Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первый период правления Ивана IV (1547 – 1564 гг. )

Поиск

Политическая ситуация в государстве стала меняться в 1547 г. Условно время правления Ивана IV можно разделить на два периода.

Первый период(1547 – 1564 гг.) характеризуется крупными внутри- и внешнеполитическими успехами. За первые десять лет его правления было осуществлено столько реформ, сколько не знало ни одно десятилетие прежней истории государства.

3.2.1. Венчание на царство – 1547 г.

16 января 1547 г. великий князь Иван IV Васильевич венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля. Это событие было воспринято на Западе и Востоке как естественное юридическое оформление фактически существовавшего положения. Вряд ли 16-летний Иван IV был инициатором принятия титула. В его окру­жении важную роль играл митрополит Макарий (на митрополичьей кафедре с 1542 по 1563 гг., в 1988 г. канонизирован Русской Православной церковью), один из самых образованных людей России того времени. Он вместе с Глинскими поднял авторитет госуда­ря с помощью нового титула.

Иван IV решился на поступок, который не позволили себе совершить ни его дед, ни его отец. Став царем (первым русским царем!), он оказался приравненным к величайшим государям прошлого и настоящего, стал вровень с императором Священной Римской империи и выше европейских королей. Российское царство теперь стало полновластным наследником и Рима «ветхого», и Рима «нового».

Но венчание на царство наполнено глубочайшим религиозным смыслом. Над каждым верующим таинство миропомазания совершается только один раз – сразу после крещения. Начиная с Грозного, русский царь был единственным человеком на земле, над кем Церковь совершала это таинство дважды, чтобы даровать ему способности, необходимые для нелегкого царского служения. Сам юноша-царь скорее всего поначалу не понимал этого в полной мере. И только страшные события, последовавшие сразу же за венчанием на царство, убедили Ивана Васильевича в том, что он обязан покаяться в грехах и начать исполнять свое предназначение неуклонно и ревностно. Какие события повлияли на царя?

В 1547 г. в Москве произошло три пожара – два в апреле, а один – самый страшный – в июне. В июньском пожаре выгорела практически вся столица (25 тыс. дворов) и погибли тысячи москвичей. После пожара вспыхнуло восстание, всю вину за случившееся молва возложила на царских родственников. Возбужденная толпа явилась к Ивану в подмосковное село Воробьево (нынешние Воробьевы горы) с требованием выдать его бабку Анну Глинскую. С большим трудом Иван убедил собравшихся, что Глинских в его резиденции нет.

Пожар и восстание были восприняты Иваном Васильевичем как «казни Божии» за нерадение в выполнении царского долга, поэтому он пошел на резкое изменение и собственного поведения, и общей политической линии.

3.2.2. «Избранная рада» (1547 – 1560 гг.)

Приняв на себя этот груз ответственности, Иван IV приблизил к себе новых советчиков. В первые годы царствования вокруг него образовался круг приближенных, т. н. «Избранная рада», которой руководили незнатный по происхождению дворянин Алексей Фёдорович Адашев и пресвитер Благовещенского собора Московского Кремля, духовник царя Сильвестр. Активными её участниками были митрополит Макарий, знатные князья А.М. Курбский, Н.И. Одоевский, М.И. Воротынский, думный дьяк И.М. Висковатый, ближние бояре Д.И. Курлятев, И.В. Шереметев, М.Я. Морозов.

Впервые термин «Избранная рада» был употреблен князем А.М. Курбским в книге «История о великом князе Московском». Большинство исследователей считает, что так, по-польски, Курбский назвал правительственный орган, реально носивший иное, русское название. Вопрос очень сложный – делопроизводства «Избранной рады» не сохранилось и в летописях её существование не отражено.

«Избранная рада» сосредоточила в своих руках все нити управления страной, её деятельность была направлена на укрепление государства и упрочение авторитета центральной власти. При этом «Избранная рада» старалась опираться на широкое народное представительство – именно в её правление на Руси начали созываться Земские соборы, которые утверждали самые важные решения правительства. Таким образом, в политическом отношении «Избранная рада» стремилась опираться на сочетание сильной центральной власти с развитым местным самоуправлением.

3.2.3. Земский Собор – 1549 г.

В феврале 1549 г. Иван IV созвал первый Земский Собор.

Земские Соборы являлись центральными, общегосударственными сословно-представительными учреждениями, но, в отличие от аналогичных западноевропейских институтов (парламента в Англии, генеральных штатов во Франции и Нидерландах, кортесов в Испании, сеймов в Чехии и Польше), они играли менее значительную роль, являясь не законодательным, а законосовещательным органом.

Эпоха Земских Соборов продлилась свыше века (1549 – 1684 гг.) и оставила глубокий след в национально-государственном сознании. Земские Соборы созывались по инициативе самодержца (редко по инициативе сословий) для совета по разрешению важнейших проблем русской жизни.

Таким образом, выборное начало отнюдь не противоречило монархическому принципу, напротив, земщина как раз оформляется одновременно с появлением самодержавия. В работе Земских Соборов принимали участие наряду с царём, Боярской думой и иерархами Церкви – «Освящённым Собором» – выборные люди с мест от всех сословий. Соборы решали вопросы войны и мира, осуществляли, в случае необходимости, земский выбор монархов (первым избранным самодержцем был Борис Годунов (1598 г.)) и т. д.

3.2.4. Судебник – 1550 г.

Общая тенденция к централизации страны и государственного аппарата повлекла за собой издание в 1550 г. нового Судебника, что явилось одним из наиболее значительных мероприятий «Избранной рады». «Царский» Судебник был основан на Судебнике 1497 г., но расширен, лучше систематизирован, в нем была учтена судебная практика. Были подтверждены и уточнены нормы крестьянского перехода в Юрьев день (26 ноября). «Пожилое», которое крестьянин уплачивал феодалу при переходе, было немного увеличено. Судебник ограничил права наместников, ужесточил наказание за разбой. Впервые вводилось наказание за взяточничество.

Продолжалась унификация налоговой системы, была введена единая система поземельного налогообложения. Население страны обязано было нести тягло – комплекс натуральных и денежных повинностей. Размер налога зависел от характера землевладения и качества используемой земли. Судебник 1550 г. отменил тарханные грамоты, освобождавшие от уплаты налогов.

3.2.5. Военные реформы (1550 – 1556 гг.)

Следующим мероприятием «Избранной рады» стала правовая регламентация местничества. Местничество – это система распределения служебных мест в Русском государстве. Назначение на военную, административную и придворную службу осуществлялось с учётом происхождения (древности рода), служебного положения предков человека и его личных заслуг.

С середины XVI в. местнические споры приобретают характер эпидемии. Основой местнического «счёта» была не абстрактная знатность, а прецеденты, «случаи». Потомки должны были находиться друг с другом в тех же служебных отношениях – начальствования, равенст­ва, подчинения, – что и предки. Принять «невместное» назначение считалось недопустимым, иначе наносился ущерб всему роду.

У местничества, с точки зрения правительства, были и явные плюсы. Оно тем самым обеспечивало первен­ство тем боярским родам, которые раньше перешли на службу московским государям и были связаны с ними традициями верности.

Хотя местничество сдерживало произвол в назначени­ях, оно было серьёзным препятствием к развитию дворянского служилого сословия и стесняло развитие военной мощи Русского государства. Однако его упразднение в условиях иерархически выстроенного политического образования было практически невозможно. Можно было лишь как-то ограничить это явление. Неудача похода на Казань в 1549 г. поторопила с решением. В 1550 г. издается «Приговор о местничестве», предусматривающий взаимоотношения воевод во время походов. Воевода Большого полка объявляется старейшим по отношению к остальным. Назначение воевод осуществляется теперь име­нем царя.

В ходе военной реформы летом 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско, ставшее костяком вооруженных сил страны (хотя основной силой русской армии в XVI в. оставалось ополчение из мелких дворян). Было сформировано 6 стрелецких полков, делившихся на сотни. Корпус «выборных стрельцов» первоначально насчитывал 3 тыс. человек, к концу XVI в. – 25 тысяч. Стрельцы получали по 4 рубля в год, что соответствовало доходу среднего посадского человека, и жили в Воробьевой слободе под Москвой.

В соответствии с указом от 1 октября 1550 г. в Московском и соседних уездах решено было поместить избранную тысячу дворян. Однако из-за нехватки земель для «испомещения» проект создания конной гвардии остался неосуществленным; он был реализован позже – это была знаменитая оприч­ная «тысяча».

Завершило военную реформу «Уложение о службе» (1556 г.), определившее объем и характер служебных обязанностей землевладельцев в строгой зависимости от имеющихся у них поместий и вотчин.

Поместная система была основой Российского государства, уже в конце XV в. она получила широкое распространение. Воину за его службу давали от государя поместье с крестьянами, но это владение оставалось государ­ственной собственностью; помещику причитались лишь платежи, зафикси­рованные в переписных листах. Поместье было небольшим, молодой воин – «новик» – получал не больше 150 десятин земли – около десяти крестьянс­ких хозяйств. Помещики регулярно вызывались на смотры, и если воин вызывал недовольство командиров, то поместье могли отобрать; если же помещик проявил себя в бою, то «поместную дачу» увеличивали. Воинские командиры, бояре и воеводы, получали до 1500 десятин, но были обязаны приводить с собой дополнительных воинов – наемных слуг или боевых хо­лопов. Дворянин, получавший отставку по старости или из-за ран, имел право на часть поместья – «прожи­ток». Если сын помещика поступал в службу вместо умершего отца, то он мог наследовать отцовское поместье, но не все, а лишь в тех размерах, кото­рые полагались «новику».

В период боярского правления поместная система пришла в упадок. Необходимы были срочные меры для наведения порядка. Уложение требовало выставления в царское войско от каждых 150 десятин земли одного экипированного конного воина. Приводившие больше, чем поло­жено, людей получали денежную компенсацию – «помо­гу», недовыполнившие норму платили штраф.

Это нововведение имело особенно большое значение в организации службы вотчинни­ков: хотя, в принципе, они были обязаны военной службой, служебных норм не существовало, и бояре выводили со своих огромных владений лишь малое число всадников. Теперь был организован учет, по уездам были составлены нарядные списки и отныне никто не мог уклониться от службы. Поместная система давала возможность Ивану Грозному содержать ар­мию в 100 тысяч всадников.

Бояре и дворяне, составлявшие ополчение, назывались «служилыми людьми по отечеству», т. е. по происхождению. Другую группу составляли «служилыми людьми по прибору» (т. е. по набору). Кроме стрельцов в неё входили пушкари (артиллеристы), городская стража, близки к ним были казаки. Кроме того, в армию стали привлекать иностранцев, число которых было незначительно.

Таким образом, военные реформы Ивана Грозного дос­тигли своей цели – была создана мощная армия, которая позволила России намного расширить свою территорию, стать великой державой того времени.

В 1562 г. появился указ, запрещавший продажу родовых кня­жеских вотчин; в случае отсутствия прямого наследника вотчины отбирались в казну. Вслед за обязательством платить налоги и выс­тавлять воинов, этот указ был новым шагом, ущемляющим интересы знати. Фактически речь шла о частичной конфискации боярских земель (вымороч­ных вотчин).

Преобразования Ивана IV имели комплексный, программный и структурный характер. В целом, они были выгодны дворянству и, в конечном итоге, способствовали укреплению централизованного государства.

3.2.6. Церковный собор – 1551 г.

В январе 1551 г., по инициативе царя и митрополита, состоялся Церковный собор, на котором был составлен сборник правил церковного порядка благочиния, содержащий 100 глав. Поэтому позднее Собор получил название «Стоглавого».

«Достойно ли монастырям приобретать земли?» – таков был один из вопросов, заданных царем собору. В церкви по этому поводу уже давно существовали разногласия, выразившиеся в оформлении партии «стяжателей» и «нестяжателей».

Рассматривая процесс становления Русского централизованного государ­ства следует хотя бы коротко охарактеризовать полемику Нила Сорского (ок. 1433 – 1508) и Иосифа Волоцкого (1439 – 1515), которая внеш­не затрагивая лишь вопросы церковной организации и отношений церкви с государством, на деле оказала значительное влияние на становление государственной идеологии.

Нил Сорский и его сторонники (намного позднее, уже во второй четверти XVI в. их стали именовать «нестяжателями») осуждали статус современного им монастыря, пори­цали форму организации черного монашества. Сорский был сторонником раннехристианской общины, основанной на общей собственности, свободном самоуправлении, обязательности труда каждого ее члена. Он отвергал богатство (накопление имуществ). По его мнению, «сребролюбие» породило гибельный для человечества порок – «стяжание», а задача праведного человека заключается в разумном его преодолении. Нил Сорский и его соратники искали идеальную церковь, необремененную мирскими заботами и служа­щую духовным и нравственным путеводным огнем для темного и греховного мира.

Оппонентом «нестяжателей» выступил Иосиф Волоцкий и его последователи («иосифляне», «стяжатели»). Приверженец строгого личного аскетизма, Иосиф решительно выступал за право владения монастырями земельной собственностью. Он считал, что обладая собственностью и не заботясь о хлебе насущном, монашество будет увеличиваться и заниматься своим главным делом – нести в народ Слово Божие. В то же время, все монастырские богатства должны направляться на благотворительность и исполнение иных социальных целей.

Волоцкий формулировал понятие государственной вла­сти, выяснял ее происхождение, сущность. Источ­ником государственной власти он считал Божественную волю. Здесь Иосиф следовал традиционному евангельскому пониманию власти: «Нет власти не от Бога». Но если власть имеет Божественное проис­хождение, то ее носитель – человек, а он, как и всякий человек, может ошибаться и за ошибки обязан нести ответственность. К тому же от этих ошибок может пострадать весь народ – «За государьское согрешение Бог всю землю казнит». При этом факт избранничества определенного человека по Божественному промыслу уже лишал простых людей права критиковать великого князя. Апогея своего влияния иосифлянская партия достигла при митрополите Макарии, подавшем Ивану IV мысль венчаться на цар­ство.

Возвращаясь к вопросу, заданному Иваном IV Церковному собору, следует отметить, что большинство на нем составляли иосифляне («стяжатели»). Несмотря на то, что Собор провозгласил неприкосновенность церковных имуществ, было постановлено провести частичную секуляризацию церковных владений, что облегчало решение проблемы изыскания земель для дворянства. Церковь лишалась земельных владений, переданных епископам и монастырям Боярской думой после смерти Василия III, в дальнейшем приобретение или получение в дар земель можно было осуществить только после доклада царю.

В выступлениях на Церковном соборе 1551 г. Иван Васильевич впервые публично заявил о том, что берет на себя исполнение роли «благочестивого царя» и обратился к участникам Собора с просьбой о помощи в деле укрепления христианской веры.

Обращение это не было случайным. Как показывают материалы Стоглавого собора, состояние дел с православной верой в стране обстояло далеко не лучшим образом – распространение языческих и еретических верований, несоблюдение христианской обрядности (многие простые прихожане не умели даже правильно креститься!), необразованность священнослужителей оказались в середине XVI в. массовыми явлениями. Церковь, как свидетельствуют материалы Собора, была не в силах с ними справиться сама. Поэтому, Иван IV считает, что царь, если он хочет устроить истинное православное царство, обязан вначале укрепить веру в своем государстве.

Собор закрепил унификацию общерусского пантеона святых, единого культа и обрядов, были установлены общие правила – каноны – для церковной живописи. На церковь возлагалось устройство школ для мирян.

3.2.7. Органы центрального и местного управления

Серьёзные перемены коснулись центрального государственного управления. Налоговая и поместная реформа, земельный ка­дастр, нарядные книги – все это требовало учета и контроля, создания новых специализированных ведомств. Вместо двух прежних общегосударственных учреждений – Государевых Дворца и Казны – обладавших размытыми, переплетавшимися функциями управления, была создана целая система специализированных приказов.

Приказыэто постоянно действующие органы центрального управления. И хотя первые учреждения приказного типа возникают еще в конце XV в., однако лишь в середине 50-х гг. XVI в. складывается единая система государственного управления. Число приказов постоянно росло в связи с усложнением функций управления (к концу XVI в. их количество достигло 30).

Важнейшими учреждениями являлись Посольский приказ (во главе с И.М. Висковатым), ведавший внешней политикой, Челобитный приказ (во главе с А.Ф. Адашевым), разбиравший жалобы и осуществлявший контроль, Поместный (в функции которого входили учёт, описание земель и проживающего в частных владениях населения), а также Разбойный, осуществлявший борьбу с преступностью, Разрядный и Стрелецкий, занимавшиеся военными делами. Существовало и множество мелких приказов.

Над каждым приказом на­чальствовал думный боярин, но бояре плохо разбирались в делопроизводстве, и в действительности главой приказа был опытный и грамотный дьяк. Дьяки обычно были незнатными людьми, но тем не менее, были включены в состав думы и стали «думными дьяками».

В 50-е гг. была реорганизована и система местного управления. В результате губной реформы (начатой еще в 30-е гг. XVI в.) из ведения наместников и волостелей были изъяты дела о «разбоях» (опасных уголовных преступлениях) и переданы губным старостам, которых избирали дворяне уезда. За свою службу губные старосты жалованья не получали, соответственно и к служебным обязанностям относились спустя рукава. Но «приговор о разбойном деле» (1555 г.), по которому нерадивых старост полагалось сажать «на время» в тюрьму, заставил их ловить разбойников. После 1556 г. губные старосты стали главами уездных администраций.

В 1555 – 1556 гг. в городах и уездах с черносошным населением (зависящим непосредственно от государства, а не от частных владельцев) и в дворцовых волостях была проведена земская реформа.

Ранее руководство в городах и волостях осуществляли поставленные сверху государевы «кормленщики» (за службу они получали от населения «кормы» – натуральные или денежные повинности). Кормления были не столько системой администрации и суда, сколько системой вознаграждения феодалов за службу: должно­сти наместников и волостелей на определенный срок они получали в воздаяние за участие в военных действиях. Именно поэтому система кормлений не была эффектив­ной: наместники и волостели знали, что они уже «от­работали» свои доходы на ратном поле, а потому небре­жно относились к своим судебно-административным обя­занностям, часто передоверяли их своим «холопам» – тиунам, заботясь лишь о получении положенного «корма» и су­дебных пошлин. Теперь кормления отменялись, деньги, которые прежде шли кормленщикам, отныне взимало государство в качестве налога – «кормленичьего откупа». Проведение реформы наталкивалось на сопротивление знати, не желавшей расставаться со своими кормлениями, поэтому реформа растянулась на десятилетия; в пограничных об­ластях наместничества так и не были ликвидированы.

Систему кормлений заменяло земское самоуправление, представителями которого на местах становятся избираемые из числа зажиточных крестьян и посадских людей земские старосты, земские судьи и целовальники. Старосты занимались разбором малых судебных дел; раскладкой, сбором податей; ведали городским хозяйством; поддержанием порядка на территории волости или города; развёрсткой земли, т. е. основными нуждами посадских и уездных людей.

Черносошные крестьяне, посадские, служилые люди выбирали «целовальников» (т. е. присяжных заседателей в судах, которые давали присягу на честность, «целовали крест»), без которых не мог состояться ни один суд. Администрация не имела право арестовать человека, не получив на то согласия старост и целовальников, в противном случае те могли освободить арестованного. Кроме того, земщина имела далеко не формальное право жаловаться государю на управителей.

Т. о., власть наместников полностью заменялась властью выборных земских органов. Самодержавные основы российской государственной власти были укреплены поддержкой широкого земского самоуправления.

3.2.8. Восточные походы

Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. XVI в. явились во многом следствием проведённых реформ.

Угрозу для Российского государства представляли татарские ханства, образовавшиеся после распада Золотой Орды (в 1395 г.): на востоке и юго-востоке – Казанское и Астраханское, на юге – Крымское, в 1475 г. ставшее вассалом могущественной Турецкой (Османской) империи.

Окончание эпохи боярского правления положило конец колебаниям Москвы в отношении Казанского ханства, правители которого постоянно нарушали мирные соглашения с Россией и обогащались за счет набегов на приграничные русские земли. Игнорировать враждебные действия поволжских татар и мириться с ними в Москве уже не могли. Постепенно в окружении царя вызревала идея силового подчинения Казанского царства России как единственного средства прекращения татарских вторжений на свои восточные земли.

В 1552 г. Казанское ханство было присоединено к России. Важно, что сам смысл Казанского похода 1552 г. виделся и государю, и всему его окружению не только в его политическом значении, но и в значении религиозном – это был поход православного народа против басурман, грозивших Русской земле. О чём свидетельствует все поведение Ивана IV во время штурма Казани.

Стоит напомнить, что русские войска уже предпринимали походы на Казань – столицу Татарского царства, но все они не приносили окончательной победы. Осенью же 1552 г. поход возглавил государь. Казалось бы, по заведенной традиции, царь должен идти на врага во главе войска, или же руководить им. Но Иван Васильевич в тот раз поступил совершенно иначе. Во время решительного боя – штурма Казани – он находился в специально устроенной походной церкви и истово молился о победе. Только окончив обедню, Иван IV, вышел из храма, сел на коня и поскакал к своему полку. Когда он оказался под стенами Казани, город был уже практически захвачен.

Подобное поведение – не свидетельство трусости или нерешительности, это пример искренней уверенности царя, что такую великую победу можно одержать только с Божией помощью. Именно в молитве и состояло, по убеждению Ивана Васильевича, его главное дело во время штурма Казани, ибо обязанность Помазанника Божиего не в том, чтобы с саблей в руках бросаться на казанские стены, а в том, чтобы вымолить у Господа помощь. И жизнь как бы подтвердила правоту царя – Казань пала, пока он молился.

По соседству с Казанским ханством, в низовьях Волги находилось еще одно татарское государство – Астраханское ханство. Пользуясь исключительно благоприятным положением своих владений в дельте Волги, астраханские ханы контролировали торговлю Руси и Казани со странами Востока. Вплоть до завоевания Россией здесь сохранялось рабство и работорговля. Астраханские татары не раз участвовали в походах Крымской и других татарских орд на русские земли. В 1556 г. Астраханское ханство также было покорено.

После этих побед в подданство могущественного московского государя перешли 1557 г. чуваши и башкиры, вассальную зависимость от Руси признала Ногайская Орда. Таким образом, новые плодородные земли и весь Волжский торговый путь оказались в составе России.

3.2.9. Династический кризис – 1553 г.

В конце 50-х гг. XVI в. между царем и его «Избранной радой» наступает явное охлаждение, во многом связанное с династическим кризисом, вызванным болезнью Ивана весной 1553 г. Царь заболел столь тяжело, что, ожидая смерти, велел своим приближенным присягнуть на верность грудному младенцу царевичу Дмитрию. Опасаясь очередной борьбы за власть при малолетнем царе, многие, в том числе и Сильвестр, проявили серьезные колебания. В качестве кандидатуры на престол выдвигался двоюродный брат Ивана IV князь Владимир Андреевич Старицкий. Хотя после выздоровления царь объявил о прощении своего родственника и приближенных, их колебаний он не забыл.

3.2.10. Ливонская война (1558 – 1583 гг.). Начало

Постепенно роль Избранной Рады снижается также из-за разногласий с царём по вопросам внутренней и внешней политики.

В московском правительстве существовало две группировки. Одна, во главе с А.Ф. Адашевым, настаивала на продолжении восточной политики, сокрушении степных татарских орд, ликвидации военной угрозы исходившей от Крымского ханства. Вторая группа, возглавляемая И.М. Висковатым выступала за борьбу на западном направлении, за войну с Ливонским орденом.

Государственные интересы России требовали установле­ния тесных связей с Западной Европой, которые тогда легче всего было осуществить через моря, а также обеспечения обороны запад­ных границ России, где Ливонский орден выступал её противником. В случае успеха открывалась возможность приобретения новых хо­зяйственно освоенных земель.

В 1558 г., не обращая внимания на протесты, Иван Грозный начал войну в Ливонии. В 1560 г. в послании императору Фердинанду I русский царь заявлял, что Ливонская война ведется против тех, кто «преступили заповедь Божию», «впали в Люторову ересь» и поэтому справедливой целью войны является борьба за восстановление «старого закона» – православия. И характерно, что исправление «безбожной Литвы» исполнялось и на практике: по взятии городов тотчас же ставили православные церкви.

Момент, выбранный для начала военных действий казался благоприятным. Противники выхода России к берегам Балтики по ряду причин были не в состоянии оказать Ливонскому ордену экстренной военной помощи. Швеция, проигравшая начатую в 1554 г. войну с Россией, крайне нуждалась в мирной передышке. Литва и Польша, процесс слияния которых в единое государство еще не завершился, рассчитывали на устойчивость рыцарского государства. На первых порах они не планировали вмешательства в войну с Московским государством, все выгоды от которой получало Шведское королевство. Крымский хан («царь» в терминологии русских официальных бумаг того времени), устрашенный предыдущими победами Ивана IV не собирался возобновлять войны на русских границах, ограничиваясь обычными набегами.

Поводом к началу военных действий в Прибалтике послужила задержка Ливонским орденом 123 за­падных специалистов, приглашенных на русскую службу, а также не­выплата Ливонией старинной «юрьевской дани» – издавна установленной денежной компенсации осевших в Прибалтике немцев за право селиться на землях, принадлежавших полоцким князьям (территории, лежащих вдоль Западной Двины). Позднее эти выплаты трансформировались в весьма значительную дань за захваченный рыцарями-меченосцами русский город Юрьев (Дерпт), построенный в 1030 г. киевским князем Ярославом Мудрым. Справедливость русских требований признавала и ливонская сторона в договорах 1474, 1509 и 1550 гг. На переговорах, состоявшихся в Москве в 1554 г., согласившись с доводами А.Ф. Адашева и И.М. Висковатого, дипломаты Ордена и дерптского епископа обязались выплатить дань русскому царю за три года. Однако собрать столь значительную сумму (60 тысяч марок) ливонцы не смогли даже после начала военных действий. Невыполненными оказались и другие требования московского правительства:

ü восстановление в ливонских городах (Дерпте, Риге и Ревеле) русских кварталов и православных церквей в них,

ü обеспечение свободной торговли для русских купцов и

ü отказ орденских властей от союзнических отношений с Литвой и Швецией.

Военные действия начались в январе 1558 г. Русские рати вступили на землю Ордена и сравнительно легко овладели восточными пределами этой страны, захватив около 20 городов, в т. ч. Нарву и Юрьев (Дерпт).

В 1559 г. русское правительство, посчитав свое положение в Ливонии достаточно прочным, при посредничестве датчан пошло на заключение полугодового перемирия с магистром ордена (с мая по ноябрь 1559 г.)

Получив крайне необходимую передышку, орденские власти призвали на помощь войска соседних государств: Великого княжества Литовского, Дании и Швеции, которые поспешили разделить между собой незанятые русскими войсками прибалтийские земли. Новый глава ордена Кетлер в октябре 1559 г., разорвал перемирие с Москвой, и война вспыхнула с новой силой.

Весной 1560 г. в Ливонию вступило войско, возглавляемое князем А. Курбским, позднее к нему присоединился А. Адашев. 2 августа 1560 г. под Эрмесом в решающем сражении были разбиты главные силы ордена. Однако Адашев приостановил наступление, что в некоторой степени перечеркнуло достигнутое. В результате Адашев и Сильвестр были отправлены в отставку.

Успехи русского оружия ускорили начавшийся распад государства рыцарей-меченосцев. В июне 1561 г. города Северной Эстляндии присягнули на верность шведскому королю. По вильненскому соглашению 28 ноября 1561 г., Ливонское государство прекращало существование, передав свои города, замки и земли под совместную власть Литвы и Польши.

Так, в военные действия в Прибалтике оказались втянуты новые силы. И если захватившую Ревель Швецию московской дипломатии удалось до поры нейтрализовать, заключив с ней летом 1561 г. перемирие на 20 лет, то вооруженный конфликт с Великим княжеством Литовским, начавшийся отдельными приграничными столкновениями, вскоре перерос в настоящую войну.

В декабре 1562 г. в поход против Литвы выступил сам Иван IV с 80-тысячным войском. 15 февраля 1563 г. после трехнедельной осадыудалось взять стратегически важную и хорошо укрепленную крепость Полоцк, что стало одним из последних крупных успехов в Ливонской войне. Меньше чем через год, в январе 1564 г. в битве у р. Улы, недалеко от Полоцка, русские войска потер­пели жестокое поражение: множество воинов было убито, сотни служилых людей попали в плен.

В апреле 1564 г. перешел на сторону врага, бежал в Великое княжество Литовское известный русский военачальник, когда-то пользовавшийся особым расположением царя, боярин и воевода князь А.М. Курбский, имевший подробную информацию о численности, местах сосредоточения и планах командования, которую он передал противнику.

Сентябрьское наступление круп­ных литовских сил на западной границе было скоординировано с большим ханским походом. Послед­нее было неожиданным, поскольку в феврале хан дал клят­ву перед русскими послами. Не было информации из Крыма, не сработала пограничная стража. По мнению Ивана Грозного подобное не могло про­изойти без разветвленной измены.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 4242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.19.206 (0.017 с.)