Предмет и задачи медицинской психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи медицинской психологии.



Предмет и задачи медицинской психологии.

Медицинская психология – самостоятельная наука, находящаяся на стыке медицины и психологии. Это пограничная область знания.

Блейхер: «Медицинская психология, одновременно выступает в роли психологической и медицинской науки в соответствии с решаемыми ею проблемами и стоящими задачами она является медицинской. А в соответствии с теоретическими предпосылками и методами исследования она должна быть отнесена к психологии»

Цели:

1)Изучение психологических факторов влияющих на развитие болезни, их профилактику и лечение.

2)Изучение влияния болезни на психику.

3)Изучение психологических проявлений различных болезней в их динамике.

4) Изучение нарушений развития болезней в их динамике.

5) Изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой.

6) Разработка принципов и методов психологического исследования в клинике.

7) Разработка и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Предметом медицинской психологии являются психологические факторы связанные с возникновением, диагностикой, лечением и профилактикой лечения.

Медицинская психология изучает не болезни сами по себе, а их влияние на личность, семью, психологическое благополучие больного.

Медицинская психология рассматривает психику человека исходя из представления о функционировании здоровой психики.


 

2.Разделы и отрасли медицинской психологии.Междисциплинарные связи медицинской психологии.

Медицинская психология:

1)Психогигиена;

2) Психопрофилактика;

3)Клиническая психология:

- пограничные состояния,

- Нейропсихология,

-Психосоматические и соматопсихические расстройства

-патопсихология.

Структура медицинской психологии:

1) Психологическая медицинская среда среды;

2) Клиническая психология: +патопсихология; +нейропсихология;+ психосоматика; +теория и практика психологической помощи.

Патопсихология – отрасль психологической науки, изучает особенности психической деятельности человека при патологическом состоянии мозга, связанных с психическими или соматическими заболеваниями.

Нейропсихология – отрасль психологической науки, которая изучает закономерности нарушения и восстановления психических функций, при различных поражениях головного мозга.

Психосоматика изучает роль психологических факторов в развитии соматических заболеваний.

 

На развитие медицинской психологии оказывают существенное влияние следующие медицинские дисциплины: психиатрия, неврология, нейрохирургия, психотерапия, терапия. Это влияние взаимообразно. Близка медицинская психология и к ряду других психологических и педагогических наук – экспериментальной психологии, трудотерапии, олигофрено-педагогике, тифлопсихологии, сурдопсихологии и др.

Медицинская психология оказывает значительное влияние на развитие общетеоретических вопросов психологии:

1) соотношение социального и биологического в развитии психики,

2) анализ компонентов, входящих в состав психических процессов,

3) развитие и распад психики,

4) роль личностного компонента в структуре различных форм психической деятельности.

Медицинская психология использует знания педагогики, социологии, философии и т.д. Необходимость комплексного подхода пронизывает всю работу медицинского психолога.

 


ПРИМЕР


8.Метод эксперимента в медицинской психологии (привести пример).

Эксперимент - это проведение исследования, при котором на экспериментальную группу людей оказывается определённое воздействие. При этом результат сравнивается с результатом контрольной группы, на которую в тех же условиях воздействия не оказывалось.

Эксперимент – ведущий метод научного познания, в том числе и психологических исследований. Направлен на выявление причинно-следственных зависимостей. Характеризуется созданием оптимальных условий для изучения определенных явлений, а также целенаправленным и контролируемым изменением этих условий.

Одно из основных понятий при описании эксперимента – переменная (любое реальное условие ситуации, которое может быть изменено). Виды переменных: независимая, зависимая, промежуточные, контролируемые.

В науке различают два плана проведения экспериментов: традиционный и факторный.

Гипотеза – научное предположение, которое необходимо проверить.

В зависимости от условий деятельности эксперимент подразделяется на лабораторный и естественный. По характеру действий исследователя различают констатирующий и формирующий эксперименты. В зависимости от степени разработанности проблемы выделяют эксперименты: поисковые, уточняющие, критические, воспроизводящие.

Планируя исследование, очень важно заранее представить его как можно детальнее, продумать всю экспериментальную ситуацию в целом, процедуру работы, процесс взаимодействия с испытуемым.

Основные этапы экспериментального исследования:

Теоретический этап.

Подготовительный этап.

Экспериментальный этап.

Интерпретационный этап.

Артефакты (проявления искажающих достоверность выводов коммуникативных эффектов): эффект плацебо, эффект Хоторна, эффект Пигмалиона, эффект аудитории, эффект первичности.

Квазиэксперимент – исследовательский метод, направленный на установление причинно-следственной зависимости переменных, но отличающийся от эксперимента снижением уровня требований к процедуре отбора испытуемых или недостаточностью контроля за независимой переменной и побочными факторами.

Экспериментатор должен обладать необходимыми профессиональными и личностными качествами: понимать задачи эксперимента, хорошо знать процедуру эксперимента и требования руководств применяемых методик, знать правила обработки данных и оценивания результатов, уметь контролировать себя, обладать достаточной эмоциональной уравновешенностью, общительностью и тактичностью. Своим поведением экспериментатор должен стремиться вызывать доверие. Он не должен проявлять высокомерия, легкомыслия, фамильярности, не должен выражать словами, интонацией, жестами, мимикой, насколько неудачны ответы испытуемого.

Этические принципы, разработанные Американской психологической ассоциацией (1981, 1992) и Британским психологическим обществом (1991), настоятельно советуют исследователям следующее.

Достаточно полно информировать потенциальных участников эксперимента, чтобы получить согласие осведомленного испытуемого.

Быть правдивым. Использовать обман только в том случае, если он оправдан значимой целью и если нет альтернативы.

Защищать людей от возможных травм и значительного дискомфорта.

Использовать информацию о каждом из участников конфиденциально.

После завершения эксперимента полностью рассказать о его целях и структуре, не исключая использованных обманных слов и действий. Единственное исключение из этого правила случаи, когда обратная связь расстроит людей.

Только если проблема имеет большое значение и не может быть исследована другим способом, психолог имеет право подвергать испытуемых эмоциональному стрессу или причинять им любой другой вред. При проведении таких исследований психолог должен серьезно продумать возможность вредных последствий и должен быть готов устранить их сразу же, как только позволит план эксперимента. При существовании опасности серьезных последствий исследования могут проводиться только в том случае, если испытуемые или их полномочные представители полностью проинформированы о такой возможности и несмотря на это дали свое добровольное согласие учавствовать.

К экспер. Воздейств. Относ.: наблюдение, клиническую беседу и собственно эксперимент.

ПРИМЕР

 


Включённость человека в «ансамбль общественных отношений в соподчинённости и иерархии его составляющих» и движение человека к самоосуществлению в этой включённости - критерий нормы (по Б.С. Братусю). В этом подходе доминирует социально-психологический спектр параметров нормы.

 


Гештальттерапия Ф. Перлза

Согл гештальттерапии орг- м рассмат как единое целое, и любой аспект поведения может быть проявлением целостного бытия человека. У здор л-ти граница со средой является подвижной: возникн опред потребн требует "контакта" со средой и формирует гештальт, удовлет потребн завершает гештальт. У неврот л-ти процессы "контакта" и "ухода" являются сильно искаженными Он рассм личн рост как пр-с расширения зон самоосознавания,. Он выд 3 зоны сознавания: 1 Внутр - явл и пр-сы, происход в теле.2. Внешн – внеш соб, кот отраж сознанием.3. Средн- фантаз, верования, отношения. При неврозе сосредоточ на ср зоне псих наруш у людей обусл тем, что их ли-ть не сост. гештальта. В осн наруше лежат огранич спо-ти индивида к поддер оптима рав-я со средой, наруш пр-са саморегуляции. 5 мех наруш пр-са саморегуляции: 1) интроекцию( человек усваивает чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые ); 2) проекцию( человек отчуждает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют его "Я-концепции )3) ретрофлексию( - поворот на себя ) 4) дефлексию( уклонение от реального контакта ) 5) конфлуенцию. (выражается в стирании границ между "Я" и окружением. Такие клиенты с трудом отличают свои мысли, чувства и желания от чужих)Пон "незакон дело " явл одним из центр в гештальткоррекции. Оно озн, что неотреагированные эмоции препятств про-су актуального осознавания происходящего В пр-се гештальткоррекции на клиент прох через 5 уровней невроза. 1у-нь -фальшивых отн, игр и ролей. Неврот л-ть отказыв от реализ своего "Я" и живет согласно ожид других людей.. 2 у-нь - фобический - связан с осозн своего фальшивого повед и манипуляций. Человек боится быть тем, кем является. 3 у-нь - уровень тупика и отчаяния. чел не знает, что делать, куда двигаться. Он пережив утрату поддержки извне, но не готов и не хочет использов свои собственные ресурсы, обрести внутр точку опоры. 4 у-нь - имплозия, состояние внутреннего смятения, отчаяния, отвращения к самому себе, обусловленное полным осозн того, как человек ограничил и подавил себя. Чел в слезах отчаян переживает свою решимость самому принять ситуацию и справиться с ней. 5 ур-нь - эксплозия, взрыв. Клиент сбрасывает с себя фальшивое,нач жить и дейс-ть от своего подлинного "Я". Цели кор-ции. явл снятие блокировок, пробуждение потенциально существ в чел естественных ресурсов, способств его личност росту, достижению ценности и зрелости, полной интеграции личности клиента.


 

 

Логотерапия В.Франкла.

Франкл - австр психолог и психиатр. Счит что осн движ силой ра-я л-ти выст поиски смысла жизни При его отсутсв возник "экзистенциальный вакуум", проявл как невроз. Помочь пациенту можно, лишь инициировав его собственную ак- ть Цель логотерапии чтобы помочь человеку увидеть все смыслы, закл в ситуации, в которой он наход, и выбрать тот, кот согласуется с его совестью. Для ее решен разраб метод сократического диалога, в кот происходит обсужден личного опыта, касающег всего трех сфер: творчество, переживан и осознан отношение к обстоятельствам, на кот нельзя повл-ть. разработан прием парадоксальной интенции, ориентирован на лечен фобий и навяз сост Закл в том, что пациент, мучимый страхом ожидания, получ от логотерапевта инстр в критич сит или непосредс перед ней, или самому осуществить то, чего он опасается. Франкл иллюстрирует это на примере студента, у кот начи дрожь перед экзаменами и кот страдал больше всего от ожид этой дрожи и из-за опасений, что это все увидят. С помощью логотерапевта он сформулир для себя "парадоксальную интенцию" - задрожать в экзаменационной обстановке так сильно, чтобы его сочли "чемпионом по дрожанию". Другой его пример - супруги, склонные к постоянным ссорам, договарив в след раз так долго ссориться, чтобы окончат измотать себя.

 


 

Предмет и задачи медицинской психологии.

Медицинская психология – самостоятельная наука, находящаяся на стыке медицины и психологии. Это пограничная область знания.

Блейхер: «Медицинская психология, одновременно выступает в роли психологической и медицинской науки в соответствии с решаемыми ею проблемами и стоящими задачами она является медицинской. А в соответствии с теоретическими предпосылками и методами исследования она должна быть отнесена к психологии»

Цели:

1)Изучение психологических факторов влияющих на развитие болезни, их профилактику и лечение.

2)Изучение влияния болезни на психику.

3)Изучение психологических проявлений различных болезней в их динамике.

4) Изучение нарушений развития болезней в их динамике.

5) Изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой.

6) Разработка принципов и методов психологического исследования в клинике.

7) Разработка и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Предметом медицинской психологии являются психологические факторы связанные с возникновением, диагностикой, лечением и профилактикой лечения.

Медицинская психология изучает не болезни сами по себе, а их влияние на личность, семью, психологическое благополучие больного.

Медицинская психология рассматривает психику человека исходя из представления о функционировании здоровой психики.


 

2.Разделы и отрасли медицинской психологии.Междисциплинарные связи медицинской психологии.

Медицинская психология:

1)Психогигиена;

2) Психопрофилактика;

3)Клиническая психология:

- пограничные состояния,

- Нейропсихология,

-Психосоматические и соматопсихические расстройства

-патопсихология.

Структура медицинской психологии:

1) Психологическая медицинская среда среды;

2) Клиническая психология: +патопсихология; +нейропсихология;+ психосоматика; +теория и практика психологической помощи.

Патопсихология – отрасль психологической науки, изучает особенности психической деятельности человека при патологическом состоянии мозга, связанных с психическими или соматическими заболеваниями.

Нейропсихология – отрасль психологической науки, которая изучает закономерности нарушения и восстановления психических функций, при различных поражениях головного мозга.

Психосоматика изучает роль психологических факторов в развитии соматических заболеваний.

 

На развитие медицинской психологии оказывают существенное влияние следующие медицинские дисциплины: психиатрия, неврология, нейрохирургия, психотерапия, терапия. Это влияние взаимообразно. Близка медицинская психология и к ряду других психологических и педагогических наук – экспериментальной психологии, трудотерапии, олигофрено-педагогике, тифлопсихологии, сурдопсихологии и др.

Медицинская психология оказывает значительное влияние на развитие общетеоретических вопросов психологии:

1) соотношение социального и биологического в развитии психики,

2) анализ компонентов, входящих в состав психических процессов,

3) развитие и распад психики,

4) роль личностного компонента в структуре различных форм психической деятельности.

Медицинская психология использует знания педагогики, социологии, философии и т.д. Необходимость комплексного подхода пронизывает всю работу медицинского психолога.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1943; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.102.90 (0.034 с.)