Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программа практических занятийСодержание книги Поиск на нашем сайте
ПО КУРСУ «ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА» 1. Общие рекомендации по проведению практических занятий В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование» в процессе реализации программ педагогических дисциплин предусмотрено использование активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных педагогических ситуаций (кейс-технологии), учебные дискуссии, рефлексивные технологии). С учетом этого требования практические занятия по «Общей педагогике» проводятся в проблемно-диалоговой (интерактивной) форме, которая позволяет: - во-первых, побуждать студентов к публичным выступлениям с докладами и сообщениями, развивая у них навыки монологической публичной речи, ведения дискуссии и полемики; - во-вторых, поручать студентам анализировать и оценивать качество и содержание сообщений их товарищей [6], а также оценку выступлений аналитического характера [7]; - в-третьих, педагогу, выступающему в качестве активного участника учебной дискуссии, сообщать учебную информацию (вводную, уточняющую, корректирующую) в дополнение к выступлениям студентов, контролировать и оценивать качество их учебной работы. Диалоговая форма практических занятий требует соблюдения ряда условий: - преподаватель не только признаёт право студента на собственное суждение, но и побуждает к нему; - новое знание воспринимается как истина не столько в силу авторитета преподавателя, сколько в силу доказательства истинности рассуждений участников диалога, в, т.ч. и преподавателя; - диалог со студентами строится таким образом, чтобы подвести их к самостоятельным выводам, сделать соучастниками поиска. Каждое практическое занятие включает решение практических задач, связанных с осмыслением и оценкой педагогических взглядов, концепций, фактов, явлений, ситуаций и т.п. Каждое лекционное и практическое учебное занятие начинается с экспресс-опроса, в рамках которого в течение 7-10 минут студенты в письменной форме отвечают на вопросы, раскрывающие ключевые факты, изученные на предыдущих занятиях и освоенные самостоятельно. Ответы студентов, как и в целом их познавательная активность оцениваются по методике накопительной балльно-рейтинговой системы. На практическом занятии следует использовать следующие схемы, отражающие логику выступлений в процессе обсуждения сообщений и докладов студентов: Краткая схема аналитико-критического выступления: тезисное воспроизведение содержания сообщения, указание на наличие (отсутствие) в сообщении обобщений и выводов, оценка логики представления учебного материала, эмоциональности и речевой грамотности выступающего; общая оценка сообщения. Краткая схема анализа аналитико-критического выступления: полнота восприятия «критиком» текста сообщения, обоснованность оценки сообщения. 2. ПЛАНЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ [8] ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1 Тема: Внутренние факторы развития человека (наследственность, самовоспитание) Задания к практическому занятию: 1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, характеризующий внутренние факторы развития человека. 2. Подготовить сообщения для десятиминутного выступления на практическом занятии. Темы сообщений: 2.1. Роль наследственности в развитии человека. 2.2. Задатки, способности, таланты: зарождение и развитие. 2.3. Буржуазные и отечественные концепции саморазвития (самообразования и самовоспитания) человека. 3. Опираясь на рекомендации, представленные в учебной и научной литературе, составить программу самовоспитания, учитывая реальные результаты самоанализа. При выполнении задания рекомендуется руководствоваться установками задания №6 (с.113) учебного пособия В.И. Смирнова «Общая педагогика». План занятия 1. Заслушивание сообщений (см.: задания к практическому занятию). 2. Заслушивание 2-х выступлений аналитико-критического характера (один студент по каждому из 2-х, выбранных преподавателем лучших выступлений). 3. Одному из студентов поручается охарактеризовать на выбор качество одного аналитико-критического выступления. 4. Учебно-дидактическая игра по следующему сценарию: 1) во время учебного занятия студенты, разделенные на мини-группы по 2-3 человека, составляют программу самовоспитания для одного из студентов (А) группы; 2) студент (А) знакомит группу с вариантом программы, разработанном им в процессе подготовки к практическому занятию; 3) мини-группы знакомят со своими версиями программы, обосновывая и защищая их; 4) студент (А) организует дискуссию и работу группы по составлению обобщенной программы его самовоспитания. 5. Блиц-опрос: Как знание свойств, наследуемых человеком, может быть использовано в реализации собственной программы самовоспитания? 6. Студентам предлагается прокомментировать педагогические афоризмы: 6.1. «Совершенство есть знание человека о своем несовершенстве». Августин. 6.2. «Найди себя в себе, подчини себя себе, овладей собой». Ф.М. Достоевский (Предлагается соотнести высказывание с логикой программы самовоспитания). 6.3. «Самосозерцание – бич, который усугубляет неразбериху в уме». В. Ратке. Можно ли согласиться с германским педагогом В. Ратке, который ввел в научный обиход понятие «Дидактика» (1571-1635)? В оставшееся время преподаватель предлагает студентам выполнить задания №№1, 2, 6, 7, 8 (с.112-113) учебного пособия Смирнов В.И. Общая педагогика. В зависимости от наличия времени задания можно распределить по мини-группам. Литература к практическому занятию по теме: Внутренние факторы развития человека (наследственность, самовоспитание) Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания. // Ананьев Б. Г. Избр. психологические труды: В 2-х т. Т.2. М., 1980. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология: Учеб. пособие. М.,1998. Блонский П.П. Педология. М., 1999. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1998. Донцов И А. Самовоспитание личности: Философско-этические проблемы. М., 1984. Дубинин Н.П. Что такое человек. М.,1983. Жданов Н.В. Педагогическая генетика: Учеб. пособие. Киров, 1994. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.,1996. Максакова В.И. Педагогическая антропология: Учеб. пособие. М., 2001. Меренков А.В. Педагогика саморазвития личности. Екатеринбург, 2001. Одаренные дети / Под ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.М. М., 1991. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич-Щербо. М., 1988. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М., 1984. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М., 1996. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2 Тема: Влияние семьи на развитие человека и формирование его личности Задания к практическому занятию: 1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, характеризующий внешние факторы развития человека и формирования его личности. 2. Подготовить сообщения для выступления на практическом занятии. Темы сообщений: 2.1. Роль среды в формировании и социализации личности. 2.2. Специфика формирующего влияния современной российской семьи. 2.3. Стили родительского поведения и тактики воспитания ребёнка в семье. 3. Подготовка в тезисной форме проекта программы «Содержание взаимодействия школы и семьи». План занятия: 1. Заслушивание сообщений (см.: задания к практическому занятию) 2. Заслушивание 2-х выступлений аналитико-критического характера (один студент по каждому из 2-х, выбранных преподавателем лучших выступлений). 3. Одному из студентов поручается охарактеризовать на выбор качество одного аналитико-критического выступления. 4. Обсуждение в мини-группах представленных студентами в тезисной форме проектов программы «Содержание взаимодействия школы и семьи» и разработка обобщенного документа – коллективной декларации группы о том, что должно составлять содержание взаимодействия указанных институтов воспитания. В оставшееся время преподаватель предлагает студентам выполнить задания №№1, 6, 9, 10, 11, 12 (с.167-171) учебного пособия Смирнов В.И. Общая педагогика. В зависимости от наличия времени задания можно распределить по мини-группам. Литература к практическому занятию по теме: Влияние семьи на развитие человека и формирование его личности. (2 часа) Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями. Зачем? Как?. М., 1993. Буянов М.И. Ребенку нужна родительская любовь. М., 1984. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988. Гребенников И. В. Школа и семья. М., 1985. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М.,1991. Диалоги о воспитании: Книга для родителей. М., 1985. Дружинин В.Н. Психологические типы семьи в европейской культуре. М., 1996. Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996. Каптерев П.Ф. Энциклопедия семейного воспитания и обучения. СПб., 1915. Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988. Королева К.П. Семейное воспитание и школа в России в мемуарной и художественной литературе (середина XIX.– начала XX в.). М., 1994. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание и его значение // Избранные педагогические сочинения. М., 1988. Макаренко А. С. Книга для родителей / Пед. соч. В 8-ми т. Т. 5. М., 1985. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей / Пед. соч. В 8-ми т. Т. 4. М., 1984. Никитина Л.А., Соколова Ж.С. Родители XXI века. М., 1997. Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект развития. М., 1999. Острогорский А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значение // Избранные педагогические сочинения. М., 1985. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981. Положение о семейном (домашнем) образовании в Российской Федерации// Частная школа. 1994. №4. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика / Избр. пед. соч.: В 3-х т. Т. 3. М., 1981. Феминология. Семьеведение. М., 1996. Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. В семье сын и дочь. 2-е изд., испр. М., 1985. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.87 (0.01 с.) |