Российская культура в 19 веке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Российская культура в 19 веке.



Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX в. позволил назвать.это время ее «золотым веком». Если в эко­номическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.

Развитие русской культуры в первой половине XIX в. опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение эле­ментов капиталистических отношений в экономику усилило потреб­ность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в обще­ственные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающе­го национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 г.

Однако консервативные тенденции в политике императоров Алек­сандра I и Николая I сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с проявлениями передовой общественной мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало.широкому народному образованию. Крепостничество не давало воз­можности пользоваться высокими культурными достижениями всему населению. Культурные запросы и потребности верхушки общества были иными, чем у народа, у которого складывались собственные культурные традиции.

Изменения в экономической и политической жизни после падения крепостного права создали новые условия для развития культуры. Ка­питалистическая модернизация стимулировала научно-технический прогресс, увеличивала потребность в высокообразованных людях (ад­министраторах, юристах, инженерах, профессионально-технически об­разованных рабочих). Оживление общественно-политической жизни и активизация идейной борьбы оказывали значительное влияние на раз­витие культуры. Сложился новый социальный слой — российская ин­теллигенция, для которой стала характерной не только принадлеж­ность к умственному труду, но и особая духовность, озабоченность судьбой страны, стремление служению обществу и на благо народа.

В политике правительства в области культуры прослеживались две линии. Первая была направлена на удовлетворение социокуль­турных потребностей государства. Около 10% государственного бюд­жета тратилось на культурные нужды, медицинскую помощь и соци­альное призрение. Вторая линия была нацелена на формирование об­щественного сознания в духе обновленной теории «официальной народности» и предотвращение демократизации образования. Эта ли­ния реализовывалась его ограничением, цензурной политикой и уси­лением влияния церкви на общество. ч

Культура России второй половины XIX — начала XX в. впитала | художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золо- 1 того века» предшествующего времени. На рубеже XIX—XX вв. в ду- I ховной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущением человека XX в. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем: личность и общество, искусст­во и жизнь, место художника в обществе и др. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложил­ся своеобразный историко-художественный период, который его со­временники назвали «серебряным веком» русской культуры.

 

______________________________________________________________________

40. Общественно-политические движения в России (кон.19 – нач. 20 вв).

Либеральные народники. Это направление, разделяя идею рево­люционных народников об особом, некапиталистическом пути разви­тия России, отличалось от них неприятием насильственных методов борьбы. Народники-либералы не играли заметной роли в обществен­ном движении 70-х годов. В 80—90-е годы их влияние возросло. Это было связано с потерей авторитета революционных народников в радикальных кругах из-за разочарования в террористических мето­дах борьбы. Либеральные народники выражали интересы крестьян, требовали уничтожения остатков крепостничества, ликвидации поме­щичьего землевладения и недопущения в Россию «язв» капитализма. Они призывали к проведению реформ для постепенного улучшения жизни народа. Основным направлением своей деятельности они из­брали культурно-просветительскую работу среди населения (теория «малых дел»). С этой целью они использовали печатные органы (журнал «Русское богатство»), земства и различные общественные организации. Идеологами либеральных народников были Н. К. Ми­хайловский, Н. Ф. Даниельсон, В. П. Воронцов.

Радикалы в 80—90-х годах XIX в. В этот период в радикаль­ном движении произошли коренные изменения. Революционные на­родники потеряли свою роль главной антиправительственной силы. На них обрушились мощные репрессии, от которых они не смогли оправиться. Многие активные участники движения 70-х годов разо­чаровались в революционном потенциале крестьянства. В связи с этим радикальное движение раскололось на два противостоящих и даже враждебных друг другу лагеря. Первый сохранил привержен­ность идее крестьянского социализма, второй — увидел в пролетариа­те главную силу общественного прогресса.

Группа «Освобождение труда». Бывшие активные участники «Черного передела» Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч и В. Н. Игнатов обратились к марксизму. В этой западно-европейской теории, созданной К. "Марксом и Ф. Энгельсом в середине XIX в., их привлекла идея достижения социализма путем пролетарской рево­люции.

В 1883 г. в Женеве была образована группа «Освобождение тру­да». Ее программа: полный разрыв с народничеством и народниче­ской идеологией; пропаганда марксизма; борьба с самодержавием; создание рабочей партии. Важнейшим ус ">вием социального про­гресса в России они считали буржуазно-демократическую револю­цию, движущей силой которой будут городская буржуазия и проле­тариат. Крестьянство они рассматривали как реакционную силу об­щества, как политический антипод пролетариату.

Пропагандируя марксизм в русской революционной среде, они развернули резкую критику народнической теории об особом некапи­талистическом пути развития России. Группа «Освобождение труда» действовала за границей и не была связана с возникавшим в России рабочим движением.

В самой России в 1883—1892 гг. образовалось несколько маркси­стских кружков (Д. И. Благоева, Н. Е. Федосеева, М. И. Бруснева и др.). Свою задачу они видели в изучении марксизма и пропаганде его среди рабочих, студентов и мелких служащих. Однако и они были оторваны от рабочего движения.

Идейно-теоретическая деятельность группы «Освобождение тру­да» за рубежом и марксистских кружков в России подготавливали почву для возникновения российской политической партии рабочего класса.

Организации рабочих. Рабочее движение в 70 — 80-х годах раз­вивалось стихийно и неорганизованно. Рабочие выдвигали лишь эко­номические требования — повышение заработной платы, сокращение рабочего дня, отмена штрафов. В отличие от Западной Европы рус­ские рабочие не имели ни собственных политических организаций, ни профессиональных союзов. «Южно-российский рабочий союз» (1875) и «Северный союз русских рабочих» (1878—1880) не сумели возглавить борьбу пролетариата и придать ей политический характер.

Наиболее крупным событием стала забастовка на Никольской ма­нуфактуре фабриканта Т. С. Морозова в Орехово-Зуеве в 1885 г. (Морозовская стачка). Рабочие впервые потребовали государственно­го вмешательства в их отношения с фабрикантами.

В результате был издан закон 1886 г. о порядке найма и увольне­ния, упорядочении штрафов и выплаты заработной платы. Был введен институт фабричных инспекторов, обязанных следить за выполнением закона. В то же время закон усилил уголовную ответственность рабо­чих за участие в стачках. Отныне правительство не могло не считать­ся с так называемым рабочим вопросом, который постепенно приоб­ретал такую же остроту, как и аграрно-крестьянский.

«Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В 90-е годы XIX в. в России наметился промышленный подъем. Это способство­вало увеличению численности рабочего класса и созданию более благоприятных условий для его борьбы. Начались забастовки рабо­чих, занятых в разных отраслях: текстильщиков, горняков, литейщи­ков, железнодорожников. Стачки в Петербурге, Москве, на Урале, в других районах страны сохраняли экономический и стихийный ха­рактер, но становились более массовыми по количеству участников.

В 1895 г. в Петербурге разрозненные марксистские кружки объе­динились в новую организацию — «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Его создателями были В. И. Ульянов (Ленин), Ю. О. Цедербаум (Л. Мартов) и др. Аналогичные организации были созданы в Москве, Екатеринославе, Иваново-Вознесенске и Киеве. Они попытались встать во главе стачечного движения, издавали лис­товки и направляли пропагандистов в рабочие кружки для распро­странения марксизма среди пролетариата. Под влиянием «Союза борьбы» в Петербурге начались стачки текстильщиков, металлистов, работников писчебумажной фабрики, сахарного и других заводов. За­бастовщики требовали сократить продолжительность рабочего дня до 10,5 ч, повысить расценки, своевременно выплачивать заработную плату. Упорная борьба рабочих летом 1896 и зимой 1897 г., с одной стороны, заставила правительство прессии на марксистские и рабочие организации) часть членов кото­рых сослали в Сибирь.

Среди оставшихся на свободе социал-демократов во второй поло­вине 90-х годов начал распространяться «легальный марксизм». П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский и др., признавая некоторые поло­жения марксизма, отстаивали тезис об исторической неизбежности и незыблемости капитализма, критиковали либеральных народников, доказывали закономерность и прогрессивность развития капитализма в России. Они выступали за реформистский путь преобразования страны в демократическом направлении.

Под влиянием «легальных марксистов» часть социал-демократов России перешла на позиции «экономизма». Главную задачу рабочего движения «экономисты» видели в улучшении условий труда и быта. Они выдвигали только экономические требования и считали, что ра­бочие не должны тратить силы на политическую борьбу, так как ее плодами воспользуется буржуазия.

В целом среди российских марксистов в конце XIX в. не было единства. Одни (во главе с В. И. Ульяновым-Лениным) выступали за создание политической партии, которая повела бы рабочих на осу­ществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата (политической власти рабочих), другие — отрицая рево­люционный путь развития, предлагали ограничиться борьбой за улучшение условий жизни и труда трудящихся России.

Общественное движение во второй половине XIX в., в отличие от предшествующего времени, стало важным фактором политической жизни страны. Многообразие направлений и течений, взглядов по идейно-теоретическим и тактическим вопросам отразило сложность общественной структуры и остроту социальных противоречий, харак­терных для переходного времени пореформенной России. В общест­венном движении второй половины XIX в. не сложилось направление, способное осуществить эволюционную модернизацию страны. Однако обозначились социально-политические силы, которые сыграли главную роль в революционных событиях начала XX в., и были заложены ос­новы для формирования в будущем политических партий.

Рабочее движение. Значительно больший, чем прежде, общест­венный резонанс приобрело рабочее движение. В 1900—1904 гг. было зарегистрировано около 1000 стачек. В них приняло участие^ более 430 тыс. пролетариев. Забастовками были охвачены все круп­ные промышленные районы: Москва, Петербург, Донбасс, Баку, Урал. Изменился характер выступлений рабочих. Они выдвигали не только экономические требования (улучшение условий труда и быта), но и политические (ликвидация самодержавия, введение демо­кратических свобод). Рабочие стали использовать новые формы борь­бы (политические демонстрации, всеобщие стачки) и в ряде случаев добивались осуществления своих требований.

Наиболее крупные события в рабочем движении начала XX в.— празднование 1 Мая в Харькове (1900) как дня международной про­летарской солидарности, когда рабочие во время политической демонстрации впервые выдвинули лозунг «Долой самодержавие!»; пер­вомайские демонстрации в Баку, Вильно и других городах; столкно­вение рабочих Обуховского завода в Петербурге с полицией и войсками 7 мая 1901 г., вошедшее в историю как «Обуховская обо­рона». В ноябре 1902 г. экономическая забастовка в Ростове-на-Дону переросла в широкое выступление 30 тыс. рабочих.

Особое значение имела всеобщая стачка рабочих юга России в июле 1903 г. Бастовало около 225 тыс. рабочих Одессы, Киева, Нико­лаева, Керчи, Баку, Батуми, Тифлиса и других городов, занятых в раз­ных отраслях промышленности. К ним присоединились торговые слу­жащие, телефонисты, печатники. Экономические требования (повыше­ние заработной платы, улучшение условий труда, сокращение продолжительности рабочего дня до 8 часов) сочетались с политиче­скими: предоставление свободы стачек, собраний, слова и печати; ли­квидация самодержавия и установление демократической республики. Лишь с помощью войск правительству удалось подавить эту стачку.

В 1904 г. забастовки и демонстрации продолжались в разных районах страны. В них все чаще звучали политические требования. Наиболее крупной явилась 18-дневная всеобщая стачка рабочих Баку (декабрь 1904 г.). В ней участвовало до 50 тыс. человек. Рабочие требовали созыва Учредительного собрания, прекращения русско-японской войны, 8-часового рабочего дня, улучшения условий своего труда и быта. Бакинцев поддержали рабочие Петербурга, Москвы, Самары и других городов. Размах движения и солидарность рабочих напугали правительство. Стачка закончилась победой рабочих: впер­вые в России был подписан коллективный договор («мазутная кон­ституция») между рабочими и предпринимателями. В нем закреплял­ся 9-часовой рабочий день и 8-часовой в предпраздничные дни, пре­дусматривалось повышение заработной платы на 20%, предоставле­ние ежегодных отпусков и др.

Крестьянское движение. В 1900—1904 гг. выступления крестьян достигли значительного размаха (около 600 волнений в 42 губерниях европейской части России). Однако в эти годы крестьяне не высту­пали против самодержавия. Они требовали раздела помещичьей зем­ли, сокращения налогов и повинностей. Наивысший подъем был от­мечен в 1902 г., когда из-за голода, вызванного недородом 1901 г., начались волнения на Украине, в Поволжье, Грузии и Азербайджане. В ходе борьбы постепенно менялся ее характер. Все чаще выдвига­лись политические требования. Теперь крестьяне выступали и против отдельных помещиков, и против аграрной политики правительства.

Движение демократической интеллигенции. Важным свидетель­ством нарастания социально-политического кризиса в стране было движение демократической интеллигенции. С 90-х годов XIX в. она выступала против полицейского произвола, требовала политических свобод. Ее участие в общественном движении выражалось в создании легальных обществ (ученых, врачей и т. д.), на заседаниях которых обсуждались острые политические вопросы, в помощи Красного Кре­ста участникам революционных выступлений, в сборе денежных средств для стачечников и политзаключенных, в предоставлении явоч­ных квартир для революционеров и т. д.

Наибольшую активность проявляла молодая часть интеллиген­ции— студенчество. Тяжесть материального и юридического положе­ния, антидемократическая политика правительства в области высшего образования — все это создавало почву для роста недовольства в стенах вузов. В начале XX в. значительная часть радикального сту­денчества перешла к открытой политической борьбе, заявив о своей солидарности с рабочим классом. Студенчество стало застрельщиком многих общественных выступлений. Демонстрации студентов и рабо­чих весной 1901 г. в Москве всколыхнули всю Россию и заставили правительство отказаться от применения «Временных правил...» об отдаче студентов в солдаты за участие в беспорядках. Всероссийские студенческие забастовки 1899, 1901, 1902 гг. имели широкий поли­тический резонанс. В процессе борьбы в молодой среде формирова­лись будущие крупные общественные и государственные деятели — участники Февральской и Октябрьской революций.

Политические партии. Представители интеллигенции стали той социальной базой, на основе которой в конце XIX — начале XX в. формировались радикальные политические партии: социал-демокра­тов и эсеров. Они оформились раньше либерально-оппозиционных партий, так как признавали возможность использования нелегальных методов борьбы, а либералы стремились действовать в рамках суще­ствовавшей политической системы.

Первые социал-демократические партии начали возникать в 80—90-х годах ХГХ в. в национальных районах России: Финляндии, Польше, Армении. В середине 90-х годов в Петербурге, Москве и других городах образовались «Союзы борьбы за освобождение рабо­чего класса». Они установили связь с бастующими рабочими, но их деятельность была прервана полицией. Попытка создать Российскую социал-демократическую рабочую партию на съезде 1898 г. не имела успеха. Ни программа, ни устав не были приняты. Делегаты съезда были арестованы.

Новая попытка сплотиться в политическую организацию была предпринята Г. В. Плехановым, Ю. О. Цедербаумом (Л. Мартов), В. И. Ульяновым (Ленин) и др. С 1900 г. они начали издавать за границей нелегальную политическую газету «Искра». Она объедини­ла разрозненные кружки и организации. В 1903 г. на съезде в Лондоне были приняты программа и устав, оформившие образование Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП).

В программе предусматривалось два этапа революции. На пер­вом — программа-минимум — реализация буржуазно-демократических требований: ликвидация самодержавия, ограничение рабочего дня 8 часами; введение всеобщего, равного, прямого избирательного права и других демократических свобод; возвращение крестьянам отрезков и предоставление им права свободного распоряжения землей; отмена выкупных платежей, возвращение крестьянам сумм, взятых в форме выкупных и оброчных платежей. На втором — программа-макси­мум— осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата.

Однако идейные (программные) и организационные разногласия раскололи партию на большевиков (сторонников Ленина) и меньше­виков (сторонников Л. Мартова).

Партия социалистов-революционеров (эсеров) сложилась в 1902 г. на основе объединения неонароднических кружков. Рупором партии стала нелегальная газета «Революционная Россия». Своей социальной опорой эсеры считали крестьян, однако состав партии был преиму­щественно интеллигентским. Лидером и идеологом эсеров был В. М. Чернов. В их программе предусматривалось свержение самодержавия, экспроприация капиталистической собственности и реорганиза­ция общества на коллективных, социалистических началах, введение 8-часового рабочего дня, всеобщего избирательного права и демокра­тических свобод. Главная идея эсеров заключалась в «социализации земли», т. е. уничтожении частной собственности на землю, передаче ее крестьянам и разделе между ними по трудовой норме. Тактикой борьбы эсеры избрали террор. «Боевая организация партии эсеров» во главе с Г. А. Гершуни провела ряд покушений на министров и губернаторов, убила генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича и др. Путем террора эсеры пытались разжечь революцию и устрашить правительство, заставить его создать Зем­ский собор (Учредительное собрание).

Либеральное движение. Центром формирования либеральной оп­позиции, как и во второй половине XIX в., являлись земства и го­родские думы. Понимая, что участие в решении местных вопросов недостаточно для достижения перемен в государственном строе и создания в России конституционной монархии, земцы-либералы пере­шли к политической борьбе. Они организовали за границей в 1902 г. издание нелегального журнала «Освобождение». Им руководил быв­ший «легальный марксист» П. Б. Струве, провозгласивший необходи­мость борьбы против крайностей «справа» (произвол правительства) и «слева» (деятельность радикалов). В 1903 г. возникли первые ли­беральные политические организации — «Союз освобождения» и «Союз земцев-конституционалистов». В них участвовали видные ис­торики, юристы, философы, экономисты и публицисты (П. Н. Милю­ков, С. А. Муромцев, Н. А. Бердяев, М. И. Тугай-Барановский и др.). Программы союзов предусматривали умеренные политические преобразования (конституционная монархия и демократические сво­боды). Своей деятельностью они заложили основу для создания в 1905 г. партии кадетов.

В целом своей внутренней политикой правительство в начале XX в. не смогло удовлетворить запросы ни одной социальной груп­пы. Даже помещики были недовольны, так как, по их мнению, власть оказалась неспособной защитить ни себя, ни свою социаль­ную опору. Среди консервативно-монархической части населения (помещики, духовенство, купцы и мещане) появилась идея создания политических или общественных организаций для помощи прави­тельству в его борьбе с революционерами и либералами.

 

______________________________________________________________________

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.019 с.)