Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности правления Павла 1.

Поиск

Правление Павла I (1796—1801) одни историки называ­ют «непросвещенным абсолютизмом», другие — «военно-полицейской диктатурой», третьи — считают Павла «русским Гамлетом», четвер­тые— «романтическим императором». Однако даже те историки, которые находят позитивные черты в правлении Павла, признают, что он ставил знак равенства между самодержавием и личным деспотизмом.

Павел I вступил на престол после смерти матери в возрасте 42 лет уже зрелым, сложившимся человеком. Екатерина П, подарив сыну Гатчину под Петербургом, удалила его от двора. Павел в Гат­чине завел жесткие порядки, основанные на железной дисциплине и аскетизме, противопоставив их роскоши и богатству петербургского двора. Став императором, он попытался укрепить режим путем уси­ления дисциплины и власти с тем, чтобы исключить все проявления либерализма и свободомыслия в России. Характерными чертами Пав­ла были резкость, неуравновешенность и вспыльчивость. Он считал, что все в стране должно быть подчинено установленным царем по­рядкам, на первое место ставил исполнительность и точность, не терпел возражений, порой доходя до самодурства.

В 1797 г. Павел издал «Учреждение об императорской фамилии», по которому отменялся петровский указ о престолонаследии. Пре­стол отныне должен был переходить строго по мужской линии от отца к сыну, а при отсутствии сыновей — к старшему из братьев. Для содержания императорского дома было образовано ведомство «уделов», которое управляло землями, принадлежавшими император­ской фамилии, и жившими на них крестьянами. Был ужесточен по­рядок службы дворян, ограничено действие Жалованной грамоты дворянству. В армии насаждались прусские порядки.

В 1797 г. был издан Манифест о трехдневной барщине. Он запре­щал помещикам использовать крестьян на полевых работах по воскре­сеньям, рекомендуя ограничивать барщину тремя днями в неделю.

Павел I принял под свое покровительство Мальтийский орден, а когда Наполеон захватил Мальту в 1798 г., объявил Франции войну в союзе с Англией и Австрией. Когда же Англия оккупировала Мальту, отвоевав ее у французов, последовал разрыв отношений с Англией и союз с Францией. По договоренности с Наполеоном Па­вел послал 40-полков донских казаков на завоевание Индии, чтобы досадить англичанам.

Дальнейшее пребывание Павла у власти было чревато для страны потерей политической стабильности. Не отвечала интересам России и внешняя политика императора. 12 марта 1801 г. при участии наслед­ника престола будущего императора Александра I был совершен по­следний в истории России дворцовый переворот. Павел I был убит в Михайловском замке в Петербурге.

 

______________________________________________________________________

 

Культура России в 18 веке.

Отличие культуры XVIII в. от культуры IX—XVII вв. ВXVIII в. ускорились темпы культурного развития, что связано с раз­витием экономики страны. Ведущим стало светское направление в искусстве. Хотя церковь в XVIII в. и была подчинена государству, ее роль в жизни страны оставалась еще значительной. В XVIII в. разрозненные знания по различным отраслям, собиравшиеся многими поколениями людей, начали превращаться в науку: накопление зна­ний дало возможность перейти к открытию законов развития приро­ды и общества.

Во второй половине XVIII в. впервые прозвучала критика отдель­ных сторон крепостнического строя, а в конце века первый русский революционер А. Н. Радищев призвал к уничтожению рабства и са­модержавия. Новый характер стали носить связи русской культуры с зарубежной. «Окно в Европу» через Балтику, выход к Черному морю, рост международного авторитета России повлекли за собой установление постоянных контактов со странами Европы.

Так, на смену средневековой, традиционалистской, пронизанной религиозным мировоззрением культуре IX—XVII вв. в XVIII в. при­ходит «новая культура». Ее отличительные черты — светскость, ра­ционалистическое (от слова «рацио» — разум) мировоззрение, боль­ший демократизм и открытость в контактах с культурами других стран и народов.

Культура XVIII в. во многом определяется просветительской фи­лософией с ее идеей главенства знания и разума в жизни людей, вниманием к человеческой личности. Идея равенства всех людей была понята в России как необходимость регламентировать жизнь каждого общественного слоя.

В рамках истории русской культуры XVIII в. обычно принято выделять два периода: конец XVII — первая четверть XVIII в., ха­рактеризующийся становлением новой русской культуры; середи­на— вторая половина XVIII в., когда происходил процесс складыва­ния и расцвета сословной, преимущественно светской, культуры дво­рянства и культуры крестьянской, продолжавшей носить в основном традиционный характер. Вершиной русской аристократической куль­туры стала попытка создать идеальный мир в рамках дворянской усадьбы, где устанавливаются гармонические отношения между людьми, между человеком и природой.

В русском искусстве первой половины — середины XVIII в. гос­подствовал стиль барокко, во второй половине столетия — класси­цизм. В конце XVIII в. культ разума (классицизм) сменился культом чувств (сентиментализм).

Возникновение светской школы. Светский характер образова­ния, соединение обучения с практикой коренным образом отличали школу петровских времен от прежних школ, находившихся в руках духовенства. В 1701 г. в Москве в здании бывшей Сухаревой башни (называлась в честь стрелецкого полка полковника Сухарева, разме­щавшегося рядом) была основана Школа математических и навигац-ких наук. Из старших классов этой школы, переведенных в Петер­бург, позднее, в 1715 г., была создана Морская академия (ныне Выс­шая военно-морская академия). Вслед за Школой математических и навигацких наук были открыты Артиллерийская, Инженерная, Меди­цинская школы, Школа канцелярских служителей, позднее — горные школы. Обучение детей дворян грамоте стало обязательным. Петр запретил даже жениться дворянам, уклонявшимся от учебы.

Огромным шагом вперед в развитии просвещения и светской школы оказались введение в 1708 г. гражданского печатного шрифта взамен трудночитаемого церковнославянского и переход от обозначе­ния чисел с помощью букв к арабским цифрам. На новый шрифт перешла первая русская печатная газета «Ведомости», которую нача­ли издавать с декабря 1702 г. По указу 1714 г. в губерниях были открыты 42 цифирные школы, в них принимали детей непривилеги­рованных сословий (кроме детей крепостных крестьян).

В условиях военного времени (Северная война и др.) была вели­ка потребность в специалистах, поэтому в первые петровские школы набирали «робяток всякого рода, оприч (кроме) помещичьих кресть­ян». Однако со второй четверти XVIII в. правительство перешло к созданию замкнутых сословных учебных заведений. Образование ста­ло еще одной привилегией господствующего сословия.

Выдающимся событием в жизни страны было создание в 1755 г. первого в России Московского университета по инициативе и проек­ту М. В. Ломоносова при деятельной поддержке просвещенного фа­ворита императрицы Елизаветы Петровны И. И. Шувалова, ставшего его первым куратором. По инициативе И. И. Шувалова в 1757 г. была создана Академия художеств, до переезда в Петербург в 1764 г. состоявшая при Московском университете. Со дня своего ос­нования Московский университет как бы поднялся над сословной школой. В соответствии с идеями создателя университета образова­ние в нем было бессословным (дети крепостных могли быть приня­ты в университет, получив вольную от помещика). М. В. Ломоносов писал, что «университет создан для генерального обучения разночин­цев». Лекции в университете читались на русском языке. Одну из важнейших задач университета М. В. Ломоносов видел в распростра­нении научных знаний. В этом деле видную роль стали играть типо­графия и библиотека университета, а также публичные лекции его профессоров.

Наука и техника. Важнейшим результатом деятельности Петра I в области науки стало открытие в Петербурге в 1725 г. Академии наук, указ об основании которой были подписан годом раньше. В со­став Академии вошли университет и гимназия для подготовки кадров.

В первой четверти XVIII в. были начаты изучение природных условий и картографирование страны. Русские рудознатцы откры­ли богатейшие рудные залежи на Урале, давшие необходимый в период Северной войны металл. Велись работы по разведке До­нецкого каменноугольного района и бакинской нефти. Обследова­лись внутренние районы Сибири, побережья Каспийского и Араль­ского морей, Ледовитого океана, Средняя Азия. Эти работы подго­товили издание в середине XVIII в. географом И. К. Кирилловым «Атласа Российского». (В середине XVIII в. лишь Франция имела атлас своей страны, подобный «Атласу» И. К. Кириллова.) Экспе­диции В. Беринга достигли пролива между Азией и Америкой, на­званного его именем. С. П. Крашенинников составил первое «Опи­сание земли Камчатки». Имена С. Челюскина, двоюродных брать­ев Д. и X. Лаптевых навсегда остались на картах мира как свидетельства их географических открытий. В 60—70-е годы были организованы Академические экспедиции П. С. Палласа, С. Г. Гмелина, И. И. Лепехина и др. по изучению природы и культуры народов России, оставившие после себя подробные описания По­волжья, Урала, Сибири.

В. Н. Татищев и М. В. Ломоносов положили начало русской ис­торической науке. Во второй половине века свои исторические тру­ды создали историки М. М. Щербатов и И. Н. Болтин.

Собственных кадров ученых в России было недостаточно, и на первых порах в Академию наук приглашались иностранные специа­листы. В России работали выдающиеся ученые того времени: мате­матик Л. Эйлер, основатель гидродинамики Д. Бернулли, естествоис­пытатель К. Вольф, историк А. Шлецер. Однако рядом с ними зачас­тую оказывались иностранцы-авантюристы, не имевшие никакого отношения к науке. С приходом в Академию в середине XVIII в. М. В. Ломоносова произошел заметный рост числа русских специа­листов-ученых.

Архитектура. В XVIII в. новое развитие получила архитектура. В области строительства был совершен переход от радиально-кольце­вой к регулярной планировке, для которой характерны геометрическая правильность, симметричность, установление единых правил и прие­мов в застройке улиц, определенное соотношение размеров и высоты зданий. Все это нашло воплощение в строительстве новой столицы Российской империи — Санкт-Петербурга. Группа выдающихся архи­текторов раннего барокко (Ж. Леблон, Д. Трезини) осуществляла его планировку и застройку. Д. Трезини возвел летний дворец Петра I, собор Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий.

Продолжалось развитие деревянного зодчества. В начале XVIII в. наивысшим его достижением стало возведение Кижского ансамбля на одном из островов Онежского озера с 22-главой центральной Преображенской церковью.

Вслед за Петербургом принципы регулярной планировки распро­странились на старые русские города. С этой целью была создана специальная комиссия, которая составила более 400 проектов пере­планировки (генеральных планов) городов.

Господствующим архитектурным стилем в первой половине Х\ТП в. был барокко. Для барокко (в переводе с итальянско­го— «вычурный») характерна монументальность построек, сочетавшаяся с пышностью, блеском, великолепием, эмоциональной припод­нятостью. Это достигалось за счет изогнутых линий фасадов и обще­го плана зданий, обилия колонн, декоративных лепных украшений и скульптур, создававших светотеневые эффекты.

Крупнейшим мастером барокко в России был В. В. Растрел­ли— итальянец по происхождению, который в России обрел вторую родину. Им были возведены Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, дворцы в Царском Селе и Петергофе, ряд дворцов для петербургской знати, Андреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве и др.

Во второй половине XVIII в. на смену пышному, яркому барокко пришел строгий и величественный классицизм. Для классицизма ха­рактерны ясность форм, простота и в то же время монументаль­ность, утверждавшие мощь и силу государства, ценность человече­ской личности. В его основе лежит обращение к законам классиче­ской архитектуры Греции и Рима. Классицизм предусматривал строгую симметричность планировки, выделение главных частей зда­ния, четкость горизонтальных и вертикальных линий.

Скульптура. В первой половине XVIII в. общий процесс обмир­щения искусства, потребности государственной жизни дали толчок развитию скульптуры. Скульптурные изображения стали неотъемле­мой частью создаваемых садово-парковых комплексов в новой столи­це и ее пригородах, а также триумфальных арок, ворот, возводимых в память о победах русского оружия. Интерес к человеку вдохновлял художников на создание скульптурных портретов. Так же как и в других видах искусства, в скульптуре первой половины XVIII в. гос­подствовал барроко, во второй половине — классицизм.

Из мастеров барокко крупнейшим был Б. К. Растрелли — отец знаменитого архитектора. К числу его лучших работ относятся бюс­ты Петра I и А. Д. Меншикова, портретная статуя в рост императри­цы Анны Ивановны с арапчонком.

Замечательное место в истории русской скульптуры принадлежит И. П. Мартосу. Им создан первый скульптурный памятник Моск­вы— памятник К. Минину и Д. Пожарскому (1818), М. В. Ломоносову в Архангельске, цикл выдающихся надгробных памятников.

Живопись. Уже в парсунах и иконописи XVII в. (например, С. Ушакова) наметился путь перехода к светскому искусству. В пер­вой половине XVIII в. особенно ярко успехи русской живописи про­явились в творчестве А. Т. Матвеева и И. Н. Никитина. Ведущим жанром их творчества был портрет. В портретах Петра I и «Наполь­ного гетмана» И. Никитина, в «Автопортрете с женой» А. Матвеева художники наряду с показом портретных черт своих героев передали их внутренний мир, духовную индивидуальность. Эта черта русской портретной живописи — передача богатства внутреннего мира человека, его неповторимой индивидуальности — поставила русский портрет XVIII в. в ряд выдающихся достижений мирового искусства.

Наряду с портретной живописью распространение в XVIII в. по­лучила графика (А. Ф. Зубов), мозаика (М. В. Ломоносов), пейзаж (С. Ф. Щедрин) и особенно картины на исторические и мифологиче­ские сюжеты (А. П. Лосенко). В акварелях И. А. Ерменева и карти­нах М. Шибанова впервые в русской живописи появилось изображе­ние жизни крестьян. Сохранились и народные картинки — лубок.

Театр. Первый русский профессиональный театр возник в 1750 г. по инициативе купца Ф. Г. Волкова в Ярославле. Спустя два года театр переехал в Петербург, а в 1756 г. царским указом был преоб­разован в Российский театр (ныне Академический театр драмы им. А. С. Пушкина).

Одновременно крупнейшие русские вельможи создавали театры у себя в вотчинах или в своих столичных домах, где актерами были их крепостные крестьяне (в Москве и Подмосковье, например, их было более 50). В стране насчитывалось более 100 крепостных оркестров. Наиболее известен московский театр Шереметевых в Останкине, славу которому принесли актеры из крепостных крестьян — драматическая актриса и певица П. И. Жемчугова и балерина Т. В. Шлыкова.

Одним из важнейших результатов развития русской культуры в XVIII в. был процесс складывания русской нации. Победа светского направления в искусстве, установление широких связей с культурой других народов, успехи науки подготовили подъем русской культуры в XIX в.

 

______________________________________________________________________

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 995; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.144 (0.014 с.)