У этих двух школ одно общее-внутренняя гармония человека (начни с себя). Целое преобладает на единичным и частным. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

У этих двух школ одно общее-внутренняя гармония человека (начни с себя). Целое преобладает на единичным и частным.



 

 


25.Проблема первоначала в ранней греческой натурфилософии.

Первой философской проблемой стала проблема первоначала бытия. Она сводится к определению единой сущности многообразного и бесконечного мира. Точки зрения на эту проблему:1. Фаллес из Милета: мир состоит из воды и все полно богов 2. Анаксимандр – ученик Фаллеса: первоначало- бесконечно и безгранично;3. Анаксимен - ученик Фаллеса: все состоит из воздуха;4. Героклит Эфесский: первоначало – огонь – универсальный закон бытия, логос. Мудрость – понимание того, что все – проявление единой сущности, все подчинены единому закону.5. Пифагор: первоначало бытия- число- это мера, которая обуславливает качественную определенность и своеобразие каждой вещи;6. Эллейская школа – 5 век до н.э. (основатель- Парменид из Эллеи): логический анализ понятий истинного бытия и неистинного бытия;истинное бытие можно познать с помощью разума, реальный мир, который видит человек- это иллюзия. Истинное бытие – это сфера, которая существует вечно, неизменно, неделимо. Последователь- Зинон Эллейский: более 40 доказательств против движения и множественности (мир статичен и един). Элиаты – метафизики, рассматр-щие вещи вне их связи с др. предметами, как нечто неизменное.7. Эмпедокл: 4 первоначала- вода, воздух, земля, огонь, их различные сочетания – многообразие предметов мира.8. Анаксагор: бесконечное множество первоначал, которые создают Семена всех вещей.

При анализе греческой философии выделяют три периода:

первый — от Фалеса до Аристотеля;

второй — греческую философию в римском мире и, наконец,

третий — неоплатоновскую философию.

Хронологически эти периоды охватывают свыше тысячи лет, с конца VII в. до н. э. до VI в. текущего летоисчисления. Фалес

Первым древнегреческим философом принято считать Фалеса (ок. 625 — 547 гг. до н. э.), основателя Милетской школы. Согласно Фалесу, все многообразие природы, вещей и явлений можно свести к одной основе (первостихии или первоначалу), в качестве которой он рассматривал “влажную природу”, или воду. Фалес считал, что все возникает из воды и в нее же возвращается. Он наделяет первоначало, а в более широком понимании весь мир одушевленностью и божественностью, что находит свое подтверждение в его изречении: “мир одушевлен и полон богов”.

Анаксимандр

После смерти Фалеса во главе Милетской школы стал Анаксимандр (ок. 610 — 546 гг. до н. э.). В качестве первоначала всего сущего Анаксимандр считает апейрон (беспредельное). В его интерпретации апейрон не является ни водой, ни воздухом, ни огнем. “Апейрон есть не что иное, как материя”, которая находится в вечном движении и порождает бесконечное множество и многообразие всего существующего.

Анаксимен

Последним известным представителем Милетской школы был Анаксимен (ок. 588 — ок. 525 гг. до н. э.). Анаксимен придавал большое значение выяснению природы первоначала. Таковым, по его мнению, является воздух, из которого все возникает и в который все возвращается. Анаксимен избирает в качестве первоначала воздух в силу того, что он обладает такими свойствами, которых нет (а если есть, то недостаточно) у воды. Прежде всего, в отличие от воды, воздух имеет неограниченное распространение. Второй аргумент сводится к тому, что мир как живое существо, которое рождается и умирает, требует для своего существования воздуха.

Гераклит

единство противоположностей — Гераклит первый высказал навсегда сохранившую ценность идею, которая вплоть до наших дней остается одной и той же во всех системах философии ”. В основе всего сущего, его первоначалом, первовеществом Гераклит считал первоогонь — тонкую, подвижную и легкую стихию. Мир, Вселенную не создал никто ни из богов, ни из людей, но она всегда была, есть и будет вечно живым огнем, согласно своему закону, вспыхивающим и угасающим. Огонь рассматривается Гераклитом не только как сущность всего сущего, как первая сущность, как первоначало, но и как реальный процесс, в результате чего благодаря разгоранию или угасанию огня появляются все вещи и тела.

Пифагор

Установление на Земле порядка, согласно Пифагору, может быть осуществлено на трех основах морали, религии и знании. Соразмерность в делах людей выступает следствием гармонического сочетания физического, эстетического и нравственного. Она есть результат разрешения противоположности между беспредельным и пределом, выражающийся в числе. При этом число рассматривается как начало и элемент понимания сущего.

Ксенофан

Другая ветвь италийской философии — школа элеатов. Она сформировалась и развивалась в Элее. Главные представители школы Ксенофан (565 — 470 гг. до н. э.), Парменид, Зенон, Мелисс. Учение элеатов стало новым шагом на пути развития философского знания.

Элеаты в качестве субстанции всего сущего выдвинули бытие. Они же поставили вопрос о соотношении бытия и мышления, т. е. основной вопрос философии. Он считал землю основой всего сущего. Бог у него символизирует неограниченность и бесконечность материального мира. Сущее у Ксенофана неподвижно.

Парменид

Центральным представителем рассматриваемой школы является Парменид (ок. 540 — 470 гг. до н. э.), ученик Ксенофана.

Парменид резко отличает постигаемую разумом подлинную истину и мнение, опирающиеся на чувственное познание. По его представлению, сущее неподвижно, однако ошибочно оно рассматривается как подвижное. Учение Парменида о бытии восходит к линии материализма в древнегреческой философии. Однако материальное бытие у него неподвижно и не развивается, оно шарообразно.

Зенон

Он прославился выяснением противоречий между разумом и чувствами. Свои взгляды он излагал в форме диалогов. Вначале он предлагает противоположное утверждение тому, что он желает доказать, а затем доказывал, что истинным является противоположное противоположному утверждение.

Сущее, по Зенону, имеет материальный характер, оно находится в единстве и неподвижности. Известность он приобрел благодаря попыткам доказать отсутствие множественности и движения у сущего.

Мелисс

При этом он, во-первых, сформулировал закон сохранения бытия, согласно которому “из ничего никогда не может возникнуть нечто”. Во-вторых, он, принимая такие характеристики бытия как единство и однородность, истолковал вечность бытия как вечность во времени, а не как вневременность. Бытие у Мелисса вечно в том смысле, что оно было, есть и будет, в то время как Парменид настаивал на том, что бытие существует лишь в настоящем.

В-третьих, Мелисс изменил учение Ксенофана и Парменида о конечности бытия в пространстве и доказывал, что оно неограниченно и потому беспредельно.

В-четвертых, единство мира в отличие от Парменида он видел не в возможности его умопостижения, а в материальности, как объединяющем начале.

Анаксагор

В качестве основы и движущей силы всего сущего он выдвинул ум, который является у него не столько духовным, сколько материальным началом, движущей силой. Анаксагор считал, что небесные светила — это не божества, а глыбы и скалы, оторвавшиеся от Земли и раскалившиеся вследствие быстрого движения в воздухе. За это учение Анаксагор был привлечен к суду деятелями афинской аристократии и изгнан из Афин.

Одним из центральных вопросов, волновавших Анаксагора, был вопрос о том, как возможно возникновение сущего. Ответ на этот вопрос он дает такой: все возникает из подобного себе, т. е. из качественно определенных частиц, которые он именует “семенами” — гомеомериями. Они инертны, но приводятся в движение разумом.

Демокрит

Он считал, что объективно существуют атомы и пустота. Бесконечное число атомов наполняет бесконечное пространство — пустоту. Атомы неизменны, постоянны, вечны. Они движутся в пустоте, соединяются между собой и образуют бесконечное число миров. Атомы отличаются друг от друга по форме, величине, порядку и положению. Развитие мира, по Демокриту, совершается закономерно и причинно обусловлено.

 



27. Проблема человека в философии софистов и Сократа.

Софисты – первые философы, которые отказались от проблемы бытия в пользу пробл..чел-ка. Нов. установка - в высказывании софиста Протагора: «чел-к есть мера всех вещей». Гл.черта их фил-фии - Философская школа появляется в V в до н.э., как реакции я на неразрешимость проблемы бытия. В философии софистов происходит переход от проблемы бытия к проблеме человека, от проблемы истины к проблеме значения вещи для человека. Главная черта философии софистов- релятивизм -принцип, отрицающий существование объективной истины (сущ-ют лишь мнения людей о том, что такое истина, добро и зло). «--» ведет к отрицанию научного познания; «+» право каждого чел-ка на свою точку зрения. Всякая истина относительна – она исторически и культурно обусловлена. Сократ- главный оппонент софистов, рассматривал сущность бытия человека и смысл человеческой жизни. Сущность человека по Сократу- это разумная душа, которая является отражением и проявлением божественного первоначала. Человек стремится к познанию истины к достижению красоты и добра. Человек не может жить правильно, если не осознает своей сущности.Важная часть философии Сократа- этика: мы должны заботится о том, чтобы жить правильно. Центральная проблема-проблема чел-ких ценностей, сущ-ти чел-ка. Сократ считал, что чел-к должен понимать истинную сущ-ть вещей – мыслить абстрактно, а не примерами.

 

Возникновение философии софистов ознаменовало начало нового – гуманистического - этапа в истории античной философии. Софисты сыграли значительную роль в развитии техники философской дискуссии, искусства логической аргументации. Они создали школы красноречия, эристику — искусство спора. Они впервые заменили проблему сущности бытия проблемой смысла и значения бытия для человека. Подчёркивая изменчивость как главное свойство реальности, они учили, что смысл всякого существования постигается через его отношение к другому существованию, и всякая истина относительна. Тезис Протагора (V в. до н. э.) о том, что «Человек — мера всех вещей» содержит идею об относительности человеческих знаний и ценностей.

Оппонентом софистов был Сократ, живший в V веке до н.э. Сократ стремился доказать объективность, общезначимость и необходимость истинного знания, нравственных и эстетических ценностей. Хотя стремление к самопознанию было свойственно ранней греческой философии, лишь Сократ сделал формулу мудрости «Познай самого себя» главным принципом своего учения. Для Сократа смысл человеческой жизни заключается в самопознании. Метод Сократа — идеалистическая диалектика понятий, искусство раскрывать противоречия во взглядах собеседника путем столкновения точек зрения.


 


28. Проблема бытия и познания в философии Платона.

Главный принцип в философии Платона- объективный идеализм - философское направление, утверждающее приоритет идеального над материальным. Материальный мир- проявление идеального первоначала, которое сущ-ет объективно. Платон – плюралист.Платон разделяет бытие на два уровня: мир идей и мир вещей. О мире идей говорил как об истинном бытие:находится в надзвездных сферах (за рамками космоса,бытия).Первоначала у Платона- это идеи, которых существует бесконечное множество. Мир идей –гиперурания. Они делятся на три вида:Эстетические и нравственные;Числа и геометрические фигуры;.Сущности вещей- эйдосы- абстрактные понятия, которые и выражают эту сущность.У человека тоже есть эйдос- вечный, неизменный, совершенная материя. Предмет у Платона- соединение эйдоса и материи (потенциального бытия). В силу своей материальной природы предметы изменчивы, подвержены разрушению. Все предметы которые возникли на земел возникли в соединениии с косной идеей.Когда идея соединяется с материец возникает конкретные предметы они не вечны пребывают в непрерывном движении и они не совершенны. материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.);

весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:

«единого»;

«ума»;

«души».

«Единое»:

является основой всякого бытия;

не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т.д.);

есть ничто;

выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;

первоначало всего – всех идей, всех вещей, всей явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).

«Ум»:

происходит от «единого»;

разделен с «единым»;

противоположен «единому»;

является сущностью всех вещей;

есть обобщение всего живого на земле.

«Душа»:

подвижная субстанция, которая объединяет и связывает»единое – ничто» и «ум – все живое», а также связывает между собой все вещи и все явления;

также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;

душа человека (вещи) есть часть мировой души;

душа бессмертна;

при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;

постоянство души смена телесных форм – естественный закон Космоса.

Теория познания Платона.Теория Познания- это теория припоминания:человеку доступна истина, т.к. после смерти тела душа возвращается в геперуранию, где душа свободно созерцает мир идей, познает истину, затем, возвращаясь на землю, все забывает. Но если чел-к стремится к истине, то душа все это вспомнит. Платон был антисенсуалистом – фил. принцип, отрицающий роль чувств в процессе познаний. Истина познается только с помощью разума. Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:

поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»;

«чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение – «докса»);

высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».

 

 


 

29. Учение Платона о государстве.

Сущность человека – душа. 3 части: разум, воля, чувства. Наилучшая душа: разум управляет волей и чувствами. Такая душа гармонична и нах-ся в гармонии с окр.миром.Важной частью социальной философии Платона стало учение о государстве, в котором соединилось представления о социальном устройств. Соц. взгляды Платона выражены в учении о государстве. Платон создал первую соц. утопию, в кот-е соед-сь представления о соц. устройстве и миф о душе. Добродетели идеального государства мудрость, мужество, справедливость, рассудительность. Справиделивость главная добродетель в идеальном государсвте.Согласно этому в идеальном государстве есть 3 сословия:- философы(мудрецы)- управление общими делами;- стражи(войны)- защищают государство;- земледельцы и ремесленники- люди, занятые материальным производством.Высший принцип в государстве- справедливость-человек занимает в государстве место согласно способностям своей души: - если развит разум- становится философом;- если развита воля- стражем;- если чувство- ремесленник и земледелец.Эти три сословия обладают разными правами: ремесленники имеют право на семью, право обладать собственностью, а философы и стражи этих прав не имеют. Свободный переход между сосл. не возможен. Судьба чел-ка предопределяется воспитателем. Платон рассматривал формы правления. Лучшими он считал- монархию и аристократию, а худшими- демократию, олигархию и теранию, так как в них отсутствует разумное начало. Настоящее имя Аристокл. Школа Платона – Академия. Его ученик – Аристотель. Для идеального гос-ва хар-ны 4 главн. Добродетели – «стоические»: рассудителность, умеренность, справедливость и мужество. Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников – «досократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества). Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются:

монархия – справедливая власть одного человека;

 

тирания – несправедливая власть одного человека;

аристократия – справедливая власть меньшинства;

олигархия – несправедливая власть меньшинства;

демократия – справедливая власть большинства;

тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

6. Платоновский проект государства.

Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:

все население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники;

работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;

воины занимаются физическими упражнениями, тренираются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях;

философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;

философы и воины не должны иметь частной собственности;

жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;

не существует брака, все жены и дети общие;

допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.

В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены.

 



30. Учение Аристотеля о структуре бытия и сущности познания.

.Школа Платона – Академия. Его ученик – Аристотель. Аристотель, IVв. До н.э. будущий учитель Ал. Македонского. Аристотель: «Платон мне друг, но истина дороже». Аристотель не был согласен с Платоном по поводу сущности бытия, он считал невозможным отрывать сущность вещей от них самих. Аристотель полагал, что вещь- единство материи и сущности (сущ-ние вещей в самих вещах)Структура бытия:- материя(потенциальное бытие);- сущность(формальная причина);- движущая причина(источник развития вещи);-целева причина(совершенство, к которому стремится вещь в процессе развития);Бытие иерархично. Самая высшая ступень бытия – чистый эйдос (нус - ум), материальной причиной кот-го явл-ся весь мир(космос). Бытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами бытия:

Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов: воздух, вода, земля, огонь и эфир.

Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог. Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.

Действующая причина — «то, откуда». Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл, то есть

Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо.

Аристотель рассматривал бытие как объективный мир, актуальный принцип вещи, неразрывный с ней, как неподвижный двигатель, божественный ум или нематериальную форму всех форм. Он создал классификацию свойств бытия, всесторонне определяющих субъект — 10 предикатов. На первом месте стоит категория сущности с выделением первой сущности — индивидуального бытия, и второй сущности — бытия видов и родов. Другие категории раскрывают свойства и состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие, страдание.

Содержание и значимость каждой категории определяются движущимся объективным бытием.

Субстанция как предельное основание всего сущего не является таковой, если в ней отсутствует хоть один из этих компонентов бытия. Из цельного бытия нельзя убрать что-либо. При этом каждый из указанных моментов берется как реальная абстракция, в смысле выделения одной грани из состава целого.

Вопросы онтологии:

1) философия занимается вопросами бытия как такового или бытия вообще.

2) философия или физика исследует сущее, причастного к движению.

Аристотель создал иерархию уровней всего сущего:

неорганические образования.

мир растений и живых существ.

мир различных видов животных.

человек.

 

Теория познания: чтобы познать истину, надо изучать реальный мир. Арист. Разработал науную методологию, классификацию наук, создатель логики, этики. Методы познания:1.) диалектику- метод нахождения посылок знания;2.) индукцию- получение из частного знания общего;3.) определение и доказательство- методы получения достоверного знания.Существенные признаки научного знания,по Аристотелю: объективность, доказательность, системность(соотнесение высших и низших ступеней познания), способность объяснять все многообразие явлений.Аристотель приводил следующую классификацию наук: теоретические(мат-ка, физика), практические(этика, политика), поэтические (риторика). Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основа опыта — в ощущениях, памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи; разум же усматривает общее в единичном.

Однако с помощью одних только ощущений и восприятий приобрести научное знание нельзя, потому что все вещи имеют изменчивый и переходящий характер. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи.

Детально и глубоко разобрав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет своё непреходящее значение и поныне. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения и умозаключения.

Аристотель является и основоположником логики.

Задача понятия состоит в восхождении от простого чувственного восприятия к вершинам абстракции. Научное знание есть знание наиболее достоверное, логически доказуемое и необходимое.

В учении о познании и его видах Аристотель различал «диалектическое» и «аподиктическое» познание. Область первого — «мнение», получаемое из опыта, второго — достоверное знание. Хотя мнение и может получить весьма высокую степень вероятности по своему содержанию, опыт не является, по Аристотелю, последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания созерцаются умом непосредственно.

Отправным пунктом познания являются ощущения, получаемые в результате воздействия внешнего мира на органы чувств, без ощущений нет знаний. Отстаивая это теоретико-познавательное основное положение, «Аристотель вплотную подходит к материализму». Ощущения Аристотель правильно считал надежными, достоверными свидетельствами о вещах, но оговариваясь добавлял, что сами по себе ощущения обуславливают лишь первую и самую низшую ступень познания, а на высшую ступень человек поднимается благодаря обобщению в мышлении общественной практики.


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.078 с.)