Все направления и специальности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Все направления и специальности



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Уральский Государственный Экономический Университет

 

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

 

______________ Л.М. Капустина

«___»__________________2011 г.

 

 

История

 

Методический комплекс

Направление подготовки

Все направления и специальности

 

Профиль подготовки

Все профили

 

Квалификация (степень) выпускника

Специалист

Бакалавр

 

Форма обучения

Очная

Заочная

Екатеринбург

Рекомендовано к изданию Научно-методическим советом

Уральского государственного экономического университета

 

история

 

Методический комплекс

Отв. за выпуск Курасова А.А., канд. ист. наук, доцент

 

Авторы-составители:

 

Борзихина И.В., канд. ист. наук, доц.

Галлямова Р.З., ассистент

Иванов А.В., канд.ист.наук, доц.

Казакова-Апкаримова Е.Ю., канд.ист.наук, доц.

Каменская Е.В., ст. преподаватель

Керимов А.А., канд.ист.наук, доц.

Клинова М.А., канд.ист.наук, доцент

Коноплева Л.А., канд. ист. наук, доц.

Кружкова Т.И., канд.ист.наук, доц.

Курасова А.А., канд.ист.наук, доц.

Кутепов К.С., ассистент

Мартюшова И.Л., канд. ист. наук, доц.

Суворов М.В., канд.ист.наук, доц.

Трофимов А.В., д-р ист. наук, проф.

Шиловцев А.В., канд. ист. наук, доц.

 

©Уральский государственный

экономический университет, 2011


Введение

 

Курс «История» призван расширить, обобщить и систематизировать на новом более высоком уровне полученные в общеобразовательной школе исторические знания, приобщить студентов к социальному опыту, духовным и нравственным ценностям предшествующих поколений россиян, к национальной культуре и народным идеалам.

Цель дисциплины «История» – сформировать у студентов целостное представление об историческом пути России, базирующееся на современных научных знаниях, возможностях многоконцептуального подхода.

Курс способствует формированию национального самосознания, уважения к многовековой российской истории, окажет помощь студентам в понимании проблем и реалий со­временного мира. Изучение отечественной истории в высшей школе позволяет студентам выйти на качественно иной уровень логического мышления, является необходимой ступенью в овладении другими курсами социально-гуманитарного цикла.

Задачи курса:

-ознакомить студентов с многоконцептуальным подходом к изучению истории России;

-ознакомить студентов с факторами своеобразия российской истории;

-сформировать у студентов умение оперировать получен­ными знаниями, самостоятельно извлекать их из исторических источников, анализи­ровать и оценивать факты, явления, события, раскрывать причинно-следственные связи между ними.

Курс истории решает ряд конкретных задач, имеет определенные социальные функции.

Во-первых, познавательную функцию, состоящую в самом изучении исторического пути нашего народа, в объективном изложении всех явлений и процессов, составляющих историю страны в ее целостности, как позитивного, так и негативного опыта, накопленного в ходе этого пути. Анализ ошибок вчерашнего дня дает возможность избежать ошибок сегодня и завтра.

Во-вторых, функцию практически-политическую. Еще древние римляне говорили, что история – учительница, наставница жизни. Без осмысления исторических фактов развития общества невозможно выработать научно обоснованный курс его дальнейшего развития, поскольку для правильного определения ориентиров движения необходимо знать предшествующий исторический путь.

В‑третьих, функцию мировоззренческую. Мировоззрение может быть научным лишь опираясь на объективную реальность. Не зная исторических фактов, люди оказываются в плену псевдоисторических концепций, представлений и гипотез. Задача курса – объективное освещение исторического опыта. Изучение истории формирует историзм мышления, приучает рассматривать явление не изолированно, а во взаимодействии с прошлым и последующим ходом развития событий.

В-четвертых, история обладает огромным воспитательным воздействием. Она показывает роль личности в развитии общества, моральные и нравственные ценности человека в их развитии. Нельзя быть гражданином своей страны, не зная истории.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

понимать механизмы исторической преемственности в развитии России;

уметь анализировать процесс развития России с учетом ее исторически сложившейся социокультурной, политической и экономической специфики;

иметь целостное представление об историческом пути России, базирующееся на современных научных знаниях, возможностях многоконцептуального подхода.

О методике подготовки к семинарским занятиям

 

Основными формами самостоятельной работы в вузе являются: подготовка реферата, сообщения по теме, контрольная работа. В каждом конкретном случае следует выполнять соответствующие требования. Так, для написания реферата по предлагаемой кафедрой теме необходимо использовать не менее 10 книг, статей и других источников. В реферате должно быть введение и заключение; во введении следует обосновать актуальность темы, в заключении сделать обстоятельные выводы, важным требованиям является также правильное оформление научного аппарата (см. Приложение).

Сообщение к теме занимает 10–15 минут семинарского занятия. К оформлению сообщения не предъявляется строгих требований, но содержание должно включать актуальность темы, суть вопроса, заключение. Сообщение перед аудиторией должно быть в форме самостоятельного изложения вопроса, а не чтения подготовленного текста.

Обратите внимание на то, что в данном издании представлена лишь небольшая часть методического пособия (только вопросы к темам и список рекомендуемой литературы). Для полноценной подготовки к семинарским занятиям необходимо зайти на портал электронных образовательных ресурсов УрГЭУ, на открытый портал кафедры общей и экономической истории (файл История Метод. комплекс 2011). Все необходимые формы подготовки к семинарам (методические указания, задания для самостоятельной работы, темы сообщений, контрольные вопросы и т.п.) представлены в указанном файле в электронном виде.

В условиях балльно-рейтинговой системы оценки знаний студента активная работа на семинарах и качественное выполнение заданий по самостоятельной работе являются важнейшей предпосылкой для успешной сдачи экзамена.

 

Разделы дисциплины и виды занятий

 

№№ п/п Наименование разделов, тем Аудиторные занятия (час.) Самост. работа (час.)
Лекции Практические занятия
  Предмет, задачи и методы изучения российской истории. Становление российской государственности (IX–XIII вв.).      
  Образование Российского государства (XIV–XVI вв.)      
  Россия в XVII в.      
  Россия в первой половине XVIII в.      
  Россия во второй половине XVIII в.      
  Россия в первой половине XIX в      
  Россия во второй половине XIX в.      
  Россия в эпоху войн и революций (начало ХХ в.- 1921 г.)      
  Советская страна в межвоенный период (1920-е – начало 1940-х гг.)      
  Советский Союз в годы Великой Отечественной войны (I941–1945 гг.)      
  СССР в 1945–1991 гг.      
  Современная Россия: основные тенденции развития (конец ХХ в. начало XXI в.)      
  Итого:      

Общая литература к темам 1–12 (учебники и учебные пособия)

Илларионова, Е.В.. Отечественная история [Текст] / Е.В. Илларионова, А.С. Фомина, С.А. Гуськов. –М., 2008.

История России XVIII–XIX вв. [Текст] / под ред. Л.В. Милова. М., 2010.

История России в новейшее время 1985–2009 гг. [Текст]: учебник для вузов / под ред. А.Б. Безбородова. – М., 2010.

Кузнецов, И.Н. Отечественная история [Текст]: учебник для студентов вузов / И.Н. Кузнецов. – М., 2010.

Ланцов, С.А. Политическая история России [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / С.А. Ланцов. – СПб., 2009.

Мунчаев, Ш.М. История России [Текст] / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – М., 2009.

Орлов, А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России [Текст] / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. М., 2011.

Отечественная история [Текст]: учеб. пособие для студентов, обучающихся по программам бакалавриата / [авт. кол. А.В. Трофимов. А.А. Курасова, И.В. Борзихина и др.]; М-во образования и науки РФ, Урал. гос. экон. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2010.

Павленко, Н.И. История России с древнейших времен до 1861 г. [Текст]: учебник для студентов вузов / Н.И. Павленко. – М., 2011.

Сахаров, А.Н. История России с древнейших времен до наших дней [Текст]: учебник для вузов /А.Н. Сахаров. – М., 2011.

Тертышный, А.Т. Российская история: модели измерения и объяснения [Текст] / А.Т. Тертышный, А.В. Трофимов. –Екатеринбург, 2005.

Шумилов, М.И. История России: конец XIX – начало XXI в. [Текст]: учебник для вузов / М.И. Шумилов, М.М. Шумилов. – СПб., 2008.

 

Тема 1. Место и роль России в мировом историческом процессе

2 часа

1.Основные теоретические измерения российского исторического процесса: цивилизационное, модернизационное, формационное, либеральное.

2.Факторы своеобразия российской истории: природно-климатиче-ский; геополитический; этно-конфессиональный; социокультурный.

 

Для более углубленного понимания поставленных проблем студентам необходимо ответить на ряд вопросов:

1) Как определяли место России в мировой истории Н.М. Карамзин,
С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Н.Я. Данилевский, А. Тойнби, Л.Н. Гумилев, Б.Н. Миронов?

2) Является ли российская цивилизация самостоятельной; если да, то какие характерные черты ей присущи?

3) Как взаимосвязаны природно-климатический фактор и прикрепление крестьян к земле?

4) Каковы в историческом плане сильные и слабые стороны крестьянской общины?

5) В исторической ретроспективе для России какие геополитические условия можно считать благоприятными, а какие нет?

6) В чем сходство и различие двух ветвей христианства – католической и православной?

7) Из элементов каких культур формировалась русская культура?

 

 

Литература

Алексеев, В.В. Российская цивилизация (признаки, этапы развития, итоги и уроки) [Текст] / В.В. Алексеев // Уральский исторический вестник. – 2010. – № 3.

История России с позиции разных идеологий [Текст]: учеб. пособие / под ред.
Б.В. Личмана. Ростов-на-Дону, 2007.

Методологические проблемы истории [Текст] / под ред. В.Н. Сидорцова. – Минск, 2006.

Милов, Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса [Текст] / Л.В. Милов. – М., 2006.

Образы времени и исторические представления: Россия–Восток–Запад [Текст] / под ред. Л.П. Репина. – М., 2010.

Побережников, И.В. Переход от традиционного к индустриальному обществу [Текст] / И.В. Побережников. – М., 2006.

Смоленский, Н.И. Теория и методология истории [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.И. Смоленский. – М., 2010.

Соловей, В.Д. Кровь и почва русской истории [Текст] / В.Д. Соловей. – М., 2008.

Чернобаев, А.А. Русская историография XI – начала XXI века [Текст] / А.А. Чернобаев, В.Д. Камынин, Н.М. Рогожин, А.Е. Шикло. – М., 2010.

 

Тема 2. Образование Российского государства (IX–XV вв.)

2 часа

1. Древнерусское государство в IX – XIII вв.:

1) социально-экономическое развитие Киевской Руси;

2) Ярослав Мудрый. «Русская Правда»;

3) феодальная раздробленность Руси (начало XII – начало XIII вв.);

4) борьба народов Руси с иноземными захватчиками в XIII в.

2. Русские земли в XIV – XV вв.: экономические, политические, социокультурные аспекты развития.

1) Факторы экономического подъема в русских землях (колонизация и хозяйственное освоение новых территорий; рост сельскохозяйственного производства, ремесла и торговли; развитие городов);

2) изменения в социальной структуре общества, развитие феодальных отношений;

3) борьба между Москвой, Тверью и Литвой за политическое лидерство; причины и условия объединения русских земель вокруг Москвы;

4) процесс политического объединения русских земель, отличие его от аналогичных процессов в Западной Европе;

5) обретение национальной независимости русских земель;

6) формирование единого государственного аппарата власти; складывание российских традиций государственно-политической жизни;

7) особенности социокультурного развития общества (роль церкви, формирование основ русской национальной идеи).

Литература

Алексеев, Ю.Г. Проблемы истории средневековой Руси в трудах И.Я. Фроянова [Текст] / Ю.Г. Алексеев, В.В. Пузанов // Исследования по русской истории и культуре: Сб. статей к 70-летию проф. И.Я. Фроянова. – М., 2006..

Гумилев, Л.Н. Черная легенда: друзья и недруги Великой степи [Текст] / Л.Н. Гумилев. – М., 2010.

Загадочная Московия: Россия глазами иностранцев (записки западных дипломатов XV– XVII вв.: документы и комментарии) [Текст] / З. Ножникова. – М., 2010.

Каргалов, В.В. Монголо-татарское нашествие на Русь: XIII век [Текст] / В.В. Каргалов. – М., 2011.

Карпов, А.В. Язычество, христианство, двоеверие: религиозная жизнь Древней Руси в IX–XI веках [Текст] / А.В. Карпов. – СПб., 2008.

Миронова, В.Б. Русь между Югом, Востоком и Западом [Текст] / В.Б. Миронова,
С.А. Голубева. – М., 2009.

Пузанов, В.В. Древнерусская государственность: генезис, этнокультурная среда, идеологические конструкты [Текст] / В.В. Пузанов. – Ижевск, 2007.

 

Тема 3. Россия в XVI в.

2 часа

1. Эволюция социально-государственного устройства России в ХVI в.

1) ХVI в. – время формирования и укрепления национальной государственности;

2) основные факторы, влияющие на специфику российского развития на данном этапе (идеология «Москва – третий Рим», дискуссия между иосифлянами и нестяжателями, необходимость сближения с Западом);

3) характеристика основных социальных слоев российского общества;

4) тенденции закрепощения крестьян;

5) основные органы государственной власти, их функции, необходимость изменения.

2. Внутренняя политика Ивана Грозного с точки зрения современных измерений российского исторического процесса.

1) Процесс становления российской цивилизации в ХVI в.;

2) проблема модернизации российского общества в политике Ивана IV;

3) процесс государственной централизации с точки зрения формационного подхода;

4) результаты самодержавной политики Ивана Грозного с точки зрения либерального подхода.

Литература

Благовещенский, Г. Иоанн IV Грозный. Первый русский царь. Сталин XVI в. [Текст] / Г. Благовещенский. – СПб., 2010.

Суворов, Д.В. История и культура России: мифы и реальность. Т. 2. Московия [Текст] / Д.В. Суворов // Цикл лекций: в 8 т. – Екатеринбург, 2007.

Разумовская, Е.А. Жажда власти: история заговоров от Рюриковичей до Романовых [Текст] / Е.А. Разумовская. – Ростов-на-Дону, 2011.

Бушков, А. Иван Грозный. Кровавый поэт [Текст] / А. Бушков. – М., 2010.

Колыванова, М.О. Иван Грозный [Текст] / М.О. Колыванова. – М., 2009.

Скрынников, Р.Г. Иван Грозный [Текст] / Р.Г. Скрынников. – М., 2009.

Тертышный, А.Т. Российская история: модели измерения и объяснения [Текст] /
А.Т. Тертышный, А.В. Трофимов. – Екатеринбург, 2005. –С. 40–51, 194–200, 304–309, 412–414.

 

Тема 4. Россия в XVII в.

2 часа

1. Смутное время. Приход к власти династии Романовых.

1) Различные определения Смуты;

2) анализ причин Смуты в начале XVII в.;

3) возможные альтернативы выхода страны из кризиса (правление Б. Годунова, Лжедмитрия I, В. Шуйского, королевича Владислава);

4) последствия Смуты.

2. Основные направления экономического и социально-политического развития страны после Смуты.

1) проблема «Россия – Запад» в политике Михаила и Алексея Романовых;

2) основные факторы, способствующие усилению самодержавной власти;

3) эволюция основных форм государственного управления (Боярская Дума, Земские Соборы, приказы, система местного управления);

4) основные изменения в социальной структуре общества;

5) основные события «бунташного века», их влияние на социально-политическое и экономическое развитие страны.

 

Литература

 

Анисимов, Е.В. Правящая элита Русского государства IX – начала XVII вв. [Текст] / Е.В. Анасимов. – СПб., 2006.

Кондратьева, Т.С. Кормить и править. О власти в России XVI – XX вв.: историческая литература [Текст] / Т.С. Кондратьева. – М., 2009.

Костомаров, Н.И. Смутное время Московского государства в начале XVII столетия – 1604 [Текст] / Н.И. Костомаров. – М., 2009.

Писарькова, Л.Ф. Государственное правление России с конца XVII – до конца XVIII вв. Эволюция бюрократической системы: историческая литература [Текст] / Л.Ф. Писарькова. –М., 2007.

Платонов, О. Экономика русской цивилизации [Текст] / О. Платонова. – М., 2008.

Скрынников, Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII в. Григорий Отрепьев [Текст] / Р.Г. Скрынников. – Новосибирск, 2009.

 

Тема 5. XVIII в. – век просвещения и модернизации

4 часа

I занятие

 

1. Модернизация Петра I, ее последствия с точки зрения историков.

1) Были ли исторические предпосылки для модернизации в России или Петр начал их по своей воле?

2) Какие мероприятия способствовали созданию отечественной промышленной базы – основы государственного могущества России?

3) Как оценить итоги петровских преобразований в экономике?

4) Что изменилось в политической системе России и как это сказалось на жизни русского общества?

5) Каково воздействие реформ Петра на изменение социального статуса, образа жизни и сознания различных социальных групп?

6) В чем выражался социокультурный раскол российского общества?

7) Назовите особенности российской модернизации.

8) Оцените итоги петровских преобразований с точки зрения современных измерений российского исторического процесса (цели, методы, последствия).

Литература

Анисимов, Е. Петр Великий. Личность и реформы [Текст] / Е. Анисимов. – СПб., 2009.

Воспоминания русских крестьян XVIII – первой половины XIX в. [Текст]. – М., 2006.

Иванова Н.А.. Сословное общество российской империи (XVIII – начало XX в.) [Текст] /Н.А. Иванова, В.П. Желтова. – М., 2010.

Лапин, В.В. Полтава – великая слава: Россия в Северной войне 1700-1721 гг. [Текст] / В.В. Лапин. – М., 2009.

Миронов, Б.Н. Благосостояние населения и революции в имперской России: XVIII – начало XX в. [Текст] / Б.Н. Миронов. – М., 2010.

Переверзенцев, С.В. Россия. Великая судьба [Текст] / С.В. Перевезенцев. – СПб., 2009.

Писарькова, Л.Ф. Государственное управление России с конца XVII до конца XVIII века. Эволюция бюрократической системы [Текст] / Л.Ф. Писарькова. – М., 2007.

Правящая элитаРусского государства IX – начала XVIII в. [Текст]. – СПб., 2006.

Россия и русский дворв первой половине XVIII в. [Текст]. – М., 2010.

Шкваров, А.Г. Русская церковь и казачество в эпоху Петра I [Текст] / А.Г. Шкваров. – М., 2009.

II занятие

1. Модернизационные процессы в России в середине и II половине XVIII в.

2. Основные тенденции социально-экономического развития страны в середине и II половине XVIII в. с точки зрения различных исторических теорий.

 

Для углубленного изучения поставленных проблем необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Почему наступившая после смерти Петра I эпоха (1725–1762 гг.) получила название «дворцовых переворотов»? Какие точки зрения на данную проблему есть в исторической литературе?

2. Как складывалась судьба реформ Петра I в середине и второй половине XVIII в.?

3. Какие мнения на этот счет есть в исторической литературе (Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, П.Н. Милюков, Е.В. Анисимов, Н.И. Павленко, А.Б. Каменский и др.)?

4. На конкретных исторических фактах подтвердите сохранение проявившейся в ходе реформ Петра тенденции к концентрации, бюрократизации власти.

5. Дайте анализ социальной политики российских императоров в 1725–1762 гг.

6. Какие цели преследовала политика «просвещенного абсолютизма»? В чем ее сущность?

7. Какие оценки данной политики существуют в исторической литературе?

8. В каких направлениях проводились реформы Екатерины II? Продолжали ли они модернизацию Петра I?

9. Какие изменения в управлении страной в центре и на местах произошли во II половине XVIII в.? Чем они были вызваны и каковы их последствия?

10. Раскройте основные направления социальной политики Екатерины II, дайте ей оценку.

11. Проследите преемственность церковной реформы Петра I и Екатерины II.

12. Назовите новые явления в экономике России во II половине XVIII в. Означали ли они кризис феодально-крепостнической системы или ее укрепление?

15. Как можно оценить результаты правления Екатерины II?

 

Литература

Академия наук в истории культуры России XVIII–ХХ веков [Текст]. – СПб., 2010.

Анохина, С.Л. Реформы в России XVIII–ХХ вв.: опыт и уроки [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / С.Л. Анохина. – М., 2009.

Европейский выборили снова «особый» путь [Текст]. – М., 2010.

Каменский, А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой [Текст] / А.Б. Каменский. – М., 2007.

Писарькова, Л.Ф. Государственное управление России с конца XVII до конца
XVIII века. Эволюция бюрократической системы [Текст] / Л.Ф. Писарькова. – М., 2007.

Русский консерватизм середины XVIII – начала ХХ века [Текст]. – М., 2010.

Тертышный, А.Т. Российская история: модели измерения и объяснения [Текст] / А.Т. Тертышный, А.В. Трофимов. – Екатеринбург, 2005. – С. 72–83, 203–207, 317–318, 419, 437–438.

Трепавлов, В.В. «Белый царь». Образ монарха и представления о подданстве у народов России XV–XVIII вв. [Текст] / В.В. Трепавлов. – М., 2007.

 

Тема 6. Российская империя

I занятие

1. Модернизационные процессы в Европе, Азии и России: общее и особенное.

2. Социально-экономические преобразования в России в XIX в.:

а) развитие промышленности;

б) этапы решения крестьянского вопроса в XIX в.

3. Реформирование системы государственного управления (Александр I, Николай I, Александр II, Александр III).

4. Итоги социально-экономических и внутриполитических преобразований в России с точки зрения различных исторических теорий.

Литература

Долгих, А.Н. Законодательство о вольных хлебопашцах и его развитие при императоре Александре I [Текст] / А.Н. Долгих // Отечественная история. –2008. – № 5.

Долгих, А.Н. Крестьянский вопрос во внутренней политике самодержавия в конце XVIII – первой половине XIX вв. [Текст] / А.Н. Долгих. – М., 2007.

Захарова, Л.Г. Великие реформы 1860–1870-х гг.: поворотный пункт российской истории? [Текст] / Л.Г. Захарова // Отечественная история. – 2005. – № 4.

Иванова, Н.А. Сословное общество российской империи (XVIII – начало XX века) [Текст] / Н.А. Иванова, В.П. Желтова. – М., 2010.

Королева, Н.Г. Некоторые проблемы истории земского самоуправления в России в современной отечественной историографии [Текст] / Н.Г. Королева // Отечественная история. –2007. – № 4.

Куприянов, А.И. Городская демократия: выборы в русской провинции (вторая половина 1780-х – начало 1860-х гг.) [Текст] / А.И. Куприянов // Отечественная история. – 2007. –№ 5.

Тертышный, А.Т. Российская история: модели измерения и объяснения [Текст] / А.Т. Тертышный, А.В. Трофимов. –Екатеринбург, 2005. – С. 83–88, 208–215, 318–328, 440.

Туманова, А.С. Общественность и формы ее самоорганизации в имперской России конца XVIII – начала XX вв. [Текст] / А.С. Туманова // Отечественная история. – 2007. – № 6.

 

II занятие

Литература

Полунов, А.Ю. К.П.Победоносцев в оценках французских публицистов и ученых конца XIX – начала XX в. [Текст] / А.Ю. Полунов // Отечественная история. – 2007. – № 6.

Радченко, А.А. Славянофильство и украинофильство в общественной жизни пореформенной России [Текст] / А.А. Радченко // Отечественная история. – 2008. – №3.

Тертышный, А.Т. Российская история: модели измерения и объяснения [Текст] / А.Т. Тертышный, А.В. Трофимов. –Екатеринбург, 2005.– С. 208–215, 318–328, 440.

Туманова А.С. Общественность и формы ее самоорганизации в имперской России конца XVIII – начала XX в. [Текст] / А.С. Туманова // Отечественная история. – 2007. – № 6.

Эйдельман Н. Твой девятнадцатый век. Самые грандиозные события века [Текст] /
Н. Эйдельман. – М., 2009.

 

Литература

Головков, Г. Бунт по-русски. Палачи и жертвы. Рандеву с революцией 1905–1907 гг. [Текст] / Г. Головков. – М., 2005.

Деникин, А.И. Очерки русской смуты [Текст] / А.И. Деникин. – М., 2006.

Коцонис, Я. Как крестьян делали отсталыми…[Текст] / Я. Кацонис.– М., 2006.

Пайпс, Р. Русская революция. Кн.1. Агония старого режима [Текст] / Р. Пайпс. – М., 2005.

Первая революция в России:взгляд через столетие [Текст] / под ред. А.П. Корелина, С.В. Тютюкина. – М., 2005.

Столыпин, П.А. Программа реформ. Документы и материалы [Текст] / П.А. Столыпин. – М., 2007. (или любое издание)

Туманова, А.С. Первая русская революция и провозглашение свободы союзов и собраний [Текст] / А.С. Туманова // Отечественная история. – 2005. – № 5.

Политическая история России в партиях и лицах [Текст] / В.В. Шелохаев. – М., 2007.

 

Литература

.

Деникин, А.И. Старая армия [Текст] / А.И. Деникин. – М., 2005.

Гарт, Б.Л. 1914. Правда о Первой мировой [Текст] / Б.Л. Гарт. – М., 2009.

Герасименко, Г.А. Судьба демократической альтернативы в России 1917 г. и роль ее лидеров [Текст] / Г.А. Герасименко // Вопросы истории. – 2005. – № 7.

Гребенкин, И.Н. Генерал Л.Г. Корнилов: штрихи к портрету [Текст] / И.Н. Гребенкин // Отечественная история. – 2005. – № 4.

Зимина, В.Д. Белое дело взбунтовавшейся России: Политические режимы Гражданской войны. 1917–1920 гг. [Текст] / В.Д. Зимина. – М., 2006.

Керенский, А.Ф. Русская революция 1917 г. [Текст] / А.Ф. Керенский.– М., 2006.

Мельгунов, С.П. Как большевики захватили власть. «Золотой немецкий ключ» к большевистской революции [Текст] / С.П. Мельгунов. – М., 2007.

Революция и Гражданская война в России: 1917–1923 [Текст]: Энциклопедия: в 4-х т. / под ред. С.А. Кондратьева. – М., 2008

Тертышный, А.Т. Российская история: модели измерения и объяснения [Текст] / А.Т. Тертышный, А.В. Трофимов. –Екатеринбург, 2005.– С. 89–98, 212–218, 332–334, 479–480

Чернов, В.М. Великая русская революция [Текст] / В.М. Чернов. – М., 2007.

 

I занятие

1. Основные тенденции мирового развития. Россия в новой геополитической ситуации..

2. Новая экономическая модель – Нэп: формирование, основные черты, противоречия, итоги. Оценки в исторической литературе.

 

Для более полного раскрытия проблем международного развития в межвоенный период 1919–1939 гг. найдите ответы на следующие вопросы:

1. В чем проявились изменения европейской системы международных отношений после Первой мировой войны?

2. В чем сущность Версальско-Вашингтонской системы и какие противоречия в международных отношениях данная система выявила?

3. Определите цели внешнеполитических акций Советского государства в 1920-е годы.

4. Как повлиял на характер международных отношений мировой экономический кризис 1929–1933 гг.?

5. Какие изменения произошли в советской внешней политике в 1930-е годы и чем они были обусловлены?

6. Была ли в 1930-е годы создана система коллективной безопасности; если да, то что она собой представляла?

 

При раскрытии второго вопроса необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

1. Как повлияло изменение международной обстановки в конце 1920-х гг. на внутренние развитие СССР?

2. Какие причины обусловили переход от политики «военного коммунизма» к нэпу?

3. Как понимали нэп большевики и их политические оппоненты?

4. Как относились современники к нэпу и от каких факторов зависело это отношение?

5. Каковы причины кризисов нэпа?

6. Какие социально-экономические проблемы решались в 1920-е годы?

7. Каковы особенности политического режима в 1920-е годы?

8. Какие основные этапы можно выделить во внутрипартийной борьбе в 1920-е годы? В чем заключались ее причины?

9. Какие существуют интерпретации нэпа в исторической литературе и с чем связано многообразие оценок нэпа?

Литература

Глоба, Н. Нэп – смелый эксперимент и поиск путей обновления России [Текст] /
Н. Глоба // Бюджет. –2009. – № 3.

Демографическая модернизация России 1900–2000 [Текст] / под ред. А. Вишневского. – М., 2006.

Жаркой, М.Э. Нэп и карательная политика Советского государства: опыт исторического исследования практики реализации (1921–1929 гг.) [Текст] / М.Э. Жаркой. – СПб., 2010.

Караваева, И.В. Формирование органов местного самоуправления и их финансовой базы в годы нэпа [Текст] /И.В. Караваева // Финансы. – 2006. – № 2.

Кацва, Л. Россия нэповская (политический строй в первые годы нэпа) [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http: // archive.1september.ru/his/1998/his39.htm

Нэп: экономические, политические и социокультурные аспекты [Текст]. – М., 2006.

Полищук, И.С. Новая экономическая политика: теория и практика (опыт исследования истории России 20-х гг. XX в.). [Текст] / И.С. Полищук. – Тверь, 2007.

Хазиев, Р.А. Предприятия уральских нэпманов: историко-статистический анализ [Текст] / Р.А. Хазиев // Экономическая история. Обозрение / под ред. Л.И. Бородкина. – Вып.10. – М., 2005.

II занятие

1. Советская модернизация: варианты, методы проведения, результаты, исторические оценки.

2. Политическая система в СССР.

 

Подготовьтесь к обсуждению ключевой проблемы: «Стратегия форсированной модернизации в 1930-е гг. в СССР – это объективная необходимость или политический маневр?» Для этого обратите внимание на следующие вопросы:

1. Какие основные модели перехода к регулируемой рыночной экономике были использованы в 1930-е годы на Западе?

2. Какие были альтернативные проекты развития СССР в конце 1920-х годов? Почему победил сталинский вариант?

3. Каковы особенности и итоги советской индустриализации? Коллективизации?

4. Что принято в исторической литературе называть годом «великого перелома»? Какие события вызвали это явление?

5. В чем заключались успехи и трудности индустриализации и коллективизации в СССР?

6. В чем сущность общественной системы, которая сложилась в СССР в 1930-е годы?

7. В чем заключались причины внутрипартийной борьбы в 1920-е годы?

8. Какие причины привели к усилению репрессий в 1930-е годы?

9. В чем суть тоталитарной системы власти? Назовите ее конкретные проявления в 1920–1930-х годах.

10. Почему в СССР оформилась однопартийная политическая система?

11. Какие механизмы позволяли сталинскому режиму держать советский народ в 1930-е годы в состоянии повышенной мобилизационной готовности?

12. Какова цена создания в СССР индустриального общества?

13. Как рассматриваются итоги построения Советского государства к концу 1930-х годов в теориях исторического процесса?

 

Литература

Александров, К. Индустриализация против Великой депрессии [Электронный ресурс] / К. Александров. – Режим доступа. – http:// www.gazeta.ru/comments/2009/05/15

Верхотуров, Д. Экономическая революция Сталина [Текст] /Д. Верхотуров. – М., 2006.

Демографическая модернизацияРоссии 1900–2000 [Текст] / под ред. А. Вишневского. – М., 2006.

Дюллен, С. Сталин и его дипломаты. Советский Союз и Европа. 1930–1939 гг.: историческая литература [Текст] / C. Дюллен. – М., 2009.

Старков, Б.А. Роль органов государственной безопасности во внутрипартийной борьбе 1920–1930-х гг. [Электронный ресурс] / Б.А. Старков. – Режим доступа. – http: //www.fsb.ru/ history/ read /1999/ starkov.html

 

Литература

Беспалов В.В. Правда и вымыслы о победе советского народа в Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.) [Текст] / В.В. Беспалов // Социально-гуманитарные знания. – 2010. – №1.

Беспалов, В.В. Провал «блицкрига» фашистской Германии [Текст] / В.В. Беспалов // Социально-гуманитарные знания. – 2010. – № 3.

Быстрова, И.В. СССР и союзники в годы Второй мировой войны: «человеческое измерение» сотрудничества [Текст] / И.В. Быстрова // Новый исторический вестник. – 2007. – № 1.

Васильев, А.Ф. Был ли в 1941 Советский Союз готов к войне [Текст] / А.Ф. Васильев // Вопросы истории. – 2005. – № 1.

Дашичев, В.И. Немеркнущий подвиг народа. Как был положен конец фашистской экспансии [Текст] /В.И. Дашичев // Социально-гуманитарные знания. – 2010. – № 3.

Кожинов, В.В. Наследники Победы [Текст] / В.В. Кожинов. – М., 2007.

Кудряшов, С. В поисках истории войны. Интерпретации Великой Отечественной и новые документы из Архива Президента РФ [Текст] / С. Кудряшов // Родина. – 2010. – № 5.

Лебедев, В.А. На невидимом фронте Великой Отечественной [Текст] /В.А. Лебедев // Международная жизнь. – 2010. – № 5.

Мельтюхов, М.О. О «превентивной войне» [Текст] / М.О. Мельтюхов // Родина. – 2010. – № 5.

Микрюков, В.Ю. О фальсификации истории Великой Отечественной войны [Текст] / В.Ю. Микрюков // Вопросы истории. – 2010. – № 12.

Наджафов, Д.Г. Советско-германский пакт 1939 г. и его исторические последствия [Текст] / Д.Г. Наджафов // Вопросы истории. – 2006. – № 12.

Поляков, Ю.А. Великая победа 1945 г. и как ею распоряжались [Текст] / Ю.А. Поляков // Отечественная история. – 2007. – № 3.

Серебрянников, В.В. Идеологические предпосылки Великой Победы [Текст] / В.В. Серебрянников // Социально-гуманитарные знания. – 2010. – № 2.

Степанов, С.А. Историко-политологическая постановка проблемы истории Великой мировой войны и ее последствий [Текст] / С.А. Степанов // Социально-гуманитарные знания. – 2010. – № 5.

I занятие

1. Послевоенный мир: тенденции развития. Истоки «холодной войны».

2. Международные отношения в середине 1950-х – середине 1980-х годов: противостояние двух систем.

3. Внешняя политика Советского Союза в 1985–1991 гг. Кризис и распад биполярной системы международных отношений.

Разберите следующие подвопросы и в ходе их рассмотрения изложите различные точки зрения:

1. Какие геополитические изменения произошли в мире в результате Второй мировой войны?

2. Какие позитивные тенденции международного сотрудничества стран-победительниц сложились в годы войны? Почему они не были реализованы?

3. Кто развязал «холодную войну»? Изложите различные концептуальные подходы к этой проблеме.

4. Какие изменения произошли во внешней политике западного и восточного блоков в середине 1950-х годов? Какой характер приняло противостояние двух систем и почему?

5. Каковы причины «разрядки международной напряженности» в 1970-е годы и нового обострения международных отношений в начале 1980-х годов?

6. Что такое «новое политическое мышление»? Каковы его результаты? Изложите различные точки зрения.

7. Какие изменения в мире произошли в конце 1980-х годов? Опишите их с точки зрения различных измерений российского исторического процесса.

Литература

Быстрова, И.В. В



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.34.87 (0.231 с.)