Основные черты, становление и развитие средневековой культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные черты, становление и развитие средневековой культуры.



Сложная,многообразная – 5-15вв. Факторы, способ. становлению = Античная к.+варварская+христианство,Т.О. средневековая культура - это результат сложного, противоречивого синтеза античных традиций, культуры варварских народов и христианства. Социальной основой средневековой культуры были феодальные отношения (иерархичность,условность,отчужденность от основного производителя). Средневековая культура формировалась в условиях: господства натурального хозяйства, существовавшего примерно до XIII в., когда оно начало превращаться в товарно-денежное в результате роста и усиления городов; замкнутой феодальной вотчины - сеньории, являющейся основной хозяйственной, судебной и политической единицей;слабой центральной власти, феодальной раздробленности, порождавшей нескончаемые войны, смерть, разрушение.

Периодизация: раннее средневековье (5-9вв.)-вхождение христианства в жизнь варваров, постепенное разрушение язычества- синтез. Наиболее заметные явления в культуре VI-первой половине VII вв. связаны с усвоением античного наследия в остготской Италии и вестготской Испании. Магистр остготского короля Теодориха Северин Боэций (ок. 480-524 гг.) стал одним из почитаемых средневековых ученых. Его труды по музыке, арифметике, теологические сочинения, переводы Аристотеля, Евклида стали основой средневекового образования и науки. конце VI-начале VII вв. против языческой мудрости резко выступила церковь. Однако античная культура была достаточно сильно представлена в культуре раннего средневековья. Интерес к ней особенно усилился во времена так называемого Каролингского Возрождения. При дворе Карла Великого (742-814 гг.), восстановившего Западную Римскую империю, была создана "Академия" по примеру античной (члены которой даже называли себя римскими именами). В империи Карла Великого были открыты начальные школы при монастырях. Придворный императора Флакк Альбин Алкуин (ок. 735-804 гг.) и его ученики собирали античные рукописи, занимались их реставрацией, многое сделав для сохранения античного наследия для последующих поколений. В раннем Средневековье были созданы первые письменные "Истории" варваров. В целом для раннего Средневековья характерен прогресс в развитии культуры, несмотря на войны, набеги, покорение одних народов другими, захваты территорий, которые существенно замедляли культурное развитие.

Эпоха зрелого Средневековья (X-XIII вв.) начинается со времени "культурного безмолвия", продолжавшегося почти до конца X в.(войны мжедуусобицы). Крестовые походы способствовали знакомству с восточной, мусульманской культурой (с арабским миром Европа знакомилась через Испанию, захваченную арабами).

Эпоха позднего Средневековья (XIV-XV вв.) прекращается личная зависимость крестьян в результате развития денежного хозяйства в деревне. Происходит ослабление влияния церкви на общество. Ослабевает и воздействие христианства на сознание. Появление светской рыцарской и городской литературы, музыки, искусства разрушало основы средневековой культуры. Постепенно стала расшатываться социальная структура средневекового общества. Возникает новый класс - буржуазия.

Главной, центральной идеей картины мира средневекового человека была христианская идея Бога. Средневековому мировосприятию и мироощущению присущи следующие черты:1)двумирность (разделение мира на реальный и потусторонний), 2)иерархизм; 3)символизм (средневековый человек рассматривал окружающий его мир как систему символов, правильно истолковав которые, можно постичь божественный смысл);4)универсализм (Бог-как носитель универсального всеобщего начала);5)целостность (все области знания представляли собой единое целое);6) Дидактизм мышления(Средневековый человек был расположен видеть нравственный смысл во всем).

Образование и наука. Вся система образования (до университетов, первый в 1088г.в Болоньи) контр церковью.Завоевание арабами Испании-знакомтсов с античным наследием.Рост городов способствовал развитию образования.Университеты –Болонский (1088),Парижский(1160),Оксфорд(1167),Кембридж(1209).13-14вв-почти везде они есть!4факта7свобискусств(грамматика,риторика,диалектика,арифметика,геометрия,астрономия,музыка),юрид,мед и богослов. Наука-господство теологии-схоластика(метод познания Бога и созданного им мира). В XIII в. в науке зарождается интерес к опытному знанию, начинают переводиться и комментироваться естественно-научные трактаты античных авторов и арабских ученых. Оксфордский профессор Роджер Бэкон (XIII в.) ввел в сферу науки эксперимент как новый метод исследования природы.

Основные черты искусства:1) дидактический смысл - передать верующим основы христианской догматики;2) условность всей образной системы- линейность, торжественная неподвижность, удлиненность овала лица и фигур, широко открытые глаза,бесплотность фигур;3) символизм;4)разномасштабность фигур; 5)романский(Нотр-Дам в Пуатье) и готический (12в.-15в, Нотр дам в Париже, собор в Кельне)стили.

Светская культура- рыцарская (рыц турниры, кодексы чести,куртуазная литература,поэзия трубадуров, рыцарские романы- Кретьен де Труа «Ланселот или рыцарь телеги»),город (фаблио-басня-анекдот, «Роман о Лисе»-пародийная лит-ра, городской театр-юмор и нравоучения)

 

 

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ СТРАН ВОСТОКА

Экономическое и политическое положение Индии в XVIII – XV вв. Делийский султанат.

· К нач. XIIIв. территорию Индостана занимали мелкие княжества под управлением вождей (махараджи), их связи с общинами были слабые. Общины представляли собой самоуправляющиеся автономные единицы.

· Северным соседом Индии было государство Газневидов (нынешний Афганистан). В конце XIIв. там начались усобицы (Газневиды – Гуриды). В 1175 войско гуридов вторглось в Пенджаб в поисках скрывавшегося здесь Махмуда Газневи. В 1192 это войско разбило индийских князей под Тараином. К нач. XIII в были покорены Бихар и Бенгалия. Победитель Мухаммед Гури начал раздавать своим военачальникам земли в условное феодальное держание (икта)

· В 1206 Мухаммед Гури был убит. Но укрепившиеся в Индии военачальники не признали власти Газневидов и создало свое государство со столицей в Дели. Наместник Мухаммеда Гури в Индии Кутб-ад-дин Айбак объявил себя султаном. Однако единства они так и не достигли – внутренние усобицы ослабляли государство. Местные индийские вожди получали поддержку от населения, которое теперь стало признавать их феодальные права.

· В 1221-1246 земли подвергались нашествию монголов. Это привело к консолидации власти. Государство объединил в 1246 султан Насир ад-дин Махмуд. Он вернул в казну земли сепаратистов и раздал их в икту

Государственный и политический строй

· При султане Гийяс ад-дин Балбане (1265-87) сложился государственный аппарат и постоянная армия из мусульманских наемников из Ср. Азии и Афганистана. В руках султана сосредоточилась вся полнота власти. Второе лицо – великий везир - осуществлял контроль за военной и фискальной отраслями.

· Вся территория Делийского султаната делилась на несколько областей под управлением наместников (вали) из мусульманской знати. В их ведение входил контроль за держателями икты, сбор поземельных налогов. Наместники содержались за счет излишков налогов, шедших в казну из областей. Области делились на более мелкие территории, в которых управляли индусы, принявшие ислам.

Феодальное землевладение

· Земельная собственность махараджей была передана государству. Индусские землевладельцы получили землю на правах заминдаров. Они обязаны были содержать за свой счет наемное войско и следить за перечислением налогов. Но земли остались в их распоряжении.

· Мусульманская военно-служилая знать получила землю на условиях икты. Они получили не столько землю, сколько налог с нее, чтобы содержать себя и свое войско. Иктадары довольно часто переводились из одной области в другую.

· Земли духовных феодалов – инамы. Налог с них шел на содержание мечетей и т.п.

· Земли султанского домена – хасс, налог – в гос. казну.

· Новые власти не посягали на общины, которые стали налогооблагаемыми единицами.

· Государство не было крепким. Содержание наемного войска требовало огромных затрат. Вводились новые налоги, вызывавшие возмущение и феодалов, и простого населения. Уже в сер. XIV в держава распадается, начиная с Южной области, Бенгалии. В начале XV в Делийский султанат распадается и попадает под власть Великих Моголов.

Иран в IX-XV вв.

Общее развитие

- в 651 Иран завоеван арабами. Начинается распространение ислама, которое сталкивается с местными верованиями (зороастризм). Тяготение к мистике и дуализму, распространение шиитских традиций. Иран к IX в – «сектантский» центр халифата (маздакиты, хуррамиты и др.)

- иранская знать оказала военную помощь халифу Мамуну в борьбе за власть и получила расширенные права (наследственное наместничество Тахиридов в 821) – почти независимость, чем и воспользовались для упрочения положения. В к. IX в началась борьба в Иране. Были созданы гос-ва Саманмдов (вост. Иран) и Буидов (зап. Иран)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.209.246 (0.057 с.)