Перечень практических занятий.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень практических занятий.



 

Тема практической работы. Количество часов.
Практические занятия № 1 По теме «Рождение Киевской Руси. Крещение Руси».
Практические занятия № 2 По теме «Борьба Руси с иноземными завоевателями».  
Практические занятия № 3 По теме «Россия в царствование Ивана Грозного».  
Семинарское занятие №4 По теме «Смута в России начала XVII в.».  
Практические занятия № 5 По теме «Россия во второй половине XVIII в.»
Практические занятия № 6 По теме «Россия в первой половине XIX столетия. Власть и реформы в первой половине XIX в.»
Практические занятия № 7 По теме «Россия в эпоху великих реформ Александра II. Пореформенная Россия».
Практические занятия № 8 По теме «Февральская революция в России. Приход большевиков к власти в России».
Практические занятия № 9 По теме «Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма».
Семинарское занятие №10 По теме «СССР в годы Великой Отечественной войны».

 

 

3. Содержание отчета и требования к его оформлению.

Практические занятия решаются в 2 вариантах. Первый вариант решает все нечётные задания. Второй вариант решает все чётные задания.

На выполнение практических занятий отводится 90 минут. Отчет о проделанной работе делается в тетради для практических работ. Отчет должен содержать в себе все задания, которые есть в практической работе. Выполняются задания в том порядке, в котором они даны. Практические занятия включают задания с выбором одного ответа или нескольких, задания на группировку информации, на установление соответствий, на установление последовательности, кроссворд, заполнение таблиц, составление схем, заполнение пропусков в тексте, исправление текста, работу с историческими источниками и воспоминаниями. Перед каждым заданием даётся краткая инструкция по выполнению.

Каждое выполненное задание оценивается в разное количество баллов, все баллы суммируются. Если студент выполнил 50% всех заданий, он получает оценку «3». 70% выполненных заданий соответствует оценке «4». 90% выполненных заданий соответствует оценке «5».

 

4.Содержание практических занятий.

Практические занятия № 1 по теме

«Рождение Киевской Руси. Крещение Руси».

Цель:обобщить знания по теме, повторить понятия связанные с темой, применить знания по теме в ходе решения практических заданий.

Студент должен

знать: • основные события и исторических личностей этого периода

уметь: • оценивать значение принятия христианства Русью.

 

Задание №1

Соотнесите имя славянского бога и сферу его покровительства.

 

1. Велес (Волос) Д А. Божество весеннего плодородия
2. Даждьбог А Б. Бог-отец, бог ветра, простирающий своё покровительство над миром
3. Перун В В. Бог грома (грозы), покровитель князя и его дружины
4. Ярило Г Г. Бог солнца, дающий удачи
5. Стрибог Б Д. Бог, покровительствующий домашним животным

 

Задание №2

Исправьте ошибки в тексте, напишите правильный вариант.

Славяне – это крупнейшая в Европе группа родственных по происхождению народов, которые входили в индоиранскую языковую группу.

В 1 в.н.э. славяне осваивали земли в бассейне Днепр. «Повесть временных лет» - самый древний документ, дошедший до нас (он был написан во 2 в. н. э.), утверждает, что в 5 в. на Днепре существовал сильный племенной союз вятичей.

Хозяйство славян развивалось постепенно: от земледелия и скотоводства они перешли к собирательству и охоте. Занимались они и промысловой деятельностью – добычей шкур мамонтов и шерстистых носорогов. Часть славян вели кочевой образ жизни, разводя лошадей и коз. В 6 в. у славян появилось ремесло и стала развиваться торговля с варягами, готами, гуннами, франками, греками, китайцами.

Общественная организация славян усложнилась. Сначала у них был патриархат, а затем наступил период матриархата – родовой общины. Во главе племени стоял вождь, которому помогали дружинники. Все вопросы жизни рода решались на собрании старейшин – вече.

С соседями – скифами, хазарами, финнами, булгарами, сарматами у славян были мирные отношения.

К 7 в. славяне уже имели свою религию – иудаизм, которую они переняли от хазар. Изменения, произошедшие в жизни славян, привели в 10 в. к образованию Древнерусского государства – Киевской Руси.

Задание №3

Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» И ответьте на вопросы.

«Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай…А древляне жили звериным обычаем, жили по- скотски: убивали друг друга, ели всё нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц и воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, ели всё нечистое и срамрсловили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивали игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жён по сговору с ними; имели же по две и по три жены».

1.Выпишите названия славянских племён, упоминающихся в тексте.

2.Почему автор «Повести…» по-разному описывает обычай полян и всех остальных славянских племён?

3.Каким было вероисповедание славян?

4. Какое было вероисповедание автора?

5. Какой обычай отличал полян от других племён?

Задание №4

Отметьте факторы, способствующие созданию государства.

1. Переход от матриархата к патриархату.

2. Совершенствование орудий труда и появление излишков продуктов

3. Появление социального неравенства и выделение среди общинников вождей, старейшин, дружинников

4. Переход от соседской общины к родовой

5. Экономический подъём

6. Языческая религия

 

Задание №5

Отметьте, кто и кому отправил следующее послание: «Земля наша, велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите и княжите нами».

1. Новгородцы – киевским князьям Аскольду и Диру.

2. Новгородцы – варяжскому князю Олегу.

3. Новгородцы – варяжскому князю Рюрику.

4. Киевляне – византийскому императору Михаилу.

5. Киевляне – новгородскому князю Игорю.___н

Задание №6

Определите, какое событие описано в данном фрагменте летописи.

« В тот год сказала дружина: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдём, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам». И послушал их (князь) – пошёл за данью… и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же шёл назад, - поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а возвращусь и пособираю ещё». И послали к нему (послов от этого племени), говоря «Зачем идёшь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их (князь); и (они) выйдя из города Искоростеня, убили (князя и дружину его…»

 

Задание №7

Соотнесите термины и определения.

 

1. Полюдье Г А. Натуральный или денежный сбор, взимавшийся с побеждённых в пользу победителя
2. Погосты В Б. Денежный штраф в пользу князя, налагавшийся за убийство свободного человека
3. Вервь Д В. Место сбора дани с 10 в.
4. Дань А Г. Территориальная община в Древней Руси
5. Вира Б Д. Объезд князя с дружиной своих владений с целью сбора дани

Задание №8

Соотнесите кочевое племя с тем текстом, в котором его описывают.

1. печенеги

2. половцы

3. хазары

А. Они появились на южных рубежах Руси в начале 10 века. В 968 г. они организовали поход на Киев, обороной города руководила княгиня Ольга. В 972 г., на днепровских порогах, их князь Куря одержал победу над киевским князем, из черепа которого приказал сделать окованную золотом чашу. Разбить этих кочевников удалось князю Ярославу Мудрому.

Б. В 9-10 вв. они кочевали в степях Прииртышья и Восточного Казахстана, в начале 11 в. появились в Поволжье, а в 1050-х гг. – у границ Руси. Совершали набеги на русские земли, в период княжеских усобиц выступали на стороне то одного, то другого князя. Воевали на стороне Руси с Венгрией, Польшей и другими государствами. В 1103, 1109, 1111, 1116 гг. русские князья нанесли им тяжёлые поражения.

В. Их держава, образовавшаяся в 7 в., стала первым крупным государственным образованием в Восточной Европе. В 862 г. поляне и северяне платили им дань. Киевских князей, по примеру их правителей, называли каганами. Хозяйство у них носило как земледельческий, так и кочевой характер. Князь Святослав разгромил этих грозных соседей, и с конца 10 в. о них перестали упоминать в летописях.

Задание №9

Определите, о каком князе говориться в летописи.

«Когда (он) вырос и возмужал, стал он собирать многих воинов храбрых, и легко ходил в походах, как пардус (барс), и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он ни шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, – таким же были и все прочие его воины. И посылал в иные земли со словами: «Иду на вы!»

Задание №10

Определите, когда произошло описываемое событие. 988

«Повелел (князь) опрокинуть идолы – одних изрубить, других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы…и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Когда влекли Перуна к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли ещё святого крещения…На следующий день вышел (князь) с послами…на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там…И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасённых душ…»

 

 

Задание №11

Разгадайте цифровой кроссворд.

1.Год смерти князя Святослава.

2. Год создания Древнерусского государства с центром в Киеве

3. Год начала правления князя Владимира.

19
   
38  
       

В выделенной вертикальной строке появиться ключевая дата. Напишите, что произошло в этом году.

 

 

Задание №12

Прочитайте отрывок из Русской Правды.

«18. Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен…

21. А за княжеского тиуна 80 гривен, а за старшего конюха при стаде также 80 гривен…

22. За княжеского сельского старосту или полевого старосту платят 12 гривен, а за княжеского рядовича 5 гривен.

23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен…

31. За истязание смерда, без княжеского повеления, за обиду 3 гривны.

32. А за огнищанина, тиуна или мечника 12 гривен…»

Составьте схему, расположив в ней огнищанина, тиуна, рядовича, старшего конюха, сельского старосту, полевого старосту, смерда и холопа согласно их положению на социальной лестнице.

 

Задание №13

Отметьте причины, по которым человек мог стать холопом.

1.Продажа себя за долги___

2. Женитьба на холопке___

3. Совершение убийства___

4. Пленение___

5. Нарушение договора закупом или рядовичем

 

Задание №14

Соотнесите термины и определения.

1. Купа Г А. Изящный остроконечный шлем
2. Холоп Д Б. Княжеский дружинник
3. Шишак А В. Денежная единица на Руси
4. Гривна В Г. Долг
5. Мечник Б Д. Наиболее неполноправный из всех слоёв населения

 

Задание №15

Напишите, кому из исторических деятелей соответствуют следующие действия:

1) предупреждал: «Иду на вы!» князь святослав

2) в первой четверти 12 в. ввёл дополнения в закон Русской правды, облегчавший уплату процентов и выплату долга.

3) осуществил крещение Руси.

 

Задание №16

Расставьте события в хронологическом порядке.

1.Поход Игоря на древлян 2

2.Крещение Руси 3

3. Любечский съезд 5

4. Призвание Рюрика в Новгород 1

5. Появление Русской Правды 4

 

Задание №17

Отметьте последствия принятия христианства на Руси.

1. Развитие культуры (письменности, архитектуры, искусства) __

2. Сближение с Византией___

3. Государственная раздробленность

4. Борьба с Византией за влияние на Балканах

5. Укрепление международного авторитета Руси

6. Создание государства___

7. Изменения в быту___

8. Укрепление княжеской власти

Задание №18

Напишите даты правления киевских князей.

1. Ярослав Мудрый 1016-1018, 1019-1054

2. Святослав 945-972

3. Олег 882-912

4. Владимир Красное Солнышко

5. Владимир Мономах 1113-1125

6. Игорь 878-945

7. Ольга 945-962

Задание №19

Расшифруйте даты «Повести временных лет».

1. «В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владети, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по нраву».

2. В год 6393 (885). Послал Олег к радимичам, спрашивая «Кому даёте дань?» Они ответили: «Хазарам». И сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но платите мне».

3. В год 6423 (915).Пришли впервые печенеги на Русскую землю и, заключив мир с Игорем, пошли к Дунаю…»

4. В год 6562 (1054). Преставился великий князь русский Ярослав. Ещё при жизни дал он наставление сыновьям своим, сказав им: «Вот я покидаю мир этот, сыновья мои, имеёте любовь между собой, потому что вы все братья, от одного отца и от одной матери».

5. В год 6559 (1051).Поставил Ярослав Иллариона митрополитом, русского родом, в святой Софии, Собрав епископов».

 

Задание №20

Обозначьте, какие действия и события соответствует каждому из представленных деятелей:

1)Борис и Глеб; В

2)Илья Муромец; Б

3)Нестор; А

4) Ярослав Мудрый Г

 

А. Автор письменных произведений

Б. Вымышленная личность

В. Причислен к лику святых

Г. Был князем

Д. Совершал военные походы

 

Практические занятия № 2



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.253.106 (0.057 с.)