Идеологические основы российского самодержавия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идеологические основы российского самодержавия



Эпоху становления Московского централизованного государства завершает царствование Ивана IV Грозного.

Чтобы адекватно оценить результаты его полувекового правления необходимо вспомнить наиболее значимые моменты предшествующего периода.

В XV ст. в течение относительно короткого отрезка времени произошли важные для России события, оказавшие огромное влияние на всю её дальнейшую историю.

ü В 1439 г. во Флоренции было подписано соглашение об объединении католической и православной церквей на условии признания православной церковью католической догматики и главенства папы римского при сохранении православных обрядов и греческого языка. Акт об унии подписал русский митрополит Исидор. Однако русское духовенство и великий князь Василий II Тёмный отказались принять Флорентийскую унию, Исидор был низложен. (Следует отметить, что фактического объединения так и не состоялось – в 1443 г. Иерусалимский собор Православной Церкви предал её проклятию.)

ü В 1448 г., в ответ на Флорентийскую унию, собор епископов в Москве провозгласил Русскую церковь автокефальной, т.е. самоуправляющейся, административно независимой от константинопольского патриарха.

ü В 1453 г. Византийская империя была завоевана турками и прекратила свое существование.

ü В 1480 г. Русское государство окончательно избавилось от татаро-монгольского ига.

ü В 1492 г. не состоялся ожидаемый всеми христианами «конец миру». Дело в том, что, по некоторым христианским летоисчислениям, в 1492 г. заканчивалось седьмое тысячелетие от сотворения мира. В соответствии со многими пророчествами, начало восьмого тысячелетия должно было ознаменоваться Вторым пришествием Христа и концом света. Поэтому даже пасхальные службы в Русской Церкви были расписаны только до 1492 г. Но пророчествам не суждено было сбыться и, следовательно, перед свободной Русью открывались пути к необычайному взлету.

Москва становилась духовной преемницей двух русских столиц – Киева и Владимира. Через прославление Богоматери она наследовала и более глубокие религиозно-мистические связи, т. к. под хранительством Богородицы находился Константинополь. А позднее Богоматерь стала почитаться как главная защитница Руси.

С конца XV ст. в России начинается напряженная духовная работа, направленная на осмысление нового места Русского государства и русского народа в мировой истории. Итогом раздумий русских книжников и мудрецов стали послания т. н. «Филофеева цикла», автором которых называли старца Елеазарова Псковского монастыря Филофея (ок. 1465 – 1542). В этих посланиях обосновывалось учение о России, как «Третьем Риме», позднее названное теорией «Москва – Третий Рим». «Третий Рим» – это последнее воплощение мистического странствующего христианского царства[1].В религиозно-политическом смысле на Московскую Русь возлагалась величайшая историческая ответственность – она становилась единственным защитником православия от военно-политического и религиозного натиска с Запада и Востока. Старец Филофей не связывал идею «Третьего Рима» только с Москвой, как это произошло позднее. «Третий Рим» – это всё Русское царство и Русская Церковь, наследница единой апостольской Церкви первых восьми веков её существования.

«Идеал-образ» России, как «Третьего Рима» был довольно популярным в XVI – XVII ст., он обосновывал величие России как самостоятельного в политическом и религиозном отношении государства.

Московский государь начинает восприниматься на Руси в качестве монарха, способного повести русский народ ко всемирному величию и тем самым спасти остальной, духовно «изрушившийся» мир.

Поэтому уже Ивана III уговаривали вместо титула великого князя принять титул царя. С конца XV в. титул «царь» начинает появляться в некоторых русских внешнеполитических документах, в частности в делах со Швецией – с 1482 г. Иван III выстраивал престиж Московского государства в соответ­ствии с двумя политическими традици­ями – «монгольской» и «римской». Его брак с Софией Палеолог, «дочерью за­конного наследника Византийской им­перии» – как официально называли Софию (Зою) в Риме, – имел широкий международный резонанс. В глазах Римской курии Иван III становился единственным законным наследником византийских императоров. На другом полюсе международной жизни став­ленники Москвы на ханском троне Ка­занского и Астраханского ханств офи­циально признали Ивана III «братом» и даже «царем». Отношение «брат­ства» с ханами Чингизидами в дальнейшем было важ­но для «легитимности» притязаний московского государя на царский ти­тул.

Вопрос о царском титуле поднимался и в княжение сына Ивана – Василия III. Так на золотой печати, прикрепленной к мирному договору с Данией (1516 г.) Василий Иванович именуется как «царь и государь». Тот же титул можно встретить в послании Василия III римскому папе (1526 г.).

Но Иван III и Василий III не решились официально принять царский титул. Однако это не означало смены общественных настроений.

В первой четверти XVI в. появляется «Сказание о князьях Владимирских», в основе которого лежат две легенды. Первая – о происхождении Рюриковичей и, следовательно, московских великих князей от римского императора Августа. Вторая легенда доказывает, что царские регалии, – царский венец, бармы, золотая цепь, крест от древа распятия и сердоликовая шкатулка, принадлежавшая Августу, – достались московским великим князьям через Владимира Мономаха от его деда византийского императора Константина IX.

«Сказание о князьях Владимирских» не только обосновывает династические права московских великих князей на царский титул. Главное заключается в том, что московские государи объявляются наследниками мистического «Первого Рима», ибо их родословие возводится до римского императора Августа. А права на наследие «Второго Рима» утверждаются фактом передачи Владимиру Мономаху царского венца и других регалий византийским императором Константином. Следовательно, именно московские государи получают все права на то, чтобы их государство – Московская Русь – являлось единственной хранительницей истинной веры. Тем самым, перехватывалась инициатива у западноевропейских монархов и государств, тоже издавна претендующих на «римское» религиозно-мистическое наследие. Кроме того, удревление генеалогии московских государей на максимально возможный срок, позволяло рассматривать историю самой России как часть общемировой истории, в которой Россия занимает самое достойное место.

Основа «Сказания о князьях Владимирских» абсолютно легендарна. Но не стоит забывать, что с помощью этой легенды творили реальную историю. «Сказание о князьях Владимирских» сразу стало настоящим катализатором общественно-политической жизни России. Оно использовалось в дипломатических и династических спорах, служило вступительной статьей к «Государеву родословцу» и вступительной статьей к чину венчания Ивана IV на царство в 1547 г.

Таким образом, в начале XVI в. русское общество жило в ожидании восшествия на московский престол государя, который наконец-то возложит на себя Высшую обязанность в полной мере, и будет соответствовать Божественным предначертаниям. Им стал наследник Василия III Иван IV, за годы правления которого Россия окончательно встала на собственный путь развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.254.94 (0.005 с.)