Тема 9. Структура педагогического процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Структура педагогического процесса



Практическое занятие (2 час.)

Структура педагогического процесса. Закономерности и принципы построения пе­дагогического процесса. Проектирование педагогического процесса. Этапы проектирования педагогиче­ского процесса: целеполагание, целеосуществление, анализ и оценка результатов.

Понятие субъекта педагогического процесса.

Основные компоненты субъектности педагога: активность, способность к рефлек­сии, свобода выбора и ответственность за него, уникальность субъекта, понимание и при­нятие другого, саморазвитие.

Самообразование и творчество как необходимые усло­вия развития рефлексивной позиции учителя. Профессиональная компетентность учителя: сущность понятия, структура и содержание. Профессиональная карьера и участие педа­гога в проектировании собственной профессиональной карьеры.

Ученик как субъект педагогического процесса. Субъектность позиции ученика в педагогическом процессе. Диагностика личности, педагогический прогноз и программа развития, обучения и воспитания ребенка.

Взаимодействие участников педагогического процесса. Педагог – воспитуемый, учитель – аудитория, педагог – группа: особенности взаимопонимания и взаимоотношений.

Выбор форм, методов и средств реализации педагогического процесса.

Тема 10. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Лекция (2 час.)

Цели образования. Задачи образования. Цели образования в зарубежной педагогике.

Различные подходы к конструированию целей и содержания образования, современ­ные концепции целей и содержания образования.

Развивающий характер и возрастная адекватность содержания образования.

Таксономия целей обучения: знание, понимание, применение, анализ, синтез.

Содержание педагогического процесса.

Основные принципы и критерии отбора содержания образования.

Формальный (классический) и материальный (реальный) подходы к отбору содержания педагогического процесса в истории педагогики и в современный период.

Фундаментализация образования.

Гуманизация и гуманитаризация содержания образования.

Тема 11. ДОКУМЕНТЫ, ОТРАЖАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Практическое занятие (2 час.)

Нормативно-методические документы, отражающие содержание образования в современной отечественной школе.

Государственный образовательный стандарт (общего, высшего профессионального образования), его содержание и структура.

Учебные планы, программы, учебники, учебные пособия. Учебно-методические комплексы.

Тема 12. ФОРМЫ, МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Практическое занятие (2 час.)

Формы и методы обучения. Педагогические технологии обучения: сущность поня­тия «педагогическая технология», признаки педагогической технологии, краткая характеристика основных педагогических технологий обучения.

Взаимосвязь понятий о приемах, методах и технологиях воспита­ния. Отличия педагогических технологий и методики обучения. Современные гу­манитарные подходы к воспитанию.

Контроль в образовательной деятельности, его функции, педагогические требования к осуществлению.

Оценка и учет учебных достижений: понятие, технологии оценивания учебных дос­тижений учащихся.

Одаренные, слабоуспевающие и неуспевающие дети: специфика педагогической работы с ними. Вариативность индивидуально-личностных маршру­тов. Система дополнительного образования, ее функции и характер.

Тема 13. СИСТЕМА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Практическое занятие (2 час.)

Современная образовательная парадигма, ее сущностные характеристики. Реформирование образования в современном мире: глобальные, национальные и регио­нальные направления и тенденции.

Современная российская система образования, программа и условия ее реализации. Научно-технический прогресс и воспитание человека. Система образования в современной России: резервы и тенденции развития. Стабильность и динамичность школы как образовательной системы.

Современные подходы к организации управления об­разованием. Управление развитием образовательных систем.

Тема 14. РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ТЕМУ: «СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ИХ ВЛИЯНИЕ НА ВОСПИТАНИЕ РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА»

Практическое занятие (2 час.)

Влияние на воспитание системы хозяйственно-бытовых отношений в семье.

Отец и мать как воспитатели: разделение функций, согласованность и дифференциация воспитательных позиций и способов воздействия и взаимодействия с ребенком.

Бабушка и дедушка в воспитании.

Авторитет взрослых в семейном воспитании.

Требования к воспитании.

Ошибки и предрассудки в семейном воспитании, способы их преодоления.

Тема 15. РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ТЕМУ: «УЧЕНИК В СИСТЕМЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ПОЗИТИВНЫЙ И НЕГАТИВНЫЙ ОПЫТ»

Практическое занятие (2 час.)

Условия обеспечения сплоченности детского коллектива.

Противоречия в детском коллективе и способы их преодоления.

Условия построения конструктивных отношений актива и коллектива.

Реализация принципов самодеятельности, романтики и игры в детском коллективе.

Ошибки классного руководителя (воспитателя) во взаимодействии с детским коллективом.

Тема 16. РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ТЕМУ: «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: ПОЗИТИВНЫЙ И НЕГАТИВНЫЙ ОПЫТ»

Практическое занятие (2 час.)

Способы педагогических воздействий: позитивный и негативный опыт применения.

Стиль и способы педагогического взаимодействия: позитивный и негативный опыт реализации.

Типичные ошибки педагога во взаимоотношениях с учащимися: боязнь решительных действий; отсутствие четких правил и норм взаимоотношений; непоследовательность; неоправданная снисходительность; жесткий стиль; педагогические действия на уровне эмоциональных реакций; неосторожные замечания, нетактичность в общении с учащимися; панибратские отношения, заигрывание с учащимися; недостаточное знание учащихся, игнорирование индивидуального подхода; недооценка беседы с глазу на глаз.

 

 


ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

ПО КУРСУ «ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА»

Структура содержания курса «Общая педагогика» представляет собой систему лекционных и практических занятий.

На лекционных занятиях раскрываются наиболее крупные теоретические проблемы, обобщающего и систематизирующего характера. При этом, преимущественно, монологическая речь учителя на лекции перемежается с мини-дискуссиями, стимулирующими познавательную активность студентов на занятии. Активная познавательная деятельность студентов на лекции будет инициирована в том случае, если преподаватель, постоянно рассуждая, знакомит с различными точками зрения, чем вовлекает студентов в свои рассуждения. Лекция призвана побуждать студентов задавать вопросы и формировать у них потребность найти ответы в разнообразных источниках.

Специфика практических занятий по «Общая педагогика» состоит в том, что важнейшим их назначением является сообщение и освоение новой учебной информации: объем учебного времени, выделенных на дисциплину, столь незначителен, что и лекционные, и практические занятия ориентированы на реализацию, прежде всего, информативной и когнитивной функций. При этом, реализация названных функций предполагает активную опору на самостоятельную работу, в процессе которой студенты из разнообразных источников черпают учебную информацию, осмысливают ее, оформляют в доклады и сообщения, которые воспроизводят уже на практических занятиях.

Последние три практических занятия по «Общей педагогике» ориентированы на повторение и закрепление ранее изученного материала, а также применение его при решении педагогических задач и практических педагогических ситуаций.

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Программой курса «Общая педагогика» предусмотрена самостоятельная работа студентов в объеме 46 часов, которая предусматривает решение следующих задач:

- самостоятельное изучение отдельных тем дисциплины, вынесенных в содержание практических занятий;

- подготовку к вступлениям с сообщениями и докладами на практических занятиях;

- выполнение практических и учебно-исследовательских заданий;

- выполнение (по желанию студентов) творческих работ;

- аннотирование педагогической литературы и периодики;

- знакомство с передовым и массовым педагогическим опытом, подтверждающим теоретические постулаты.

Задания для самостоятельной работы по курсу «Общая педагогика» ориентированы на развитие умений:

- работать с педагогической литературой теоретического характера,

- анализировать и интерпретировать результаты педагогических исследований,

- планировать и реализовывать мини-исследования.

Виды самостоятельной работы студентов:

- работа с научно-педагогическими текстами (на основе технологий развития умений критического мышления, реферирования, аннотирования, рецензирования и др.);

- анализ результатов выполненных исследований по рассматриваемым проблемам (по индивидуальному выбору студента);

- сравнение педагогических концепций, теорий;

- составление словаря педагогических терминов;

- участие в теоретических дискуссиях, учебных диспутах и др.;

- сравнительный анализ оценочных суждений в различных источниках;

- анализ конкретных образовательных систем с целью выявления и описания реализуемых в них культурных практик.

В период обучения студенты должны выполнить ряд творческих заданий, охватывающих все разделы учебного курса.

При изучении курса «Общая педагогика» студенты могут выполнить факультативно[1] творческую работу рефлексивного характера. Тема работы: «Влияние наследственности, семьи, коллектива класса и системы воспитательных воздействий в школе на формирование моей личности в старшем школьном возрасте».

Возможен вариант, когда студенты описывают влияние указанных факторов не на собственное развитие, а на формирование личности одного из свои товарищей по учебе. При этом студент, выполняющий творческую работу, берет у одного из студентов группы интервью [2], в ходе которого получает необходимую для выполнения работы информацию.

Важной особенностью заданий для самостоятельной работы по курсу «Общая педаго­гика» является их ориентация на ознакомление студентов с традициями научно-педагогиче­ских школ преподавателей академии и вузов региона.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.92 (0.015 с.)