Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет медицинской психологии и разделы медицинской психологии↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предмет медицинской психологии и разделы медицинской психологии Медицинская психология – самостоятельная дисциплина, изучающая психологические проблемы у больных людей на всех этапах формирования болезни и в разных условиях пользования медицинской помощью. Предмет медицинской психологии: психические особенности пациента, их влияние на возникновение, течение и исход соматических заболеваний, взаимоотношения пациента и медицинского работника в различных условиях – при посещении на дому, в амбулатории клинике. В медицинскую психологию входят следующие разделы: 1) экстремальная психология (кризисная) — отрасль психологической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в измененных (непривычных) условиях существования. 2) психофармакология – комплексный раздел теоретической и клинической медицины, занимающийся созданием и изучением механизмов действия и клинической эффективности психотропных средств. 3) психогигиена — прикладное направление психологии здоровья, в котором разрабатываются и применяются мероприятия, направленные на сохранение, поддержание и укрепление психического здоровья людей. 4) трудотерапия — область медицинской практики, пограничная между психиатрией, клинической психологией и психологией труда, центральной задачей которой является адаптация психически больного к социуму посредством его включения в активную трудовую деятельность, моделируемую в стационаре или на производстве. 5) психология мед. труда – больной воздействует на работников (в плане психики). 6) профессиология мед. Психологии – медицинская психология изучает сама себя. 7) патопсихология — практическая отрасль клинической психологии, «изучающая расстройства психических процессов и состояний психологическими методами, осуществляя анализ патологических изменений «на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме». 8) нейропсихология – раздел психологии, посвященный изучению мозговых механизмов высших психических функций - на материале наблюдений за локальными поражениями головного мозга. 9) психосоматика — направление в медицине и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний. 10) психотерапия —система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека.
Качественные и количественные методы исследования и интерпретации данных в медицинской психологии Качественные - направленные на выявление качественных закономерностей психической деятельности пациентов и психометрические - используемые для измерения тех или иных функций. Выделяют методы: 1) Наблюдение – метод, при помощи которого психолог целенаправленно и планомерно воспринимает и фиксирует многообразные проявления психической деятельности изучаемых им людей и условий ее протекания. 2 ) Беседа – некоторые явления психики исследователь изучает посредством анализа словесных реакций человека на специально сформулированные вопросы, вытекающие из цели исследования. 3) Психофизиологические методы (например, ЭЭГ) 4) Биографический метод – психолог изучает человека на основании данных истории его жизни. 5) Изучение продуктов творчества – некоторые психические процессы и свойства личности изучаются опосредствованно, по материальным результатам (продуктам) деятельности человека. Вещи, созданные человеком, обязательно носят на себе отпечаток их творца. 6) Анамнестический метод (сбор сведений о лечении, течении и причинах расстройства) 7)Экспериментально-психологический метод (стандартизированные и нестандартизированные методики). В психиатрии имеют вспомогательное диагностическое значение. 8 ) клинико-психологическая диагностика. Дать психологическую оценку личностной или поведенческой проблемы (психического расстройства) для последующего принятия решения о способах оказания профессиональной помощи. 9) психологическое консультирование — один из видов длительной психологической помощи людям, испытывающим трудности в повседневной жизни, деятельности и общении. 10) психологическая коррекция и психотерапия. Психологическая коррекция один из видов психологической помощи; деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; Психотерапия — система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Часто определяется как деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных, и т. п.).
Основные направления работы психолога в клинике 2 вида психологической помощи: диагностика и психокоррекция. Диагностика предшествующая помощь. Помощь оказывается в виде психологической коррекции, психотерапии, психологической реабилитации. Разница между психотерапией и коррекцией в подходе к клиентам. Психотерапия – это медицинское направление. С точки зрения мед. подхода к человеку, он рассматривается как больной, и успешность помощи зависит от действия психотерапевта. Всю ответственность при психотерапии берет на себя врач. При психологической коррекции клиент не рассматривается как больной, а как человек, имеющий определенные проблемы, при этом ответственность за успешность помощи возлагается как на психолога, так и на клиента. Психологический подход с одной стороны не навешивает ярлыки на клиента, с другой стороны психолог должен точно знать границы компетентности. При диагностике он должен ответить на вопрос, являются ли те особенности и те проблемы, с которыми обратился клиент проявлениями нормы или проявлениями патологии или болезни. Имеется разница в понимании здоровья, болезни, нормы и патологии. Если клиент решил обратиться к психологу, клиент решает, сможет ли он справиться с проблемой. Если попытки справиться не приносят успеха, он уже не уверен в своих силах. В период диагностики психотерапия продолжается с первой встречи. Первая встреча играет решающее значение в дальнейшей работе. Последствия первой встречи: может решиться проблема; человек не только не обратится к этому специалисту, он не обратится потом к психологу; дальнейшее сотрудничество. В период первой встречи вся работа идет в двух планах: явный, скрытый. Происходит взаимной изучение друг друга. Важно внимание и наблюдательность. Происходит взаимная подстройка. Специалист подстраивается к клиенту. Четкой схемы первой беседы нет. Мы стараемся узнать о нем информацию, и не навредить ему еще больше. В течении первой беседы решается вопрос «что же с клиентом?». Вывод носит предварительный характер. Клиническая беседа – 80% анализа. Госпитализация преследует разные цели: обеспечение безопасности больного, обеспечение безопасности окружающих, изоляция больного от психотравмирующего окружения, обследование больного в стационаре. Если решено проводить лечение амбулаторно или проводить психокоррекцию, то необходимо определить ее объем, сколько сеансов необходимо, надо ли кроме психотерапии и психокоррекции еще и соц. воздействие, определяется частота встреч и их продолжительность, при необходимости с больным заключают контракт, решают вопрос нужно ли беседовать с родственниками, выбор метода, котрый будет использоваться или сочетания методов. При стационарном лечении больного часть из этих вопросов также решается. Противопоказания психотерапии и коррекции: человек не хочет, на фоне острого соматического заболевания. Противопоказанием может являться содержание медпрепаратов (при диагностике), может исказить результат. Противопоказание со стороны психолога – психолог не может решить проблему. Виды психич. расстройств 1) Экзогенные – обусловлены внеш., находящимися вне организма причинами (психозы, алкоголизм, наркомании и токсикомании). 2) Экзогенно-органические - психич. нарушения при травмах ГМ, психич. нарушения при опухолях ГМ, инфекционно-органические заболевания мозга. 3) Эндогенные - заболевания, характеризующиеся развитием органического процесса в мозге, генез кот. в значительной степени обусловлен эндогенными (генетическими) механизмами, вкл. болезни типа эпилепсии, атрофические процессы, особые формы психозов позднего возраста, сосудистые заболевания и системные наследственные формы патологии ГМ. (шизофрения, аффективные заболевания/ психозы) 4 ) Эндогенно-органические (эпилепсия, дегенеративные (атрофические) процессы ГМ, деменции альцгеймеровского типа, болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, Хорея, Гентингтона, болезнь Паркинсона). 5) состояния, обусловл. патологией развития (умственная отсталость, задержки психич. развития, искажения психич. развития) 6) Психосоматич. расстройства. Психогенные заболевания (Реактивные психозы, посттравматич. стрессовый синдром) 7) Пограничные психические наруш-я (невротич. расстройства, тревожно-фобические состояния, неврастения, обсессивно-компульсивные нарушения, истерич. нарушения невротич. ур-ня, расстройства лич-ти).
Развитие медицинской психологии в СССР – исследования И.П.Павлова, Л.С.Выготского, Б.В.Зейгарник, А.Р.Лурия, Ю.Ф.Полякова, М.С.Лебединского, В.Н.Мясищева, С.Я Рубинштейна, В.В.Николаевой, А.Ш.Тхостова, Е.Т.Соколовой, А.С.Спиваковской Павлов. Экспериментальное изучение ВНД в лабораториях Павлова, выделение типов нервной деятельности (физиологический эквивалент темперамента), взаимосвязей между первой и второй сигнальными системами привело к теоретическому обоснованию экспериментальных неврозов, которое Павлов перенес в клинику. Таким образом был заложен методологический фундамент патофизиологической теории неврозов и их психотерапии. Это направление получило название — павловская психотерапия, использовавшая на практике экспериментальные данные о возникновении и торможении условных рефлексов, понятия о торможении, иррадиации, индукции, фазовых состояниях. Этими терминами описывался и сам психотерапевтический процесс. Выготский. Под его руководством проводились первые нейропсихологические исследования в СССР. Разработал методологические основы изучения аномального развития, исследования по данной проблеме проводились в плане изучения отдельных психических процессов и функций у детей с умственной отсталостью, с задержкой психического развития, с нарушениями анализаторных систем. В патопсихологической лаборатории (Москва) под руководством Выготского и Зейгарник исследовалась психология умственной отсталости. Зейгарник. Занималасьразработкой патопсихологического направления в психологии, возникшего на стыке психологии, психопатологии и психиатрии. Патопсихология, согласно Зейгарник, изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме. Лурия. Нейропсихология получает развитие в трудах Лурии и его учеников. Ими накоплен и систематизирован огромный фактический материал о роли лобных долей и других мозговых структур в организации психических процессов, обобщены предшествующие исследования и продолжено изучение нарушений отдельных психических функций — памяти, речи, интеллектуальных процессов, произвольных движений и действий при локальных поражениях мозга, проанализированы особенности их восстановления. Лурия создал комплекс методов клинического исследования лиц с поражениями мозга. Поляков. Занимался общей патопсихологией, вопросами психологии мышления, исследованием патологии познавательных процессов (с Зейгарник). Лебединский и Мясищев. Вопросы психического дезонтогенеза. Формулировали цели медицинской психологии: изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение; изучение влияния тех или иных болезней на психику и др. Рубинштейн. Разраб. методические рекомендации «О работе патопсихолога в психиатрической больнице». Работа с изоляцией. а) Техника конфронтирования пациентов с изоляцией. Психотерапевт может помочь пациенту понять, что в конечном счете каждый человек рождается, проживает жизнь и умирает в одиночестве. б) Техника идентификации механизмов защиты. в) Использование отношений психотерапевт-пациент с целью выявления патологии. г) Исцеляющие отношения.Отн.психотерапевт-пациент могут способствовать самоутверждению пациентов, т. к. для них важно, что кто-то, принимает их. Работа с бессмысленностью. а) Техника переопределения проблемы. б) Техника определения видов защиты от тревоги бессмысленности. в) Техника содействия пациентам в их более активном участии в жизни. Людвиг Бинсвангер предложил психотерапевтическую концепцию экзистенциального анализа, изложив принципы феноменологического описания внутреннего мира пациента. Цель психотерапии методом дазайн-анализа состоит в том, чтобы содействовать индивиду в познании своих возможностей, что необходимо для решения задач, с которыми он столкнулся.
Нарушения восприятия Дереализация — нарушениевосприятияокружающегомира. Деперсонализация — нарушение восприятия себя Иллюзии — изменение восприятия объектов под влиянием изменения эмоционального статуса. 3. Нарушение представления — галлюцинации Истинные —воображаемый объект вне ч-ка Псефдогаллюцинации — когда воображаемый объект внутри Нарушения личности. Характерны для тех или иных психических заболеваний и локальных поражений ГМ. При этом происходят: снижение уровня активности, исчезновение критичности, изменение направленности и динамики мотивации, нарушение самооценки. При различных заболеваниях особенно страдает мотивационная сфера: развиваются патологические потребности и мотивы, которые часто связаны с личностной зависимостью от них; происходит перестройка системы мотивов; снижается уровень опосредствованности мотивов, позволяющий в норме реализацию отсроченного поведения; нарушается соотношение побудительной и смыслообразующей функций мотивов. 41. ОТЛИЧИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА ОТ МЕДИЦИНСКОГО. Мед д-з — мед заключение о состоянии здоровья обследуемого, об имеющемся заболевании (травме) или о причине смерти, выраженное в терминах, обозначающих названия болезней (травм), их формы, варианты течения и т. п.. Соотнесение мед и психдиагноза: Основное в мед д-зе - определение заболевания, которые выясняются через их связь с типичным для данного синдрома патофизиологическим механизмом.В психиатрии ограниченность нозологического диагноза отчетливо осознается в связи с задачами реабилитации психически больных. теория функционального диагноза состоит из 3х частей: клинической, психологической и социальной. Функциональный диагноз дает врачу не только "название" болезни, но и позволяет ответить на вопросы о том, у кого и в какой среде возникает болезнь.В психологическом диагнозе, стоит?, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия. Психологический диагноз - конечный результат дея-ти пси-га, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-псих-ских особенностей л-ти с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых целью исследования. Причины диагностических ошибок включают две основные группы. связанные со сбором данных и их переработкой. К 1гротносятся: ошибки наблюдения (наблюдение черт в искаженной качественно или количественно форме); ошибки регистрации (например, эмоциональная окрашенность записей в протоколе, свидетельствующая скорее об отношении психолога к обследуемому, нежели об особенностях его поведения). ошибки инструментальные возникают вследствие неумения пользоваться аппаратурой и другой измерительной техникой как в техническом, так и в интерпретационном аспекте. Основные ошибки в переработке, интерпретации данных: эффект "первого впечатления" - ошибка, основанная на переоценке диагностического значения первичной информации; ошибка атрибуции - приписывание обследуемому черт, которых у него нет, или рассмотрение нестабильных черт в качестве стабильных;ошибка ложной причины; о познавательный радикализм - тенденция к переоценке значения рабочих гипотез и нежелание искать лучшие решения; познавательный консерватизм - предельно осторожная формулировка гипотез. Классификация по МКБ-10 Параноидное расстройство личности (F60.060.0) Шизоидное расстройство личности (F60.160.1) Классификация по DSM-IV Кластер A (необычные или эксцентричные расстройства) Параноидное, Шизоидное, Шизотипическое Кластер B (театральные, эмоциональные, или колеблющиеся расстройства)Антисоциальное, Пограничное, Истерическое, Нарциссическое Кластер C (тревожные и панические расстройства) Избегающее, Зависимое, Обсессивно-компульсивное Классификация по П. Б. Ганнушкину: До принятия в России решения об ориентации на МКБ, отечественная психиатрия использовала свою собственную классификацию личностных расстройств Ганнушкина, или психопатий, как они тогда назывались.: (Астенический тип, психастенический тип, шизоидный тип, параноидный тип, возбудимый тип, истерический тип, аффективный тип, неустойчивый (безвольный) тип.)
Предмет медицинской психологии и разделы медицинской психологии Медицинская психология – самостоятельная дисциплина, изучающая психологические проблемы у больных людей на всех этапах формирования болезни и в разных условиях пользования медицинской помощью. Предмет медицинской психологии: психические особенности пациента, их влияние на возникновение, течение и исход соматических заболеваний, взаимоотношения пациента и медицинского работника в различных условиях – при посещении на дому, в амбулатории клинике. В медицинскую психологию входят следующие разделы: 1) экстремальная психология (кризисная) — отрасль психологической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в измененных (непривычных) условиях существования. 2) психофармакология – комплексный раздел теоретической и клинической медицины, занимающийся созданием и изучением механизмов действия и клинической эффективности психотропных средств. 3) психогигиена — прикладное направление психологии здоровья, в котором разрабатываются и применяются мероприятия, направленные на сохранение, поддержание и укрепление психического здоровья людей. 4) трудотерапия — область медицинской практики, пограничная между психиатрией, клинической психологией и психологией труда, центральной задачей которой является адаптация психически больного к социуму посредством его включения в активную трудовую деятельность, моделируемую в стационаре или на производстве. 5) психология мед. труда – больной воздействует на работников (в плане психики). 6) профессиология мед. Психологии – медицинская психология изучает сама себя. 7) патопсихология — практическая отрасль клинической психологии, «изучающая расстройства психических процессов и состояний психологическими методами, осуществляя анализ патологических изменений «на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме». 8) нейропсихология – раздел психологии, посвященный изучению мозговых механизмов высших психических функций - на материале наблюдений за локальными поражениями головного мозга. 9) психосоматика — направление в медицине и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний. 10) психотерапия —система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 640; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.177 (0.011 с.) |