ТОП 10:

Особенности внутренней и внешней политики России при Александре III.



Император Александр Ш (1881—1894).Как иего предшествен­ник, он рано приобщился к государственным делам, проявил себя как незаурядный военный. Он вошел в историю как царь-«Миротворец», так как был убежденным противником разрешения международных проблем военными средствами. Его политические взгляды были глу­боко консервативными. Они заключались в приверженности принци­пам неограниченного самодержавия, религиозности и русофильства. Это побуждало его к мерам, направленным на укрепление существую­щего строя, насаждение православия и русификацию окраин России. Его ближайшее окружение составляли наиболее реакционно настроен­ные политические и общественные деятели, среди которых особо вы­делялись обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, министр внут­ренних дел граф Д. А. Толстой и публицист М. Н. Катков.

Потрясенный убийством отца и под давлением своего окружения, Александр Ш отверг предложения М. Т. Лорис-Меликова. В апреле 1881 г. был обнародован манифест «О незыблемости самодержавия». В августе последовало «Распоряжение о мерах к охранению государ­ственного порядка и общественного спокойствия...». Этот документ вошел в историю как «Положение об усиленной охране», так как он давал правительству право введения чрезвычайного положения и во­енных судов, развязывал руки местным административным и поли­цейским властям в их карательной деятельности. «Либеральные бю­рократы» были отправлены в отставку. Началась эпоха усиления ре­акционной тенденции во внутренней политике.

Изменения в системе местного управления.Сельская крестьян­ская администрация была в 1889 г. подчинена земским начальникам. Они назначались из потомственных дворян и полностью контролиро­вали жизнь русской деревни. Эта мера означала усиление админист­ративной вертикали на селе, ограничение крестьянского самоуправле­ния и мировых судов.

В 1890 г. новое «Положение о губернских и уездных земских уч­реждениях» во многом ограничило функции земств и усилило в них позиции дворян. «Городовое положение» 1892 г. укрепило роль дво­рянства и крупной буржуазии в городских думах, расширило систему опеки и вмешательство правительства в городское самоуправление.

Изменения в области образования и печати.Правительство стремилось полностью подчинить среднюю школу контролю государ­ства и церкви в лице Синода. В 1887 г. был введен циркуляр о «ку­харкиных детях», не допускавший прием в гимназии детей лакеев, прачек, мелких лавочников и т. д.

В 1884 г. новый университетский Устав ликвидировал автономию вузов. Одновременно был усилен полицейский надзор за студентами и увеличена плата за обучение. Из университетов были уволены многие прогрессивные профессора. Было свернуто женское высшее образование.

«Временные правила о печати» 1882 г. покончили с либеральной политикой 60-х годов в области цензуры. Право закрывать любое из­дание получило не только Министерство внутренних дел, но и обер-прокурор Синода. Правительство оказывало поддержку «пра­вым» изданиям, среди которых выделялись «Московские ведомости» М. Н. Каткова. Цензура при Александре III была еще более жесткой, чем при Николае I.

Итоги внутренней политики 80-х — первой половины 90-х го­дов XIX в.В ней проявлялись и реакционные, и прогрессивные тен­денции. Правительству Александра III не удалось окончательно уничтожить земства и городское самоуправление. Они остались цен­трами объединения либералов. Сохранилась система судопроизводст­ва. В ходе завершения военной реформы наметилась некоторая демо­кратизация офицерского корпуса.

Правительство было вынуждено сделать новые шаги в решении крестьянского вопроса. Были понижены выкупные платежи и прекра­щено временнообязанное состояние крестьян. "Однако дальнейшее ре­шение аграрно-крестьянского вопроса было законсервировано.

Законами 80-х годов о штрафах, о фабричной инспекции, о за­прещении ночной работы для женщин и подростков было положено начало правительственной регламентации взаимоотношений между предпринимателями и рабочими.

Однако социальная направленность внутренней политики состоя­ла главным образом в усилении позиций дворян, значительно ослаб­ленных общим ходом исторического развития страны.

В целом в 80-х — первой половине 90-х годов XIX в. была укре­плена государственность и достигнута определенная социальная ста­бильность. Вместе с тем в обществе нарастали симптомы противо­стояния консервативным тенденциям, характерным для правительст­венной политики.

Берлинский конгресс выявил новую расстановку европейских сил. Победе англо-австрийского блока помогла позиция Германии. Это спо­собствовало закреплению австро-германского сближения. В то же время со всей очевидностью проявилась полная несостоятельность русской ориентации на Германию и Союз трех императоров. Россия была выну­ждена искать нового союзника, более надежного, чем Германия.

В последней четверти XIX в. европейская напряженность постоян­но нарастала из-за углубления противоречий между великими держа­вами: Россией, Англией, Францией, Германией и Австро-Венгрией. Их противостояние определяло обстановку в мире, затрагивая интересы и других государств. Конфликты охватили многие регионы: Ближний и Средний Восток, Балканский полуостров, Северную Африку, Дальний Восток, Юго-Восточную Азию. Поэтому для России, как и для других государств, важнейшей проблемой стал поиск союзников для решения собственных задач в этих конфликтах. Конец XIX в.— начало XX в. ознаменовался созданием двух враждебных блоков.

Тройственный союз. Первый из блоков начал формироваться в конце 70-х годов. В 1879 г. Германия и Австро-Венгрия втайне за­ключили союз, направленный против России и Франции. После того, как к нему присоединилась Италия, в 1882 г. возник Тройственный союз центрально-европейских держав. Этот союз проводил агрессив­ную политику на Балканах, Ближнем и Среднем Востоке. Австро-Венгрия готовилась к захвату Сербии. Германия наращивала свое влияние в Турции и Ираке, активизировала свою колониальную по­литику в Африке и на Дальнем Востоке. Образная фраза канцлера О. Бисмарка о том, что немцам «тоже нужно свое место под солн­цем», стала девизом германской дипломатии.

Несмотря на двукратное (в 1881 и 1884 гг.) продление договора трех императоров и подписание в 1887 г. «договора перестраховки», недоверие в русско-германских отношениях нарастало. Обе стороны на­вязывали друг другу протекционистские таможенные тарифы и невы­годные торговые условия. Германия готовилась к войне против России и Франции. Германский генеральный штаб уже в 80-е годы ХГХ в. приступил к разработке подобных военно-стратегических планов.

Русско-французский союз. Россия в своем внешнеполитическом курсе была вынуждена пересмотреть традиционную ориентацию на центрально-европейские государства и искать новых союзников. Она начала активное сближение с Францией. К этому ее подталкивала анти­русская политика Германии на Ближнем Востоке, рост германского ми­литаризма и возобновление Тройственного союза в 1891 г. Франция опасалась усиления Германии в Европе, роста ее колониальных притя­заний. Поэтому она также была заинтересована в сближении с Россией.

В июле 1891 г. французская эскадра прибыла в Кронштадт. Од­новременно с визитом военных кораблей состоялись русско-француз­ские переговоры дипломатов и военных о заключении союза. В 1891—1892 гг. были подписаны первые документы (политическое со­глашение и военная конвенция) о совместных действиях на случай, если одной из сторон будет угрожать нападение Германии или Авст­ро-Венгрии. Ратификация конвенции в 1893 г. означала окончатель­ное оформление русско-французского союза, имевшего антигерман­скую направленность и оборонительный характер.

С образованием двух противостоящих союзов (Тройственного и русско-французского) открылся новый этап в истории международ­ных отношений, связанный с углублением противоречий в Европе и ожесточенной борьбой великих держав за дальнейший раздел мира на сферы влияния.

 

______________________________________________________________________

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.004 с.)