Римский-Корсаков, а также П.И.Чайковский создавали религиозные музыкальные произведения. Творчество Чайковского 1880-1890-х гг. — балеты "Спящая красавица", "Щелкунчик " — стали одной из вершин русской музыки.

В архитектуре шел поиск национального стиля, использовалисьэлементы русского зодчества XVII в. В этом стиле было выстроено здание Исторического музея в Москве (архитектор В.О.Шервуд, 1875), Верхние торговые ряды — ныне ГУМ (А.Н.Померанцев, 1892), Городская дума Москвы (Д.Н.Чичагов, 1890-1892).

Пореформенная эпоха стала временем высоких культурных достижений, подготовила почву для духовного расцвета рубежа XIX- XX вв. — "серебряного века" русской культуры.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.101.251 (0.013 с.)