Историко-культурные предпосылки возникновения философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историко-культурные предпосылки возникновения философии.



Философия – это система теоретических знаний о сущности мира, сущности человека и о существенных закономерных связях и отношений человека с миром.

Философия как самостоятельная система знаний появляется примерно в одно время (7-6 вв. до н. э.) у разных народов и в разных странах – в Индии, Китае, Греции.

Предпосылки:

-в процессе разрушения перваобытной общины и коллективного родового сознания происходит формирование индивидуального самосознания личности без которогопостановка философской проблемы об отношпении личности ко всмему остальному миру была невозможна и развитие свободомыслия, без которого не возможно философское творчество.

-Третье разделение труда – отделение умственного труда от физического, появление особого класса людей, занятых интеллектуальной деятельностьюдуховным производством.первое разделение:отделение земледелия от скотоводства а второе появление торговли.

-Прогресс ускорение в развитии абстрактного мышления, необходимо для теоретической деятельности.выразилось в появлении философии

-появление и развитие письменности.это проявляется в ускорении прехода от образного мышления к мышлению абстрактному, теоретическому, граммотность структурирует мышление.

Ф – достаточно поздняя форма МЗ. Она проявляется в момент разложения родового строя, перехода к классовому обществу и гос форме правления. У различных народов это происходит в разное время. Индия, Китай, и Др Греция к 8-6 в до н э стали лидерами человечества в экономическом и, следовательно, во всем соц-культ развитии. В такой период люди за счет качественного изменения в производстве мат благ, увеличения производительности труда,становятся относительно независимы от природы, переходят от целенаправленного приспособления к ней ко всё более полному целесообразному приспособлению внешнего мира. Это требует более независимого взгляда на мир – новое МЗ, чем и становится Ф. Она отличается от религиозно-мифологического МЗ, попыткой объяснить мир исходя из него самого – не прибегая к вымышленным силам, используя обращение к естественным причинам и условиям.

Отличительной особенностью Ф с момента ее возникновения стало стремление, как это определил др гр философ Платон, познать вечное в приходящем, единое (одно и то же) во многом (в различном).

Возникновение Ф. относится к глубокой древности. Зачатки Ф. знаний отчетливо обнаруживаются в VI-V вв. до н. э. в Китае, Индии и наиболее развитых странах Средиземноморского бассейна. Важным фактором содействовавшим появлению Ф. и зарождению нового мировоззрения было возникновение древнегреческой рабовладельческой демократии. Чтобы добиться власти необходимо было опровергнуть противника, т. е. доказать правоту, так возникла особая форма обмена информацией - док-во. В итоге систематическое мышление + математика наехали на мифологию, и возникновение нового М. стало ист. необходимостью. Итак, разложение мифологического М. стимулировало поиск новых форм объяснения мира => развивается логика (Аристотель). Переход к феодальному обществу привел к упадку самостоятельного значения античной Ф. Господствующей формой религии стало христианство. Ф. почти на 1 тыс. лет становится служанкой богословия, но полного застоя в средневековье не было. Освобождаясь от пут феодальных отношений человек -> к самоутверждению, к более верному пониманию своего места в мире. С этим стремлением связана эпоха Возрождения. С развитием науки возникают гносеоцентрические программы (gпosis - знание). Одна - рационализм (ratio - разум) - выдвигает на первый план логическое основание науки, другая эмпиризм (emperia - опыт) - знания возникают из опыта и наблюдений, внутри каждого борятся материалисты и идеалисты. Развитие науки в общественной жизни XVIII-XIX вв. обнаруживает узость всех прежних Ф. систем. Рабочий класс -> к своему освобождению не может его осуществить без нового рев. М., без новой Ф. Ее создают Маркс и Энгельс. В первой четверти XX в. развитие Ф. марксизма было связано с Лениным. XX в. в своей культурно-ист. эволюции вызвал к жизни множество Ф. течений таких как: неопозитивизм (задача о логическом анализе языка науки), неотомизм, прагматизм (принцип практичности).


Предмет философии.

Любая система знаний имеет свой объект и предмет. Объект – та сфера или область действительности, которую исследует и объясняет данная система знаний. Наиболее существенные, главные для данной системы знаний стороны объекта составляют ее предмет.

Исходя из определения, философия – это система теоретических знаний о сущности мира, сущности человека и о существенных закономерных связях и отношений человека с миром. Философия – многоаспектное знание, что подтверждается внутренним делением на множество «субфилософий».

Предметное деление философии:

-История философии (учение о возникновении, становлении и развитии философского знания как мудрости)

-Онтология (учение о бытии, его наиболее общих свойствах, способах и формах существования)

-Гносеология (учение о познании, познавательной деятельности, чувственном и рациональном уровнях познания)

-Эпистемология (учение о логическом уровне познания, теоретическом мышлении, истине и путях ее достижения)

-Социальная философия (учение об обществе, его сущностных характеристиках и закономерностях развития)

-Философская антропология (учение о человеке, его предназначении, смысле жизни)

Предмет философии – наиболее общие принципы взаимосвязи субъекта и объекта, человека и мира.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.52.86 (0.007 с.)