Физиология возбудимых тканей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физиология возбудимых тканей



ПЕРЕЧЕНЬ

ВОПРОСОВ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА

ПО НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

для студентов лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов и факультета высшего сестринского образования

 

 

Тюмень, 2012 г.

Утверждено на ЦКМС

Перечень подготовлен

сотрудниками кафедры нормальной физиологии

Тюменской государственной медицинской академии:

д.м.н., проф. В.В.Колпаковым,

к.м.н., доц. Е.А.Томиловой, к.м.н., доцентом Т.В.Беспаловой

к.б.н. Т.Н.Рыбцовой, ассистентом А.А.Ткачук

Под редакцией заведующего кафедрой нормальной физиологии,

д.м.н., профессора В.В.Колпакова

 

 

Данное руководство рекомендуется студентам лечебного,

педиатрического, стоматологического факультетов и ФВСО

для самостоятельной работы на занятиях

по нормальной физиологии и подготовки к зачетам и экзаменам

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Переводной экзамен по нормальной физиологии, одной из фундаментальных медико-биологических дисциплин, является важным этапом для перехода к обучению на клинических кафедрах.

Настоящий перечень вопросов для переводного экзамена по нормальной физиологии для студентов высших медицинских учебных заведений составлен в соответствии с новой программой по нормальной физиологии и профильными дополнениями для студентов лечебных, педиатрических, санитарно-гигиенических и стоматологических факультетов медицинских ВУЗов.

Перечень вопросов содержит 4 раздела:

Раздел 1. Общая физиология.

Раздел 2. Частная физиология.

Раздел 3. Интегративная деятельность организма.

Раздел 4. Профильные вопросы для разных факультетов.

Экзамен по нормальной физиологии может быть письменным, письменно-устным, устным и проводиться с использованием ЭВМ.

В любом варианте экзаменов экзаменационный билет (набор вопросов) должен содержать 4 вопроса: первые три вопроса являются обязательными для всех медицинских факультетов, четвертый вопрос - является профильным.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА ДЛЯ ФАКУЛЬТЕТОВ - ЛЕЧЕБНЫЙ, ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ, СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ И ФВСО

 

ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ

1. Раздражимость, возбудимость как основа реакции ткани на раздражение. Раздражители, их виды, характеристика.

2. Современные представления о строении и функции мембран. Ионные каналы мембран. Ионные градиенты клетки, их механизмы.

3. Мембранный потенциал, теория его происхождения.

4. Потенциал действия, его фазы и происхождение. Соотношение фаз возбудимости с фазами потенциала действия.

5. Возбудимость, методы ее оценки. Изменение возбудимости при действии постоянного тока (аккомодации, электротон, катодическая депрессия).

 

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МЫШЦ

 

6. Физические и физиологические свойства мышц. Типы мышечных сокращений. Сила и работа мышц. Закон силы.

7. Одиночное сокращение и его фазы. Тетанус, факторы, влияющие на его величину. Оптимум и пессимум. Лабильность.

8. Двигательные единицы, их классификация. Механизм возникновения тетануса в естественных условиях.

9. Современная теория мышечного сокращения и расслабления.

10. Особенности строения и функционирования гладких мышц.

 

 

СВОЙСТВА НЕРВНЫХ ЦЕНТРОВ

 

11. Строение и классификация синапсов. Механизм передачи возбуждения в синапсах (электрических и химических). Ионные механизмы постсинаптических потенциалов.

12. Особенности строения и передачи возбуждения в нервно-мышечных синапсах. Медиаторы, их синтез, секреция, взаимодействие с рецепторами.

13. Механизм проведения нервного импульса по безмиелиновым и миелиновым нервным волокнам. Законы проведения возбуждения по нервам.

14. Рецепторы: понятия, классификация, основные свойства и особенности, механизм возбуждения, функциональная мобильность.

15. Нейрон, как структурно-функциональная единица ЦНС. Классификация нейронов, функциональные структуры нейрона. Механизм возникновения возбуждения. Интегративная функция нейрона.

16. Физиологические свойства нервных центров: пространственная и временная суммация возбуждений, трансформация ритма, посттетаническая потенциация, низкая лабильность, утомляемость, чувствительность к нейротропным средствам.

17. Основные принципы распространения возбуждения в ЦНС: конвергенция, дивергенция, мультипликация, иррадиация, реверберация, одностороннее проведение.

18. Торможение в ЦНС (И.М.Сеченов, Гольц, Мегун). Современные представления об основных видах центрального торможения: постсинаптического, пресинаптического и их механизмах.

19. Основные принципы координационной деятельности ЦНС: переключения, реципрокности, облегчения, окклюзии, обратной связи, проторения пути, общего "конечного" пути, доминанты.

 

ФИЗИОЛОГИЯ ЦНС

20. Современное представление об интегральной деятельности ЦНС. Взаимодействие между различными уровнями ЦНС в процессе регуляции функций.

21. Системная организация функций мозга по принципу взаимодействия проекционных, ассоциативных, интегративно-пусковых систем. Функциональный элемент мозга.

22. Роль спинного мозга в процессах регуляции деятельности опорно-двигательного аппарата и вегетативных функций организма. Характеристика спинальных животных. Принципы работы спинного мозга. Клинически важные спинальные рефлексы.

23. Спинальные механизмы регуляции мышечного тонуса и фазных движений.

24. Продолговатый мозг и мост, участие их центров в процессах саморегуляции функций.

25. Физиология среднего мозга, его рефлекторная деятельность и участие в процессах саморегуляции функций.

26. Децеребрационная ригидность и механизм ее возникновения. Роль среднего и продолговатого мозга в регуляции мышечного тонуса.

27. Статические и статокинетические рефлексы (Р.Магнус). Саморегуляторные механизмы поддержания равновесия тела.

28. Физиология мозжечка, его влияние на моторные и вегетативные функции организма.

29. Особенности нейронной организации ретикулярной формации ствола мозга и ее нисходящее влияние на рефлекторную деятельность спинного мозга.

30. Восходящие активирующие влияния ретикулярной формации ствола мозга на кору больших полушарий. Участие ретикулярной формации в формировании целостной деятельности организма.

31. Гипоталамус. Характеристика основных ядерных групп. Роль гипоталамуса в интеграции вегетативных, соматических и эндокринных функций, в формировании эмоций, мотиваций, стресса, биоритмов.

32. Лимбическая система мозга. Ее роль в формировании мотиваций, эмоций, организации памяти, саморегуляции вегетативных функций.

33. Таламус. Функциональная характеристика и особенности ядерных групп таламуса.

34. Роль базальных ядер в формировании мышечного тонуса и сложных двигательных актов.

35. Современное представление о локализации функций в коре полушарий. Полифункциональность корковых областей. Пластичность коры.

36. Парность в деятельности коры больших полушарий. Функциональная ассиметрия, доминантность полушарий и ее роль в реализации высших психических функций (речь, мышление и др.).

 

ФИЗИОЛОГИЯ АНАЛИЗАТОРОВ (СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ)

46. Учение И.П.Павлова об анализаторах.

47. Рецепторный отдел анализаторов. Классификация, функциональные свойства и особенности рецепторов. Функциональная мобильность (П.Г.Снякин).

48. Проводниковый отдел анализаторов. Особенности проведения афферентных возбуждений. Участие подкорковых образований в проведении и переработке афферентных возбуждений.

49. Корковый отдел анализаторов (И.П.Павлов). Процессы высшего коркового анализа афферентных возбуждений. Взаимодействие анализаторов.

50. Системный характер восприятия. Влияние биологических и социальных мотиваций на состояние анализаторов.

51. Адаптация анализаторов, ее периферические и центральные механизмы.

 

ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР

52. Характеристика зрительного анализатора. Рецепторный аппарат. Фотохимические процессы в сетчатке при действии света.

53. Восприятие цвета (М.В.Ломоносов, Г.Гельмгольц, И.П.Лазарев). Основные формы нарушения цветового зрения. Современные представления о восприятии цвета.

54. Физиологические механизмы аккомодации глаза. Адаптация зрительного анализатора. Формирование зрительного образа. Роль правого и левого полушарий в зрительном восприятии.

 

ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ

71. Пищеварение – главный компонент функциональной системы, поддерживающей постоянный уровень питательных веществ в организме.

72. Пищевая мотивация. Физиологические основы голода и насыщения.

73. Пищеварение, его значение. Функции пищеварительного тракта. Типы пищеварения в зависимости от происхождения и локализации гидролиза. Пищеварительный конвейр, его функция.

74. Принципы регуляции деятельности пищеварительной системы. Роль рефлекторных, гуморальных и местных механизмов регуляции. Гормоны желудочно-кишечного тракта, их классификация.

75. Пищеварение в полости рта. Саморегуляция жевательного акта.

76. Состав и физиологическая роль слюны. Слюноотделение, его регуляция.

77. Глотание, его фазы, саморегуляция этого акта. Функциональные особенности пищевода.

78. Пищеварение в желудке. Состав и свойства желудочного сока. Регуляция желудочной секреции. Фазы отделения желудочного сока.

79. Mоторная и эвакуаторная деятельность желудка, ее регуляция.

80. Пищеварение в 12-перстной кишке. Внешнесекреторная деятельность поджелудочной железы. Состав и свойства сока поджелудочной железы. Регуляция панкреатической секреции.

81. Роль печени в пищеварении. Регуляция образования желчи, выделение ее в 12-перстную кишку.

82. Состав и свойства кишечного сока. Регуляция секреции кишечного сока.

83. Полостной и мембранный гидролиз пищевых веществ в различных отделах тонкой кишки. Моторная деятельность тонкой кишки и ее регуляция.

84. Особенности пищеварения в толстой кишке, моторика толстой кишки.

85. Всасывание веществ в различных отделах пищеварительного тракта. Виды и механизм всасывания веществ через биологические мембраны.

86. Функциональная система, обеспечивающая постоянство питательных веществ в крови. Анализ ее центральных и периферических компонентов.

 

 

ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ

92. Постоянство температуры внутренней среды организма как необходимое условие нормального протекания метаболических процессов. Функциональная система, обеспечивающая поддержания постоянства температуры внутренней среды организма.

93. Температура тела человека и ее суточные колебания. Температура различных участков кожных покровов и внутренних органов. Нервные и гуморальные механизмы терморегуляции.

94. Теплопродукция. Обмен веществ как источник образования тепла. Роль отдельных органов в теплопродукции, регуляция этого процесса.

95. Теплоотдача. Способы отдачи тепла с поверхности тела. Физиологические механизмы теплоотдачи.

 

ФИЗИОЛОГИЯ ВЫДЕЛЕНИЯ

96. Выделение как один из компонентов сложных функциональных систем, обеспечивающих постоянство внутренней среды организма. Органы выделения, их участие в поддержании важнейших параметров внутренней среды.

97. Нефрон, строение, кровоснабжение. Механизм образования первичной мочи, ее количество и состав.

98. Образование конечной мочи, ее состав и свойства. Реабсорция в канальцах, механизм ее регуляции. Процессы секреции и экскреции в почечных канальцах.

99. Регуляция деятельности почек. Роль нервных и гуморальных факторов.

100. Процесс мочеиспускания, его регуляция.

101. Кожа, как выделительный орган. Функции сальных и потовых желез, регуляция их деятельности. Невыделительные функции кожи.

 

 

ФИЗИОЛОГИЯ КРОВИ

1. Понятие о крови, ее свойствах и функциях.

2. Состав крови. Основные физиологические константы крови и механизмы их поддержания.

3. Электролитный состав плазмы крови. Осмотическое давление крови. Функциональная система, обеспечивающая постоянство осмотического давления крови.

4. Функциональная система, поддерживающая постоянство кислотно-основного равновесия.

5. Белки плазмы крови, их характеристика и функциональное значение. Онкотическое давление крови и его роль.

6. Характеристика форменных элементов крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их роль в организме.

7. Эритроциты, их функции. Виды гемоглобина, его соединения, их физиологическое значение. Гемолиз.

8. Лейкоциты, их виды. Лейкоцитарная формула. Функции различных видов лейкоцитов.

9. Гуморальная и нервная регуляция эритро- и лейкопоэза.

10. Группы крови. Резус-фактор. Правила переливания крови.

11. Понятие о гемостазе. Процесс свертывания крови и его фазы. Факторы, ускоряющие и замедляющие свертывание крови.

12. Свертывающая, противосвертывающая и фибринолитическая системы крови, как главные аппараты функциональной системы поддерживания ее жидкого состояния.

13. Лимфа, ее состав, функции. Внесосудистые жидкие среды, их роль в организме. Обмен воды между кровью и тканями. Механизмы регуляции лимфообразования и лимфооттока.

ФИЗИОЛОГИЯ ИММУНИТЕТА

14. Особенности развития клеточных элементов белой крови (схема миело- и лимфопоэза).

15. Центральные и периферические органы иммунной системы и их роль в реакции иммунитета.

16. Мононуклеарная фагоцитирующая система.

17. Субпопуляции лимфоцитов и их функциональные особенности.

18. Взаимодействие клеток в иммунном ответе. Трехклеточная схема кооперации.

19. Иммуноглобулины. Виды, их роль в реакциях иммунитета.

20. Роль вилочковой железы в организме. Механизм действия вырабатываемых ею гормонов.

21. Медиаторы иммунной системы.

 

 

ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ.

22. Дыхание, его основные этапы. Механизм внешнего дыхания. Биомеханика вдоха и выдоха.

23. Давление в плевральной полости, его происхождение, изменение при дыхании и роль в механизме внешнего дыхания.

24. Газообмен в легких. Парциальное давление кислорода и углекислого газа в альвеолярном воздухе и напряжение этих газов в крови.

25. Транспорт кислорода кровью. Кривая диссоциации оксигемоглобина, ее характеристика. Кислородная емкость крови.

26. Транспорт углекислоты кровью. Значение карбоангидразы.

27. Газообмен в тканях. Парциальное напряжение кислорода и углекислого газа в тканевой жидкости и клетках.

28. Физиология дыхательных путей. Регуляция их просвета.

29. Дыхательный центр (Н.А.Миславский). Современное представление о его структуре и локализации. Автоматия дыхательного центра.

30. Рефлекторная саморегуляция дыхания. Механизм смены дыхательных фаз.

31. Регуляторные влияния на дыхательный центр со стороны высших отделов головного мозга (гипоталамус, лимбическая система, кора больших полушарий).

32. Гуморальная регуляция дыхания. Роль углекислоты и рН крови. Механизм первого вдоха новорожденного ребенка.

33. Дыхание в условиях пониженного и повышенного барометрического давления и при изменении газовой среды.

34. Функциональная система, обеспечивающая постоянство газового состава крови. Анализ ее центральных и периферических компонентов.

 

 

ФИЗИОЛОГИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ

35. Значение кровообращения для организма. Общий план строения системы кровообращения. Кровообращение как компонент различных функциональных систем, определяющих гомеостаз. Тоны сердца, их происхождение, места выслушивания.

36. Сердце, значение его камер и клапанного аппарата. Кардиоцикл, его структура, изменение давления и объема крови в полостях сердца в различные фазы кардиоцикла. Систолический и минутный объем крови.

37. Физиологические свойства и особенности миокарда. Автоматия сердца. Современные представления о субстрате, природе и градиенте автоматии.

38. Ионные механизмы возникновения потенциала действия кардиомиоцитов. Соотношение возбуждения, возбудимости и сокращения в различные фазы кардиоцикла. Экстрасистолы.

39. Регуляция сердечной деятельности (миогенная, гуморальная, нервная).Рефлекторная регуляция деятельности сердца. Рефлексогенные зоны сердца и сосудов.

40. Основные законы гемодинамики, использование их для объяснения движения крови по сосудам. Линейная и объемная скорость кровотока в различных отделах системы кровообращения.

41. Функциональная классификация кровеносных сосудов. Факторы, обеспечивающие движение крови по сосудам высокого и низкого давления.

42. Кровяное давление в различных отделах системы кровообращения. Факторы определяющие его величину. Виды кровяного давления. Физиологические особенности кровообращения в миокарде, мозге, легких и почках

43. Физиологические механизмы регуляции тонуса сосудов (миогенный, нервный, гуморальный).

44. Рефлекторная регуляция системного артериального давления. Значение сосудистых рефлексогенных зон. Сосудодвигательный центр.

45. Морфофункциональная характеристика основных компонентов микроциркуляторного русла. Понятие о тканевом функциональном элементе (А.М.Чернух).

46. Капиллярный кровоток и его особенности. Роль микроциркуляции в механизме обмена жидкости и различных веществ между кровью и тканями.

47. Функциональная система, обеспечивающая поддержание постоянства артериального давления и органного кровотока. Анализ ее центральных и периферических компонентов.

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

48. Врожденная форма поведения (безусловные рефлексы и инстинкты), их значение для приспособительной деятельности.

49. Условный рефлекс как форма приспособления животных и человека к изменяющимся условиям существования. Закономерности образования и проявления условных рефлексов. Классификация условных рефлексов.

50. Физиологические механизмы образования рефлексов. Их структурно-функциональная основа. Развитие представлений И.П.Павлова о механизмах формирования временных связей.

51. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий. Динамический стереотип, его физиологическая сущность, значение для обучения и приобретения трудовых навыков.

52. Архитектура целостного поведенческого акта с точки зрения теории функциональной системы П.К.Анохина.

53. Мотивации. Классификация мотиваций, механизм их возникновения.

54. Роль этапа принятия решения в формировании функциональной системы поведения.

55. Учение И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности, их классификация и характеристика.

56. Физиологические механизмы сна. Фаза сна. Теории сна.

57. Учение И.П.Павлова о I и II сигнальных системах.

58. Торможение в высшей нервной деятельности. Виды коркового торможения. Современные представления о механизмах торможения.

59. Понятия о высших функциях человека, их адаптивная роль.

60. Особенности восприятия у человека. Внимание. Значение работ И.П.Павлова и А.А.Ухтомского для понимания физиологических механизмов внимания. Физиологические корреляты внимания.

61. Память и ее значение в формировании целостных приспособительных реакций.

62. Биологическая роль эмоций. Теории эмоций. Вегетативные и соматические компоненты эмоций. Виды и роль эмоций в возникновении психосоматических заболеваний у человека.

63. Роль эмоций в целенаправленной деятельности человека. Эмоциональное напряжение (эмоциональный стресс) и его роль в формировании психосоматичиских заболеваний организма.

64. Речь, функции речи. Функциональная ассиметрия коры больших полушарий, связанная с развитием речи у человека. Внушение, самовнушение, психотерапия.

65. Физиологические подходы к изучению процесса мышления. Образное и вербальное мышление.

Семестр

Физиология анализаторов

1. Определение поля зрения.

2. Определение остроты зрения.

3. Определение цветоощущения.

4. Исследование сферической абберации.

5. Влияние интенсивности света на ширину зрачка.

6. Изменение ширины зрачка при конвергенции и дивергенции.

7. Исследование костной и воздушной проводимости.

8. Исследование бинаурального слуха.

9. Исследование тактильной чувствительности.

10. Исследование температурной чувствительности.

11. Наблюдение нистагма глаз и головы.

 

 

Физиология терморегуляции

1. Измерение температуры тела человека.

 

 

Семестр

Физиология крови

1. Определение СОЭ по Панченкову.

2. Дифференцировка клеточных элементов костного мозга.

3. Нормальная миелограмма.

4. Определение количества гемоглобина.

5. Расчет цветного показателя.

6. Определение осмотической резистентности эритроцитов.

7. Виды гемолиза эритроцитов.

8. Подсчет количества лейкоцитов.

9. Дифференцировка видов лейкоцитов.

10. Подсчет лейкоцитарной формулы.

11. Демонстрация мазков с микробным фагоцитозом нейтрофилов. Подсчет фагоцитарного числа и фагоцитарного индекса.

12. Работа с картой оценки Т- и В-системы иммунитета у человека.

13. Определение групп крови.

14. Определение резус-фактора.

15. Современные правила переливания крови.

 

Физиология дыхания

1. Метод спирографии.

2. Длительность задержки дыхания в покое, после нагрузки и гипервентиляции.

3. Анализ спирограммы.

 

ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА.

ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

1. Возрастные периоды постнатального онтогенеза человека.

2. Особенности физиологических процессов в мужском и женском организме.

3. Понятие о норме и здоровье.

 

Физиология ЦНС, ВНС

1. Перерождение нервных волокон после повреждения нерва. Регенерация нерва.

2. Перестройка с возрастом функционирования вегетативной нервной системы.

3. Перестройка взаимодействия нервных и гормональных регуляторных механизмов в процессе старения.

4. Чувствительные и двигательные нарушения при полном и частичном пересечении спинного мозга.

5. Нарушение двигательной функции при поражении мозжечка у человека.

6. Кожные и сухожильные рефлексы человека, их значение в клинике.

 

СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ.

1. Проводниковая часть зрительного анализатора.

2. Определение остроты и поля зрения.

3. Проводящие пути болевого анализатора.

4. Отражение боли, фантомные боли, каузальгии.

5. Роль коры, подкорковых образований и гуморальных факторов в формировании болевых реакций.

6. Физиологические основы обезболивания и наркоза. Опиатные рецепторы и их лиганды.

7. Изменение деятельности сенсорных систем при старении.

 

 

ФИЗИОЛОГИЯ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

1. Гормональная регуляция обмена кальция в организме.

2. Гипоталамо-гипофизарная система, ее роль в адаптации организма к изменениям внешней среды.

3. Изменение гормональной регуляции и чувствительности тканей к гуморально-гормональным воздействиям при старении.

4.

 

ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ.

1. Методы изучения секреторной и моторной функции желудка человека.

2. Запальный (аппетитный) желудочный сок и его значение.

3. Особенности сокоотделения в антральном и пилорическом отделах желудка.

4. Печень как полифункциональный орган: участие в обмене, пищеварении, гормональной реакции, гомеостазе.

5. Физиологические основы диетотерапии.

6. Эндокринная функция желудочно-кишечного тракта.

7. Регуляция желчеобразования. Методы определения.

8. Внутрисекреторная функция панкреатической железы.

9. Изменение секреторной и моторной функции пищеварительного аппарата в старческом возрасте.

10. Изменение аппетита и насыщение при старении.

11. Функция печени при старении.

ФИЗИОЛОГИЯ ВЫДЕЛЕНИЯ

1. Регресс основных почечных функций при старении.

2. Особенности тока мочи, мочеиспускания и его регуляция у пожилых и старых людей.

3. Эндокринная функция почек.

4. Искусственная почка и ее применение в клинике.

 

 

ФИЗИОЛОГИЯ КРОВИ

1. Процессы кроветворения, кроверазрушения.

2. Принципы изготовления кровезамещающих растворов.

3. Возрастные изменения показателей крови. "Разбалансирование" их к старости.

4. Возрастные изменения свертывающей и противосвертывающей

системы крови.

 

ДЫХАНИЕ.

1. Механизм нарушения дыхания при пневмотораксе.

2. Опасность проникающих ранений грудной клетки (для дыхательной функции).

3. Физиологические основы действия смеси 96% О2 и 4% СО2.

4. Основные физиологические механизмы изменения дыхания при подъеме на высоту.

5. Физиологические механизмы водолазной и невесомой болезни.

6. Изменения легочных объемов, максимальной вентиляции легких и резерва дыхания к старости.

7. Изменения снабжения тканей кислородом у пожилых и старых людей при физической нагрузке и кислородном голодании.

 

 

КРОВООБРАЩЕНИЕ.

1. Фазовый анализ работы сердца.

2. Формулы для определения объемной и линейной скорости кровотока.

3. Экстероцептивные и интероцептивные влияния на сердце.

4. Понятие базального или сосудистого тонуса. Значение для организма. Методы определения.

5. Тоны сердца и их происхождение. Фонокардиография.

6. Особенности коронарного кровообращения.

7. Особенности легочного кровообращения.

10 Особенности мозгового кровообращения.

11.Депо крови и их физиологическое значение.

12.Методы изучения сосудистых реакций: реография, плетизмография.

13.Методы исследования сердечной деятельности: векторкардиография, эхокардиография, рентгенография.

14.Возрастные изменения сократительной функции сердца, артериального и венозного давлений.

15.Возрастные изменения нервной и гуморальной регуляции тонуса сосудов.

16.Особенности адаптации кровообращения к деятельности в различных условиях у пожилых и старых людей.

 

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Характеристика электроэнцефалограммы человека в условиях естественного и наркотического сна.

2. Физиологическое значение "быстрого" и "медленного" сна.

3. Роль коры полушарий большого мозга в регуляции работы внутренних органов.

4. Кортико-висцеральная теория и ее применение в клинике. Внушение и самовнушение.

5. Физиологические основы гипнотических состояний.

6. Психофизиологические методы изучения деятельности мозга и их значение для клинической практики.

7. Роль эмоций в возникновении сердечно-сосудистых заболеваний.

8. Функциональная ассиметрия левого и правого полушария.

9. Изменения ВНД у пожилых и старых людей. Особенности внимания, восприятия, памяти, эмоций, мышления.

10. Особенности сна и бодрствования в пожилом возрасте.

ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

1. Возрастная физиология и ее роль в формировании врача-педиатра.

2. Возрастные периоды развития ребенка.

3. Теория системогенеза. Гетерохронизм в развитии функциональных систем (П.К.Анохин).

 

 

ФИЗИОЛОГИЯ ЦНС.

1. Структурно-функциональная характеристика ЦНС плода, двигательная активность плода.

2. Процесс созревания ЦНС, особенности гематоэнцефалического барьера и кровоснабжения мозга, электрофизиологические показатели нейронов ЦНС детей различного возраста.

3. Спонтанные движения новорожденного, состояние мышечного тонуса детей различного возраста, характеристика рефлексов новорожденного и ребенка грудного возраста.

4. Пищевые, защитные и тонические рефлексы новорожденного.

5. Двигательные и ориентировочные рефлексы новорожденного.

6. Роль взаимодействия структуры и функции в развитии двигательной активности ребенка. Развитие двигательных навыков у ребенка в возрасте от 2-х до 4-х месяцев.

7. Развитие двигательных навыков у ребенка в возрасте 5-9 месяцев.

8. Развитие двигательной активности ребенка в возрасте 9-12 месяцев.

9. Развитие двигательной активности и формирование двигательных навыков у ребенка от 1года до 12 лет.

10. Структурно-функциональная характеристика вегетативной нервной системы детей различного возраста.

11. Оценка влияний симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы у детей в различные возрастные периоды.

 

ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ.

1. Соотношение типов питания и пищеварения в онтогенезе: в период внутриутробного развития, в грудном и более старшем возрасте.

2. Пищеварение в полости рта грудных детей. Взаимоотношение процессов сосания, глотания и дыхания. Становление процесса жевания (сроки прорезывания молочных зубов и замены их постоянными).

3. Роль слюны в пищеварении детей. Сроки созревания слюнных желез, интенсивность их функционирования в различном возрасте, значение слюны.

4. Особенности пищеварения в желудке у детей 1-го года жизни, строение желудка, желудочный сок, моторика желудка, регуляция его функций.

5. Особенности пищеварения в тонком кишечнике новорожденных и грудных детей. Соотношение типов пищеварения. Переваривание и всасывание женского и коровьего молока.

6. Структурно-функциональные и регуляторные особенности поджелудочной железы и печени новорожденных и детей грудного возраста.

7. Структурно-функциональные особенности толстого кишечника детей 1-го года жизни (длина кишечника, ферменты, микрофлора, дефекация).

8. Особенности двигательной активности желудочно-кишечного тракта и всасывания у детей 1-го года жизни.

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. ПИТАНИЕ. ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ.

1. Основные особенности обмена веществ и энергии у детей. Понятие о синтезе роста, суточная прибавка массы грудного ребенка и ее компоненты.

2. Особенности обмена белков у детей.

3. Особенности обмена углеводов.

4. Особенности обмена жиров у детей, соотношение белков, жиров и углеводов в пищевом рационе у детей различного возраста.

5. Особенности водно-солевого обмена у детей.

6. Особенности основного обмена у детей различного возраста.

7. Особенности терморегуляции детей грудного возраста, становление циркадного ритма температуры в онтогенезе.

ФИЗИОЛОГИЯ ВЫДЕЛЕНИЯ.

1. Структурно-функциональная характеристика почек плода и новорожденного. Их роль в поддержании гомеостаза.

2. Особенности диуреза и состава мочи у детей. Причины экстраренальной потери воды у ребенка.

3. Мочеобразование у детей, его особенности.

4. Мочеобразование и питьевой режим при искусственном вскармливании детей.

5. Особенности мочеиспускательного рефлекса у грудных детей.

 

 

КРОВЬ.

1. Этапы эмбрионального кроветворения. Возрастные особенности кроветворения.

2. Изменения количества крови, гематокрита, состава плазмы в онтогенезе.

3. Физико-химические свойства крови новорожденных детей (плотность, вязкость, СОЭ, активная реакция плазмы, осмотическое и онкотическое давление).

4. Динамика показателей физико-химических свойств крови детей различного возраста и последовательность их изменений в онтогенезе.

5. Изменение количества и качества эритроцитов у плода, новорожденных и детей грудного возраста.

6. Особенности гемоглобина плода и динамика его перехода в гемоглобин взрослого.

7. Изменение тромбоцитов, лейкоцитов, лейкоцитарной формулы в онтогенезе.

8. Становление системы свертывания крови в онтогенезе, ее особенности в пре- и постнатальном периодах.

9. Формирование групповых признаков крови в онтогенезе. Становление иммунитета в раннем онтогенезе.

 

ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ.

1. Особенности дыхательной системы плода.

2. Особенности транспорта О2 и СО2 кровью плода, напряжение и содержание газов в крови, факторы, способствующие обеспечению тканей плода кислородом.

3. Характеристика органов дыхания новорожденного ребенка, механизм первого вдоха новорожденного.

4. Вентиляция легких новорожденного: частота и глубина дыхания, дыхательный и минутный объемы, жизненная емкость легких.

5. Особенности газообмена и транспорта газов кровью у новорожденного.

6. Регуляция дыхания новорожденного.

7. Развитие легких в онтогенезе, типы дыхания у детей и их смена в процессе роста и развития организма.

8. Вентиляция легких детей грудного и более старшего возраста: частота и глубина дыхания, дыхательный и минутный объемы воздуха, жизненная емкость легких.

9. Газообмен в легких у детей грудного и более старшего возраста.

10. Особенности транспорта О2 и СО2 у детей грудного и более старшего возраста. Дыхание детей при мышечной нагрузке.

11. Особенности регуляции дыхания у детей различного возраста в период полового созревания.

 

ФИЗИОЛОГИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ.

1. Особенности кровообращения плода.

2. Особенности кровоснабжения различных органов плода.

3. Изменения кровообращения при рождении ребенка и их причины. Структурно-функциональные особенности сердца, аорты и легочной артерии новорожденного ребенка.

4. Частота сердечных сокращений, минутный объем и давление в полостях сердца.

5. Варианты форм подросткового сердца. Особенности функций сердечно-сосудистой системы, характерные для каждого из этих вариантов.

6. Величина артериального давления и формула его расчета у детей разного возраста. Скорость распространения пульсовой волны у детей и взрослых.

7. Особенности ЭКГ плода и новорожденного ребенка, напряжение электрической и анатомической осей сердца и причины их изменения с возрастом.

8. Типы ЭКГ в возрасте 1-7 лет и 12-18 лет.

9. Особенности тонов сердца плода, сроки появления тонов, особенности ФКГ плода и новорожденного.

10. Функциональные шумы, сроки их появления, отличие от тонов сердца.

11. Механизмы регуляции деятельности сердца плода, их особенности. Сроки формирования регуляторных механизмов сердца.

12. Особенности нервной регуляции деятельности сердца новорожденного ребенка и причины их изменения с возрастом.

 

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Особенности ВНД новорожденного (последовательность появления условных рефлексов, их характеристика, эмоции новорожденного).

2. Особенности ВНД грудных детей (характеристика условных рефлексов, эмоциональные реакции, развитие речи).

3. Импринтинг как особая форма реагирования новорожденных и детей грудного возраста. Формы импринтинга, его отличия от условных и безусловных рефлексов.

4. Особенности ВНД детей в возрасте от 1 до 3-х лет. Характеристика условных рефлексов, особенности поведения, развитие речи.

5. Особенности ВНД детей дошкольного периода (3-7 лет), младшего школьного (7-11 лет) и старшего школьного периода (11-18 лет).

6. Типологические особенности ВНД детей. Роль воспитания в формировании типа. Сон у детей различного возраста: продолжительность, полифазность, соотношение быстрого и медленного сна.

7. Особенности электроэнцефалограммы в различные периоды онтогенеза.

 

ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ И ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ.

1. Половое развитие детей. Периоды полового созревания и их характеристика.

2. Периоды и признаки полового созревания девочек. Критерии половой зрелости.

3. Периоды и признаки полового созревания мальчиков. Критерии половой зрелости.

4. Основные этапы формирования сексуальности. Понятие о половом воспитании.

Профильные вопросы по нормальной физиолог



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.241 с.)