ТОП 10:

Реформы Ивана IV Грозного. «Избранная Рада».



Годы боярского правления.После смерти в 1533 г. Василия III на великокняжеский престол вступил его трехлетний сын Иван IV. Фактически государством управляла его мать Елена, дочь князя Глинского — выходца из Литвы. И в годы правления Елены, и после ее смерти в 1538 г. (есть предположение, что она была отравлена) не прекращалась борьба за власть между боярскими группировками Вельских, Шуйских, Глинских.

Боярское правление привело к ослаблению центральной власти, а произвол вотчинников вызвал широкое недовольство и открытые вы­ступления в ряде русских городов.

Восстание в Москве1547 г. В июне 1547 г. в Москве на Арба­те вспыхнул сильный пожар. Два дня бушевало пламя, город почти полностью выгорел. Около 4 тыс. москвичей погибли в огне пожари­ща. Иван IV и его приближенные, спасаясь от дыма и огня, спрята­лись в селе Воробьеве (нынешние Воробьевы горы). Причину пожа­ра искали в действиях реальных лиц. Поползли слухи, что по­жар— дело рук Глинских, с именем которых народ связывал годы боярского правления.

В Кремле на площади около Успенского собора собралось вече. Один из Глинских был растерзан восставшим народом. Дворы их сторонников и родственников были сожжены и разграблены. «И вни-де страх в душу моя и трепет в кости моя»,— вспоминал впоследст­вии Иван IV. С большим трудом правительству удалось подавить восстание.

Выступления против властей произошли в городах Опочке, не­сколько позднее — в Пскове, Устюге. Недовольство народа нашло отражение в появлении ересей. Например, холоп Феодосии Косой, наиболее радикальный еретик того времени, выступал за равенство людей и неповиновение властям. Его учение нашло широкое распро­странение, особенно среди горожан.

Народные выступления показали, что страна нуждается в рефор­мах по укреплению государственности, централизации власти. Иван IV вступил на путь проведения структурных реформ.

И. С. Пересветов.Особую заинтересованность в проведении ре­форм высказало дворянство. Своеобразным идеологом его был та­лантливый публицист того времени дворянин Иван Семенович Пере­светов. Он обратился к царю с посланиями (челобитными), в кото­рых была изложена своеобразная программа преобразований. Предложения И. С. Пересветова во многом предвосхитили действия Ивана IV. Некоторые историки даже считали, что автором челобит­ных был сам Иван IV. Сейчас установлено, что И. С. Пересве­тов— реальная историческая личность.

Исходя из интересов дворянства, И. С. Пересветов резко осудил боярское самоуправство. Он видел идеал государственного устройст­ва в сильной .царской власти, опиравшейся на дворянство. «Государ­ство без грозы, что конь без узды»,— считал И. С. Пересветов.

Избранная рада.Около 1549 г. вокруг молодого Ивана IV сложил­ся совет близких к нему людей, получивший название «Избранная рада». Так назвал его на польский манер А. Курбский в одном из сво­их сочинений. Состав Избранной рады не совсем ясен. Ее возглавлял А. Ф. Адашев, происходивший из богатого, но не очень знатного рода.

В работе Избранной рады участвовали представители различных слоев господствующего класса: князья Д. Курлятев, А. Курбский, М. Воротынский, московский митрополит Макарий и священник Бла­говещенского собора Кремля (домашней церкви московских царей), духовник царя Сильвестр, дьяк Посольского приказа И. Висковатый. Состав Избранной рады как бы отразил компромисс между различ­ными слоями господствующего класса. Избранная рада просущество­вала до 1560 г.; она проводила преобразования, получившие назва­ние реформ середины XVI в.

Государственный строй.В январе 1547 г. Иван IV, достигнув совершеннолетия, официально венчался на царство. Обряд принятия царского титула происходил в Успенском соборе Кремля. Из рук мо­сковского митрополита Макария, разработавшего ритуал венчания на царство, Иван IV принял шапку Мономаха и другие знаки царской власти. Отныне великий князь Московский стал называться царем.

В период, когда складывалось централизованное государство, а также во время междуцарствий и внутренних распрей роль законода­тельного и совещательного органа при великом князе, а позднее при царе играла Боярская дума. Во время царствования Ивана IV почти втрое был расширен состав Боярской думы, с тем чтобы ослабить в ней роль старой боярской аристократии.

Возник новый орган власти — Земский собор. Земские соборы со­бирались нерегулярно и занимались решением важнейших государст­венных дел, прежде всего вопросами внешней политики и финансов. В период междуцарствий на Земских соборах избирались новые цари. По подсчетам специалистов, состоялось более 50 Земских соборов; последние Земские соборы собирались в России в 80-е годы XVII в. В их состав входили Боярская дума, Освященный собор — представи­тели высшего духовенства; на совещаниях Земских соборов присутст­вовали также представители дворянства и верхушки посада. Первый Земский собор был созван в 1549 г. Он принял решение составить новый Судебник (утвержден в 1550 г.) и наметил программу реформ.

Еще до реформ середины XVI в. отдельные отрасли государст­венного управления, а также управления отдельными территориями стали поручаться («приказываться», как тогда говорили) боярам. Так появились первые приказы — учреждения, ведавшие отраслями госу­дарственного управления или отдельными регионами страны. В сере­дине XVI в. существовало уже два десятка приказов. Военными де­лами руководили Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (артиллерией), Стрелецкий (стрельцами), Оружейная па­лата (Арсенал). Иностранными делами управлял Посольский приказ, финансами — приказ Большой приход, государственными землями, раздаваемыми дворянам,— Поместный приказ, холопами — Холопий приказ. Были приказы, ведавшие определенными территориями, на­пример приказ Сибирского дворца управлял Сибирью, приказ Казан­ского дворца — присоединенным Казанским ханством.

Во главе приказа стоял боярин или дьяк — крупный государст­венный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. С усложнением задач государственного управления число приказов росло. Ко времени петровских преобразований в начале XVIII в. их было около 50. Оформление приказной системы позво­лило централизовать управление страной.

Стала складываться единая система управления на местах. Ранее там сбор налогов поручался боярам-кормленщикам, они были факти­ческими правителями отдельных земель. В их личное распоряжение поступали все средства, собранные сверх необходимых податей в казну, т. е. они «кормились» за счет управления землями. В 1556 г. кормления были отменены. На местах управление (сыск и суд по особо важным государственным делам) было передано в руки губ­ных старост (губа — округ), избиравшихся из местных дворян, зем­ских старост — из числа зажиточных слоев черносошного населения там, где не было дворянского землевладения, городовых приказчиков или излюбленных голов — в городах. Таким образом, в середине XVI в. сложился аппарат государственной власти в форме сословно-представительной монархии.

Судебник 1550 г. Общая тенденция к централизации страны вы­звала необходимость издания нового свода законов — Судебника 1550 г. Взяв за основу Судебник Ивана III, составители нового Су­дебника внесли в него изменения, связанные с усилением централь­ной власти. В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день и была увеличена плата за «пожилое». Феодал теперь отвечал за преступления крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина. Впервые было введено наказание за взяточничество госу­дарственных служащих.

Еще при Елене Глинской была начата денежная реформа, по ко­торой московский рубль стал основной денежной единицей страны. Право сбора торговых пошлин переходило в руки государства. Насе­ление страны было обязано нести тягло — комплекс натуральных и денежных повинностей. В середине XVI в. была установлена единая для всего государства единица взимания налогов — большая соха. В зависимости от плодородия почвы, а также социального положения владельца земли соха составляла 400—600 десятин земли.

Военная реформа. Ядро армии составляло дворянское ополче­ние. Под Москвой была посажена на землю «избранная тыся­ча»—1070 провинциальных дворян, которые, по замыслу царя, должны были стать его опорой. Впервые было составлено Уложение о службе. Вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Со 150 десятин земли и боярин, и дво­рянин должны были выставлять одного воина и являться на смотры «конно, людно и оружно».

В 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско. На пер­вых порах стрельцов набрали 3 тыс. человек. Кроме того, в армию стали привлекать иностранцев, число которых было незначительно. Была усилена артиллерия. Для несения пограничной службы привле­калось казачество.

Бояре и дворяне, составлявшие ополчение, назывались «служилы­ми людьми по отечеству», т. е. по происхождению. Другую группу составляли «служилые люди по прибору» (т. е. по набору). Кроме стрельцов туда входили пушкари (артиллеристы), городская стража, близки к ним были казаки. Тыловые работы (обоз, строительство фортификационных сооружений) выполняла «посоха» — ополчение из числа черносошных, монастырских крестьян и посадских людей.

На время военных походов ограничивалось местничество. В сере­дине XVI в. был составлен официальный справочник — «Государев родословец», упорядочивший местнические споры.

Стоглавый собор.В 1551 г. по инициативе царя и митрополита был созван Собор русской церкви, получивший название Стоглавого, поскольку его решения были сформулированы в ста главах. Решения церковных иерархов отразили перемены, связанные с централизацией государства. Собор одобрил принятие Судебника 1550 г. и реформы Ивана IV. Из числа местных святых, почитавшихся в отдельных рус­ских землях, был составлен общерусский список.

Упорядочивалась и унифицировалась обрядность на всей террито­рии страны. Даже искусство подлежало регламентации: предписыва­лось создавать новые произведения, следуя утвержденным образцам. Было решено оставить в руках церкви все земли, приобретенные ею до Стоглавого собора. В дальнейшем церковники могли покупать землю и получать ее в дар только с царского разрешения. Таким об­разом, в вопросе о монастырском землевладении утвердилась линия на его ограничение и контроль со стороны царя.

Реформы 50-х годов XVI в. способствовали укреплению Россий­ского централизованного многонационального государства. Они уси­лили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны.

 

______________________________________________________________________

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.120.174 (0.005 с.)