Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Начало формирования средневековой культуры.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Начало формирования средневековой культуры. Раннее средневековье иногда называют «темными веками», вкладывая в это понятие некий уничижительный оттенок. Упадок и варварство, в которые стремительно погружался Запад в конце V—VII вв. в результате завоеваний и непрекращавшихся войн, противопоставлялись не только достижениям римской цивилизации, но и духовной жизни Византии, не пережившей столь трагического перелома при переходе от античности к средневековью. Но именно в период раннего средневековья решались кардинальные задачи, определившие будущее Европы. Первая и главнейшая из них — закладывание основ европейской цивилизации, ибо в древности не было «Европы» в современном понимании как некой культурно-исторической общности с единой судьбой в мировой истории. Она начала реально формироваться — этнически, политически, экономически и в культурном отношении — в раннем средневековье как плод жизнедеятельности множества народов, населявших Европу издавна и вновь пришедших: греков, римлян, кельтов, германцев, славян и др. Как ни парадоксально, но именно раннее средневековье, не давшее достижений, сопоставимых с высотами античной культуры или зрелого средневековья, положило начало собственно европейской строительные артели-ложи. Возникшее через несколько веков масонство использовало эту форму организации и даже заимствовало само наименование (франкмасоны — франц. «вольные каменщики»). В конце XIV — начале XV в. одним из крупнейших европейских художественных центров становится Бургундия. Придворным мастером герцога Филиппа Смелого был выдающийся скульптор, выходец из Нидерландов, Клаус Слютер. Вершина его творчества — «Колодец пророков» в Дижоне. Мощные монументальные фигуры пророков выполнены с поражающей смелостью и выразительностью, заставляющими вспомнить творения Микеланджело. Живопись в готических соборах была представлена главным образом росписью алтарей. Однако подлинными галереями крошечных картин являются средневековые рукописи с их красочными и изысканными миниатюрами. В XIV в. во Франции и Англии появляется станковый портрет, развивается светская монументальная живопись. В областях Испании, остававшихся под властью арабов, продолжает развиваться великолепное мавританское искусство. В XIII—XIV вв. был построен уникальный ансамбль Альгамбра в Гранаде, в котором совершенство архитектурных форм сочетается с богатейшим декоративным убранством. Сегодня благодаря исследованиям нескольких поколений медиевистов средневековая культура предстает перед нами многими своими ликами. Крайний аскетизм и жизнеутверждающее народное мироощущение, мистическая экзальтация и логический рационализм, устремленность к абсолюту и страстная любовь к конкретной, вещной стороне бытия причудливо и в то же время органично соединяются в ней, подчиняясь законам эстетики, отличным от таковых в античности и новом времени, утверждающим систему ценностей, присущую именно средневековью. При всем разнообразии средневековая культура, исполненная внутренних противоречий, знавшая взлеты и падения, образует ансамбль, идейную, духовную и художественную целостность, которая определялась прежде всего единством исторической реальности, лежавшей в ее основании. Глава 22. Культура Византии IV—XV вв. Византийская культура имела огромное значение в становлении европейской цивилизации. Ее роль выходила далеко за пределы тысячелетних хронологических рамок существования самой империи. Почти половина христиан всего мира в духовном отношении являются и поныне прямыми наследниками восточно-христианской, византийской культуры. Общие особенности византийской культуры. Общие особенности византийской культуры. Византийской культуре в целом присущ ряд ярко выраженных особенностей сравнительно с культурой других европейских стран в средние века. 1) В IV—XII вв. ее отличал значительно более высокий уровень. 2) Античное наследие в византийской культуре, хотя и в адаптированной и переработанной форме, находило проявление во всех областях, начиная с философии и кончая прикладным искусством и бытовым распорядком. 3) В органическом сплаве собственно греко-латинской культуры с традициями местных культур (египетской, сирийской, армянской, грузинской и др.) преобладал творческий гений греческого народа, особенно в ее языке — с VII в. она окончательно стала грекоязычной. 4) Ее специфика состояла и в ее открытости влиянию культур народов, живших не только в пределах империи, но и вне их — отсюда ее отчетливый восточный колорит. 5) Яркая черта культуры Византии — ее традиционность, приверженность канону, скрывающая под издревле принятыми формами борьбу идей, критериев, стилей. 6) Отличалась, наконец, византийская культура и большей типологической однородностью по сравнению с западноевропейской. В культуре Византии, как в никакой иной в средневековой Европе, слились развитые культурные традиции весьма разных древних народов. Это объяснялось многовековым воздействием таких факторов, как: сильная централизованная власть, единство системы управления, принципов налогообложения и комплектования армии, права и судопроизводства, религии и организации церкви, государственного (греческого) языка; континуитет городской жизни с прямой культурной преемственностью между поколениями; сравнительная интенсивность общения и обмена информацией между центром и провинциями, благодаря государственной почте и обширной сети морских коммуникаций; наконец, чрезвычайная роль гигантского очага культуры — Константинополя, главного для всей империи источника новых идей, критериев и принципов, законодателя мод и вкусов. Ранневизантийская культура. Ранневизантийская культура. С IV до середины VII в. (т.е. в ранневизантийский период) совершалось формирование основ византийской культуры как целостной системы проявлений духовной жизни общества. Рождалась принципиально новая культура, пронизанная христианским миросозерцанием. В острой идейной борьбе христианский монотеизм приходил на смену языческому политеизму. Приверженность христианству стала идеологическим императивом — необходимым условием самого существования индивида как полноправного члена общества и подданного империи. До конца существования империи византийское общество сохраняло древние традиции уважения к знанию. Восточнохристианскому богослову VIII в. Иоанну Дамаскину принадлежит распространенное и поныне изречение: «Ученье — свет, а неученье — тьма». В городах империи знание грамоты (чтения и счета) было обычным не только в высших, но и в средних и низших по достатку слоях населения. Резкое падение уровня образования и сокращение числа грамотных людей имели место лишь в «темные века», т.е. в VII—VIII столетиях, в условиях всеобщего кризиса и нашествия варваров. Тягу к учебе стимулировал стойкий спрос государства на образованных людей, необходимых для пополнения штата многочисленного чиновничества. Уже в IX в., в условиях упрочения аппарата власти, начался новый подъем образования. Как и в других странах средневековья, Византия не знала единой всеобщей системы образования, хотя сеть школьных учреждений была здесь гораздо более широкой. Организация школы, состав дисциплин и порядок обучения были унаследованы от античности. Школы делились на две ступени: начальную и среднюю. В начальной дети с 6—9 лет изучали цикл наук, обозначаемый по традиции как «тривиум» (некогда он включал грамматику, риторику и диалектику). На деле круг дисциплин в разных школах был различным и изучались в них лишь начатки знаний. Общим было обучение в течение двух-трех лет чтению, письму, счету, основам христианского вероучения и элементам светской и библейской истории. Вместо Гомера читали теперь «Псалтирь» — главный учебник школяров. Школы были как платными — частными, так и бесплатными — монастырскими, церковными, городскими, доступными даже для бедняков. В круг дисциплин школы средней ступени — «квадривиум» — входили арифметика, геометрия, музыка (гармония) и астрономия. Но и здесь царило разнообразие в выборе наук. На более высоком уровне изучали грамматику, риторику и логику (диалектику). Всю совокупность наук определяли как философию — чисто теоретическое знание. К практическим относили этику, политику, юриспруденцию. Знания же физических или химических свойств веществ, приобретаемые опытным путем, считались не наукой, а ремеслом. С победой христианства науку делили также на священную и светскую («внешнюю»), причем первая объявлялась госпожой, а вторая ее служанкой. Сколь ни избирательным был подход к наследию античной литературы, ее изучению отдавалось много сил. По старой традиции совершенным литературным (письменным) языком считался только аттический диалект, уже мало понятный большинству населения. Именно его, однако, изучали, на нем образованные люди говорили друг с другом и создавали свои сочинения. Между языком культуры и живой речью народа увеличивался разрыв. Попытки его преодоления начались в конце XII в., но полностью он был ликвидирован только в новое время. Средняя, платная школа, создаваемая обычно частным образом самими преподавателями -(грамматиками), была редкостью даже в крупных городах. Продолжали образование главным образом в столице. Самого по себе понятия «высшее образование» византийцы не знали, хотя среди них было немало высоко образованных людей. Высших ступеней знания они достигали порой самостоятельно, но чаще через обучение по частному соглашению у известных эрудитов (риторов, философов, правоведов). В IV-VI вв. своими учеными славились Афины, Антиохия, Бейрут, Газа, Александрия — крупнейшие очаги высшей образованности, центры античного знания. Однако во второй половине VI—VII в. они пришли в упадок. В V в. сгорела дотла богатейшая библиотека в Александрии и была убита фанатичными монахами известная ученая — математик Ипатия. Особым эдиктом Юстиниан I закрыл прославленную в империи школу философов-неоплатоников в Афинах, еще одним своим актом подводя черту под позднеантичной эпохой. Единственным крупным рассадником учености надолго стал Константинополь, а с XII в. также Фессалоника и Трапезунд, и лишь в XIII—XV вв. многие другие города. Философия в ту эпоху была неотделима от богословия: оба понятия были почти синонимами. Разрабатывая христианскую богословскую доктрину, способную выстоять в идейной борьбе с язычеством, иными культами и ересями, византийские богословы были вынуждены опираться на логику и идеалистические Качественный сдвиг произошел к концу XV в. и в развитии филологии. Усилиями гуманистов, разыскивавших, переводивших и комментировавших рукописи древних авторов, круг их, доступный современникам, был значительно расширен по сравнению со средневековьем. Важным завоеванием гуманистической филологии стал критический метод изучения истории литературы, разработанный Валлой и особенно Анджело Полициано — крупнейшим поэтом и филологом последних десятилетий XV в. Большое значение гуманисты придавали риторике, в которой видели надежное средство выражения философских и социально-политических идей, воспитывающих общество в духе высокой морали. Гуманисты XV в. вплотную подошли к проблеме нового научного метода, отличного от схоластической диалектики. Это положительно сказалось на развитии естествознания. Переводы сочинений античных авторов по медицине, математике, астрономии расширили основу, на которую опиралось естествознание в XV в. Технические изобретения (см. гл. 19) стимулировали прогресс в области наук о природе, которые к концу XV в. уверенно набирали силу. Особенно заметными были успехи математики — они находили применение не только в сфере самого естествознания, но и в практике коммерческого делопроизводства (более совершенная система счетоводства, «двойная бухгалтерия», новые формы кредита, вексель и т.д.), в строительном деле, в изобразительном искусстве. Знаменитый математик Лука Пачоли (1445—1514) внес большой вклад в развитие алгебры, геометрии, теории бухгалтерского учета, а его знаменитый труд «О божественной пропорции» служил практическим руководством для художников и архитекторов. Важным завоеванием науки были и таблицы планет, составленные немецким астрономом и математиком И. Региомонтаном. Успехи в картографии и географии, астрономии и судостроении сделали возможными длительные морские экспедиции, приведшие уже в конце XV в. к первым географическим открытиям. Качественные сдвиги произошли и в области медицины, опиравшейся на эксперимент, начавшей практиковать препарирование трупов, чему многие столетия препятствовала церковь. Наконец, открытием огромного исторического значения стало изобретение в середине XV в. книгопечатания Иоганном Гутенбергом. Оно стало одной из важных технических основ бурного подъема ренессансной культуры в конце XV — начале XVI в. Хронологическая таблица
Библиография1 Источники и литература к тому в целом Источники Агрикультура в памятниках западного средневековья / Под ред. O.A. Добиаш-Рождественской и М.И. Бурского. М., Л., 1936. Антология педагогической мысли христианского средневековья / Сост. и ред. В.Г. Безрогое. O.K. Варьяш. М., 1994. Т. 1-2. Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: быт, нравы, идеалы. Москва, 1996. Памятники средневековой латинской литературы IV—XI вв. М., 1970. Памятники средневековой латинской литературы X—XII вв. М., 1972. Социальная история средневековья / Под ред. Е.А. Косминского и А.Д. Удалъцова. М., Л„ 1927. Т. I—II. Средневековье в его памятниках / Под ред. Д.Н. Егорова. М., 1913. Стасюлевич М. История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. СПб., Пг. Разн. изд. Т. I—III. Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы / Под ред. В.М. Корецкого. М., 1961. Хрестоматия по истории средних веков/Под ред. С.Д. Сказкина. М., 1961—1963. Т. I—II. Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. Н.П. Грацианского и С.Д. Сказкина. 3-е изд. М., 1953. Т. I; M., 1950, Т. II. Исследования и пособия Введение в специальные исторические дисциплины. М., 1990. Всемирная история. М., 1957. Т. 3. Господствующий класс феодальной Европы. М., 1989. Грацианский Н.П. Из социально-экономической истории западноевропейского средневековья. М., 1960. Гутнова Е.В. Классовая борьба и общественное сознание крестьянства в средневековой Западной Европе (XI-XV вв.). М., 1984. Европа в средние века: экономика, политика, культура. Сб. статей. К 80-летию акад. С.Д. Сказкина. М., 1972. Идейно-политическая борьба в средневековом обществе. М., 1984. История Венгрии. В 3 т. М, 1971. Т. 1. История Византии. В 3 т. М., 1967. Т. 1-3. 1 Более подробные сведения см. в библиографических указателях литературы: История средних веков. М., 1968. Т. 1 (1918-1957); М., 1984. Т. 2. Ч. I (1958-1967); М.. 1984. Т. 2. Ч. II (1958-1967). За 1968-1992 гг. -в сб.: Средние века. М., 1971, 1973, 1975-1978, 1980-1995. Вып. 34, 36, 37, 39-58. За 1992-1994 гг. -Бюллетень Всероссийской Ассоциации медиевистов и историков раннего нового времени. М., 1993, 1995, 1996. Вып. 3/4, 6, 7. История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8 т. М., 1992. Т. 2. Средневековая Европа. История Дании. М., 1996. История дипломатии. 2-е изд. М., 1959. Т. 1. История Ирландии. М., 1980. История Италии. В 3 т. М., 1970. Т. 1. История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. В 3 т. Т.1, 2. М., 1985, 1986. История Норвегии. М., 1980. История Франции. В 3 т. М., 1972. Т. 1. История Швеции. М., 1974. Классы и сословия средневекового общества / Под ред. З.В. Удальцовой. М., 1988. Ковалевский М.М. Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства. М., 1898—1903. Т. I—III. Колесницкий Н.Ф. Феодальное государство (V—XV вв.). М., 1967. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. Маркс К. Капитал. Т. III. Гл. 47//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25. Ч. II. С. 344-379. Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству//Там же. Т. 46. Ч. I. С. 468-472. Неусыхин А.И. Проблемы европейского феодализма. Избр. тр. М, 1974. Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (VI—XVII вв.). Л., 1990. Проблемы развития феодальной собственности на землю. М., 1979. Самаркин В.В. Историческая география Западной Европы в средние века. М., 1976. Сказкин С.Д. Очерки по истории западноевропейского крестьянства в средние века. М., 1968, см. также в кн.: Сказкин С.Д. Избранные труды по истории. М., 1973. Средневековая Европа глазами современников и историков. Книга для чтения в пяти частях/Отв. ред. А.Л. Ястребицкая. М., 1995. Ч. 1-4. Феодальная рента и крестьянские движения в Западной Европе XIII—XV вв. М., 1985. Элита и этнос средневековья / Отв. ред. A.A. Сванидзе. М., 1995.
* * * Античная древность и средние века. Свердловск, 1960—1995. Вып. 1—27. Бюллетень Всероссийской Ассоциации медиевистов и историков раннего нового времени. М., 1992-1996. Вып. 1-7.
Византийские очерки. М., 1961—1996. Вып. 1—6. Византийский временник. М., 1947—1996. Т. 1—56. Одиссей. Человек в истории. М., 1989-1995. Вып. 1—7. Причерноморье в средние века. М., 1991-1995. Вып. 1—2. Средние века. М., 1942-1995. Вып. 1-58. Источники и литература к отдельным главам К главе 1. Сущность понятий «средние века» и «феодализм» Литература Афанасьев Ю.Н. Историзм против эклектики. Французская историческая школа «Анналов» в современной буржуазной историографии. М., 1980. Барг М.А. Проблемы социальной истории в освещении современной западной медиевистики. М., 1973. Баре М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987. Бессмертный ЮЛ. «Феодальная революция» X—XI вв.?//Вопросы истории. 1984. №1. Вайнштейн О.Л. История советской медиевистики. 1917—1966. Л., 1968. Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993. Гутнова Е.В. Историография истории средних веков. 2-е изд. М., 1985. Данилов А.И. Проблемы аграрной истории раннего средневековья в немецкой историографии конца XIX — начала XX в. М., 1958. Косминский Е.А. Историография средних веков. V — середина XIX в. М., 1963. Курбатов Т.Д. История Византии (историография). Л., 1975. Лаптин П.Ф. Община в русской историографии последней трети XIX — начала XX в. Киев, 1971. Методологические и историографические вопросы исторической науки. Томск, 1963-1994. Вып. 1-21. Могильницкий Б.Г. Политические и методологические идеи русской либеральной медиевистики середины 70-х годов XIX в. — начала 900-х годов. Томск, 1969. Удальцова З.В. Советское византиноведение за 50 лет. М., 1969. К главе 2. Источники по истории средних веков V—XV вв. Литература Вайнштейн О.Л. Западноевропейская средневековая историография. М., Л., 1964. Вспомогательные исторические дисциплины. (Л.) СПб, 1968-1994. Вып. 1—25. Добиаш-Рождественская O.A. История письма в средние века. 3-е изд. М., 1987. Заборов М.А. Введение в историографию крестовых походов. (Латинская хронография XI-XIII вв.). М., 1966. Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. Л., 1955. Люблинская А.Д. Латинская палеография. М., 1969. Медведев И.Л. Очерки византийской дипломатики. (Частноправовой акт). Л., 1988. Проблемы источниковедения западноевропейского средневековья / Под ред. В.И. Рутенбурга. Л., 1979. Проблемы палеографии и кодикологии в СССР. М., 1974. Хвостова К.В. Количественный подход в средневековой социально-экономической истории. М., 1980. К главе 3. Западная Европа на рубеже античности и средневековья Источники Древние германцы. Сб. документов / Сост. Б.Н. Граковым, СП. Моравским и А.И. Неусыхиным. М., 1937. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Getica / Вступит. статья, пер. и ком-мент. Е.Ч. Скржинской. М., 1960. Корсунский А.Р. Возникновение феодальных отношений в Западной Европе. М., 1968. (Вып. 1); М., 1973-1979. Вып. 2-3. Шервуд Е.А. Законы лангобардов. М., 1992. Литература Буданова В.П. Этнонимия племен Западной Европы: рубеж античности и средневековья. М., 1991. Буданова В.П. Готы в эпоху Великого переселения народов. М., 1990. Виноградов П.Г. Происхождение феодальных отношений в Лангобардской Италии. СПб, 1880.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.147.77 (0.02 с.) |