Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 9. Структура педагогического процесса↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Практическое занятие (2 час.) Структура педагогического процесса. Закономерности и принципы построения педагогического процесса. Проектирование педагогического процесса. Этапы проектирования педагогического процесса: целеполагание, целеосуществление, анализ и оценка результатов. Понятие субъекта педагогического процесса. Основные компоненты субъектности педагога: активность, способность к рефлексии, свобода выбора и ответственность за него, уникальность субъекта, понимание и принятие другого, саморазвитие. Самообразование и творчество как необходимые условия развития рефлексивной позиции учителя. Профессиональная компетентность учителя: сущность понятия, структура и содержание. Профессиональная карьера и участие педагога в проектировании собственной профессиональной карьеры. Ученик как субъект педагогического процесса. Субъектность позиции ученика в педагогическом процессе. Диагностика личности, педагогический прогноз и программа развития, обучения и воспитания ребенка. Взаимодействие участников педагогического процесса. Педагог – воспитуемый, учитель – аудитория, педагог – группа: особенности взаимопонимания и взаимоотношений. Выбор форм, методов и средств реализации педагогического процесса. Тема 10. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Лекция (2 час.) Цели образования. Задачи образования. Цели образования в зарубежной педагогике. Различные подходы к конструированию целей и содержания образования, современные концепции целей и содержания образования. Развивающий характер и возрастная адекватность содержания образования. Таксономия целей обучения: знание, понимание, применение, анализ, синтез. Содержание педагогического процесса. Основные принципы и критерии отбора содержания образования. Формальный (классический) и материальный (реальный) подходы к отбору содержания педагогического процесса в истории педагогики и в современный период. Фундаментализация образования. Гуманизация и гуманитаризация содержания образования. Тема 11. ДОКУМЕНТЫ, ОТРАЖАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА Практическое занятие (2 час.) Нормативно-методические документы, отражающие содержание образования в современной отечественной школе. Государственный образовательный стандарт (общего, высшего профессионального образования), его содержание и структура. Учебные планы, программы, учебники, учебные пособия. Учебно-методические комплексы. Тема 12. ФОРМЫ, МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Практическое занятие (2 час.) Формы и методы обучения. Педагогические технологии обучения: сущность понятия «педагогическая технология», признаки педагогической технологии, краткая характеристика основных педагогических технологий обучения. Взаимосвязь понятий о приемах, методах и технологиях воспитания. Отличия педагогических технологий и методики обучения. Современные гуманитарные подходы к воспитанию. Контроль в образовательной деятельности, его функции, педагогические требования к осуществлению. Оценка и учет учебных достижений: понятие, технологии оценивания учебных достижений учащихся. Одаренные, слабоуспевающие и неуспевающие дети: специфика педагогической работы с ними. Вариативность индивидуально-личностных маршрутов. Система дополнительного образования, ее функции и характер. Тема 13. СИСТЕМА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Практическое занятие (2 час.) Современная образовательная парадигма, ее сущностные характеристики. Реформирование образования в современном мире: глобальные, национальные и региональные направления и тенденции. Современная российская система образования, программа и условия ее реализации. Научно-технический прогресс и воспитание человека. Система образования в современной России: резервы и тенденции развития. Стабильность и динамичность школы как образовательной системы. Современные подходы к организации управления образованием. Управление развитием образовательных систем. Тема 14. РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ТЕМУ: «СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ИХ ВЛИЯНИЕ НА ВОСПИТАНИЕ РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА» Практическое занятие (2 час.) Влияние на воспитание системы хозяйственно-бытовых отношений в семье. Отец и мать как воспитатели: разделение функций, согласованность и дифференциация воспитательных позиций и способов воздействия и взаимодействия с ребенком. Бабушка и дедушка в воспитании. Авторитет взрослых в семейном воспитании. Требования к воспитании. Ошибки и предрассудки в семейном воспитании, способы их преодоления. Тема 15. РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ТЕМУ: «УЧЕНИК В СИСТЕМЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ПОЗИТИВНЫЙ И НЕГАТИВНЫЙ ОПЫТ» Практическое занятие (2 час.) Условия обеспечения сплоченности детского коллектива. Противоречия в детском коллективе и способы их преодоления. Условия построения конструктивных отношений актива и коллектива. Реализация принципов самодеятельности, романтики и игры в детском коллективе. Ошибки классного руководителя (воспитателя) во взаимодействии с детским коллективом. Тема 16. РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ТЕМУ: «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: ПОЗИТИВНЫЙ И НЕГАТИВНЫЙ ОПЫТ» Практическое занятие (2 час.) Способы педагогических воздействий: позитивный и негативный опыт применения. Стиль и способы педагогического взаимодействия: позитивный и негативный опыт реализации. Типичные ошибки педагога во взаимоотношениях с учащимися: боязнь решительных действий; отсутствие четких правил и норм взаимоотношений; непоследовательность; неоправданная снисходительность; жесткий стиль; педагогические действия на уровне эмоциональных реакций; неосторожные замечания, нетактичность в общении с учащимися; панибратские отношения, заигрывание с учащимися; недостаточное знание учащихся, игнорирование индивидуального подхода; недооценка беседы с глазу на глаз.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА» Структура содержания курса «Общая педагогика» представляет собой систему лекционных и практических занятий. На лекционных занятиях раскрываются наиболее крупные теоретические проблемы, обобщающего и систематизирующего характера. При этом, преимущественно, монологическая речь учителя на лекции перемежается с мини-дискуссиями, стимулирующими познавательную активность студентов на занятии. Активная познавательная деятельность студентов на лекции будет инициирована в том случае, если преподаватель, постоянно рассуждая, знакомит с различными точками зрения, чем вовлекает студентов в свои рассуждения. Лекция призвана побуждать студентов задавать вопросы и формировать у них потребность найти ответы в разнообразных источниках. Специфика практических занятий по «Общая педагогика» состоит в том, что важнейшим их назначением является сообщение и освоение новой учебной информации: объем учебного времени, выделенных на дисциплину, столь незначителен, что и лекционные, и практические занятия ориентированы на реализацию, прежде всего, информативной и когнитивной функций. При этом, реализация названных функций предполагает активную опору на самостоятельную работу, в процессе которой студенты из разнообразных источников черпают учебную информацию, осмысливают ее, оформляют в доклады и сообщения, которые воспроизводят уже на практических занятиях. Последние три практических занятия по «Общей педагогике» ориентированы на повторение и закрепление ранее изученного материала, а также применение его при решении педагогических задач и практических педагогических ситуаций. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Программой курса «Общая педагогика» предусмотрена самостоятельная работа студентов в объеме 46 часов, которая предусматривает решение следующих задач: - самостоятельное изучение отдельных тем дисциплины, вынесенных в содержание практических занятий; - подготовку к вступлениям с сообщениями и докладами на практических занятиях; - выполнение практических и учебно-исследовательских заданий; - выполнение (по желанию студентов) творческих работ; - аннотирование педагогической литературы и периодики; - знакомство с передовым и массовым педагогическим опытом, подтверждающим теоретические постулаты. Задания для самостоятельной работы по курсу «Общая педагогика» ориентированы на развитие умений: - работать с педагогической литературой теоретического характера, - анализировать и интерпретировать результаты педагогических исследований, - планировать и реализовывать мини-исследования. Виды самостоятельной работы студентов: - работа с научно-педагогическими текстами (на основе технологий развития умений критического мышления, реферирования, аннотирования, рецензирования и др.); - анализ результатов выполненных исследований по рассматриваемым проблемам (по индивидуальному выбору студента); - сравнение педагогических концепций, теорий; - составление словаря педагогических терминов; - участие в теоретических дискуссиях, учебных диспутах и др.; - сравнительный анализ оценочных суждений в различных источниках; - анализ конкретных образовательных систем с целью выявления и описания реализуемых в них культурных практик. В период обучения студенты должны выполнить ряд творческих заданий, охватывающих все разделы учебного курса. При изучении курса «Общая педагогика» студенты могут выполнить факультативно[1] творческую работу рефлексивного характера. Тема работы: «Влияние наследственности, семьи, коллектива класса и системы воспитательных воздействий в школе на формирование моей личности в старшем школьном возрасте». Возможен вариант, когда студенты описывают влияние указанных факторов не на собственное развитие, а на формирование личности одного из свои товарищей по учебе. При этом студент, выполняющий творческую работу, берет у одного из студентов группы интервью [2], в ходе которого получает необходимую для выполнения работы информацию. Важной особенностью заданий для самостоятельной работы по курсу «Общая педагогика» является их ориентация на ознакомление студентов с традициями научно-педагогических школ преподавателей академии и вузов региона.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.21.237 (0.009 с.) |