Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История развития медицинской психологии.

Поиск

История психологической науки с особой рельефностью отражает эволюцию взглядов на природу сознания и всей духовной жизни человека. На заре науки (VI - IV вв. до н.э.) в философии уже отчетливо звучало натуралистическое направление мысли. Об этом можно судить по трудам Демокрита, Эмпедокла, Лукреция, Эпикура и др. Уже тогда многие считали, что мозг является «седалищем души» (Алкмеон из Кротона), «средоточием психической деятельности» (Пифагор), а психические болезни -- результатом нарушения работы мозга (Гиппократ, Гален). Эволюционное учение, развитое Чарлзом Дарвином (1809--1882), оказало положительное влияние в отношении становления и развития науки о психике -- психологии (этот термин стал общеупотребительным со второй половины XVIII века после работ Христиана Вольфа). Подробно изучались психика животных, «примитивных народов», детская психика, психика при умственном недоразвитии. Пожалуй, самое большое достижение этого периода заключалось в том, что перестали, наконец, игнорировать среду, окружающую человека. Герберт Спенсер (1820--1903) утверждал, что «психическая деятельность соотносительная и заключается в непрерывном приспособлении организмом внутренних его отношений к внешним» и что психические явления нельзя изучать в отрыве от окружающего мира. Томас Гексли (1825--1895), другой последователь Дарвина, подводя итог

уровню науки, говорил: «В наши дни никто из стоящих на высоте современной науки не усомнится в том, что основы психологии надо искать в физиологии нервной системы. Было начато подробное изучение функций эндокринных желез, вегетативной нервной системы, электрофизиологии. Австрийским врачом Францем Галлем (1738--1828) проводилась параллель между строением черепа и особенностями психики человека, его способностями и личностными свойствами. Внимание психологов, как и психиатров, привлекли в дальнейшем работы венского психиатра Зигмунда Фрейда (1856--1939), создателя одного из основных современных направлений психологии психоанализа, который всю психическую деятельность человека объясняет направляющим влиянием бессознательного, в особенности полового влечения. И.М. Сеченов, воспитанный на трудах мыслителей-гуманистов, создал свою теорию рефлекторной деятельности мозга и опубликовал в 1863 году труд «Рефлексы головного мозга». Так пришла та необходимая помощь, в которой настоятельно нуждалась психология. И.М. Сеченов особое значение придавал медицинской психологии и собирался посвятить ей свой особый труд, о котором писал как о своей «лебединой песне».

И.П. Павлов, развивая положения И.М. Сеченова, разработал оригинальную методику, пользуясь которой стало возможно проникать в сущность рефлекторной функции мозга и подвергать «тщательному анализу основные законы, управляющие всей громадно сложной работой высшего отдела центральной нервной системы». Было доказано, что психические явления -- результат условно -рефлекторной деятельности мозга и что условный рефлекс одновременно является и материальным (физиологическим) и идеальным (психическим). Трудами обоих корифеев русской физиологической науки был заложен естественно - научный фундамент психологии, который ей был необходим и без которого она долгие годы не могла перейти от изучения внешнего проявления психики к познанию ее сущности.

Первая экспериментально - психологическая лаборатория в России была открыта В.М. Бехтеревым в 1885 году при медицинском факультете Казанского университета. Там, а в дальнейшем в подобной лаборатории, созданной им в Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге, под его руководством было выполнено более 20 клинико - психологических докторских диссертаций. В 1896 году такая же лаборатория была организована в Москве в психиатрической клинике С.С. Корсаковым. Специальный курс психологии для студентов-медиков С.С. Корсаков еще за год до открытия лаборатории поручил читать своему ассистенту А.А. Токарскому, в дальнейшем заведующему лабораторией. Почти одновременно подобные же лаборатории открылись в Одессе, Киеве и Дерпте, где экспериментальные работы по исследованию психически больных проводил В.Ф. Чиж. Во всех случаях психологические кабинеты организовывались на частные пожертвования, так как администрация относилась к этому нововведению более чем холодно. В 1904 году па заседании Российского общества невропатологов и психиатров была избрана специальная комиссия для рассмотрения и систематизации новейших клинико - психологических методов. В 1908 году А.Н. Бернштейн опубликовал первое в России руководство Клинические приемы психологического исследования душевнобольных», а в 1911 году вышел в свет «Атлас психологического исследования личности» Ф.Г. Рыбакова. С.П. Боткин - один из первых клиницистов, правильно понявших взаимосвязь морфологии и функции, единства организма и внешней среды, роль нервной системы в течении физиологических и патологических процессов. Большое влияние на русскую врачебную общественность того времени оказали работы основоположников отечественной клинической медицины: И.Е. Дядьковского, М.Я. Мудрова, Г.А. Захарьина, Н.И. Пирогова, В.П. Образцова, В.М. Бехтерева, С.С. Корсакова и других выдающихся ученых и врачей-гуманистов. До Великой Октябрьской социалистической революции на медицинских факультетах университетов медицинской психологии уделялось чрезвычайно мало внимания, хотя в ряде психиатрических клиник эта дисциплина преподавалась. Существенным моментом в развитии медицинской психологии явилось возникновение лабораторий экспериментальной психологии при клинических психоневрологических учреждениях. В России первые экспериментально-психологические лаборатории были открыты при кафедрах психиатрии В.М. Бехтеревым, С.С. Корсаковым (А.А. Токарский), Н.А. Бернштейном, на кафедре невропатологии – Г.И. Россолимо.

Психология в Советском Союзе после Великой Октябрьской социалистической революции была перестроена на основах исторического и диалектического материализма и опирается на естественнонаучные данные физиологии, особенно нейрофизиологии. При перестройке общей психологии специалисты касались также вопросов медицинской психологии. Упомянем А.П. Нечаева, П.П. Блонского и особенно Л.С. Выготского, работы которого по психологии мышления при шизофрении, а также по расстройствам развития получили широкое признание, как в психиатрии, так и в психологии.

Существенным источником развития медицинской психологии является детская психиатрия и врачебная педагогика (Heller, Stromayer, Homburger, Zilhen, Binet, Wallon).

Детская психиатрия в трудах профессоров А.С. Грибоедова, В.П. Кащенко, Г.Е. Сухаревой, Т.П. Симсон, Н.И. Озерецкого. С.С. Мнухина, Г.Б. Абрамовича значительно обогатила не только общую психиатрию, но и медицинскую психологию.

Работа психологов в медицинских учреждениях, опыт участия психологов в восстановлении нарушенных функций мозга у раненых во время и после Великой Отечественной войны (Б.Г. Ананьев, Э.С. Бейн, А.В. Запорожец, Б.В. Зейгарник, В.М. Коган, М.С. Лебединский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищев, А.В. Ярмоленко и др.) позволили осветить ряд вопросов медицинской психологии. Этот опыт обобщен в курсах лекций по медицинской психологии и патопсихологии на психоневрологическом факультете Харьковского медицинского института (А.Р. Лурия, М.С. Лебединский), философского факультета Ленинградского университета (В.Н. Мясищев) и Московского университета (А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник).

 

4.Клинический и психологический подходы к изучению личности (взгляд врача-психиатра и медицинского психолога).

Существует множество определений личности. В зависимости от того, какого определения личности придерживается психолог, будет строиться патопсихологический эксперимент, подбираться определенные тесты.

Для исследования нарушений личности психологу необходимо четко представлять, что нужно исследовать в конкретном случае: мотивы, установки, интересы, ценности, конфликты, интерперсональные связи и т.д.

Б. В. Зейгарник, описывая нарушения личности, акцентирует внимание на наиболее разработанных в отечественной психологии теоретических понятиях, основанных на деятельностном системном анализе. При этом деятельность исследуется через анализ изменения мотивов. Специально проведенные исследования деятельности больных с патологией психики выявили нарушение структуры иерархии мотивов. При различных психических заболеваниях отмечаются отклонения в формировании адекватного уровня притязаний в сравнении с нормой, формируются различные патологические потребности и мотивы, нарушается смыслообразование, возможность саморегуляции и опосредования поведения, критичность и спонтанность поведения.

М. С. Лебединский, В. Н. Мясищев рассматривают связь многих болезней, их возникновение и течение с личностью больного. Они выделяют распад, деградацию личности в результате органического поражения головного мозга; патологическое развитие личности (психопатии); патологические реакции и развитие в форме неврозов. Эндогенные заболевания (МДП и шизофрения) генетически детерминированы, однако особенности личности нередко являются одним из условий развития психоза. В динамике шизофрении, эпилепсии и органических заболеваний наступают изменения личности, характерные для данного заболевания.

 

Б. Д. Карвасарский выделяет следующие основные задачи исследования личности:

1. Изучение роли личности в происхождении нервно-психических и соматических болезней.

2. Определение значения личностного фактора в патогенезе болезней и формировании клинических картин.

3. Выявление особенностей изменения личности при разных заболеваниях.

4. Разработка эффективных личностно ориентированных методов психопрофилактики, психотерапии и реабилитации.

Выделяют два основных метода исследования личности – клинический и лабораторный. Первый основан на наблюдении за больным и беседах с ним, второй предполагает использование разнообразных тестов.

Изучение истории жизни человека происходит с помощью "анамнестического”, или биографического, метода. Необходимо собрать сведения о больном не только с его слов, но и со слов его близких. Многое узнать о личности больного можно из реальных взаимодействий во время групповой психотерапии.

 


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 859; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.193 (0.012 с.)