Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа практических занятий

Поиск

ПО КУРСУ

«ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА»

1. Общие рекомендации по проведению практических занятий

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование» в процессе реализации программ педагогических дисциплин предусмотрено использование активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных педагогических ситуаций (кейс-технологии), учебные дискуссии, рефлексивные технологии).

С учетом этого требования практические занятия по «Общей педагогике» проводятся в проблемно-диалоговой (интерактивной) форме, которая позволяет:

- во-первых, побуждать студентов к публичным выступлениям с докладами и сообщениями, развивая у них навыки монологической публичной речи, ведения дискуссии и полемики;

- во-вторых, поручать студентам анализировать и оценивать качество и содержание сообщений их товарищей [6], а также оценку выступлений аналитического характера [7];

- в-третьих, педагогу, выступающему в качестве активного участника учебной дискуссии, сообщать учебную информацию (вводную, уточняющую, корректирующую) в дополнение к выступлениям студентов, контролировать и оценивать качество их учебной работы.

Диалоговая форма практических занятий требует соблюдения ряда условий:

- преподаватель не только признаёт право студента на собственное суждение, но и побуждает к нему;

- новое знание воспринимается как истина не столько в силу авторитета преподавателя, сколько в силу доказательства истинности рассуждений участников диалога, в, т.ч. и преподавателя;

- диалог со студентами строится таким образом, чтобы подвести их к самостоятельным выводам, сделать соучастниками поиска.

Каждое практическое занятие включает решение практических задач, связанных с осмыслением и оценкой педагогических взглядов, концепций, фактов, явлений, ситуаций и т.п.

Каждое лекционное и практическое учебное занятие начинается с экспресс-опроса, в рамках которого в течение 7-10 минут студенты в письменной форме отвечают на вопросы, раскрывающие ключевые факты, изученные на предыдущих занятиях и освоенные самостоятельно. Ответы студентов, как и в целом их познавательная активность оцениваются по методике накопительной балльно-рейтинговой системы.

На практическом занятии следует использовать следующие схемы, отражающие логику выступлений в процессе обсуждения сообщений и докладов студентов:

Краткая схема аналитико-критического выступления: тезисное воспроизведение содержания сообщения, указание на наличие (отсутствие) в сообщении обобщений и выводов, оценка логики представления учебного материала, эмоциональности и речевой грамотности выступающего; общая оценка сообщения.

Краткая схема анализа аналитико-критического выступления: полнота восприятия «критиком» текста сообщения, обоснованность оценки сообщения.


2. ПЛАНЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ [8]

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

Тема: Внутренние факторы развития человека (наследственность, самовоспитание)

Задания к практическому занятию:

1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, характеризующий внутренние факторы развития человека.

2. Подготовить сообщения для десятиминутного выступления на практическом занятии. Темы сообщений:

2.1. Роль наследственности в развитии человека.

2.2. Задатки, способности, таланты: зарождение и развитие.

2.3. Буржуазные и отечественные концепции саморазвития (самообразования и самовоспитания) человека.

3. Опираясь на рекомендации, представленные в учебной и научной литературе, составить программу самовоспитания, учитывая реальные результаты самоанализа. При выполнении задания рекомендуется руководствоваться установками задания №6 (с.113) учебного пособия В.И. Смирнова «Общая педагогика».

План занятия

1. Заслушивание сообщений (см.: задания к практическому занятию).

2. Заслушивание 2-х выступлений аналитико-критического характера (один студент по каждому из 2-х, выбранных преподавателем лучших выступлений).

3. Одному из студентов поручается охарактеризовать на выбор качество одного аналитико-критического выступления.

4. Учебно-дидактическая игра по следующему сценарию:

1) во время учебного занятия студенты, разделенные на мини-группы по 2-3 человека, составляют программу самовоспитания для одного из студентов (А) группы;

2) студент (А) знакомит группу с вариантом программы, разработанном им в процессе подготовки к практическому занятию;

3) мини-группы знакомят со своими версиями программы, обосновывая и защищая их;

4) студент (А) организует дискуссию и работу группы по составлению обобщенной программы его самовоспитания.

5. Блиц-опрос: Как знание свойств, наследуемых человеком, может быть использовано в реализации собственной программы самовоспитания?

6. Студентам предлагается прокомментировать педагогические афоризмы:

6.1. «Совершенство есть знание человека о своем несовершенстве». Августин.

6.2. «Найди себя в себе, подчини себя себе, овладей собой». Ф.М. Достоевский (Предлагается соотнести высказывание с логикой программы самовоспитания).

6.3. «Самосозерцание – бич, который усугубляет неразбериху в уме». В. Ратке. Можно ли согласиться с германским педагогом В. Ратке, который ввел в научный обиход понятие «Дидактика» (1571-1635)?

В оставшееся время преподаватель предлагает студентам выполнить задания №№1, 2, 6, 7, 8 (с.112-113) учебного пособия Смирнов В.И. Общая педагогика. В зависимости от наличия времени задания можно распределить по мини-группам.

Литература к практическому занятию по теме:

Внутренние факторы развития человека (наследственность, самовоспитание)

Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания. // Ананьев Б. Г. Избр. психологические труды: В 2-х т. Т.2. М., 1980.

Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология: Учеб. пособие. М.,1998.

Блонский П.П. Педология. М., 1999.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1998.

Донцов И А. Самовоспитание личности: Философско-этические проблемы. М., 1984.

Дубинин Н.П. Что такое человек. М.,1983.

Жданов Н.В. Педагогическая генетика: Учеб. пособие. Киров, 1994.

Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.,1996.

Максакова В.И. Педагогическая антропология: Учеб. пособие. М., 2001.

Меренков А.В. Педагогика саморазвития личности. Екатеринбург, 2001.

Одаренные дети / Под ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.М. М., 1991.

Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич-Щербо. М., 1988.

Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М., 1984.

Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.

Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М., 1996.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2

Тема: Влияние семьи на развитие человека и формирова­ние его личности

Задания к практическому занятию:

1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, характеризующий внешние факторы развития человека и формирования его личности.

2. Подготовить сообщения для выступления на практическом занятии. Темы сообщений:

2.1. Роль среды в формировании и социализации личности.

2.2. Специфика формирующего влияния современной российской семьи.

2.3. Стили родительского поведения и тактики воспитания ребёнка в семье.

3. Подготовка в тезисной форме проекта программы «Содержание взаимодействия школы и семьи».

План занятия:

1. Заслушивание сообщений (см.: задания к практическому занятию)

2. Заслушивание 2-х выступлений аналитико-критического характера (один студент по каждому из 2-х, выбранных преподавателем лучших выступлений).

3. Одному из студентов поручается охарактеризовать на выбор качество одного аналитико-критического выступления.

4. Обсуждение в мини-группах представленных студентами в тезисной форме проектов программы «Содержание взаимодействия школы и семьи» и разработка обобщенного документа – коллективной декларации группы о том, что должно составлять содержание взаимодействия указанных институтов воспитания.

В оставшееся время преподаватель предлагает студентам выполнить задания №№1, 6, 9, 10, 11, 12 (с.167-171) учебного пособия Смирнов В.И. Общая педагогика. В зависимости от наличия времени задания можно распределить по мини-группам.

Литература к практическому занятию по теме:

Влияние семьи на развитие человека и формирова­ние его личности. (2 часа)

Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями. Зачем? Как?. М., 1993.

Буянов М.И. Ребенку нужна родительская любовь. М., 1984.

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988.

Гребенников И. В. Школа и семья. М., 1985.

Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М.,1991.

Диалоги о воспитании: Книга для родителей. М., 1985.

Дружинин В.Н. Психологические типы семьи в европейской культуре. М., 1996.

Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996.

Каптерев П.Ф. Энциклопедия семейного воспитания и обучения. СПб., 1915.

Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988.

Королева К.П. Семейное воспитание и школа в России в мемуарной и художественной литературе (середина XIX.– на­чала XX в.). М., 1994.

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.

Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание и его значение // Избранные педагогические сочинения. М., 1988.

Макаренко А. С. Книга для родителей / Пед. соч. В 8-ми т. Т. 5. М., 1985.

Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей / Пед. соч. В 8-ми т. Т. 4. М., 1984.

Никитина Л.А., Соколова Ж.С. Родители XXI века. М., 1997.

Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект развития. М., 1999.

Острогорский А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значение // Избранные педагогические сочинения. М., 1985.

Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981.

Положение о семейном (домашнем) образовании в Российской Федерации// Частная школа. 1994. №4.

Сухомлинский В. А. Родительская педагогика / Избр. пед. соч.: В 3-х т. Т. 3. М., 1981.

Феминология. Семьеведение. М., 1996.

Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. В семье сын и дочь. 2-е изд., испр. М., 1985.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.87 (0.01 с.)